Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Крымская война. Попутчики-2. Вторая бумажка.


Крымская война. Попутчики-2. Вторая бумажка.

Сообщений 281 страница 290 из 364

281

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
I
Пароход «Улисс»
3 октября 1854 г.
Игорь Белых, капер

Белых опустил бинокль. Лютйоганн, стоящий рядом на мостике, продолжал всматриваться в густеющие сумерки. Монитор, в крышке «штурманской тумбы» исправно рисовал береговую линию, призрачный контур уползающего к осту облачного фона и, в самом центре экрана - две четкие отметки. Радом с каждой строчка цифр - курс, скорость, дистанция до цели.
- Дампфер... парохотт ист. - произнес немец. - Ффторой - зигельшифф.. парюс...
- Точно, - кивнул Вий. - Дядя Спиро говорит - пароход не турецкий.
- Большой слишком, - подтвердил грек. - У османов в Констанце было два парохода. Один мы забрали, второй - совсем маленький, мачта одна. А этот - три мачты, большой. Англичанин, из Варны.
- Генаузо, -- кивнул Лютйоганн. -- Три машта, гроссе… польшой машине… Цвай… дфа труба хаст…
- Пушки есть? - осведомился Белых. Сам он почти ничего не разглядел, кроме пресловутых трех мачт. Точнее, шести - три другие пренадлежали большому паруснику.
- Должны быть. - отозвался Капитанаки. - Война, нельзя вапоре без пушек. Они, кирие, в Крым шли, да, видать, шторм их потрепал, вот и завернули в Констанцу, чиниться. Теперь снова в Крым идут.
-А с какого тогда ляда вдоль берега? В Крым прямиком надо, на зюйд-ост!
Дядя Спиро пожал плечами.
- Русские теперь море крепко держат, каждый день кого-нибудь, да ловят. Может, хотели подойди к Евпатории с севера, вдоль берега?
- Разумно. - кивнул капитан-лейтенант. - Тогда тем более, надо их за вымя пощупать. Есть предложения?
- Тшерез айн тшасс зофсьем темнота, -- произнес немец. -- Мошшно… как это по-рюсски… да, круг… крУгом геен, от зее… от море, ум чтобы зигельшифф унс от дампфер загородийт.
- Через час совсем стемнеет, верно. Предлагаете атаковать парусник со стороны моря, держа его в створе с пароходом? - перевел капитан-лейтенант. - Что ж, разумно.
Вий наклонился к дисплею.
- Семь узлов. Может, они в темноте лягут в дрейф? Спустим «Скиммер», подойдем по-тихому к англичанину, заминируем - и привет! А с парусником потом разберемся.
- С чего им в дрейф ложиться? - сварливо отозвался дядя Спиро. - Берег неблизко, да и лоцман у них есть - взяли в Констанце, там рыбаков хватает. Нет, нэарэ, они не остановятся, всю ночь будут идти.
Белых помолчал, прикидывая.
- Так, слушайте боевой приказ. Герр оберлейтенант, прикажите спускать «Скиммер». Вий, Змей, снимаете «Корд» с марса. Как катер сбросят - ставьте на него, пойдем втроем. Змей, прихвати две шайтан-трубы, мало ли... Дядя Спиро, поднимай подъесаула с казачками, пусть готовятся. Карел, берешь ПКМ и на марс, если что - работай по палубе. Гринго у локатора и на связи. Все, разбежались!

+4

282

II
Пароходофрегат «Владимир»
4 октября 1854 г.
Андрей Митин

- Любопытно мне, батенька, какие корабли будут строить лет эдак через десять. - капитан-лейтенант Бутаков мечтательно сощурился. - Я ведь, Андрей Геннадьевич, начинал мичманом на «Силистрии», она сейчас стоит блокшивом у входа в Южную гавань. Походил на шхунах да тендерах, по Черному морю, Эгейскому, Средиземному. «Владимир» получил в пятьдесят первом, сам привел из «Англии». Вот и думается мне - на каких-то кораблях еще ходить придется? Как ваш коллега говорил, броненосцы?
- Верно, - кивнул Андрей. - Вы лучше меня знаете, Григорий Иванович, уже есть корабли целиком из железа, и набор и обшивка.
- Верно. И на Черноморском флоте такой имеется - шхуна «Аргонавт». Мала, да и ходок неважный, восемь узлов под парами. Однако ж, и корпус железный и винт вместо колес.
- Да и ваш «Владимир» не целиком из дерева?
- Верно, он композитной конструкции. Набор железный, а обшивка деревянная, только подводная часть медью обшита, от обрастания. Так же и «Громоносец» построен, хотя он постарше - первый пароходофрегат Черноморского флота!
Голос Бутакова теплел, когда он говорил о своем корабле.
- Во Франции уже идут работы по бронированию кораблей. - сказал Андрей. - Три первых, «Лав», «Тоннат» и "Девастасьон", скоро достроят и, надо полагать, пришлют сюда.
- Это и будут первые броненосцы? - спросил Бутаков. В его голосе послышалось беспокойство. - Наш-то флот не готов к встрече с такими кораблями!
- Нет, Григорий Иванович, это пока только плавучие батареи. Широкие, плоскодонные калоши с четырехузловым парадным ходом. Деревянный корпус, ватерлиния и стенки казематов защищены коваными железными полосами толщиной в три с половиной дюйма. Эти суда годятся только для бомбардировки приморских крепостей. Но - шаг в верном направлении. Погодите, скоро на морях появятся оч-чень интересные корабли. Например, американский «Монитор». Низкий, почти вровень с водой, корпус и два тяжелых орудия в поворотной башне. Для открытого моря не годится, а вот в Финском заливе, в шхерах, у фортов Кронштадта - дело другое. Десяток таких уродцев, и никто к Санкт-Петербургу не сунется!
- Что же, мореходные корабли с броней строить не будут? - удивился Бутаков.
- Будут, и еще как! Сперва по старинке - станут обшивать деревянные корпуса железом, а там и до стальных конструкций дело дойдет. Орудия по привычке, в казематах будут ставить - то есть, в батарейных палубах, только забронированных и разделенных на отсеки, - а там и на башни перейдут. Лет через десять вы не узнаете кораблей линии! Хотя, конечно, и глупостей наделают, не без этого...
-Позвольте, голубчик, но, ежели вам эти глупости известны, зачем их повторять? Расскажете кораблестроителям подробно, что да, глядишь, российские броненосцы первыми по морям заплавают!
Андрей сдержал невеселую улыбку. Сколько раз они с Серегой спорили об альтернативном развитии русского флота!
- Увы, Григория Иванович, англичане тоже не станут сидеть, сложа руки. Если мы сейчас им хорошенько набьем - они будут очень внимательно следить за тем, что делается в России по части военного кораблестроения. А промышленность у них, сами знаете... Стоит им подглядеть, что мы строим -  раньше нас броненосцы на воду спустят! И снова окажется российский флот в отстающих...
- Что ж тогда делать, Андрей Геннадьевич? - растерялся Бутаков. - и так неладно, и эдак! Вроде, и знаем, как надо делать, а поди ж ты!
- Ну, во-первых, господам в Санкт-Петербурге следует подумать о сохранении тайны. Об этом никто пока не беспокоится, даже англичане - вот и надо стать первыми. Полностью засекретить все, что связано с новыми разработками, вплоть до этапа строительства! И неплохо бы подсунуть «просвещенным мореплавателям» парочку идей из тех, что не оправдались - пусть тратят силы на заведомо провальные проекты! Свою промышленность, конечно, развивать, без этого никак. До сих пор в России мощных судовых машин, не строят, а ведь дальше и броневая сталь понадобится, и новые орудия и уйма всяких механизмов!
Бутаков собрался ответить, но тут медно звякнул колокол. Семь ударов - семь склянок, одиннадцать-тридцать. С последним ударом на мостик взлетел командирский вестовой:
- Так что их благородие лейтенант Кадочкин передать велели: проба готова, ждут!
- Ну ладно, пойдемте, Андрей Геннадьевич, - заторопился Бутаков. - А эту беседу нашу мы непременно продолжим. Есть у меня несколько мыслей по поводу тактики таких броненосных кораблей, хотел бы с вами поделиться...
***
Каждый раз при подъеме флага Андрей вспоминал строки из любимой книги: «коли в восемь часов не поднимут флага, и господа офицеры не отрапортуют - то, значит, в восемь часов одну минуту случится светопреставление…»
Если судить по этой примете - пока апокалипсис не грозил ни всему свету, ни отдельно взятому пароходофрегату «Владимир». Подъем флага, как и прочие корабельные церемонии происходили точно в положенный срок. После чего команду разводили по судовым работам: починки, приборки, бесконечная возня с такелажем, парусами, - все, что требует матросских рук.
Работы продолжались до одиннадцати тридцати, то есть до седьмой склянки. После чего наступал один из самых приятных моментов корабельной жизни - «пробы». Офицеры собирались позади мостика и с нетерпением ожидали, когда кок принесет на подносе особую серебряную кастрюльку с крышечкой - щи, сваренные для команды. Первым их пробовал командир, и тоже было ритуалом: ополовинить рюмку водки, откушать две-три ложки щей с ломтиком черного хлеба, посыпанным грубой солью, а оставшаяся водка следовала занавесом сцены. Потом к пробам приступали остальные офицеры, и Андрей с удовольствием присоединялся к ним. Что и говорить, традиция полезная: и вкусно, и пригляд за питанием команды. Любое упущение кока сразу очевидно, и виновный получает нахлобучку.
После того, как пробы сняты, боцмана свистают к обеду. Матросы разбегаются по кубрикам, где с потолков уже свисают длинные дощатые столешницы. БачкОвые разносят с камбуза щи, особо отряженные матросы волокут хлеб. Начинают с жирных щей либо борща, которые вариься на говядине, солонине или рыбе. Поначалу деревянными ложками (у каждого своя) выхлебывают бульон и овощи. Когда на дне бака остается только мясо, его вынимают, крошат на деревянных досках и высыпают обратно. После чего вся артель, не спеша, не мешая друг другу, теми же ложками ест “мясное блюдо”. Если кто из молодых спешит, артельщик, матрос старой службы, поучает торопыгу деревянной ложкой по лбу. Никто на такую «науку» не обижается - наоборот, она служит предметом шуток, одним их нехитрых обеденных развлечений.
***
Но перед дудкой, дающей сигнал «обедать» должна состояться еще одна церемония, особо любимая матросами - выдача винной порции или «чарки».
На палубу выносят лужёную ендовУ с водкой. Ее ставят на шканцах или, как на «Владимире» - позади мостика. Затем появляется баталер с мерной получаркой, и начинается священнодействие.
На деревянных судах «чарка» - это насущная необходимость. Здесь нельзя разводить огонь для спасения от сырости, и ежедневная порция «белого хлебного вина» служит профилактике от простудных хворей. Кроме того, это важнейшая мера поощрения нижних чинов, общепринятая награда за лихость и мелкие отличия по службе.
Все это Андрей успел выяснить за время своего недолгого пребывания на «Императрице Марии», а потом и на пароходофрегате. Он, конечно, читал о порядках, принятых на флоте, но, одно дело читать, а другое - самолично увидеть, как разбегаются бочкОвые по свистку боцманской дудки, как выстраивается возбужденная, предвкушающая очередь к заветной ендове, как крякает, лихо опрокинув чарку, сорокалетний унтер, а потом вытирает усы под завистливыми взглядами ожидающих.
***
Покончив с пробами, офицеры спускаются к обеду. Опаздывать к общему столу считается дурным тоном - распорядитель кают-компании, старший офицер корабля, может отправить провинившегося восвояси за неуважение к сообществу. Это не означает лишения обеда, «наказанный» может вернуться после окончания трапезы, но откушивать ему придется в одиночестве. Исключения делались для тех офицеров, кто руководил срочными работами, а так же для Андрея - как человека не морского, гостя и вообще, пришельца из будущего, незнакомого со строгими флотскими традициями.
Андрею не хотелось снова оказываться в числе опоздавших и ловить на себе снисходительные взгляды - мол, что ожидать от сухопутной крысы? Но он, все же, позволил себе задержаться на несколько секунд и полюбоваться видом кораблей, идущих в походном строю.
«Владимир» возглавлял колонну. Вторым мателотом шел «Крым», за ним - «Громоносец». На правом крамболе у него резал черноморскую волну «Морской бык», имея в кильватере «Бессарабию» и «Вобан». За «французом» пристроился «Херсонес»; замыкала колонну «Одесса».
- Пойдемте, Андрей Геннадьич! - донеслось от трапа. - Буфетчик к обеду открыл превосходную мадеру, зазеваетесь - на вашу долю не хватит, будете пить бессарабскую кислятину!
Да, подумал Андрей, время марочных крымских вин еще не пришло. Граф Воронцов не так давно начал разводить в своих имениях Алупка, Массандра, Ай-Даниль и Гурзуф отборные сорта винограда и слава его погребов не успела еще прогреметь по всему миру. А вот рислинг с виноградников Шабо, возделываемых потомками швейцарцев и французов, приглашенных в Бессарабию Екатериной, имеется в избытке. Хотя до крымских сортов ему ох, как далеко...
Он еще раз окинул взглядом кильватерную колонну и поспешил в кают-компанию.

