Весь сыр бор из-за того, что риторика ГГ явно демаскирует его как попаданца.
Так мне кажется.
Просто привлекает внимание, о попаданцах хроноаборигенам известно лишь о "Янки..." Твена. А это для них не серьезный жанр. Да и понятия такого нет.
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Возвращение в строй. 1941-3
Весь сыр бор из-за того, что риторика ГГ явно демаскирует его как попаданца.
Так мне кажется.
Просто привлекает внимание, о попаданцах хроноаборигенам известно лишь о "Янки..." Твена. А это для них не серьезный жанр. Да и понятия такого нет.
Уважаемые коллеги, спасибо!
1. Как писал ранее, обсуждение преемника с ИВС убираю.
2. Сталин свернул НЭП. Не вижу противоречия. Одно дело, когда человек использует труд наемных работников, другое, когда работает сам либо коллектив собственников (артель). Артели Сталин не трогал!
3. По-хорошему, имеет смысл почитать издания по политэкономиии 30-40-х годов, чтобы терминология и стилистика не очень выпадали из системы. С другой стороны, Сталин не ждет от ГГ перепевов уже известного, тогда он и спрашивать бы не стал. Тот же Бреттон-Вуд состоялся в июле 1944 в РИ, так не пожарной тревоге там все собрались. Подготовительная работа была проведена большая, не заметить ее совсем соответствующие органы не могли. Да и СССР в этой работе активно участвовал. К направлению деятельности ГГ это отношения не имеет, так он у меня человек разносторонний.
Если серьезно, попытаюсь найти и почитать издания по экономике тех времен, может наведет на мысли.
Еще раз спасибо!
Тут дело в нюансах. Сталин с частниками не боролся но НЭП свернул.
Разница между НЭП и частниками/артелями/кооперативами при Сталине - в форме собственности на средства производства.
В первом случае (свёрнутом) - хозяин-нэпман и наёмный персонал, во втором - долевое участие всех работников.
Глава 4.2 (окончание)
Сталин выразил удовлетворение состоянием дел и всех отпустил, а когда стали выходить в двери, вдруг сказал (Северов даже непроизвольно вздрогнул):
- А вас, товарищ Северов, я попрошу остаться.
«Штирлиц, блин! А что, если.. Да ну, не может быть, что тут попаданцев как мух на варенье?»
Иосиф Виссарионович последнее время много думал о том, что же будет после войны. Он был реалистом и понимал, что совместная победа над Третьим Рейхом и Японией ничего принципиально в позиции США и Англии по отношению в СССР не изменит, скорее наоборот. Раздувать пожар мировой революции или рассчитывать на то, что рабочее движение в развитых странах сможет кардинально изменить их политику, по меньшей мере глупо. Что остается? Открытое противостояние? А кто наши союзники? Великая Монголия? Хорошие ребята, но в существующем раскладе сил малозаметные. Понятно, что страны, куда ступила нога нашего солдата, должны оказаться в сфере влияния СССР, но и тут не все просто. Делиться своими размышлениями и сомнениями Верховный Главнокомандующий пока ни с кем не собирался, а вот послушать людей, которые могли предложить что-то новое, было бы полезно. И тогда Сталин вспомнил о Северове. Этот совсем молодой человек неоднократно привлекал его внимание своими идеями, причем не только в сугубо военной области. Поэтому Иосиф Виссарионович решил поговорить с ним, задать вопросы и послушать ответы, вдруг наведет его на нужные мысли.
- Товарищ Северов, война подходит к концу. Вы всегда смотрели далеко вперед, не может быть, что не думали об этом недалеком будущем. Каким вы его видите, я имею ввиду не армию, а послевоенную Европу.
Олег был озадачен, скрыть это было трудно. Сталин улыбнулся:
- Говорите свободно, мне интересно мнение человека, который уже вступил на землю Германии. Вы пообщались с Роммелем, результат оправдал наши ожидания. Вы предположили наличие заговора и даже назвали одну фамилию. Сразу могу сказать, что вы не ошиблись ни в том, ни в другом. Поэтому я хочу знать, что вы думаете о послевоенном устройстве.
«Эх, нырять, так до дна! А вдруг Сталин мне поверит и после войны кое-что пойдет иначе? Ради этого стоит попробовать!»
