Огрызок на тему "Датского пролива" (как бы не затянуло в эту тему.... ):
1937 год. «Британская безопасность».
С Пиренейского полуострова потянуло запахом пороха, но еще никто по эту сторону океана не предполагал, что Европа, подожженная с западного конца, скоро заполыхает от Пиреней до Москвы, от Нарвика до Мальты. Или предполагал? Увы, но британские архивы, могущие пролить свет на происходящее, засекречены еще на 50 лет. Несомненно, что все пять держав Европы (Англия, Германия, Франция, Италия, СССР) имели какие-то свои планы и делали свои выводы. В СССР, например, товарищ Сталин четко и ясно сказал: «Началась Вторая Мировая Империалистическая война». И оказался прав. Но не успел подготовиться к агрессии против СССР. Впрочем, и один из организаторов этой агрессии, Великобритания, тоже не успела подготовиться. Демократия-с! Скажи в 1937 году, что нужно в пять-шесть раз увеличить военный бюджет – так случиться гражданская война, как в Испании! Надежда была одна – традиционная, на островное положение Метрополии. Можно было отсидеться и не спеша подготовиться. Поэтому и планы были весьма неторопливые. Адмиралтейство предвидело морскую блокаду островов, и именно поэтому расширяло торговый флот Британской империи. И очередное судно, спущенное в 1937 году на воду, носило весьма символичное название «Бритиш секъюрити» (British Security), что в переводе означает «Британская безопасность». Именно так оно и обстояло. Британия и ее жизнь зависели от перевозок морем. Это был дизельный танкер тоннажом 8470 тонн и вместимостью 11500 тонн. Построен он был на верфи «Харланд и Вольф Лтд» в Глазго. Порт приписки – Лондон. Владелец – «Бритиш Танкер Компани».
Говорят, что моряки народ суеверный, и верят в то, что название корабля влияет на его судьбу. Но вот влияет ли судьба корабля на то, в честь чего он назван? Здесь единого мнения не существовало. Одни считали, что не влияет, другие… Известно например, что Гитлер, приказал переименовать «Дойчланд» в «Лютцов», дабы потопление «Дойчланда»-«Германии» не сказалось на моральном духе германского народа. Британцы… Они были прагматиками и купцами, и тратиться на переименование «Британской безопасности» во что-то другое не стали…
24.05.1941 Дизельный танкер «Бритиш секъюрити»
«Три мудреца в грозу
Пустились по морю в грозу
Был бы прочнее этот таз,
Был бы длиннее наш рассказ»
Этот стишок не покидал Арнольда с момента выхода из Кюрасао. Стишок и зависть. К мудрецам. Оно и не мудрено, когда под ногами 11 200 тонн бензина и керосина. Тут даже и врага не надо – один матрос-идиот, вздумавший покурить там, где ему вздумается и ….Думать не хотелось. Однако пока зажигалке Арнольда Джеймса Эйкерса везло – они проскочили Карибы, кишащие «стальными акулами» Деница и добрались до Галифакса. Первый круг ада пройден. Впереди еще шесть – переход до Рейкявика, переход через Атлантику, разгрузка под бомбами люфтваффе в порту родного туманного Альбиона.
В том, что предстоящая дорога будет адом, Арнольд не сомневался. Особенный оптимизм в этом отношении внушали памятники погибшим жителям Галифакса. Этакое «доброе» напутствие всем уходящим в море. В 1918 году здесь взорвался пароход «Монблан» начиненный 3000 тонн взрывчатки – город был практически целиком разрушен. И не только разрушен – большая часть жителей была на набережной, и глазела за пожаром на «Монблане», когда тот рванул. И с тех пор, об этих несчастных, постоянно напоминает длинный и скорбный перечень имен, высеченных на стеле. Свыше тысячи имен. И это не вселяет оптимизма. Как и унылость самого места. Мрачные предчувствия? Можно ли назвать сухую статистику мрачным предчувствием? Как относиться к тому факту, что некоторые конвои теряют до трети своих судов? Весело? С оптимизмом? Какой может быть оптимизм у человека, собирающегося пересекать Атлантику верхом на гигантской бутылке с «коктейлем Молотова»?
Его место – вторым в четвертой колонне, сразу за рефрижератором «Тонгариро». Какой идиот собрал вместе суда с разной скоростью хода? Его «Бритиш» вполне может выдать одиннадцать узлов! И вместо этого ему предлагают тащиться черепашьей семиузловой скоростью. Потом, правда, обещают увеличить скорость до восьми с половиной. Но ведь до этого момента еще нужно дожить! А пока они идут на этих семи узлах. Эскорт – чайкам на смех! На момент выхода из Галифакса, их сопровождала подлодка «Трибьюн» и вспомогательный крейсер «Аурания». Но примерно двое суток назад они повернули обратно в Галифакс, по сути, бросив конвой. Столь странный маневр чуть не привел к паническому саморассеиванию конвоя и коммодору контр-адмиралу Ф.Б. Уотсону, вместе с тремя заместителями, стоило больших усилий навести порядок и вернуть суда в походный ордер.