+3

283

III
Крейсер II ранга «Алмаз»
4 октября 1854 г.
мичман Красницкий

С тех пор, как англичанин Чарльз Берд в 1815-м покатал царицу по Финскому заливу на пароходике, а потом попытался освоить строительство судов на механической тяге, прошло около сорока лет. На больших реках - Волге, Каме, Дону, Днепре, - возникли первые ростки пароходного сообщения. По Волге вовсю ходили кабестаны и забежки , а в 1821-м году пароходик «Пчелка», перетащенный через днепровские пороги, пришел и в херсонский порт. В Николаеве, на казенной верфи помаленьку осваивали пароходное дело: буксиры и каботажные пароходики ходили по днестровскому лиману, Черному и Азовскому морям. Машины и котлы «сундучного», берегового типа, а потом и галерейные, с дымогарными трубами, везли издалека, с Ижорского казенного завода, с завода Берда в Санкт-Петербурге, из-за границы. В Николаеве машин не производили, зато могли отремонтировать любой агрегат, хоть российского, хоть иностранного производства.

Распоряжением князя Меньшикова от Днепра, до Аккермана, по всему Азовскому морю и побережью Кавказа срочно собирали малые пароходы, способные к каботажному плаванию и развивающие хотя бы 6-7 узлов. Забирали в казну частные суда - например, шестидесятитонный «Ростов», до войны совершавший рейсы с пассажирами от Таганрога до Ростова, и сорокашеститонный железный «Луба», занимавшийся буксировкой судов между Одессой и Херсоном. Всего в Севастополе и Николаеве набралось более двух десятков подходящих посудин, и теперь их спешно переделывали в «минные тараны». Размеры и тихоходность делали эти суда легкой мишенью, а потому, носовые отсеки набивали пустыми бочками, бревнами, блиндировали котел и машину мешками с песком, сооружали импровизированную защиту мостика. - все для того, чтобы судно успело под градом пуль и ядер подвести под днище вражеского корабля клепаный медный цилиндр шестовой мины. На обратный «рейс» надежды было мало, а потому экипажи «минных таранов» набирались из добровольцев - «охотников», как их здесь называли.
Вооружение для этих пароходиков, шестовые и буксируемые мины,  только предстояло изготовить, для чего мичман Красницкий вез с собой кое-какие приспособления, материалы, сварочный аппарат и около трехсот пудов тротила - начинку шести гальваноударных мин, вытраленных и разоруженных такой дорогой ценой. К взрывчатке прилагались провода, сухие батареи и хитроумные гальванические устройства для взрывателей. Ими должен занимался старшина-электрик с «Адаманта», командированный в Николаев вместе с мичманом.
Кроме «минных таранов» предполагалось использовать катера. Федя сгоряча предложил соорудить для них из листовой меди и обрезков труб аппараты для метательных мин, вроде тех, что с 80-х годов 19-го века ставили на катера и миноноски, а позже в Порт-Артуре переделывали в минометы. Идею, увы, отвергли - за оставшиеся полторы-две недели ни изготовить, ни довести до ума эти конструкции не представлялось возможным. Мичману-рационализатору было велено не умничать и приберечь идеи «на потом», а пока изучить все, что нашлось в «запоминающих машинах» потомков по первым опытам в области минного дела. А нашлось немало - Велесов, как кроликов из цилиндра, извлек на свет божий и воспоминания адмирала Макарова о применении минных катеров в кампании 1877 года, и статьи о использовании минного оружия в войне Севера и Юга, и чертежи шестовых и буксируемых мин. Позже дойдет и и до метательных, утешил юношу Краснопольский, а там, даст Бог, и до самодвижущихся.
Велесов, выслушав эти рассуждения, усмехнулся и сослался на некий «закон Мерфи». А когда Федя поинтересовался что это за Мерфи, и в чем заключается названный его именем закон, наповал сразил мичмана чеканной формулировкой: «Если существуют два способа сделать что-либо, причём один из них ведёт к полному краху, то кто-нибудь изберёт именно этот способ». Время для экспериментов еще настанет, сказал «потомок», а пока задача мичмана Красницкого - выполнить то, что ему поручено, уложившись в сроки. Ведь, согласно одному из следствий того же подозрительного закона: «Всякая работа требует больше времени, чем вы планируете на нее потратить».
В отряд минных катеров должны были войти шесть единиц:  три гички с подвесными пятидесятисильными моторами «Ямаха» на транцах и разъездной катерок с газолиновым мотором, позаимствованный на «Алмазе», а так же два катера генерала Тизенгаузена. Мичман знал, что в «их истории» единственный катер затонул во время ходовых испытаний из-за малой мореходности, и собирался во что бы то ни стало довести его конструкцию до ума. Федя решил, что пойдет в атаку на таком катере, и если что-нибудь пойдет не так - сам за это и расплатится.

