Алексей Широ написал(а):Волнует должника, которому кредитор может вцепиться в глотку, если сочтет, что ему уже нечего терять. Волнует других кредиторов, которые будут по крайней мере не слишком-то гореть желанием предоставлять Российской Империи кредиты на любых условиях, которые Россия потенциально может пересмотреть.
1. Рантье всегда есть что терять, пока у него остаётся надежда хоть что-то получить за свои купоны. А Франция конца 19-го - начала 20-го века, есть государство-рантье и народ-рантье. И "вцепиться в глотку" ей просто нечем - воевать ещё раз никто из тогдашнего поколения не станет (да они и через 20 лет не стали, причём, не за купоны, а за свободу), а вводить санкции - означает проститься с надеждой получать выплаты по долгам до их снятия.
2. Остальные потенциальные кредиторы это, по большому счёту - Великобритания и США (Германия за скобками, как страна, с которой РИ будет выстраивать особые отношения). В Лондоне свободных денег немного, а Штаты... Великая Депрессия неизбежна, как ледоход весной (плюс-минус пару-тройку лет от РеИ). Именно тогда можно обратиться и за американскими кредитами, брать которые стоит "борзыми щенками" - промышленным оборудованием. А первый этап индустриализации будет частично оплачен помощью Германии в счёт репараций и усилий России по снятию версальских ограничений.
Алексей Широ написал(а):Говоря попросту, это как стрелять себе через ногу, чтобы ранить кредитора в руку. Проигрывают в конечном итоге оба
Но ведь, по моему, никто не и не предлагал отказаться от выплаты долгов (как это были вынуждены сделать большевики). По большому счёту, речь шла о том, чтобы "отзеркалить" Парижу его отношение к договорённостям с Россией и российским интересам, поставив его перед выбором: рестуктуризация долга и пересмотр сроков выплат или временная заморозка оных "в связи с наступившими форс-мажорными обстоятельствами (войной и её последствиями)".
Алексей Широ написал(а):И вообще, есть же побежденная Германия, на которую можно и навесить оплату по кредитам как российскую часть репараций.
Германские репарации лучше использовать для восстановления российской промышленности по формуле: стальные короли строят в России новые заводы, правительства обеих стран в равных долях оплачивают работы, а, пока германские заводы простаивают, квалифицированным немецким рабочим предлагаются пятилетние контракты для работы на новых производствах (с условием к концу срока подготовить себе сменщика из местных). Кстати, по подобной формуле позднее можно будет осваивать и американские кредиты времён Великой депрессии.