III
Кача, школа
военных пилотов
Р. фон Эссен
- Славно вы все тут оборудовали, Владимир! Будто и не уезжал никуда - старая добрая Кача!
Как вы отбыли, Реймонд Федорыч, мы сразу все имущество авиаотряда сюда у перенесли - ответил мичман Энгельмейер. - От добра добра не ищут - в Каче мы уже немного приспособились, а в Севастопольской бухте - теснота, суета. Вот мы и решили перебраться, а там только мастерские оставили, на всякий пожарный. Вот и пригодилось - я как раз в город летал, мотор опробовал после переборки, вас и встретил!
Севастопольская офицерская школа авиации, располагавшаяся в Каче, вела свою историю с 1911-го года. Почти все пилоты их авиаотряда прошли через ее классы; оказавшись же в 1854-м году, авиаторы не долго думали и расположили свою новую базу в привычном, «намоленном» месте. С тех пор строений здесь прибавилось - появились два длинных барака для нижних чинов, аккуратные мазанки офицерского состава и широкие, плоские ангары для техники.
- Все три аппарата тут размещаются. - пояснил Энгельмейер, уловив взгляд лейтенанта. - Сейчас, правда, только один, ваша «Тридцать седьмая». Марченко и Качинский на «Херсонесе» возле Босфора, а я тут, на хозяйстве остался.
Эссен уже знал, что авиатендер «Херсонес», еще осенью переделанный из пароходофрегата, сопровождает отряд Бутакова в набеге к турецким проливам. С тех пор, как англичане увели прочь остатки своей эскадры, русский флот безраздельно хозяйничал в Черном море. Однако, ни Корнилов, ни Нахимов не испытывали по этому поводу иллюзий: рано или поздно Королевский флот снова сунется через Босфор.
«Когда в ноябре Нейпир увел свою эскадру с Балтики, - рассказывал Краснопольский, командовавший отличившейся при Варне «минной дивизией», - и стало ясно, что больше на Балтику они не сунутся, Великий князь с Велесовым все ухи прожужжали Государю, но добились, чтобы весь наличный запас якорных мин, предназначенных для обороны Кронштадта и Свеаборга, отправили в Николаев. Железных дорог здесь еще толком нет, так что баржи тянули водным путем, по реке Нарве, через Псков, потом по Днепру, перегружали у порогов и лишь к концу марта они попали в Николаев. Мы к тому времени уже были готовы - на двух пароходах уже соорудили минные рельсы, для быстрой постановки с ходу, а выпуск автоматов заглубления мы наладили своими силами. Потом мы целый месяц переоснащали ударные мины Нобеля, и как раз за три дня до вашего появления отряд в составе «Владимира», «Бессарабии», "Вобана", «Херсонеса» и двух минзагов отправился к Босфору, на первую минную постановку...»
- Придется вам, Владимир поднапрячься. Мы, видите ли, привезли восемь аппаратов и уйму всякого полезного барахла. В ваши коробки их,к ак ни старайся, а не запихнуть. Да и сажать колесные машины негде, полосы нет. Завтра с утра прибудет две роты стрелков и телеги с досками и шанцевым инструментом - как хотите, а чтобы к концу недели и ангары и полоса были готовы!
- Восемь, да «тридцать седьмая,» да ваши «Финисты»... прикинул Энгельмейер. - Это выходит, дюжина? Где на них газойля-то набрать? Мы, Реймонд Федорыч, последние крохи подбираем, скоро и того не останется. Рубахин ладит какой-то перегонный куб, обещается очищать нефть, да только когда он еще будет готов! И нефти, почитай, нету, две дюжины бочек доставили морем из Таганрога...
Перегонный куб - это хорошо. - ответил Эссен. - Это нам непременно пригодится. А газойля у нас теперь хоть залейся, Володя. Завтра буксиром притащим из Севастополя прямо сюда две полные цистерны - летай, не хочу! И масло моторное есть и даже запасные «Гномы». Кстати, поменяйте сразу на «тридцать седьмой», ресурс-то, небось, по третьему разу выработан?
Энгельмейер вместо ответа только махнул рукой.
- Здесь пока будут только наши аппараты - продолжал лейтенант. - Может, еще четвертый «Финист», разобранный, переставим на колеса. Один вопрос- кому на них летать? Нас четверо, Марченко, Качинский да ты - вот и все наши пилоты...
- А Кобылина забыли? Он, как вы отбыли, все уговаривал, чтобы его летать научили. Викториан Романович не возражал. Так что теперь у нас еще один пилот есть, а скоро будет два - наблюдатель марченковский, мичман из местных, тоже учится понемногу. Налет у них, правда, воробей капнул, но ничего, теперь газойль есть, подучим!
Это вы с Качинским молодцы! - искренне похвалил мичмана Эссен. - И вообще, пора нам настоящую школу открывать. Для начала - наблюдателей и мотористов, а там, глядишь, и за пилотов возьмемся. Будем создавать в России боевую авиацию на полсотни лет раньше срока!
Отредактировано Ромей (24-05-2017 20:17:24)