Даша пришла провожать Федю на Графскую пристань. Мичман еще утром заглянул в госпиталь. Но с Дашей увидеться не пришлось - неулыбчивая пожилая добровольная сестра сказала, что Дарья Михайлова сейчас на курсах, которые доктор Пирогов устроил для женского персонала госпиталя. Просить, чтобы ее позвали, молодой человек постеснялся, а дожидаться конца занятий не мог - его ждали в артиллерийских мастерских. Оставив для Даши записку, он отправился по своим делам, уже не надеясь увидеть девушку до возвращения из Николаева. И каково же было его удивление, когда на ступенях пристани мелькнули знакомые платок и передник добровольной сестры Морского госпиталя!
К счастью, мичман возвращался на корабль один, иначе природная застенчивость не позволила бы ему задержать сослуживцев. Крикнув шлюпочному старшине, «погоди, братец, я сей же час», он едва удержался, чтобы не кинуться навстречу девушке со всех ног, как в годы гардемаринской юности. Вместо этого Федя подошел и сдержанно (как ему представлялось) поздоровался. Даша, смущенная не меньше его, неумело присела в книксене и протянула юноше узелок с домашней снедью: глечик творога, завернутые в тряпицу пироги, копченая рыбка, ломоть сала, несколько огурцов и головка чесноку. Мичман пытался отнекиваться, ссылаясь на обильный стол кают компании, но, разглядев неподдельное огорчение в Дашиных глазах, сдался. Девушка немедленно повеселела и принялась излагать последние госпитальные новости. Главной из них был «обеспамятевший», профессор с «Адаманта»: его доставили в госпиталь несколько часов назад, и Пирогов уже успел осмотреть нового пациента.
Федя знал, что «потомки» (так с легкой руки Эссена стали называть адамантовцев) возлагают надежды на возвращение в «родное» время именно на Груздева, а потому принялся расспрашивать, что да как. Увы, Даше нечем было его порадовать: «Пирогов долго щупал пульс, выворачивал веки, глядел в зрачки, слушал дыхание, а потом так-то тяжело вздохнул да и пошел прочь». На вопросы хирург не отвечал, делался мрачен и переводил разговор на другие темы.
Дела у профессора обстояли неважно. Но молодость есть молодость; мичман, обрадованный неожиданным явлением предмета своих воздыханий, не мог долго думать о грустных материях. Пирогов, как всем известно, знаменитый врач, а Груздев, в конце концов, жив, дышит, не страдает и жаром, ни чахоткой, ни каким-либо другим из известных мичману недугов. А что долго не приходит в себя - так они никуда не торопятся. Сперва надо помочь севастопольцам разобраться с засевшими у Евпатории французами и турками, а так же с британцами, сбежавшими в Варну и, несомненно, строящими там козни. А к тому времени, как эти проблемы разрешаться - и с Груздевым как-нибудь да наладится...
Мичман неожиданно для себя, пылко попрощался с Дашей, заверил смущенную девушку, что будет считать дни до встречи, и поспешил к гичке.

+3

284

IV
База гидропланов Кача
4 октября 1854 г.
Патрик О′Лири, бомбардир

Патрик выпрямился, отряхнул с колен песок, скрутил рубаху в тугой жгут и принялся отжимать.
Стекавшие струйки уже не оставляли на воде масляных пятен, но вонь горелого касторового масла еще чувствовалась. Его не мог перебить даже ядреный дух дегтярного мыла.
Авиаторы вернулись сюда два дня назад в сильно урезанном составе. Два аппарата из пяти фон Эссен забрал на «Херсонес» и усиленно готовил к походу. В ангаре была сейчас только «эмка» мичмана Энгельмейера
После Альмы Петька-Патрик приобрел репутацию лучшего бомбардира авиаотряда. Сброшенные им флешетты и «ромовые бабы» с ювелирной точностью ложились на вражеские палубы. И теперь, когда требовалось потревожить неприятеля, в кабину вместе с мичманом забирался и юный ирландец. В остальное время он помогал ухаживать за гидропланом с номером «14», готовить его к вылету.
Процедура запуска ротативного двигателя «Гном-Рон Моносупап» давно отработана. Пилот садится в кабину; моторист спрашивает, его, есть ли контакт. Услыхав «Контакта нет», проворачивает пропеллер, ставя его на компрессию. После этого, командует: «Контакт!», и обеими руками прокручивает деревянную лопасть. В этот момент пилот должен включить зажигание. Если «Гном» не заработает (что нередко случалось с изношенным движком) все повторялось сначала. Если в цилиндрах начинались вспышки, моторист отскакивал в сторону, чтобы не попасть под винт.
Так Патрик и поступил, но вот беда, растянулся, споткнувшись о край дощатого слипа. И раскручивающиеся цилиндры обдали его вонючим душем горячего касторового масла.
Полетов на сегодня не намечалось, двигатель запускали для проверки, и Патрик, когда все уляжется, собирался сходить вместе с мотористами на хутор. Авиаторы судачили о «гарных дивчинах», подбивая юного ирландца на знакомство с хуторянками. По этому случаю, Патрик надел чистую полотняную рубаху, и как назло, именно ей и достался касторовый плевок!
Надо было как-то выкручиваться. Запасной рубашки не нашлось, и Патрик, сломя голову, метнулся к каптенармусу. Но когда он вернулся с куском мыла в одной руке, и загаженной рубашкой в другой, оказалось, что мотористы ушли без него.
Патрик, конечно, знал дорогу, и мог бы дойти сам. Но ему стало так обидно, что он чуть не расплакался. И тут же взял себя в руки - в конце концов, подумаешь, какая важность, пейзанки! Да стоит ему пройти по севастопольским бульварам в скрипящей кожей пилотской куртке, шлеме и галифе...
Но рубаху в любом случае, надо было отстирать. Времени у Патрика теперь было навалом: он нацепил на голое тело кожанку, повесил на шею пояс с кобурой, и зашагал вдоль берега. В полумиле от базы, там, где берег вздымается крутым обрывом, он давно заприметил укромное местечко. Крошечная бухточка у самого подножья кручи, песчаный пляж - что еще надо, чтобы в одиночестве справиться с обидой, отстирать казенное обмундирование, а заодно искупаться?

