Завтра утром станут известны победители 89-й церемонии вручения наград Академии кинематографических искусств и наук США, или же просто Оскара.
Предстоящая раздача слонов в немалой степени зависит от двух привходящих факторов: реакции Голливуда на пришествие нелюбимого президента и последствий прошлогоднего скандала с претензиями на большое количество номинаций для нацменьшинств.
Первый пункт придает нынешнему выбору академиков некую обреченность (богема обожает примерять на себя мученический венец, лишь бы не кололся), из-за второго пункта номинации порядком почернели: чернокожие есть в трех актерских номинациях (среди претендентов на звание лучшей актрисы, впрочем, есть Рут Негга ирландско-эфиопских кровей), среди режиссеров (Барри Дженкинс), а также в технических разделах, причем зачастую - впервые в истории Оскара.
Немного статистики. Всего номинировано 9 картин, из которых три посвящены проблемам афро-американцев («Ограды», «Скрытые фигуры» и «Лунный свет»). Наибольшее количество номинаций, 14 штук, у «Ла Ла Ленда», на втором месте, 8 штук, у НФ-ленты «Прибытие» (редкое и приятное обращение Оскара к фантастике - не новаторской, как «Одиссея 2001 года», не попсово-кассовой, как «Аватар», а нормальной классической фантастике). А в списке номинантов за лучшую режиссуру присутствует Мел Гибсон, которого Голливуд простил, наконец, за его нетрезвый антисемитизм.
Судя по всему, победителем станет «Ла Ла Ленд» - классический и очень неглупый мюзикл режиссера Дэмиена Шазелла.
С одной стороны, фильм крепкий и даже дерзкий. С другой, до крайности странно награждать мюзикл, жанр по определению легкий, в год, когда вышло «Молчание» Мартина Скорсезе - жестокую притчу о страшном бремени веры (Скорсезе вообще пошел мимо кассы, удостоившись единственной номинации за работу оператора).
Впрочем, победа «Ла Ла Ленда» - это, как раз-таки, ответная реакция на воцарение в Белом доме Дональда Трампа - в часы отчаянья богема предпочитает легкие жанры. Так или иначе, в случае победы «Ла Ла Ленд» станет первым мюзиклом-победителем церемонии аж с 2003 г., когда свое взял «Чикаго», и 11 мюзиклом в истории церемонии.
Ближайший конкурент «Ла Ла Ленда» - картина «Лунный свет» о судьбе негра-гея. Ставлю на мюзикл и надеюсь, что, несмотря на все причуды политкорректности, в Голливуде право голоса пока все же за гетеросексуалами.
Режиссер-дебютант Дэмиен Шазелл должен взять награду - в конце концов, слишком часто за последние годы Оскары за лучший фильм и за режиссуру уходили в разные руки.
И хотя всех 14 номинаций «Ла Ла Ленду» не обналичить, помимо главных Оскаров он непременно возьмет еще какие-то технические - у него есть весомые шансы забрать награду за лучшую женскую роль, лучшую операторскую работу, дизайн костюмов, монтаж, художник-постановщик, лучший звук, музыка и песня. Причем песню фильм возьмет обязательно, поскольку соревнуется в данной номинации с самим собой.
Оскара за лучшую женскую роль уведет с собой, видимо, Эмма Стоун.
Сильна конкуренция со стороны Натали Портмен за роль Джеки Кеннеди (со стороны Академии было бы очень смело наградить актрису за роль жены президента-демократа в пику постылому республиканцу Трампу).
А по справедливости, награждать надо Изабель Юппера за фильм «Она» Пола Верховена, но, учитывая отношение Голливуда к европейскому кино, отрадно, что дело дошло хотя бы до номинации.
Мэрил Стрип представлена к награде в юбилейный 20 раз - просто по привычке. Рут Негга хороша, но все королева бала нынче Эмма Стоун.
Оскар за лучшую мужскую роль должен забрать Кейси Аффлек за роль в тяжелой драме «Манчестер у моря». Кейси, младший брат Бена Аффлека, первый и единственный раз номинировался в 2008 г. за фильм «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» и с тех пор числится перспективным молодым актером. А награду мужик заслужил честно - пролетария в его исполнении еще поискать.
Впрочем, конкуренция у него сильная. Ближайший соперник - Дензел Вашингтон за «Ограды», однако у него уже есть два Оскара. Из оставшихся Эндрю Гарфилда, Вигго Мортенсена и Райан Гослинга я бы выделил последнего, но букмекеры со мной не согласны.
За лучшую мужскую роль второго плана бьются негр-мусульманин с простецким именем Махершалалхашбаз Али («Лунный свет»), индус Дев Пател («Лев»), молодой Лукас Хеджес («Манчестер у моря») и два серьезных белых мужика - Джефф Бриджес и Майкл Шеннон. Выиграет, разумеется, Махершалалхашбаз Али, потому что, с точки зрения киноакадемии, это очень весело - дать Оскара чернокожему, исповедующему ислам, на фоне недавнего закона об ограничении въезда в США мусульман. Дублер у него - Дев Пател.
Расклад по лучшей женской роли второго плана в этом году уморительный - две блондинки (Николь Кидмен и Мишель Уильямс) и три негритянки (Виола Дэвис, Октавия Спенсер и Наоми Харрис). Тут критики единодушны - награду должна взять Дэвис за роль в «Оградах». На скамейке запасных - Октавия Спенсер.
Похоже, что впервые в истории Оскара обе номинации за второстепенные роли обналичат темнокожие.
Ну и в довершение - очень надеюсь, что Оскара за лучшую полнометражную анимацию возьмет фееричный «Зверополис».
Теперь остается ждать оглашения результатов и надеяться, что в процесс голосования членов Киноакадемии не вмешаются вездесущие русские хакеры.