Деметрий написал(а):По поводу сокращения - у кого-то из современных авторов, уж не у Веллера ли читал, как он пришел к писательству. Был момент, когда автор написал большую повесть, а потом сократил её до трехстраничного рассказа. Попробуйте, возможно получится и текст улучшится.
Кстати, ради интереса, если уж Вы Веллера в пример привели. Хотя на мой взгляд он ни разу не писатель, по крайней мере к художественной литературе отношения не имеет точно. Для публициста из повести сделать три страницы сухого текста это нормально, а вот для Л.Толстого из трёх томов «Войны и мира» сделать повесть на 50 страниц – достижение сомнительное. Я вообще из всей своей работы могу запросто по такому совету сделать 1 строчку.
«Через полгода, после нескольких пересадок, попав на подлёте к месту назначения в аварию, Алексей всё же прибыл на планету Телус.»
И что это означает, что я тогда сразу стану более талантлив, чем сам Веллер? Может кому-то это и покажется лучше, но мне-то интересно пожить вместе с героями.
Вот маленький фрагментик из Веллера.
Веллер написал(а):Зато суббота после стипендии гудела всеобщей выпивкой и танцами до середины ночи, все площадки и закоулки были заняты парочками, и каждое после этого воскресное утро комендантша Марья Ивановна сволакивала вниз с площадки перед чердачной дверью неистребимый тюфяк, скорбно голося: «Да когда ж прекратится наконец это блядство!..»
И длинна у предложения кстати ничего, но всё равно не художественное. Хотя ещё работать и работать, можно слова «неистребимый» и «скорбно» смело выкинуть, смысл предложения от этого не изменится, а там ещё пошерстить союзы и предлоги. Недоглядел видно философ, незачёт.
Веллер написал(а):А и глаз на их семью радовался. И вежливые-то, обходительные: криков-ссор никогда, все ладом – просто редкость.
И все – вместе только. В отпуск хоть: поодиночке ни-ни, не водилось; только все вместе. И почтительно так, мирно… загляденье.
Не пил он совсем. Конечно; культурные люди, врачи оба. Тем более он известный доктор был, хирург, к нему многие хотели, если операцию надо. Очень его любили все – простой был, негордый.
Они еще в институте вместе учились. И уж все годы – такая вот любовь; вместе все да вместе. На рынок в воскресенье – вместе, дочку в детский сад – вместе. Она с дежурства, значит, усталая, – он уж сам обед сготовит, прибрано все. Или ночью вызовут его – она спать и не подумает, ждет. В командировках – звонит каждый день ей: как дела, не волнуйся.
Для публицистики может и хорошо, но это не художественный текст. Чему вообще может научить Веллер? Я не говорю что он не популярен, я этого не знаю, сам не читаю, но почему-то уверен, что его читатель никогда не откроет книгу Шолохова, так же как читатель Шолохова не откроет Веллера. Его читать – также, как читать свежие пусть даже интересные новости, не больше. Каждому своё. Я вон и Пикуля почти не читал, хотя в сравнении с Веллером он живописец.
Сокращение на самом деле вопрос очень сложный. Что именно сокращать?
1. Сокращать сами события (количество). Например, не писать как герой поднялся к потолку и увидел облако трупов, или не встретил сумасшедшую девку в ЗАКе. Или вообще ничего не писать – типа, он проплакал два дня и на третий день появились спасатели…
2. Сокращать описательные предложения в эпизодах-событиях, мысли, слова, ощущения. Сделать эпизод короче – пришёл, увидел, заругался, убежал…
3. Сокращать предложения – если слово не меняет смысл сюжета, выброси его. Кому-то нравятся эти деревья со спиленными ветками, напоминающие столбы, как у Веллера, или Стругацких. Всё только по существу. Мне не нравятся. Другой вопрос что у меня часто переизбыток прилагательных, вот с этим стараюсь бороться, но жаба душит - нужно просто один раз решиться и порезать. Понимаю, но жаба всё равно душит.
Скорее всего нужно работать по всем трём направлениям, но очень осторожно. Чтобы из симфонической безумной какафонии, которую не каждому дано слушать, не вышел примитивный треск барабана, который тоже не каждому дано слушать. «Пушкинский венок» Свиридова, к сожалению выходит не у всех.
Мне хотелось бы сократить, я как-то пятой точкой чувствую что затянуто, но сам я пока ничего не вижу. Сяду за сокращение через полгода, даст Бог. Мест, которые безоговорочно нравятся самому, не так много, но они есть. Надо чтобы всё нравилось, но это в идеале, к этому надо стремиться. Избавиться от длинных предложений не сложно.
Сейчас люди разучились читать художественные тексты. Я не имею в виду свои тренировочные потуги, я имею в виду настоящих русских и советских писателей. Длинные предложения, сейчас, это типа плохо.