И вот, на тебе, одиночество! Не успел Патрик отжать рубаху, как его окликнули. По тропке с откоса спускались трое мальчишек. Старшему на вид лет пятнадцать, младший не достиг и десяти. Босые, в домотканых портках, длинных, до колена, рубахах из казенного полотна, они остановились шагах в пяти от чужака. Тот, что постарше, в упор рассматривал Патрика.
Юный ирландец подобрался. Жизнь в трущобах приучила его к тому, что чужаков не любят нигде. Находись он сейчас на окраинах родного Белфаста - драки было быне миновать. Но здесь-то все по-другому, напомнил себе мальчик. Здесь он не пришелец из соседнего квартала, которого, согласно уличному кодексу поведения, следует бить, а военный, авиатор. К нему даже офицеры с парусных севастопольских линкоров относятся с нескрываемым почтением. А потому, не стал принимать угрожающей позы - сложил руки на груди и, слегка отставив босую ногу, принялся наблюдать за гостями.
- Это наше место! - заявил младший мальчик. - Ты чего приперся?
Уличный этикет одинаков что в Крыму, что в Трех Графствах. Беседу начинает самый слабый, а те, что поздоровее, слушают и ждут, когда появится повод прицепиться к чужаку.
Вот, как этот, старший, русоволосый явно заводила - глядит на чужака исподлобья, прикидывая, каков тот в драке.
Патрик его знал - парень был с Александрово-Михайловского хутора. Во время прошлого визита авиаторов в Качу, этот парнишка, вместе с остальной хуторянской ребятней собирал на «полигоне» флешетты, разбросанные во время тренировочных вылетов.
Заводила тоже узнал Патрика:
- Слышь, робя, да это ж летун! Он не наш, иностранной, русской речи не понимает. Не понимаешь, да?
- Иностранной, говоришь? - с подозрением спросил другой мальчишка, пониже и пошире в плечах. Он стоял, уперев в бока сжатые в кулаки руки, и недобро щурился. Патрик сразу признал в нем завзятого драчуна. - Ежили иностранный - так, можа, из хранцузов? Которые Крым хотят забрать?
- Не, - уверенно отозвался первый. - Он немец. Тятя говорил, что немцы за Россию, против турка и хранцуза. Тятя мой с самим адмиралом Нахимовым знакомый! Ты ж немец? - потребовал он подтверждения у Патрика.
Тот еще не выучился говорить по-русски - овладел тремя десятками слов и оборотов, необходимых в обиходе. Мотористы, матросы, пилоты его понимали, но всякий раз, заговаривая с кем-то незнакомым, Патрик терялся - его «русские» фразы ставили случайных собеседников в тупик. А по-английски говорить не стоит, кто его знает, как отреагируют мальчишки, ведь Британия воюет с Россией...
Патрик три раза подряд кивнул и, косясь на ребят, принялся надевать галифе. Хуторские следили за его манипуляциями с возрастающим уважением. Патрик натянул мокрую рубаху, присобранные в гармошку сапоги. А когда всунул руки в рукава пилотской кожанки - заводила, тот, что обозвал его немцем, охнул, не скрывая восхищения.
- А енто у тя шо, ливорверт? - поинтересовался самый младший, вихрастый мальчуган едва по плечо Патрику. - Давеча на хутор драгуне заезжали, коней напувать - так у ихнего офицера ливорверт на боку висел. Поболе чем у тебя!
Петьке вдруг мучительно захотелось похвастаться перед ребятами. Он выдержал паузу: затянул ремень на две дырки туже, чем обычно, надел шлем со сдвинутыми на лоб очками-консервами, окончательно добив этим заводилу, потом медленно расстегнул кобуру и вытащил браунинг. Передернул затвор, загоняя патрон в патронник, поискал глазами мишень. Нашел белый, с кулак размером, камень пристроил его на каменную плиту, на которой только что оттирал рубаху. Жестом велел мальчишкам убраться, сам отошел шагов на десять и вскинул пистолет.
Трижды грохнуло - визг рикошетов, искры, каменное крошево брызнуло во все стороны. В цель он попал лишь третьей пулей. Мальчишки, не дыша, смотрели на дымящийся браунинг. Младший, вихрастый, вдруг ящеркой метнулся в песок и принялся собирать гильзы. Двое других явно хотели последовать за ним, но они выдержали характер, лишь проводили мелкого завистливыми взглядами.
Впрочем, тот не собирался присваивать себе чужое имущество - старательно обдув латунные цилиндрики от песка, протянул их на ладошке юному ирландцу. Патрик торопливо помахал ладонью - «не надо», - и обрадованный малец принялся оделять добычей товарищей. А Патрик наложил завершающий штрих: нарочито медленно извлек магазин, снова передернул затвор, вщелкнул выброшенный патрон. Вставил магазин в рукоять и убрал браунинг в кобуру, не забыв поставить на предохранитель.
Мальчишки завороженно следили за этими манипуляциями, сжимая в кулаках подаренные гильзы. Патрик застегнул кобуру, кивнул на прощанье и повернулся.
- Ты, это... - голосом, слегка осипшим от впечатлений, произнес заводила. - Ты, значить, сюда приходи, кады захочешь. Купаться, али еще шо... А ежели порыбалить - так мы самые лучшие места знаем! А хочешь - и шаланду у тяти возьмем! Знаешь, какие тут бычки? И показал руками, какие. Здешние бычки, похоже, не уступали размерами лососю, что ловится в прозрачных, как хрусталь, речках графства Корк.
- Ты приходи на хутор, - поддержал товарища драчун. - Петьку спроси, или Васятку - это значит, я буду. Мы те тут все покажем!
Патрик кивнул и широко улыбнулся новым друзьям. После чего четко, как делал это фон Эссен, козырнул, вызвав в мальчишеских душах бурю восторга, и по тропке полез вверх, на откос.

+3

285

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

I
Пароход «Улисс»
4 октября 1854 года
Игорь Белых, капер

- Здоровая хрень, - прошептал Вий. - Все загораживает, а с другого ракурса не пробить...
Белых приник к окуляру. Он понял, о чем говорит пулеметчик: Корпус парохода в районе мидель-шпангоута, там, где скрывалась кочегарка и котельное отделение, светилась в ИК-диапазоне, как Сверхновая. Но увы, в бортовой проекции цель напрочь перекрывали громоздкие кожуха гребных колес. А если стрелять под другим углом - пулям придется пробить сначала чуть ли не треть корпуса, и только потом попробовать на прочность стенки котла. Вий прав, может и не взять...
- Бей сквозь кожух, - решил капитан-лейтенант. - Он только на вид громоздкий, а на самом деле внутри пустота. Ну, будут рикошеты с железного каркаса колеса, так и пес с ними. Надо только поближе подойти, метров с трехсот ты очередью такую дырку прогрызешь - не то что до котла, до другого борта достанешь!
Вий кивнул и пошевелил стволом «Корда». Белых сделал знак Змею, движок неслышно заурчал, «Саб Скиммер» стал медленно сокращать дистанцию до цели. Белых еще раз перебрал дымовые шашки: если вахтенные засекут незваных гостей и кинутся к пушкам, придется ставить завесу и уходить под ее прикрытием. Не хватало еще схлопотать порцию картечи...

