ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
I
Крым, Кача
Школа военных пилотов
Реймонд фон Эссен
Эссен провел ладонью по теплому перкалю. Аппарат ему нравился - английский DH-9, переданный Врангелю несколько месяцев назад. «Де Хевилендов» в Каче было два, и оба он намеревался забрать в первую очередь. Новенькие движки, не успевшие выработать ресурс, надежные бомбосбрасыватели, пулемет на поворотной турели - куда до них «Вуазенам» и «Фарманам», знакомым Эссену по 1916-му году...
- Отличная машина! Лучший легкий бомбардировщик своего времени, его потом в СССР скопировали - Р-1 поликарповский!
- А вы, вижу, разбираетесь в авиации?
- Да, Реймонд Федорович, с детства интересовался. Модели клеил, гонял на симуляторах. «Ил-2» -может, видели? Отличная игрушка, там управление совсем как...
Лейтенант вежливо кивал, делая вид, что внимательно слушает. За эти два часа он надоел Эссену ужасно, и тот трижды пожалел, что взял любопытного научного сотрудника с «Адаманта» в Качу. И ладно бы, просто лез повсюду, секретов здесь нет - но ведь считает своим долгом делиться восторгами лично с Эссеном! Хотя, надо признать признать: в авиации разбирается, и неплохо.
- А как вы будете переправлять самолеты в Севастополь? Гидропланы можно в бухте посадить, на воду. А эти? Разбирать и везти на грузовиках?
Эссен так он и собирался поступить, пока не прикинул, сколько для этогопонадобится рабочих рук. А ведь еще грузить моторы, запчасти, инвентарь из мастерских авиашколы...
- Вовсе нет, господин... простите, опять запамятовал, как вас величать?
Энтузиаст авиации не заметил яда в голосе.
- Виктор Сергеевич, можно просто Витя. Если нужна помощь - вы только скажите, я умею, сам у байка движок перебирал!
Мысль казалась соблазнительной. Вручить энтузиасту французский ключ отправить в дальний ангар, снимать снять мотор с полуразобранного «Фармана». До вечера провозится наверняка...
- Спасибо, Виктор, буду иметь в виду. Что до аппаратов - нет, мы их здесь разбирать не будем. Мы берем взять «Сопвичи», оба «Де Хевиленда» и «Спад», он тоже совсем новый. Остальное хлам, не стоят возни. Итого получится шесть колесных машин. Сейчас в городе расчищают посадочную площадку, на бульваре. Садимся, снимаем крылья, хвост, и в грузовик. А там и до порта рукой подать.
- Здорово! - восхитился Виктор. - А мне не позволите тоже слетать? Вот, хоть на «Сопвиче», он же двухместный...
- Вы что, никогда не летали? - удивился Эссен.
- Что вы, летал конечно. И на пассажирских самолетах, и на вертолете, однажды даже покатали на мотодельтаплане. Вот это действительно полет: сидишь, открытый всем ветрам, под ногами - пустота! А в лайнере - какой интерес? Будто в автобусе едешь. Потому и попросился с вами - всю жизнь мечтал полетать на старинном самолете! Я видел как-то в Англии на авиашоу такие, но там пассажиров не катали...
«Может, так и сделать? - в отчаянии подумал Эссен. - Пусть Жора летит на «М-9», и забирает этого надоедалу с собой. А если снова попросится - это уж хрен...» Эссен собирался сразу после посадки вернуться с Корниловичем в Качу на мотоциклетке, чтобы слетать еще один раз. А на ней, спасибо конструкторам, только два сиденья...
- Думаю, это можно устроить. А пока, Виктор, если вам не сложно, помогите мотористу. Во-он он, пошел к ангару. Догоните его, он вам скажет, что делать.
Молодой человек рысью бросился выполнять поручение. Подошедший Корнилович проводил его взглядом.
- Все-таки люди не меняются... - задумчиво произнес Эссен. - Вот на этом самом месте в четырнадцатом меня замучили реалисты. Приехали из города на экскурсию, а мне, как дежурному по школе, поручили их пасти. Помню, я всерьез прикидывал, как бы половчее споткнуться и вывихнуть ногу, только не очень сильно - чтобы избавиться от этой напасти.
Корнилович промолчал.
- Да, были деньки... Ладно, Жора, тогда, как договорились, сначала «эмки»? И, кстати, возьми с собой этого малого, а то он мне весь мозг вынес - так, кажется, говорят в двадцать первом веке?
Мичман шутки не принял.
- Реймонд Федорыч, должен вам сообщить.. в-общем, я остаюсь. Вы уж простите, но дальше без меня.
