MVG написал(а):По закону Засулич должна была подать в суд на Трепова и выиграть его. Я бы стоя сам бы ей аплодировал. А почему вы решили, что кто то взяв в руки оружие или бомбу имеет право решать кому жить или нет.
Председатель суда, который рассматривал дело, считал примерно так же:
Против такого защитника и по такому вообще благодарному для защиты делу необходим по меньшей мере равносильный обвинитель -- холодный, спокойный, уверенный в себе и привыкший представлять суду более широкие горизонты, чем простое изложение улик. Он может, и даже должен, отдать защите факт наказания Боголюбова, не пытаясь опровергать его возмутительность. Он мог бы даже от себя прибавить слово порицания и решительно отвергнуть всякую солидарность с образом действий Трепова... Но, предоставив защитнику "въезжать всем дышлом" в вопрос факта, <...>обвинитель должен уметь подняться над этим фактом в высоту общих государственных соображений; он должен уметь нарисовать картину общества, где царствует самосуд и где от ума, а следовательно, и от глупости каждого частного человека зависит признать другое лицо виновным и привести над ним в исполнение свой произвольный, узкий, подсказанный озлоблением, приговор. На этой высоте должен укрепиться прокурор и, увлекши защиту за собой в эту область, разбить ее оружием здравого смысла.
Более того, Кони считал, что обвинительный приговор был бы лучшим выходом из положения:
Обращаясь мыслью к приговору, который обсуждался в эти минуты за закрытыми дверями комнаты присяжных, я боялся надеяться, но желал, чтобы разум присяжных возобладал над чувством и подсказал им решение, в котором признание вины Засулич соединялось бы со всеми смягчениями и относительно действия и относительно состава преступления, признание ее вины в нанесении тяжелой раны -- "со снисхождением", то такое признание не шло бы вразрез с фактами дела и с требованиями общественного порядка, давало бы суду возможность применить к виновной наказание сравнительно не тяжкое.<...>Обвинительный приговор, выражая слово порицания самосуду, в то же время был бы результатом такого судебного исследования, которое ясно показывало бы всем "властителям и судьям", что "nil inultum remanebit; quidquid latet apparebit!.." (Ничто не останется неотомщенным; все тайное станет явным.).
Судьба судила, однако, иначе...
Проблема в том, что министр юстиции, который и заварил эту кашу, санкционировав абсолютно незаконное наказание студента Боголюбова, запретил обвинителю вообще упоминать о незаконности действий Трепова. Одни сотрудники прокуратуры в результате отказались от этой работы, других министр привлечь побоялся, чтобы не придавать делу слишком большое значение, в результате обвинение было поручено сотруднику прокуратуры Кесселю:
Поэтому и увидев совершенно убитый вид Кесселя, я <...> живо представил, какую бесцветную, слабосильную и водянистую обвинительную речь услышит Петербург, нетерпеливо ждавший процесса Засулич.
Итог известен - присяжные постановили, что Засулич невиновна.
Отредактировано Kra (31-07-2016 22:04:51)