«Патерсон» — так называется новая картина маститого и заслуженного режиссёра Джима Джармуша. Этот фильм — очень простая история. Просто живёт в городе Патерсон некий молодой мужчина по фамилии Патерсон же. Он просто живёт, просыпается каждое утро в начале седьмого утра, целует спящую ещё супругу, затем встаёт, одевается и идёт на работу. Мимо старых кирпичных домов, где скамейки и лестницы… В городской автобусный парк. Патерсон — водитель автобуса. А ещё он поэт. И перед началом движения по маршруту, и в обеденный перерыв — он пишет стихи. Слушает природу и звуки города. Слушает пассажиров своего автобуса и прохожих. Он то словно губка, то ручей… Образно говоря, Патерсон в одном мгновенье видит вечность, единый мир — в коробке спичек… Он вырос и живёт в городе, известном несколькими поэтами, а также музыкантами и спортсменами. Патерсон — спокойный, тихий, меланхоличный самую малость человек. Он легко находит общий язык с окружающими его людьми. Он спокойно терпит свою очень активную и слишком, пожалуй, креативную супругу (в блестящем исполнении Голшифте Фарахане). Он любит гулять со своей собакой. Он также любит зайти вечером в уютный и такой же, как и он сам, старомодный бар, где нет и никогда не будет телевизора, выпить кружечку пива, пообщаться с приятелями, послушать мудрого старого бармена… и жизнь его идёт тоже неспешно, день следует за днём, словно времена года меняя друг друга… Но при всей его мягкости и внешней медлительности он отнюдь не слабак, впрочем, одна фотография на ночном столике героя говорит об этом однозначно (как и об одной реальной вехе из биографии самого актёра Адама Драйвера). Он — горожанин. Но горожанин он не мегаполиса, где буйствует космополитизм и где зачастую даже соседи по площадке не знают как зовут друг друга. Нет, пусть город у него и нее такой уж и маленький, но местные жители любят его, гордятся им, а также всё еще открыты к добродушному общению. И это словно призыв, актуальный как в наши дни, таки и многие века тому назад —
Прочь! Прочь из бездушных мегаполисов! Назад, ближе к природе, под сень тенистых парков, к воде, к старым домам, к простым и открытым людям!..
И Адам Драйвер смог блестяще сыграть эту свою роль. Именно теперь я понял, что моё мнение об этом актёре, сложившееся после просмотра после просмотра мною «S.W.: Пробуждение силы», было глубоко ошибочным. Последние картины Скорсезе и вот Джармуша тому явное свидетельство.
Очень красив и символичен финал «Патерсона». Тут можно вспомнить и про tabula rasa, и про конец и вновь начало… Но в общем и целом — это фильм о жизни. Простой жизни. Без выпячивания конфликтов и модной сиюминутной позиции. Это традиционное кино про традиционных (сиречь нормальных) людей. Простое и неспешное. Но Вы вспомните старинную пословицу — и глубоководная река может быть очень тиха внешне…
Отличное кино. Джим Джармуш в очередной раз порадовал своих зрителей красивым и умным шедевром. Браво, мастер!
p.s.Вероятно, именно жители таких вот средних по масштабам городов, что белые, что чёрные, основа старой доброй Америки, и выбрали-таки недавно в Белый Дом Дональда Т.