Обнаружив караван, «Улисс» долго прятался в тумане, не выпуская добычу из цепких лучей локатора. Благо, та продвигалась медленно - ветер окончательно стих, пароход с тяжело груженым судном на буксире, выжимал не больше трех узлов. «Саб Скимер» на малых оборотах крался на траверзе каравана, в восьми кабельтовых; «Улисс" держался далеко за кормой. Когда совсем стемнело, Белых приказал идти на сближение. Предстояло поразить паровой котел из крупнокалиберного пулемета, чтобы вызвать взрыв, а когда команда займется собственным спасением, подошедший «Улисс» положит парочку ядер под корму парусника. После чего можно будет принимать капитуляцию. Для пущего эффекта, жертву предполагалось осветить прожектором.
- Дистанция двести десять... двести семь.. двести... - негромко считал Вий. - Пора, командир.
Белых поднял переговорник:
- Гринго, начинаем. Дождитесь, когда рванет - и по плану. Работаем!
«Корд» тяжко загрохотал, отдача качнула катер. Струйка трассеров впилась в кожух чуть выше ватерлинии. Вий поправил прицел и снова надавил на спуск. Лента со звоном поползла в окошко приемника, но Белых ничего не слышал - уши заложило могучим стакатто крупняка. Пули калибра двенадцать и семь вгрызались в колесный кожух, вверх, в стороны летели щепки, высверки срикошетивших трассеров, и вдруг по ушам ударил пронзительный змеиный шип. Пароход озарила тусклая вспышка, грохнуло, цель затянуло облако пара, подсвеченное изнутри оранжевым.
- Прекратить огонь!
«Корд» замолк, но мир вокруг оставался немым - словно уши были заткнуты ватными тампонами. Потянулись долгие, беззвучные секунды, и вдруг из темноты вырвался узкий слепяще-белый луч, уперся в высокую корму парусного судна. Белых поднял дюралевый цилиндрик, дернул шнур, и над гибнущим пароходом повисла мертвенно-белая люстра осветительной ракеты, добавляя в мизансцену мистической жути.
***
- Значит, англичане... сказал Белых. - Выходит, прав дядя Спиро.
Грек самодовольно ухмылялся всеми морщинами.
- А я говорил, кирие! У османов - какие теперь вапоры? Все в Крым ушли, последний мы забрали!
- Да что пароход... - махнул рукой Белых. - Вот транспорт - это да! Я, как узнал, какой у них груз - меня аж пот холодный прошиб. А ежели, когда мы к ним на палубу полезли, нашелся бы настоящий турецкий герой, да и пальнул бы из пистолета в один из бочонков? Рыбам на корм - и то не осталось бы...
Захваченный барк, кроме прочих грузов, вез в Крым шесть сотен пятидесятифунтовых обитых медью бочонков с черным порохом.
- Да уж, хмыкнул Вий. Да и мы… я, вон, тоже дал очередь по палубе, туркам под ноги, чтобы не дергались. А прошило бы до трюма - что тогда?
- Трындец котенку, - согласился Карел. - На корм рыбам не осталось бы. Это вам не паровой котел, до небес рванет...
- Кстати, о котле... - встрял Тюрморезов. - С корыта аглицкого сколько народу подобрали? Я это к тому, что их куда-то девать надоть!
Англичане так и не сумели спустить с пылающего от носа до кормы парохода ни одной шлюпки, и подошедшему«Улиссу» пришлось вылавливать уцелевших из воды.
- Фюнф унд цванцихь… Двадцать пьят меншен, -- ответил Лютйоганн. -- Фиэр официрен… четире. Дер капитэн тот ист… умирайт.
- Точно, - подтвердил Змей. Он, как знаток языка вероятного противника, вел предварительный допрос. - Двадцать пять рыл, из них три офицера. Капитан в момент взрыва был на мостике, его первым пришибло.
- Обермашинист… как это по-рюсски… глафни мьехарик. Эр загт… сказаль - дер дампфер "Шпиттфойер" фюнф канонен хат… пьят канонен иметь.
- Вооруженный пароход «Спитфайр» - перевел Карел. Пять орудий, сто сорок индикаторных сил. Мы подобрали старшего механика, он все и выложил. Звать Джозеф Чарчер. Говорит - конвоировали турецкий барк с генераль карго для экспедиционных сил в Крыму. Правильно мы угадали - они, хитрозадые, прямо к Евпатории идти побоялись, решили спуститься на юг вдоль побережья. Вот и дохитрились! А пошли бы напрямки - глядишь, и пронесло бы.
- Я так думаю, англичан отпускать никак неможно. - произнес казак. - Это вам не турка-каботажник, это враг настоящий, густопсовый. Особливо, которые офицерА. Таких посадишь в трюм - оне стенку проковыряют, часового пришибут, да и сбегут! Я что предлагаю - оттащим турецкое корыто буксиром к Аккерману, а то у нас на него команды не хватит. А англичан пока подержим в канатном ящике. Мои молодцы их не упустят. Сдадим - и снова на шлях!
Капитан-лейтенант задумался. В словах Тюрморезова был резон: они уже лишились двух десятков человек, отряженных в призовые команды. К тому же, никто на «Улиссе», даже дядя Спиро, не имел опыта управления большим парусным судном, а прибегать к помощи турок, даже и приставив к ним надзирателей, Белых не хотел. Рискованно.
- Зря вы их из моря вынули, вот что, - продолжал подъесаул. - Потопли бы - вот и ладно, и нам забот, и им маеты меньше. В неволе - рази ж это жисть?
- Капитан... - негромко сказал Карел. - А может их... того? Наглов, я имею... Женевских конвенций мы не подписывали, да и нет их тут еще. Чего с ними валандаться? Скажем, что так и былО...
- О...ел? - опешил Белых. - Ты что, хочешь, чтоб нас по всему Черному со Средиземным морям ославили, как палачей и военных преступников? Это тебе не Сирия и не Донбасс, тут по правилам воюют, а не по понятиям!
Два года назад Карел взял отпуск «по семейным обстоятельствам» и семь месяцев провел в одном из добровольческих подразделений на юго-востоке Украины. Да и в Сирии успел отметиться - группа Белых осуществляла там прикрытие саперов, разминировавших Пальмиру.
- А кто узнает-то? - нехорошо сощурился главстаршина. - До берега никто не доплыл, все тут. Скажем - потонули вместе с пароходом.
- Не выйдет, - с сожалением покачал головой Вий. - Нет, я вообще-то не против, только наши же и раззвонят. Я не про казачков, те кремни, - поправился он, поймав возмущенный взгляд подъесаула. - А вот греки и волонтеры - те непременно. Нам оно надо?
- Ладно, пока их в канатный ящик, а завтра решим. - вынес вердикт Белых. - Да смотрите, чтоб офицеров отдельно, и обыщите хорошенько всех! А ты, дядя, ставь караулы. Сам сказал, что станишники англичан не упустят, никто тя за язык не тянул. Вот и отвечаешь за пленных!
- Слово дадено - что пуля стреляна, - кивнул казак. - Не боИсь, Иваныч, все сделаем. От Тюрморезова ишо не одна лярва не уходила!
- А этого стармеха давайте сюда, - скомандовал Белых. - И позовите Фро... то есть Ефросинью Георгиевну. Зря, что ли, мы ее переводчиком зачислили? Расспросим англичанина по всей форме. А ты вытаскивай ручку и блокнот, - велел он Карелу. - Будешь протокол допроса вести, раз такой умный...
- Может, сразу пассатижи? - осклабился главстаршина. - Чтобы, значит, разговорить?
-А-атстваить пререкания! - взревел капитан-лейтенант. - Шагом марш - испа-а-алнять!

+3

286

II
Из дневника Велесова С.Б.
«4 октября. Я надолго забросил дневник. Ранение, Альма, знакомство с великим князем, блокада Евпатории, подготовка кораблей, минные дела... В общем, обязуюсь когда-нибудь заполнить пропущенные страницы а пока - к делам текущим.
Союзники носа не кажут с плацдарма. Я ждал, что дня через два-три после альминской ретирады они предпримут новую попытку. Но вместо этого они принялись закапываться в землю, возводить полевые реданы, рыть траншеи, оборудовать батареи. Ну и кто кого, спрашивается, будет осаждать?
И ведь командование коалиционных сил не может не понимать, что не ничего путного из этого получится! Севастополь в течение всей осады имел сухопутную связь с внешним миром, получал, хоть и скупо, продовольствие, огнеприпасы, даже подкрепления. Здесь же - глухой мешок: на море пиратствуют севастопольские фрегаты, на суше плацдарм охвачен казачьими разъездами, на ближних высотах русские возводят люнеты. Накапливают силы, подвозят стройматериалы, шанцевый инструмент, артиллерию. Над плацдармом сутки напролет висит «Горизонт», то и дело в гости наведывается гидроплан из Качи. Авиаторы не ограничиваются разведкой - то ящик стрелок вывалят на ряды палаток, то забросают зажигалками обозные телеги. Мелочь, комариные укусы - но и они способны довести до бешенства или наоборот, подавить волю к сопротивлению.

5 октября. А мы-то гадали, почему французы сидят в лагере тише воды, ниже травы! Ларчик просто открывался: оказывается, они остались без главнокомандующего! Маршал Сен-Арно, страдающий, как и в нашем варианте истории, раком в последней стадии, скончался.
Мы узнали об этом практически из первоисточника: спецназовцы, отправленные на плацдарм для сбора сведения о моем добром друге Фибихе, вернулись через полтора часа после высадки и приволокли с собой ни много ни мало, адъютанта бригадного генерала Лумеля. Все прошло тихо, без стрельбы и поножовщины: в темноте высадились на берег с надувной лодки, преодолели лабиринты из штабелей досок, бочек, тюков, обозных повозок, зарядных ящиков и бог знает еще какого барахла. Редкие караулы, следившие за порядком в лагере, не представляли для матерых диверсантов помехи. У первой же палатки прихватили одинокого су-лейтенанта. Беднягу затащили под телегу, приставили к горлу нож и наскоро допросили. Французик, перепуганный появлением таких страшилищ (спецназовцы были в полном боевом обвесе, в маскирующей раскраске) и не подумал запираться. При нем нашлись письма, написанные генералом жене. Видимо, он отдал их адъютанту для отправки на Большую Землю. Но не повезло; письма, вместо супруги генерала, прочитали в штабе князя Меньшикова.
«Маршал Сент-Арно по категорическому настоянию медиков покинул армию. Он был в кризисе, и хотя вчера вечером он немного бодрее, врач уже не надеялся на улучшение. И вот - ужасный итог! Каждый из нас сожалеет об этом. Увы, жестокое обострение недуга совпало с невиданным в карьере маршала фиаско - да еще и в ходе самой грандиозной из его военных кампаний! Что касается меня, того, кто особенно его любил, то переношу это слишком болезненно…».
Письмо датировано 29-м сентября, следующий день после Альмы - выходит, за целую неделю не нашлось подходящей оказии! Да, связь с внешним миром у союзников хромает.
В нашей реальности (кажется, я злоупотребляю этим оборотом!) Сент-Арно скончался по пути в Варну, на борту корабля. Здесь корвет ушел без маршала, зато увез Фибиха с его приятелем-репортером и обломками летающей лодки.
Что ж, известие неприятное. После морского сражения севастопольцам было не до блокады - они были заняты буксировкой трофеев, снимали с мелей побитые корабли, приводили в порядок уцелевшие, готовясь к новому бою. Два дня спустя дверка захлопнулась, но поздно - птичка упорхнула.
Одно радует - беглый корвет был парусным. А значит, шторма и наступившее потом безветрие неизбежно его задержат. И есть шанс, что корвет все еще болтается в штилевой полосе вблизи болгарского берега.
Николай Николаевич сильно переживает по поводу нашей неудачи. Я пытаюсь его утешить: собственно, никакой неудачи нет, а есть лишь несчастливое стечение обстоятельств. В конце концов, о том, что скотина Фибих жив, мы узнали уже после того, как он покинул плацдарм и, в любом случае, уже ничего не могли сделать. Но и сейчас не все потеряно: возле Констанцы каперствует Белых, да и отряд Бутакова уже сутки, как покинул Севастополь. Если повезет, они перехватят корвет.
Обо этом придется доложить на военном совете у Меншикова. Кстати, будет поднята еще одна тема: Великий князь который день обхаживает принца Наполеона и, судя по всему, у них наметилась занятная перспектива...»