Эссен ушам своим не поверил.
- Как же так Жора... Георгий Валерьянович? Сами же знаете, красные тут устроят террор. Схватят вас - что им скажете?
- Выберусь как-нибудь, осмотрюсь, а там видно будет. Да вы не волнуйтесь, и «потомкам» передайте - я их секретов с собой не беру. Ну, а что в голове осталось - это, уж извините, мое...
Корнилович подобрал хворостину и стал с отсутствующим видом чертить в пыли какие-то загогулины. Эссен прокашлялся, чтобы скрыть волнение.
- Уговаривать, паче того, препятствовать не буду. Решил - значит решил, не гимназист. И вот что...
Он сделал паузу.
- «Де Хевиленд» готов к вылету. От сердца отрываю, у нас их всего две штуки. Покидай во вторую кабину пяток канистр с газойлем, жестянку моторного масла, пару тарелок к «Люське», и лети с богом. Это не «эмка», пять часов в воздухе продержишься запросто. А там сядешь, дозаправишься и дальше. Карты, правда, нет, но ты по компасу дуй на норд-вест, а потом вдоль береговой черты. Одессу только с моря обойди, вдруг у красных там истребители? Если с погодой повезет, можно до Румынии долететь.
- Да сдалась мне эта Румыния! - упрямо мотнул головой мичман. - Я уж лучше к Херсону, а дальше вдоль Днепра, на Екатеринослав,. Степь там ровная, где сесть - найду, а там видно будет.
Эссен испытующе посмотрел на мичмана.
- К красным, значит? Ну, дело твое, Жора. Но из Крыма все-таки лучше убраться.
Корнилович поал плечами, потом кивнул.
- Вот и хорошо. Тогда я ангар, а ты запускай и лети с Богом. Моториста пришлю, поможет. Говорить никому не надо, я сам все объясню.
- Но как же так, Реймонд Федорыч? - Корнилович нервно теребил в руках пилотский шлем. - А с нашими попрощаться? Нехорошо как-то, тишком да тайком...
Эссен похлопал мичмана по плечу.
- Долгие проводы - лишние слезы, Жора. Поймут. Ты хоть собраться успел?
Корнилович кивнул на лежащий у стены ангара вещмешок.
-Негусто у тебя барахла, чтобы начинать новую жизнь. Ну ладно, мичман, удачи! Даст Бог - свидимся...
***
«Де Хевиленд» сделал над Качей прощальный круг. Эссен помахал старому другу рукой, и вдруг глаз зацепился за какую-то несообразность. Торопливо извлек из нагрудного кармана френча складной тридцатикратник, поднял к глазам и...
Точно! В обеих кабинах - головы. В задней Корнилович, а вот второй...?
- Слушай, братец, ты помогал мичману заводить мотор?
Пожилой унтер - из здешних, качинских, забытых вместе с аэропланами при эвакуации, - степенно кивнул.
- Так точно вашбродие! Я самый и есть.
- А кто к нему в аппарат сел - видел?
- Как не видеть? - удивился моторист. - Один их энтих, пятнистых. Как вы, вашбродие, ушли, он и подбегает. Побалакал с мичманом, потом бе-е-егом к антанабилю. Мичман мне и говорит - подождем мол, человек со мной должен лететь, а ты пока масло проверь. А я что, мне сказано проверять - я и проверил.
- И что? - жадно спросил Эссен.
- Масло-то? Масло в порядке что ему сделается...
- Да не масло, а этот, которого ждали!
А, вон вы о чем... так он, вашбродие, назад скоренько прибег. Бегит - и тащщит на плече баул, весь пятнами, как форма ихняя. Тяжелый - его, болезного, аж перекосило. Я хотел подсобить, но тот ни в какую. Так и корячился, пока не склал в аппарат. Потом сам залез, мне рукой машет - «заводи»! Ну, я и завел.
- Ну а потом?
- А что потом? Улетели оне, и вся недолга! - ответил унтер и кивнул на уходящий к северу «Де Хевиленд».
Повторяется история с Фибихом? Приставил пистолет к виску, заставил прихватить с собой? Что за бред... Нет, Жора взял парня по своей воле. А может, они заранее сговорились?
Эссен потянулся к рации, помедлил, убрал руку. В конце концов, кто их, «потомков», знает, что у них в головах? В любом случае, это осознанный выбор - и Виктора и Жоры Корниловича, и не ему, Эссену, им мешать. А пока, пусть думают, что парень отправился в город по воздуху. Сказать, конечно, придется - потом, в Севастополе. К тому времени «Де Хевиленд» будет уже далеко.