Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!
Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами. Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.
В этой строчке один слог лишний, сбивается ритм и строй стиха. Надо что-то подкрутить... Или вернуть "ударный", или выбросить "наш" (что не есть хорошо), или "Отдельный Нарочанский батальон" сделать.
Или ещё что - ну, не поэт я, никаким боком...
Модно и особый вернуть, но реально слог -ЦИ- мнимый, [ы] после [ц] редуцируется.
Уходит в ночь Отдельный Наш первый Нарочанский батальон, Геройский Нарочанский батальон...
Тут такое дело: Нарочанским отдельным и прочая-прочая - прочая батальон обьявили только при вручении знамени. Полагаете, что песня родилась экспромтом? Я так не думаю, поэтому название батальона в песне может и появится, и скорей всего так и будет, но уже позже, а не в момент смотра. ИМХО: "Сомненья прочь Уходит в ночь отдельный, наш штурмовой особый батальон", - как вариант первого исполнения подойдет лучше. И еще: "От гибельных болот судьба нас доведет до самых вражеских ворот ,- вперед, друзья, вперед!" Предлагаю заменить "гибельные" болота припятскими,тогда и сходство с оригиналом больше- "От Курска и Орла", да и логики тоже, а то ведь"Гибельных болот" полно разных, хоть в том же Шпреевальде, который сорбы так "Блотом" и называют.
Здесь птицы не поют, Деревья не растут, И только мы, плечом к плечу, Врастаем в землю тут.
Только сейчас обратил внимание. Не может штурмовой батальон "врастать в землю"! Да и десантный батальон, как в оригинале - в принципе тоже. Ну не их эта задача! "Врастать в землю", там где "не растут деревья и не поют птицы" - это оборона и позиционная война. Работа для махры. А для штурмовых и десантных батальонов положены "глазомер, быстрота, натиск!". Хотя, оно конечно на войне всякое бывает...
Отсюда два вывода:
1. Окуджава был не прав. 2. Остаюсь при своем мнении: эта песня для гимна "штурмового батальона" - не подходит. Да и в принципе для этого батальона не подходит. Но тут уж воля автора - закон. Автор - царь, бог и вся вселенная. Поэтому принимаю как есть.
Только сейчас обратил внимание. Не может штурмовой батальон "врастать в землю"!
У Окуджавы в землю врастает "отдельный десятый десантный батальон", которому тоже "врастать", вроде бы, и не к чему. Так что, типичная авторская поэтизация.
Десантный - как раз имеет смысл. Захват и удержание - одна из задач.
В последней операции батальон как раз это и сделал: захватил и удержал. А Гуров от Келлера взбучку получил, потому как вместо "удержать" решил ещё немного "захватить".
Вопрос: а как без "врастания в землю" удержать захваченный плацдарм? Ну захватили Вы укрепления противника, а они совсем не в ту сторону и не по тому рубежу сориентированы... И что делать будем?
Вопрос: а как без "врастания в землю" удержать захваченный плацдарм? Ну захватили Вы укрепления противника, а они совсем не в ту сторону и не по тому рубежу сориентированы... И что делать будем?
Тут другой вопрос. Он даже не в специфике, а, скорее, в идеологии. Вы вот тексты песен хотя бы ВДВ почитайте и сами песни послушайте. Они в корне отличаются.
А песня для к/ф "Белорусский вокзал" - эта песня пехоты, причем пехоты Великой Отечественной. Ни раньше, не позже. Тут 100% попадание "в пиксель". Именно поэтому песня и стоит в одном ряду с песнями военных лет, хотя написана позже. Как, кстати, и "День Победы". Слова "десятый десантный батальон" - это, как уже сказали выше, поэтизация, для красоты стиха. Но песня эта - именно о пехоте, об обычных бойцах, которые на своих плечах вытащили Великую Отечественную. Не "наскочили, всех врагов порешили и лихо без потерь победили" - а именно вытащили, выстрадали на пределе, через кровь и дикие потери.
Батальон же, который создал ГГ все задачи решал именно в стиле "пришел, увидел, победил" причем с минимальными потерями, которые и за потери-то считать нельзя. Так, несколько безымянных солдат, упомянутых мимоходом, а никого из более-менее значимых персонажей еще не потеряли. Ни Оладьина, ни Волгина, ни Дольского, никого из "ближнего круга" ГГ. Не затронули эти потери ни ГГ, ни остальных... Как они могут эту песню петь и понимать?
Единственное исключение может быть, это если батальону дадут задачу "выполнить невыполнимое" - он ее выполнит и потеряет больше половины состава и друзей ГГ. Вот тогда за словами "за ценой не постоим" будет уже конкретный смысл. Когда говоря "за ценой не постоим" будет перехватывать горло и течь слезы. Но тогда под нее нельзя будет маршировать...
Я напомню ту сцену с песней из фильма.
Посмотрите еще раз внимательно на героев. КАК Нина Ургант поет эту песню и КАК реагирую мужики. Это сыграть нельзя, это можно только пережить! Все актеры из этого фильма прошли войну. Они все знают, ЧТО они прошли на самом деле. За каждым словом здесь тысячи ситуаций и переживаний. Как говорил один умный человек, опыт нельзя передать словами, потому что ты ничего не поймешь, пока сам не проживешь на свой шкуре, а когда проживешь - слова не нужны, все понятно и так. Именно поэтому вот эта сцена и есть самая сильная в фильме. Именно поэтому песня здесь пробирает до самых глубин.
И заметьте, это не "гимн" и не "марш". Как Папанов говорит? "Спой НАШУ, ЛЮБИМУЮ". Которая для своих...
И уж точно это не та песня, которую надо петь перед Николаем, проходя перед ним парадным маршем! Не достоин он ее и тех советских людей, которые "не постояли за ценой".
Поэтому еще раз повторю. Эта песня диссонирует с контекстом и идеологией книги в частности и той эпохой вообще. Как ни редактируй и переделывай текст - она не для этой эпохи, не для этого батальона и не для этой ситуации!
Поэтому еще раз повторю. Эта песня диссонирует с контекстом и идеологией книги в частности и той эпохой вообще. Как ни редактируй и переделывай текст - она не для этой эпохи, не для этого батальона и не для этой ситуации!
Вы, вероятно, эту песню запомнили по фильму и замечательному исполнению Нины Ургант. Но она даже изначально была в двух ипостасях - как трагическая "наша" песня и марш, что исполнялся в фильме без слов. После. Марш тоже пошёл в народ:
По-моему, песня и марш очень хорошо в текст легли.