Посмотрел тут, в связи с датой, два фильма про Чернобыль - "Аврора" и "Мотыльки"
Про первый из них я уже высказался в теме про Украину. Теперь объясню подробнее. Я действительно считаю этот фильм халтурой - несмотря ни на тему, ни на прекрасную (на мой невзыскательный взгляд) игру актеров. Просто по вине сценариста и режиссера первая половина фильма - сплошной ляп на ляпе, и после нее уже не хочется смотреть вторую половину - где, собственно, начинается история про бывшего солиста Большого театра, которому все в его эмигрантской жизни обрыдло, и тяжело больную детдомовскую девочку, которая мечтает стать балериной.
Итак, фильм начинается с того, что девочка Аврора живет в детском доме в Припяти (в Припяти не было ни детского дома, ни школы-интерната, но это неважно). 25 апреля у нее день рождения. Она сбегает из детдома, чтобы отпраздновать вместе со случайным знакомым - пожарным из Чернобыля дядей Тарасом. Девочке почему-то кажется, что дядя Тарас очень похож на ее отца, которого Аврора не помнит. Дядя Тарас в это время на дежурстве, поэтому отмечают день рождения прямо в караулке. Чернобыльская ППЧ-17 не была военизированной, но все пожарные - почему-то в солдатском хэбэ. Уехать обратно в Припять девочка не успевает и остается ночевать в караулке. Просыпается от взрыва и звона выбитого стекла. Караулка в это время (половина второго ночи) пуста. Совсем. И тут же нам показывают, как пожарные по шестам съезжают вниз, к боксам, где стоят машины. Где же все эти люди были секунду назад? Погодите, погодите, так это не те пожарные! На дверях машин написано"4 Припять". Стоп-стоп-стоп. Где находится девочка - в Чернобыле или в Припяти? Нам же только что показали, как Аврора сидит в автобусе, как автобус въезжает в Чернобыль, как девочка входит в караульное помещение, как дядя Тарас договаривается с кем-то, чтобы ее отвезли назад. И просыпается она в том же караульном помещении, а не у себя в детском доме. Так какого черта нам Припять показывают? Где логика, блин, а?
И кстати, о Припяти. Не было там никакой четвертой пожарной части. (Но это, как и отсутствие детдома, в принципе неважно).
Дальше нам показывают девочку Аврору, которая стоит у стелы "Чернобыльская АЭС". Рядом тормозит пожарный ЗИЛ с цифрой 2 на дверце. Из нее выпрыгивает майор и набрасывается на Аврору: "Ты что тут делаешь?". Все верно - охрану Чернобыльской АЭС несла ВПЧ-2, и начальником ее был майор Телятников. Взрыв произошел в 1.24. Аврора видит встающее над Припятью зарево из окна караулки. Телятников прибыл на станцию в 1.40. То есть девочка Аврора пробежала как минимум 15 километров быстрее, чем за 16 минут - со скоростью автомобиля. Ну-ну, мы вам верим!
Дальше нам опять показывают Припять. Стекла в окнах домов целые. То есть в пятнадцати как минимум километрах они вылетели от взрывной волны, а в трех-пяти - уцелели? Ну-ну, допустим. По радио звучит объявление об эвакуации. На таком вот фоне в детдом приезжает скорая. Врач с директором проходят мимо детей, которые смотрят телевизор. По телевизору показывают первомайскую демонстрацию в Киеве. Это не прошлогодняя демонстрация, потому что врач говорит сквозь зубы: "Даже детей вывели, вот сволочи!". При этом в детдоме никакой суеты, никакой подготовки к эвакуации. Аврора лежит в палате на втором этаже. Врач включает дозиметр, бешеный треск. Врач говорит, что забирает Аврору в Киев.
Дальше нам показывают блокпост. Стоят автобусы, стоят машины. Все чего-то ждут. Чего ждут - непонятно. Наверное, когда пройдет 24 тысячи лет, и плутоний в собранной на колесах пыли распадется. Подъезжает скорая. Дозиметрист проверяет ее - машина "грязная". Старший лейтенант говорит врачу, что не может выпустить машину. "У меня в машине умирает ребенок!" - "Не могу!". "Иди сюда, смотри сам!" Офицер посмотрел и решил, что долг человеческий выше долга служебного - пропустил "скорую". Я, правда, не понял - а на хрена,собственно говоря, блок-пост то выставляли? Чтобы никто никуда не уехал? Чтобы уморить всех на обочине в ожидании? В реале, согласно официальной версии, после дозиметрического контроля все машины с эвакуированными шли на дезактивацию, а потом - по назначению. Согласно неофициальной версии, в начале мая никакого дозиметрического контроля еще не было - академик Ильин со товарищи однажды тормознули "грязный" бетоновоз чуть ли не на окраине Киева.
И да, Припять эвакуировали 27 апреля. Так что смотреть первомайскую демонстрацию дети в припятском детдоме никак не могли.
Дальше нам показывают американскую клинику. Зав отделением зачитывает эпикриз Авроры. Лечащий врач говорит, что потребуется пересадка костного мозга. Начальство ему возражает, что советское правительство лечение не оплатит. Возникает вопрос: а как, собственно, Аврора оказалась в Штатах? По крайней мере, кто ей билет оплачивал?
Не знаю, я не большой специалист в искусстве. Но снимая фильм об историческом событии, надо хотя бы чуть-чуть дружить с фактами и логикой.
По крайней мере так, как это сделали авторы сериала "Мотыльки". Насчет этого фильма уже высказывалась глубокоуважаемая коллега Цинни, которая была намного более строгим критиком чем я. Нет, там тоже есть ляпы. Например, чуть ли не первыми на пожар приезжает какая-то 33-я часть (блин, неужели так трудно заглянуть в интернет и узнать, что означают цифры на дверях пожарных машин). Для эвакуации людей не собирали на главной площади - автобусы подгоняли к каждому подъезду. Перитонит сейчас отнюдь не равнозначен смертному приговору. Авиагоризонты на приборных досках вертолета, которым управляет отец главной героини почему-то или не исправны, или выключены. И с топографией местности там что-то неладно. Но в любом случае, такого густого косяка всевозможных несуразностей, как в "Авроре", тут нет. И потому фильм цепляет, заставляет сопереживать героям, в общем, выполняет свою основную задачу.
Отредактировано Kra (30-04-2016 14:06:08)