Лишь несколько часов осталось до начала церемонии награждения призами Академии кинематографических искусств и наук США (для друзей - просто Оскар).
Данная церемония - 90-я по счету, и, как стало принято в последние годы, развлекает зрителей вовсе не неожиданностью решений академиков (самоуверенно предположу, что нынешний Оскар - чуть ли не самый предсказуемый за последнее десятилетие), а реминисценциями недавних голливудских истерик: Кейси Аффлека не допустят на сцену за давнее небреженье правами женщин, актеры и режиссеры публично каются за то, что играли в фильмах Вайнштейна и Вуди Аллена, а первые полосы пестрят новостями о номинации на приз первой женщины - оператора и первого трансгендера - режиссера.
Тем более интересно, что в двух актерских номинациях (лучшая актриса и лучший актер второго плана) нет ни одного чернокожего номинанта.
Последние несколько лет Оскар за лучший фильм и за лучшую режиссуру беспрецедентно часто уходил в разные руки. Очень похоже, что не станет исключением и 2017 год - судя по всему, приз за лучшую картину получит лента «Три биллборда на границе Эббинга, штат Миссури» английского режиссера Мартина МакДонеха.
Данный выбор могу лишь приветствовать - это злая, умная и временами очень смешная притча о том, что гнев пора бы исключить из перечня смертных грехов.
Ближайший конкурент фильму МакДонаха - «Форма воды» Гильермо дель Торо.
В основном, фильмы дель Торо мне нравятся. Но, ей богу, даже его «Тихоокеанский рубеж» заслуживает Оскара больше, нежели «Форма воды», в которой режиссер непрерывно цитирует сам себя. И это не вспоминая про безвинно убиенного кота.
Дель Торо, впрочем, отыграется в номинации за лучшую режиссуру, где он - бесспорный фаворит. А вот МакДонаха за режиссуру не номинировали вообще.
Приз за лучшую мужскую роль возьмет, вероятнее всего, Гэри Олдмен за роль Уинстона Черчилла в «Темных временах». Переживать за его конкурентов просто не хочется - у Дензела Вашингтона уже есть два Оскара, у Дэниэла Дей-Льюиса - целых три, Томас Шаламе номинирован за роль гея, а Дэниэл Калуйя - за роль чернокожего, страдающего от коварства белых.
В номинации на приз за главную женскую роль лидирует Фрэнсис МакДорманд за участие в «Трех биллбордах на границе Эббинга, штат Миссури», пусть один Оскар у нее уже есть (1995, «Фарго»). Мерил Стрип в списки номинантов давно включают по привычке (это ее 21-я номинация), Салли Хокинс из «Формы воды» получилась, на мой вкус, тусклая. А вот Сирша Ронан и Марго Робби, пусть и сыграли отлично, пойдут мимо из-за слишком юного с точки зрения Академии возраста.
Мужскую второстепенную роль должен получить Сэм Рокуэлл опять же за «Три биллборда на границе Эббинга, штат Миссури». Оскара он достоин уже лишь потому, что изобразил весьма узнаваемого персонажа - маменькиного сынка, вообразившего себя сверхчеловеком. Впрочем, в данной номинации можно награждать всех - Вуди Харрелсон, Кристофер Пламмер, Уиллем Дэфоу, Ричард Дженкинс. И тем значительнее станет победа Рокуэлла.
В женской версии приз за лучшую женскую роль прочат Элиссон Дженни за фильм «Я, Тоня» (пуская, на мой вкус, Лори Меткалф в «Леди Берд» сыграла интереснее). Октавия Спенсер Оскара уже получала, а Лесли Мэнвилл и Мэри Джей Блайдж - просто новые для премии лица, которых не стыдно посадить на скамейку запасных.
Картина Звягинцева «Нелюбовь» премию получит вряд ли (и поделом - со времен «Левиафана» режиссер стал мастеровитее, но все так же не видит разницы между осенним дождем и крахом духовности в РФ), фаворит тут - чилийская «Фантастическая женщина» (драма трансгендера, прости господи…). Лучшим анимационным фильмом обязан стать «Коко» (об отсутствии конкуренции говорит попадание в номинационный список откровенно слабых «Босса-молокососа» и «Фердинанда»). Оскара за лучшие спецэффекты вручат, скорее всего, «Бегущему по лезвию 2049» - и не только как утешение провалившейся в прокате картине, но и как бесспорное достижение на фоне откровенно небогатых на выдумку конкурентов.
Прямая трансляция церемонии начинается всего лишь через два с половиной часа.