Мне, конечно, приятно, что маленький фрагмент текста вызвал такие бурные споры, но давайте все же иметь дело с реальностью, а не со штампами. А теперь по существу.
1. С Волком в питомнике занимались. Из малого питомника он прямиком попал в большой (даже не заезжая в дом опекуна), а там все попытки дразнилок подавляются -- вы это помните. Да, были некоторые проблемы, но в целом все было благополучно. А потом он попал домой. И вот тут-то начались проблемы. Кстати, его опекуну (как и в случае с Мойрой) делали предложение продать будущего Волка государству, потому что замечательный мастер. Опекун отказался. Дальше вы знаете, что случилось.
2. Размер свободного мира.
Он никак не подпадает под понятие "небольшой страны". Он большой. Я неоднократно давала данные (непосредственно в тексте) о его размерах и о времени, которое требуется для поездок (при немалых скоростях).
3. Научное и техническое развитие свободного мира.
До сих пор на подъеме. И я раскидывала по тексту эти данные. Дело не только в новых материалах и новых технологиях. Общество свободного мира нуждается в постоянном движении, и оно обеспечивается не только благодаря экспансии, но и благодаря научному и техническому развитию (иначе экспансию осуществлять трудновато). То, что некоторые Томпсоны уже не считают для своих членов науку достойным занятием -- пережиток старого мира. А вот у Данкана сыновья занимаются наукой, хотя он сенатор. И он такой не один.
4. Наука и кадры.
Да, Ричард признавал, что ранняя специализация может не выявить таланты, которые развиваются поздно. И все же результативность поиска талантов в свободном мире выше, чем в нашем -- по самой простой причине. В нашем мире огромное количество талантов никогда не пойдет в науку не потому даже, что их не выявили, а потому, что занятия наукой в западном мире (а мы тоже к нему принадлежим, нравится нам это или не нравится) не котируется. Человек пойдет в юриспруденцию, экономику, медицину, ну, ладно -- в филологию (сейчас это стало модным), но не будет заниматься физикой или математикой. Это реальность. И это -- нехватка кадров -- одно из причин международной кооперации и причина более серьезная, чем финансовая. Западное общество предпочитает сохранение статус-кво, а не движение вперед. Это проявляется во всем. В том числе в кино, литературе и комиксах. НФ более не владеет умами. А вот в Азии ситуация несколько иная.
5. Наука и финансы.
Надеюсь, все понимают, что современная западная экономическая система не единственно возможная работающая экономическая система. Есть множество других экономических систем при которых наука будет обходиться гораздо дешевле. Кстати, в тоталитарном обществе наука тоже обходится дешевле. Это можно узнать из недавней истории.
Может ли маленькая страна развивать науку? А вы поглядите на Японию. Да, они начинали с воровства конкретных технологий, но потом пустились в самостоятельное плаванье. Да, чаще это прикладная наука, но не только.
6. Наука и свобода.
Самая болезненная тема. Для развития науки нужна интеллектуальная свобода, а вот свобода физическая -- нет. При это под интеллектуальной свободой очень часто подразумеваются сбитые рамки нормальности. С другой стороны, лучше всего человеческие мозги действуют как раз в условиях несвободы, иными словами, когда припрет. Это не слишком приятная характеристика человека, но что делать. А вот другой печальный факт: в наше время интеллектуальная свобода студентов пугает. Они очень смелы политически, они пытаются диктовать свою волю профессорам, и они трусы в интеллектуальном плане. Свидетельства об этом то и дело приходят со всех университетов западного мира (не исключая Россию). А вот студент Азии другой. При этом тех политических свобод, что у западных сверстников, он не имеет. Но именно такой студент пойдет вперед в науке.
PS Elena, посмотрите все же значение термина "монополия". Монополия, это не любая крупная корпорация, а та, что поглотила или вытеснила конкурентов в принципе. Так как отсутствие конкуренции было признано опасным для общества и препятствующим его развитию, в начале ХХ века многие страны стали принимать антимонопольное (антитрестовское) законодательство, которое требовало насильственного разделения монополий и возобновления конкуренции. Борьба государств с монополиями шла с переменным успехом. Но в целом вели монополии. Одни из последних серьезных попыток приструнить монополии в США случились в 1980-х. Тогда была разрушена империя техасских миллиардеров братьев Хантов и один из них даже сел в тюрьму, так как не смог заплатить штраф (они попытались стать монополистами в сфере торговли серебром. Им это удалось. А потом по ним ударили антитрестовским законодательством. Думаю, им специально дали время скупить все активы, чтобы потом ударить побольней). Сейчас аналогичных попыток нет. Происходят слияния и поглощения совершенно явно нарушающие антимонопольное законодательство, но государства больше не пытаются с этим спорить. Это и есть застой.