Шолохов написал(а):Потом стрельба перемежилась, и мир открылся Аксинье в его сокровенном звучании: трепетно шелестели под ветром зеленые с белым подбоем листья ясеней и литые, в узорной резьбе, дубовые листья; из зарослей молодого осинника плыл слитный гул; далеко-далеко, невнятно и грустно считала кому-то непрожитые года кукушка; настойчиво спрашивал летавший над озерцом хохлатый чибис: «чьи вы, чьи вы?»; какая-то крохотная серенькая птаха в двух шагах от Аксиньи пила воду из дорожной колеи, запрокидывая головку и сладко прижмурив глазок; жужжали бархатисто-пыльные шмели; на венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчелы.
Чем плохо это длинное предложение, кроме того что оно длинное? Его просто нужно уметь прочитать. Не проглотить – быстрее, быстрее, чтотамдальшектокогоубил… пресловутый динамизм в опасности… – а прочитать, насладиться, даже оценить игру знаков препинания. Быстро проглотил – быстро выср…, в голове не остаётся и намёка даже на самый слабый след. Я как-то заставил себя тормознуть и теперь совсем по-другому смотрю на Горького и Куприна, потребность в остром сюжете оказалась сразу на дцатом месте, теперь я больше всего ценю атмосферность. Я не навязываю Вам своего мнения, просто объясняю свой взгляд. А все эти веллеры и стругацкие просто убили чувство прекрасного в классической художественной русской литературе на корню. Кино отбило желание читать. Попробуйте пройтись по Шолоховскому отрывку медленно, ведь шикарная картинка, куда гнать-то. Очень красиво и ритм у него свой, особый. Эти короткие, как лай разозлённой собаки, предложения, лучше что ли?
Флеминг написал(а):Месье Намбер сделал два миллиона. Играл, как обычно. Мисс Фэачайлд за час собрала миллион, затем спасовала. Она целый час держала три банка месье Намбера, но бросила карты. Играла спокойно. Месье виконт де Вийорэн сыграл миллион двести на рулетке. Играл по максимуму на первой и последней дюжинах. Ему везло. Англичанин мистер Бонд вновь в выигрыше: ровно три миллиона за два дня. Играл мартингал на красном за пятым столом. Дюкло, он вел партию, может сообщить детали. Мистер Бонд настойчив, умеет рисковать. Игра у него идет, да и нервы, похоже, крепкие. За вечер железка выиграла столько-то, баккара — столько-то, рулетка дала столько-то, на шарах, где очередной спад публики, соотношение один к одному.
Мировой бестселлер, язви его в душу, читается кем-то взахлёб, как будто это не мистер Бонд, а он сам эти два миллиона выиграл, конечно никакие описания тут не нужны, выигрыш считать в мечтах некогда будет. Ну, убогость же. Я это… больше одной страницы вообще осилить не смог. А в кино – шикарный обаятельный Шон Коннори, да куча практически голых красивых баб, все бегут, трясут чем надо, стреляют, трахаются, кровь рекой… – красота! А читать-то нечего.
Короткие предложения легко глотаются, но очень быстро от них устаёшь. Меня они раздражают. Можно поисправлять, как пишут некоторые сейчас, но мне это не нравится.
Кариан написал(а):…Два часа пролетели незаметно и Баринов сам не заметил, как начал клевать носом. Он наелся, напился, похмельная эйфория от первых порций выпитого давно прошла и теперь с каждым новом глотком, глаза всё упорнее наливались сонной тяжестью, всё настойчивее зазывая домой в кровать.
Некоторые пишут так.
Кариан написал(а):…Два часа пролетели незаметно. Баринов сам не заметил, как начал клевать носом. Он наелся и напился. Похмельная эйфория от первых порций выпитого давно прошла. Теперь с каждым новом глотком, глаза всё упорнее наливались сонной тяжестью. Давно и настойчиво зазывали домой в кровать.
Чем лучше? Не могу понять. Хотя второй вариант тоже поначалу вроде нормально читается. Но он родился из первого, так написать сразу у меня вряд ли получится – будет рваться ритм. Но чем лучше, всё равно не понимаю.
Вот Ваши слова насчёт неуместности хотелось бы осмыслить глубже, хоть на одном примере - где Вы считаете неуместным и понять почему. Понятно что при описании быстрых и решительных действий они не уместны, но где именно это в тексте. А так сложно сказать кто прав.
ТЕКСТ
Глава 37
Горящая полоса световой панели извивалась по рельефному потолку, как торопливо ползущая змея, то ныряя под какие-то зелёные вперемежку с синими декоративные выступы, то расширяясь, словно размазанная по асфальту колёсами грузовика, то вдруг узким энергичным броском скрываясь в очередной норе…
Мягкий золотистый свет сыпался осенней листвой на широкую двухспальную антигравитационную кровать, на просторную комнату с широким обзорным монитором во всю стену, оставляя таинственный голубой полумрак по краям, в укутанных лёгкой тенью полукруглых углах. Везде ни одной прямой линии, только плавные, незаметно перетекающие один в другой изгибы.
Удалено на доработку...
Отредактировано КАРИАН (02-05-2017 02:11:21)