+3

287

III
Гидроплан М-5
Бортовой номер 14
5 октября 1854 г.
Патрик О΄Лири

- Давай! - крикнул мичман и для убедительности ткнул пальцем вниз.
Патрик кивнул и выволок из-под ног первую пачку. Всего их было пять - перевязанные крест-накрест бечевкой стопки листков скверной серовато-желтой бумаги. Пачки привезли в Качу вчера, из Севастополя, на пролетке под охраной конвоя из трех казаков. Патрик не умел читать по-французски, но кроме крупного печатного текста - немного, пара десятков слов, - каждый из листков украшала картинка.
Картинки были разными. На одной изображен стоящий во весь рост скелет, укутанный в драную шинель. На костяных ногах - солдатские сапоги, на черепном оскале длинные, тонкие усики и бородка. Патрик хихикнул, узнав атрибуты, которыми британские газеты неизменно снабжали карикатуры на французского императора Наполеона III-го. В руках скелет сжимал длинную шпагу, череп украшала офицерская шляпа - знакомый всей Европе головной убор Наполеона. Того, первого, - «настоящего», как сказал мичман Энгельмейер. Патрик удивился - разве нынешний французский император какой-то ненастоящий? В ответ пилот снисходительно объяснил, что будь он настоящий - не отсиживался бы в Париже, а лично возглавил бы экспедицию в Крым. Где его, несомненно, ожидало бы то же самое, что его великого предка в России.
Картинка на другой листовке была еще смешнее. На этот раз императора изобразили в виде дикобраза, только вместо иголок щетинились штыки, из-под которых выглядывали генеральские эполеты. Наполеон III-й стоял на четвереньках; его профиль, украшенный знаменитыми усами и бородкой-эспаньолкой, узнать было куда проще, чем на картинке со скелетом.
Текст листовок был очень простой, доходчивый. В нем разъяснялось, что ждет осажденных: голод, жажда, эпидемии, круглосуточные обстрелы. А дальше: «император захватил власть обманом и, чтобы упрочить свое положение, затеял войну с Россией. А вы, французские солдаты расплачиваетесь за это своей кровью.» Заканчивался текст призывом не умирать за узурпатора, а сдаваться в плен, или «брать собственную судьбу в свои руки».
Рассмотрев «французские» картинки, Патрик поинтересовался - а почему нет листков с карикатурами на турецкого султана и королеву Викторию? А так же обращений к туркам и англичанам?
Штабс-капитан, доставивший необычный груз, пояснил: среди турецких солдат почти нет грамотных, так что писать для них такие листки - значит напрасно переводить бумагу. Англичане же верны королеве, на них это не подействует. Патрик согласился: да, нравы в Ройял Нэви ужасные, куда там Содому и Гоморре, но представить себе, чтобы подданные ее Величества взбунтовались из-за каких-то бумажонок, пусть и с картинками? Вот если бы с неба сбрасывали золотые соверены или бутылки с ромом...
***
Под крыльями мелькали ряды палаток, между которыми метались фигурки в сине-красных мундирах. Кое-где взвивались дымки выстрелов, но авиаторы давно не обращали на них внимания. Стреляли редко - пока разберут ружья из пирамид, пока забьют заряд - гидроплан будет уже очень далеко. Изредка стрелкам везло, и тогда гидроплан привозил доказательства их удачи - дырки от пуль в перкали плоскостей.
Патрик видел, как солдаты кидаются землю, прячутся под телеги, зарядные ящики, лафеты. Ага, злорадно ухмыльнулся лн, не нравится? Доблестные любители лягушек и сидра на своей шкуре узнали, что библейское «...и стрелы с небес поразят бегущих» - это не только стих из Апокалипсиса. За эти три дня Энгельмейер и Патрик не меньше семи раз вылетали на сброс флешетт.
Сегодня французам повезло: бумажки со смешными картинками - это все же не кованые острия, навылет прошивающее человеческое тело.
Патрик перехватил матросским ножом (он заранее раскрыл его и держал в зубах) бечевку, стягивающую пачку и столкнул груз за борт. И вывернул шею, чтобы увидеть, как листки белым облаком разлетаются над палатками.
- Давай следующий! - проорал, перекрывая треск "Гнома", мичман и ткнул напарника в бок. Петька-Патрик оторвался от зрелища рукотворной бумажной метели и потащил из-под сиденья новую пачку «наглядной агитации».
Боевые действия в Крыму перешли в невиданную доселе фазу психологической войны, и юный ирландец, сам того не зная, только что сделал в ней первый выстрел.

+3

288

IV
Пароходофрегат «Владимир»
5 октября 1854 г.
Андрей Митин

Бутаков все-таки молодчина, подумал Андрей. Не зря в нашей истории он стал теоретиком тактики паровых кораблей: смотрит в корень, выделяет возможности, находит, как их применить. Согласно его идее, целями для осколочно-фугасных снарядов новых пушек должны стать в первую очередь, колесные кожуха а так же корма - чтобы разрушить румпельное отделение и, если повезет, повредить винт. У здешних кораблей он только один, так удачное попадание может лишить неприятеля и хода и способности управляться. После чего надо занять позицию по носу или корме жертвы и доламывать ее продольным огнем гладкоствольных орудий до полной небоеспособности.
Только вот на практике проверить пока не удалось - учебных стрельб не проводили, берегли драгоценные унитары. Расчеты, знают свое дело, научились еще в «той» реальности, так что ограничились тем, что выпустили пяток практических болванок, демонстрируя севастопольцам возможности противоаэропланных пушек Лендера, стоящих на «Морском быке» и семидесятипятимиллиметровок Канэ, переставленых на «Владимир» с миноносца.
Андрей не отказал себе в удовольствии вспомнить молодость и разыграл с Бутаковым и еще парой офицеров несколько вариантов боя. Выходило, что «Владимир» и «Морской бык», в состоянии особенно даже не рискуя, справиться с винтовым линкором вроде «Наполеона» или ныне покойного «Агамемнона». А что? Огонь на «обездвиживание» ведется с запредельной для местной артиллерии дистанции до решительного результата, после чего «инвалиду» остается отбиваться погонными пушками от бомбических орудий пароходофрегата. С очевидным результатом. При этом невосполнимый ресурс будет расходоваться максимально экономно и по делу.
Оставался пустяк - опробовать это в бою. Но увы, отряд уже прошел половину расстояния до Варны, не встретив ни одного корабля. Но есть совсем ни одного! Бутаков даже попросил поднять гидропланы, благо, штилевая погода способствовала; Эссен провел секторный поиск по обе стороны от курса отряда. Бесполезно. Море будто вымерло, ни паруса, ни дымка, ни мачты. Похоже, англичане так напуганы действиями Черноморского флота, что сидят в гавани и не могут решиться на активные действия. Даже подкрепления не шлют попавшим в переплет союзникам!
Бутаков уже собрался сменить район крейсерства и, вместо того, чтобы ловить неприятеля между Варной и Евпаторией, перекрыть пути к Босфору. Но тут на связь вышел «Адамант»; выслушав рапорт Андрея, капитан-лейтенант вызвал штурманского офицера и через час обе колонны, выполнив «поворот последовательно», легли на прежний курс, к Варне.