- Да, товарищ Сталин, я, конечно, думал об этом. Но, все-таки, я не политик, полнотой информации не располагаю, поэтому мои мысли могут оказаться… хм, наивными, что ли. Рассчитывать на то, что коммунисты смогут получит поддержку безоговорочного большинства населения во всех странах нельзя. И давить тоже нельзя. Поэтому надо консолидировать вокруг них все здоровые политические силы. С нами многие готовы работать, но не все эти люди коммунисты и многие никогда ими не будут, но я считаю, что при правильном подходе они принесут огромную пользу нашему общему делу.
- При правильном подходе?
- Каждый человек себя определенным образом позиционирует в обществе. Они не готовы работать по принципу «куда Родина пошлет», как это часто бывает у нас. Но если мы сможем обеспечить их привычной для них работой, в соответствии с их желаниями, да еще отметим их успехи, они горы свернут. Мы обещали им сохранение некоторых важных для них устоев, таких, как частная собственность, и если мы не обманем их ожидания, то и они будут честны с нами.
Вопрос был скользкий, затрагивал устои. С другой стороны этот разговор начал сам Сталин, так что Олег говорил довольно свободно. Наконец Иосиф Виссарионович спросил:
- Значит, вы считаете, что такое отклонение от курса построения коммунизма допустимо?
- Товарищ Сталин, я не политик и не стремлюсь им быть, но есть вещи, в которых я уверен. Законы развития общества так же объективны, как и законы развития природы и если мы их еще не познали, это не значит, что они не работают. Попытка противоречить объективным законам будет иметь очевидные последствия, к сожалению, в обществе они проявляются не сразу. Если морковь тащить за ботву, она не созреет раньше положенного времени. По факту наша страна находится во враждебном окружении, поэтому нам важна даже нейтральная позиция других стран, а если это страна с большим промышленным потенциалом, если это страна в непосредственной близости от наших границ, да еще есть шанс сделать ее нашим союзником, то это надо делать. Построение коммунизма на сегодняшний день не является ближайшей задачей, поскольку сначала надо завершить строительство социализма. Причем не только в СССР, но и в странах, являющихся нашими ближайшими союзниками. Но социализм – это не только промышленный потенциал, не только определенный уровень жизни, это еще и воспитание граждан наших стран, соответствующие общественные отношения, поддерживаемые на сознательном, а не палочном уровне. А на это требуется время. С учетом того, что нам необходимо восстанавливать разрушенное войной хозяйство, что кроме этого предстоит заниматься повышением уровня жизни населения, излишнее давление в вопросах социалистического строительства, особенно в Германии, Чехословакии и других освобождаемых странах, считаю большой ошибкой. Помните, как у Тютчева? «Единство, - возвестил оракул наших дней, быть может спаяно железом лишь и кровью...». Но мы попробуем спаять его любовью, а там увидим, что прочней…»
Сталин молчал, он не спеша подошел к окну и смотрел в него, иногда чуть заметно покачивая головой.
- «Из переполненной господним гневом чаши кровь льется через край, и Запад тонет в ней. Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! Славянский мир, сомкнись тесней…» - наконец тихо продекламировал Иосиф Виссарионович и опять замолчал.
- А ты веришь в победу коммунизма? – вдруг спросил Сталин через несколько минут и Северов поразился огромному напряжению в его голосе.
Сказать ему правду Олег сейчас не мог, не мог сказать, что через какой-то десяток лет развенчают «культ личности», а меньше чем через пятьдесят прекратит свое существование и само социалистическое государство, какой уж тут коммунизм!
- Верю, товарищ Сталин! – как можно тверже ответил Северов. – Но понимаю, что жить при коммунизме, как бы мне этого не хотелось, вряд ли придется. Моя боевая задача – сделать все, чтобы приблизить это время. Это ведь как на войне, каждый хочет дожить до победы, но не всем это суждено. И все это понимают, но наша вера в победу от этого меньше не становится. Мы на этой вере от Москвы до Берлина дошли!
Сталин принялся ходить, держа в руках пустую трубку. Это продолжалось несколько минут, после чего Иосиф Виссарионович спросил:
- По твоей оценке, сколько лет мы будем строить коммунизм?
- Даже приблизительно не знаю, товарищ Сталин, - честно ответил Олег. – Я даже не знаю, сколько лет мы социализм будем строить.
- А разве мы его уже не построили? – прищурился Сталин.