Перемирие с немцами? Что за чушь! А если нет? Но пока все сходится. Никаких перископов, никаких пенных следов торпед. Никаких рейдеров. Неужели война закончиться? Но почему? Или Германия осознала бесперспективность войны на море? Но у нее это достаточно хорошо получается! Еще пара месяцев такой бойни судов, и Англию просто будет не на чем снабжать грузами! Но что тогда? Арнольд не мог поверить в то, что такой человек, как Черчилль капитулирует перед Гитлером. Еще можно сражаться и сражаться. И скорее всего, бесноватый вождь нацистов, понял, что ему не сломить Британию. Каким будет послевоенный мир? По мнению Арнольда, в этом мире не будет Франции. Точнее сказать она будет, но в нынешнем усеченном виде. Вряд ли боши захотят возвращать захваченные земли. И ему, Арнольду, на это глубоко наплевать – проблемы французов, голландцев, датчан, норвежцев и поляков – это проблемы французов, голландцев, датчан, норвежцев и поляков. Но не англичан! Его родина уже целый год героически сражается в одиночку против Третьего Рейха. Она заслужила отдых. Арнольд вспомнил, каким обезображенным стал его родной Ливерпуль, когда в 1940 году все готовились к отражению немецкого десанта на острова. Трехвековые английские газоны были обезображены уродливыми шрамами траншей, красавцы «Роллс-Ройсы» с нелепыми матрасами на крыше, уродливые решетки радаров, портящие такой чудесный вид южного побережья Англии, женщины, вынужденные отказаться от нейлоновых чулок, и нарядившиеся в нелепые хлопчато-бумажные. Разве стоит таких жертв и лишений какая-то Франция или Польша? Если французы не захотели воевать и капитулировали, то почему англичане должны умирать за их интересы? Кто мешал французам, ударить в спину Германии, когда та занялась Польшей? Англия заслужила право на мир! Он, Арнольд, тогда купит тот цветочный магазин для Кэтти, и паб для себя. Тихая спокойная семейная жизнь. Добрые и порядочные соседи. Можно будет попробовать написать воспоминания о войне. Да, пожалуй, именно так, он и поступит…Британские ценности, превыше всего! Файф-о-клок, овсянка, пудинг, смог! Примерно с 5 часов утра, радист доложил об усилении радиообмена в эфире. Увы, но расшифровке принятые радиограммы не поддавались! И их конвой продолжал двигаться все дальше на север в сторону Рейкявика. Только бы перемрие переросло в мир! Как он Арнольд устал! Одна смена климата чего стоит – еще месяц назад, он стоял в тропических шортах на мостике и обливался потом, а теперь ему холодно и сыро от ветра и воздуха Северной Атлантики. Если свернуть западнее, то они пойдут вдоль кромки вечных льдов. Погода такая, что даже термос с глинтвейном не согревает. Только мысли и думы о Кэтти и о том, что они будут делать, когда эта треклятая мировая бойня закончится…
Он появился поздно вечером из пелены дождя. Хищный и стремительный. Серый. Настоящий волк, ворвавшийся в стадо. И вместе с ним пришла смерть. Никто не мог сказать, что именно стало началом конца «Бритиш секъюрити» - фугасный снаряд главного калибра, 105-мм снаряд зенитки, очередь из зенитного автомата или торпеда – просто с соседних судов конвоя заметили, как вверх над танкером на несколько сотен метров взметнулось всепожирающее пламя. Пламя, ставшее погребальным костром для сорока девяти моряков танкера и четырех зенитчиков. Пятьдесят три человеческие души в одночасье покинули этот мир. Железо же оказалось сильнее и упорнее – «Бритиш секъюрити» горел трое суток. Трое суток его полыхающий оплавленный остов тащило на своем горбу бездушное, но теплое течение Гольфстрим, тащило, омывая его раскаленные борта водой. А потом… Потом «Британская безопасность» пошла на дно. Кто-то из англофобов-историков заметил, что гибель танкера была символичной. Да, это было всего одно из нескольких тысяч судов, ставших в те годы добычей Нептуна, но слишком громко называлось это судно! «Британская безопасность» погибла и ее более не существует! А раз нет безопасности, то и Британской империи осталось недолго…