- Привет, писатель!
- Привет, майор. Побеседовал тут я с Белых, занятные у него события. Ты бы поинтересовался, надо совместно обсудить...
- Непременно поинтересуюсь, у меня через полчаса сеанс связи с «Улиссом». Так что там каплей напортачил?
- - Да вроде ничего такого. Поймал, понимаешь, очередной транспорт - да не транспорт даже, а целый конвой. Барк на пятьсот тонн, в сопровождении «Спитфайра».
- Какого нахрен, «Спитфайра»? Здесь тебе что, «Битва за Британию»? Марсалы передегустировал?
- Хе-хе, я знал, что тебе понравится. «Спитфайр» - это не истребитель, а пароход такой, с пушками. Кстати, тоже английский. Решили в Евпаторию по-каботажному просочиться, а тут, как назло, «Улисс». Корабль, понимаешь, его величества... Пароход они изнахратили, из крупняка котел расстреляли, а парусник взяли на буксир. А тут мы со своими новостями.
- Так, с этого места подробнее. Что за новости?
- А я что, не сказал? Прости, заболтался. Вот какое дело: ребята Белых, те, что остались на «Адаманте», поработали немного по специальности - слазили в гости к союзничкам. И вот что выяснилось: Фибих, паскуда, из Евпатории того-с, сбежал. Уже давно, двадцать девятого сентября.
- Так это ж почти неделя прошла! Теперь ищи ветра в поле. Он, небось, уже в Варне, а то и в Стамбуле.
- В Константинополе, герр майор, в Константинополе. Истинно русские люди не говорят «Стамбул», а только продажные либералы, отрабатывающие аглицкие гранты. Привыкай к правильным названиям, а то могут и не понять.
- Да знаю я, знаю, достал со своими шуточками. Про дисциплину радиообмена слышать не приходилось?
_ А кому она тут нужна? Кроме нас в эфире никого нет.
- Ну ты... шпак! Я слов не могу подобрать, какой ты шпак!
- Хе-хе, суровый воин... ты лучше вот что прикинь своим дисциплинированным эфирным мозгом: Фибих дал деру на парусной калоше, а какие погоды стояли последние четыре дня - сам знаешь. Так что вам с бутаковским штурманом задачка: где они могут быть сейчас?
- Так во-о-от зачем вам «Улисс» понадобился... хотите его локатор к поиску припрячь?
- В корень зришь. При всем уважении к Эссену, «эмки» - это далеко не «Каталины» и даже не «КОРы». А потому каплею велено, как и вам, срочно идти, к Варне и включаться.
- И что, он пойдет?
- А куда он денется? Нет, конечно, пытался протестовать - народу у него, вишь, для призовой партии мало, чтобы трофей в Одессу отправить. А бросать жалко: груз, говорит, богатый.
- Он там что, вконец в пиратов заигрался? Или это дядя Спиро на него так влияет?
- Может и он. Но ты послушай, что предлагает каплей. Этот самый «Спитфайр», который они потопили, один-в-один ваша «Одесса». Белых сам ее не видел, но вот Капитанаки уверяет - братья-близнецы. То есть сестры - у бриттов сам знаешь, корабли женского рода, даже те, что с мужскими именами. Систершипы, одним словом. Кстати, ваша «Одесса» тоже аглицкой постройки... Короче, упустим Фибиха - придется лезть за ним в Варну. Так почему бы не использовать для этого трофей? Тем более, груз на этом барке оченно интересный. Перспективный, я бы сказал, с учетом задачи...
- Лезть? Как это?
- Каком кверху! Легенда такая - попали в шторм, получили повреждения, а потом подверглись нападению русского корвета. Подкрасить кое-что, поднять «Юнион Джек», барк привести в соответствующий вид - ничо, прокатит. Всего-то делов - зайти в бухту, встать на якорь, а там уж...
- Это ты, Серег, сам придумал, или еще какой придурок подсказал?
- Сам, все сам. Короче, излагай Бутакову и думайте. Связь - по графику, там и обсудим.
- Ладно, подумаем...
- Тогда до связи, майор. И свяжись с Белых, может еще какие мысли возникнут?
Свяжусь. Слушай, а если серьезно - что это ты раздухарился? Я понимаю, никто нас не слышит, но все же - перебор...
- Ну извини, Андрюх, что-то я и правда того... Понимаешь, мы тут такую штуку собираемся замутить... нет, рассказывать не буду, прости. Уж очень затея заковыристая, боюсь сглазить.
- Ну ладно-ладно. До связи... затейник!

Отредактировано Ромей (24-02-2017 16:53:38)

+3

289

ГЛАВА ПЯТАЯ

I
Пароход «Улисс»
8 октября 1854 года
Игорь Белых, капер

Белых страдал. Английский мундир резал под мышками, жал в паху, дико раздражая спецназовца, привыкшего к нормальной, комфортной полевой форме. А эту перешивала камеристка Фро, причем изо всех сил старалась подчеркнуть атлетическое сложение любовника хозяйки. Для этого она сверх всякой меры заузила и без того неудобные сюртук и уродливые, отвисающие на заду штаны с высоченной, выше живота, талией и парусиновыми помочами. Придется теперь распарывать и подгонять самому, а то ведь этой овце не объяснить, что главное - это свобода движений, а не чтобы «костюмчик сидел»!
А уж дурацкие башмаки вместо привычных берцев! Белых еле удержался, чтобы не плюнуть на палубу и с ненавистью посмотрел за корму, на переваливающийся с боку на бок турецкий парусник. Три дня, прошедшие после того, как был получен приказ идти к Варне, состояли из непрерывных авралов, усилий, мучений. То тяжелое судно рвало буксирные тросы, то лопались румпель-тали, и парусник рыскал, дергая из стороны в сторону корму «Улисса». То на «призе» вспыхивали кровавые стычки между матросами-турками и их коллегами греческого происхождения.  И для того чтобы унять побоище, казакам приходилось пускать в ход нагайки. Белых с трудом подавил желание повесить пару зачинщиков на ноках рей - чтобы соответствовать званию капера. Идея встретила полное понимание и сочувствие, как у Тюрморезова, так и у Лютйоганна. А дядя Спиро прямо так и заявил, что не понимает, почему «кирие капитан» откладывает такое полезное дело.
Терпение лопнуло к концу второго дня, после того, как пришлось выбрасывать в море сразу три трупа - двоих турок, и грека, прирезанных во время драки в матросском кубрике. Узнав об этом, Белых приказал высадить турок в шлюпку и велел им убираться подобру-поздорову. До берега три мили, не догребут - их проблемы.
В барказ поместились не все. Белых оставил на паруснике начальственный состав и нескольких матросов, из тех, что посмирнее. Им было доходчиво разъяснено, что единственный способ избежать знакомства с петлей - это во всем слушаться новых хозяев судна. Белых даже посулил вернуть его после дела, умолчав, что шансов уцелеть у несчастной посудины нет ни единого.
Английских матросов со «Спитфайра» держали в канатном ящике на «Улиссе». Но сначала к пленным применили меры морального воздействия - по одному прогнали по палубе, на которой в тщательно продуманном беспорядке расположились тюрморезовские станичники, спецназовцы Белых и волонтеры. Мизансцена была выстроена со знанием психологии: казаки и морпехи, кто голый по пояс, кто с закатанными рукавами, точили страховидные клинки, играли с нагайками или просто сидели, как Ваня Калянджи,  с чем-нибудь огнестельным в руках и нехорошо косились на пленников. Возле люка, куда по одному спускали пленников, Вий с Карелом показательно обрабатывали Змея - вдвоем, с хэканьем, кровожадными воплями, ввсю используя приемы из арсенала реслинга. На англичан это произвело неизгладимое впечатление: Белых разглядел ужас в их глазах при виде полуголых варваров, мордующих друг друга так, что пробирало даже матерых ветеранов драк в портовых кабаках.
Выдумка помогла - не было ни одной попытки побега. К тому же Белых распорядился не отказывать пленникам в простых радостях жизни, вроде рома, которого немало нашлось в баталерке приза. В итоге, лаймы не просыхали третьи сутки, потребляя в качестве закуски трофейную солонину, сыр и морские сухари.
С офицерами «Спитфайра» поработала Фро на пару с Лютйоганном. В итоге, корабельный механик по фамилии Чарчер охотно согласился помочь захватчикам, но поставил вопрос об оплате. О цене сговорились; остальных заперли в разных помещениях, настрого предупредив, что в случае неповиновения церемониться не станут. Коварная Фро ухитрилась взять с них «честное слово», что ни побегов, ни попыток саботажа не будет. В качестве поощрительной меры пленных офицеров по одному выводили на прогулки на палубу «Улисса» - разумеется, под присмотром.
Кроме согласия сотрудничать, офицер-машинист выдал массу ценной информации. Этим занялись Фро, Лютйоганн и Змей. Английский знали все трое, а пленник, как выяснилось, неплохо владел немецким. Полученные сведения следовало проверить - для этого «следственная бригада» допрашивала офицеров и матросов «Спитафайра» по всем правилам, тщательно выискивая нестыковки в показаниях. Таковых не нашлось - похоже, «береговая мазута» всерьез настроился на сотрудничество.