- Я думаю, что социализм – очень емкое понятие. И как общественный строй имеет несколько стадий. СССР сейчас находится на первой стадии его строительства. И этот процесс будет длительным, особенно если иметь ввиду послевоенную разруху и построение социализма не в одной отдельной стране, а формирование системы социалистических стран. И это является важнейшей задачей, ведь мировой капитал не будет просто наблюдать за нашим развитием. Я вижу следующие факторы, которые необходимо учитывать при формировании стратегии развития СССР. Во-первых, мир вокруг нас меняется и меняется быстро и кардинально. Ведущие капиталистические страны сделали выводы из великой депрессии и пересмотрели свое отношение к построению общества. Классики марксизма не могли предусмотреть почти сто лет назад, что пролетариат как класс просто исчезнет и сама теория обострения классовой борьбы останется в прошлом.
- Как это может быть?
- Очень просто. Капиталисты нашли способ переформировать пролетариев в мелких собственников. Кто такой пролетарий? Это человек, который не владеет средствами производства, которому нечего терять, кроме своих цепей и так далее. Достаточно выпустить акции предприятия и дать некоторую часть его работникам. Все, они уже мелкие собственники. Но это еще не все! Нельзя забывать научно-технический прогресс. При чем здесь он? Какова была доля промышленных рабочих в населении, скажем, Великобритании во второй половине 19 века? И какова сейчас? Она неизменно падает и этот процесс будет продолжаться. Доля населения, занятая в материальном производстве и сельском хозяйстве скоро будет очень мала, думаю, 5-10%.
- А чем же будут заняты все остальные?
- Сфера услуг! На одного с сошкой давно уже не семеро с ложкой, а все семьдесят. Каково же влияние на общественную жизнь столь незначительной части населения? Кстати, такое количество работников сферы услуг избыточно, поэтому будут предлагаться все новые услуги, а также искусственно сформированные ценности. В общественное сознание будут внедряться нужные мысли, например, что каждый человек должен иметь своего адвоката, психолога и так далее. Но это создает и проблемы, государство этот процесс не регулирует, поэтому будут и безработные, и обиженные, и разорившиеся, и быстро разбогатевшие. Есть еще одна сторона медали. Думаю, что в недалеком будущем начнется размещение производств ведущих компаний в других странах, имеющих существенно более низкий уровень жизни. Какой смысл? Получение прибыли, ведь люди там будут с энтузиазмом работать за гораздо меньшую заработную плату. И еще одно соображение. Сейчас США имеют самые большие запасы золота в мире, правильнее сказать – больше, чем все остальные вместе взятые. Сейчас действует система, основанная на «золотом стандарте», но в результате второй мировой войны четко определилась страна, получившая в ней наибольшую прибыль. Это США, поэтому логично в ближайшее время формирование новой финансовой системы, где доллар станет мировой валютой. Тогда они должны организовать новые структуры типа международного банка и международного фонда, задачей которых станет выдача кредитов на государственном уровне. А по факту это будет инструмент США для разрушения и подчинения экономик других стран, захвата новых рынков сбыта и так далее. Я не экономист, я просто прогнозирую некоторые процессы, которые логично вытекают из создавшейся ситуации.
- Не экономист он! – проворчал Сталин. – Продолжай, раз начал. Что у тебя во-вторых?
- Еще немного из предыдущего пункта. Отношение развитых стран к нашему государству вовсе не определяется тем, что мы строим общество другого типа. Это отношение к России как таковой, вспомните конец 19 века и начало 20, разве тогда нас больше они любили? Гадили, как могли! Вспомните – Россия имеет только двух союзников, это ее армия и флот! Актуально и сейчас! Во-вторых, такие изменения в мире требуют адекватной оценки со стороны теоретиков марксизма. Тезис о дальнейшем усилении классовой борьбы надо снимать и заменять новыми, отвечающими современным реалиям. Но это вопрос идеологии, здесь я также не силен. В-третьих, приоритеты развития нашей страны видятся следующими. Наряду с идеологической борьбой жизненно необходимо дальнейшее совершенствование хозяйственного механизма. Противник пока превосходит нас в уровне образования и производства. Значит, мы должны предпринять шаги к преодолению этого разрыва. А это процесс сложный и довольно медленный. При чем здесь хозяйственный механизм? Основная часть населения развитых стран живет неплохо и уровень их жизни будет только возрастать. Их это устраивает и терять не хочется. Мы должны демонстрировать преимущества нашего строя, которые заключаются в лучших социальных гарантиях для всех граждан нашей страны. Уверенность в завтрашнем дне, это дорогого стоит! А для этого необходимы огромные средства. Наша промышленность должна быть очень эффективной, а для этого нам необходимо обеспечить качество производства, процент брака у нас просто катастрофичен, и не препятствовать существованию частного сектора. Второе принципиально важно, особенно в сельском хозяйстве.