Дело планировалось отчаянное. Предполагалось, ни много, ни мало, зайти прямо в гавань Варны и стать на якорь. Команды обоих судов якобы понесли потери в стычке с русскими, и единственный оставшийся в живых офицер - этот самый Джозеф Чарчер, - не рискнул продолжать рейс и предпочел вернуться в Варну.
Затея, при всей бредовости, вполне могла выгореть. «Спитфайр» прибыл в Варну в самом конце августа, перед самой отправкой экспедиции в Крым. Команда парохода была набрана с бору по сосенке, из мобилизованных моряков торгового флота. Ни Чарчер, ни другие никого в Варне не знали, их сразу отрядили конвоировать транспорта с военными грузами в Крым. Чарчер с обидой заявил, что джентльмены из Роял Нэви не захотели рисковать своими аристократиескими задницами и свалили опасное дело на них - «торгашей», черную кость, людей второго сорта.
А пока надо позаботиться о матчасти. Спецназовцы, казачки и отобранные волонтеры подгоняют под себя мундиры британских моряков. Белых, Лютйоганн и Змей осваиваются в офицерских мундирах, а особая команда приводит внешний судна облик в состояние, соответствующий легенде: рубит мачту, снимает стеньги, приводить в беспорядок такелаж, заодно создавая на палубе тщательно продуманный бардак. То же самое предстоит проделать и на «Одессе», с поправкой на «боевой характер повреждений.
Но для этого сначала надо встретиться. Пока «Улисс» выбивался из своих невеликих индикаторных сил, буксируя трофей на трех узлах против ветра, бутаковский отряд крейсировал на подходах к Варне. Увы, перехватить корвет с Фибихом на борту не удалось - он либо успел добраться до Варны раньше, либо проскользнул в гавань под покровом ночи. Окончательную ясность внесли пленные с захваченной турецкой шхуны - по их словам, британский корвет прибыл из Евпатории три дня назад, менее чем за сутки до того, как Бутаков развернул свою ловчую сеть.
Что ж, усмехнулся Белых, опять все надежда на спецназ. Его группа готова ко всем мыслимым и немыслимым неожиданностям.
- Тащ командир, отметки на радаре! - подал голос Карел. - По ходу - наши! Запросить по рации?
Белых встал с люка, поморщился - жмет, зараза, что ты будешь делать! - и полез на мостик. Прогулка закончилась, начиналась настоящая работа.

+3

290

II
Из дневника Велесова С.Б.
«9 октября. Время, несколько замедлившие свой бег после Альмы, снова набирают обороты. Вот вопросы, рассматривавшиеся сегодня на совещании у князя Меншикова:
- попытка прорыва сухопутной блокады, предпринятая англичанами;
- подготовка к бомбардировке Евпаторийского лагеря;
- действия наших крейсеров близ Варны;
- рапорт мичмана Красницкого об успешном испытании минного катера;
- доклад лейтенанта Краснопольского о подготовке первой минных таранов;
И на десерт - пространное рассуждение Е.И.В. Николая Николаевича о договоренностях, достигнутых его императорским высочеством с другой августейшей особой - Наполео́ном Жозе́фом Шарлем Полем Бонапа́ртом (принцем Франции, графом Мёдоном, графом Монкальери но более известным широкой публике как принц Наполеон или Плон-Плон) ныне пребывающим в великокняжеской резиденции в Севастополе.

Итак, пункт первый. Героическая попытка прорыва блокады евпаторийского плацдарма, предпринятая - кем? Да-да, ими самыми! Впору хлопнуть в ладоши и заявить: «Дождались!» Потому как именно дождались - молодецкой атаки Легкой бригады. Что характерно, практически с тем же результатом.
Правда, в отличие от нашего варианта истории, (Опять! Сколько еще будет меня преследовать эта дурацкая присказка!) лорд Кардиган остался на поле брани вместе со своими гусарами. А благодарить за это надо ни кого иного, как нашего генерала Фомченко.
Вникая в особенности крымского ТВД, Фомич, неожиданно для себя, выяснил, что татарское население встретило интервентов хлебом-солью (или их местными аналогами) и с тех пор оказывает им посильную помощь. Ничего удивительного в этом нет, от крымчаков и не ждали иного поведения. Сотни лет не прошло с тех пор, как владения последнего крымского хана Шахин-Гирея были объявлены частью Российской Империи. А один из потомков хана состоит при французском штабе и времени даром не теряет - сразу после высадки, к Евпатории потекли стада, обозы с фуражом и провизией, а главное - сотни вооруженных крымчаков, готовых сражаться против русских оккупантов. Правда, долго это не продолжилось - еще до Альмы казаки регулярно перехватывали доброхотов, а теперь и вовсе замкнули колечко. Тем не менее, блокада не была сплошной - ни линий траншей, ни редутов с батареями, только редкая цепочка казачьих разъездов. Татары, местные жители, знающие в этих местах каждую сухую балку, каждый куст полыни, то и дело пробирались к союзникам, которые, не получая подвоза с Большой Земли, отчаянно нуждались в продовольствии и особенно, фураже.
И это прекрасно понимал наш Фомич. Облегчив душу парой сентенций типа «Правильно их, тварей, Сталин гнобил!», генерал, привыкший мыслить в циничных категориях двадцатого века, тут же предложил план. Казачьи разъезды временно перестают обращать внимание на татар, стягивающих к окрестностям Евпатории обозы, продолжая при том, охранять периметр. Прорвать блокаду татары не смогут, силенки не те, а значит, наверняка обратятся за помощью. И помощь им, конечно, окажут, скорее всего - силами имеющейся у союзников кавалерии. Тысяча сабель, Тяжелая и Легкая бригады, наследники славы серых шотландцев, отличившихся при Ватерлоо!
Сомнительная слава, если вдуматься...
Остальное было делом разведки и организации. Наблюдением с воздуха было установлено место будущего прорыва. Это подтверждалось и донесениями разъездов, которые засекли, как татары снимаются с места и всем табором ползут навстречу покровителям. И когда кавалеристы лорда Кардигана выдвинулись к линии патрулей, чтобы лихой атакой смять казаков, их ожидал сюрприз.
Не вдаваясь в подробности, скажу: в лагерь не вернулся ни один. При том, что убитых было заметно меньше: уцелевшие были скручены, схвачены, увезены в плен. Тело самого Кардигана, пробитое аэропланной стрелкой, нашли на поле боя; казаки захватившие табор крымчаков, пригнали в Севастополь несколько тысяч голов разнообразного скота, сотни лошадей и верблюдов, бесчисленные арбы с фуражом и провиантом. Попытка поправить дела со снабжением обернулась для войск коалиции потерей половины кавалерии. Фомченко принимает поздравления, а вот Лобанов-Ростовский запил - так сильно подействовали на прапора жуткая резня, устроенная его пулеметами британской кавалерии.
Пункт второй. Тут рассказывать особенно нечего. Завтра начинаем обстрел лагеря. Он будет вестись с двух люнетов, сооруженных на соседствующих с Евпаторией высотках как прикрытие для батарей тяжелых мортир. Еще на люнетах предполагается установить бомбические пушки, снятые с поврежденных линейных кораблей. Сейчас их тянут на быках из Севастополя, и в ближайшие три-четыре дня они скажут свое веское слово.
Бомбардировку будут вести не на глазок, по площадям, а с использованием воздушного корректировщика. Дело это новое, непривычное - ну так ведь мы никуда не торопимся, время работает против осажденных.
Пункт третий. Согласно сообщениям капитан-лейтенанта Бутакова, его отряд вышел в район Варны. Перехвачено столько-то транспортных судов противника, часть затоплена, остальные отправлены в Севастополь, бла-бла-бла. Главная задача, поимка доктора Фибиха со товарищи, с блеском провалена. Кто бы сомневался... Бутаков ожидает рандеву с «Улиссом», после чего приступит к выполнению плана «Б».
Пункт четвертый, столь же сжато. Нам пишут из Николаева: мичман Красницкий рапортует об успешном испытании минного катера. На этот раз инновационное плавсредство не затонуло, а наоборот, успешно сымитировало атаку шестовой миной на неприятельский корабль, в роли которого выступал «Алмаз». На верфи спешно доделывают второй катер, а мичман тем временем оснащает «минные тараны» - дюжину мелких пароходиков, собранных в Николаев с Днепра, из Одессы, с Днестровского лимана. Вторую «минную бригаду» готовят в Севастополе, под чутким руководством лейтенанта Краснопольского. Дедлайн - неделя от сего момента. Должны успеть.

И главное на сегодняшний день известие. После того, как мы с Фомченко и Зариным покинули особняк на Екатерининской, рация в моем кармане ожила. Вызывал адамантовский старшина, дежуривший в Морском Госпитале. С тех пор, как туда переправили профессора Груздева, Кременецкий распорядился выставить в госпитале вооруженный пост, с приказом немедленно докладывать о любых, даже самых незначительных изменениях состояния пациента. Но утром «Адамант» вышел в море и находился вне зоны действия карманной рации, так что первым эту информацию получил ваш покорный слуга...»

Отредактировано Ромей (24-02-2017 18:34:59)

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Крымская война. Попутчики-2. Вторая бумажка.