- Но это же подрыв устоев!
- Товарищ Сталин, мир меняется и мы должны адекватно реагировать, иначе нас просто задавят. Ведь когда развитые страны боролись с великой депрессией мы явили пример другого пути развития, успешный пример, из-за этого на нас и натравили Третий Рейх.
Сталин снова замолчал и продолжал ходить по кабинету, на этот раз молчание длилось минут десять.
- Почему ты все время твердишь, что не занимаешься и не хочешь заниматься политикой?
- Товарищ Сталин! Я военный человек и хочу им остаться! Дело не в карьере, с этим у меня все, даже не знаю, как сказать… Правильнее, наверное, сказать – удивительно. А политика… Взять сталь и дерево. Сталь прочна, но хорошо проводит тепло и электрический ток. Дерево гораздо менее прочное, но тепло проводит плохо, а электрический ток не проводит. Что из них лучше? А это смотря для чего! Вот и свойства человека, которые хороши для одного дела, плохи для другого. Я готов выполнить приказ, но не все приказы есть смысл отдавать.
Сталин внимательно смотрел в глаза Северову, снова знаменитый «взгляд тигра», но Олег выдержал его один раз, выдержал и второй. Иосиф Виссарионович снова улыбнулся и с неожиданной теплотой в голосе произнес:
- Иди, отдыхай. Остальным скажешь, что говорили о твоей новой технике. И спасибо за откровенность, с товарищем Сталиным не каждый решается говорить прямо. Все, ступай.
С нами многие готовы работать, но не все эти люди коммунисты и многие никогда ими не будут, но я считаю, что при правильном подходе они принесут огромную пользу нашему общему делу.
Может быть переделать предложение:С нами многие готовы работать, И не все эти люди коммунисты, А многие никогда ими И не СТАНУТ, но я считаю, что при правильном подходе...
Отредактировано Дилетант (25-10-2017 11:59:02)
Колхозная собственность тоже не государственная
/Иронично/, а чья она была по вашему? Коллективная собственность колхозников? Вы серьезно? Да щас! Только на бумаге. А в реале колхозная собственность, была абсолютно государственной, а колхозники даже зарплаты не получали, а некий мизер на продуктов на трудодни, да и те регулярно отбирали по встречному плану, так что иначе эту систему прямым издевательством это не назовешь, как бы не впадали в истерику радели светлого социалистического прошлого.
Иронично/, а чья она была по вашему? Коллективная собственность колхозников? Вы серьезно? Да щас! Только на бумаге. А в реале колхозная собственность, была абсолютно государственной, а колхозники даже зарплаты не получали, а некий мизер на продуктов на трудодни, да и те регулярно отбирали по встречному плану, так что иначе эту систему прямым издевательством это не назовешь, как бы не впадали в истерику радели светлого социалистического прошлого.
Минус за невежество. Учите историю.
Отредактировано Змей (25-10-2017 13:26:21)
А в реале...
Мой прадед по отцовой линии, надо полагать, проживал в альтернативной реальности... поскольку спустя полгода после вступления в колхоз из него вышел, забрав свой пай - после чего, быстренько распродав живность, переехал в Омск, где работал и проживал до войны.
Вы бы уж определились, в какой реальности живёте вы.
В недоброй памяти "огоньковской" или как...
/Иронично/, а чья она была по вашему? Коллективная собственность колхозников? Вы серьезно? Да щас! Только на бумаге. А в реале колхозная собственность, была абсолютно государственной, а колхозники даже зарплаты не получали, а некий мизер на продуктов на трудодни, да и те регулярно отбирали по встречному плану, так что иначе эту систему прямым издевательством это не назовешь, как бы не впадали в истерику радели светлого социалистического прошлого.
Какой тупой наброс. Когда на Яграх только начинали строить ВМБ, то отчуждение территории и акватории одобрялось собранием колхозников и РККФ за это заплатил компенсацию, частично топливом, а частично живыми деньгами. Все документы вполне доступны для просмотра в музее СМП.
От меня минус за враньё.
А в реале колхозная собственность, была абсолютно государственной, а колхозники даже зарплаты не получали, а некий мизер на продуктов на трудодни
Минус за безграмотность в истории. Не знаете - лучше промолчите.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Возвращение в строй. 1941-3