Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Монитор "Стрелец"


Монитор "Стрелец"

Сообщений 311 страница 320 из 461

311

1877-78, Русско-турецкая война. Собственно, последние события - весна 1878 года, через 2 месяца после взятия Константинополя. Главный герой попал на "Стрелец" практически сразу после начала Балканской кампании, зиму провел в Гельсингфорсе, ну и со вскрытием Финского Залива их перебросили в Питер. К тому моменту война с Англией идет уже месяца два с половиной.

Так что пластырь изобретен и используется. Во всяком случае - на русском флоте. Но англичане известны своим консерватизмом, и вполне могли затянуть с внедрением этой новинки. Да и пробоина не настолько большая, подкрепили изнутри дощатыми щитами и все дела.

Отредактировано Ромей (28-07-2018 21:11:32)

+2

312

Были всякие, и свинцовые и медные и цинковые. Но ураганный темп стрельбы - это не про англичан. Они, если помните, все больше из дульнозарядных пуляют. С ними перезарядка, особенно башенных орудий - тот еще геморрой.
Что до бомбардировки - в крепость они худо-бедно попадают и при скверной видимости. Задача ведь в том числе и вызвать внутренние разрушения и пожары, а не только раздолбать батареи. Вот и палят навесным.
Ну и пр тогдашнем темпе стрельбы особенно главного калибра - расход боекомплекта не сильно актуален. Как, кстати, и износ стволов.

Отредактировано Ромей (28-07-2018 21:04:56)

0

313

Ромей написал(а):

Сегодня британский лев собьет спесь и с пернатого хищника Габсбургов и с двуглавого византийского  орла.

Не совсем однозначное предложение. Стилистически не хорошо, ПМСМ. Для Габсбургов "сегодня" означает лишь потенциальную способность сделать это при необходимости, а для российского орла - конкретно сегодня.

0

314

Игорь К. написал(а):

Не совсем однозначное предложение. Стилистически не хорошо, ПМСМ..

Обдумаю. Мне тоже было несколько сомнительно.

0

315

XII. «Последний парад наступает.»
К третьей склянке погода испортилась окончательно. За пеленой дождя еле-еле различался силуэт судна, стоящего в полудюжине кабельтовых -  где уж тут говорить о меткой стрельбе! Видимость испортилась настолько, что вице-адмирал распорядился прекратить бомбардировку. Контуры крепостных сооружений тонули в дождевой мути; броненосцам, чтобы не истощать впустую бомбовые погреба,  надо было подойти ближе,  но береговые ориентиры тоже скрылись из виду, а идти вслепую англичане не рисковали – можно запросто выскочить на крепостное минное поле. А потому, не прекращавшийся более суток орудийный гул смолк, и над Свеаборгом повисла тишина. Надолго ли?
Зато отчетливо стали слышны  далекие, с регулярными, будто метроном, интервалами пушечные выстрелы. Звук приближался - «Сипай» подавал сигналы о подходе русских. Но прошло около получаса, прежде чем сигнальщики на мостиках броненосцев разобрали надвигающиеся с веста дымы.
Они, наконец, пришли!
Сэр Эстли Купер презрительно усмехнулся. Неприятель вел себя в точности так, как он и ожидал: пытался, выстроившись в кильватерную колонну, прорваться вдоль цепочки островов к крепости. Через час они поравняются с островом  Мельне, обогнут его с норда и протиснутся по мелководьям между южной оконечностью Друмсё и кромкой минных полей. Схемы минных постановок русским , конечно, известны и прорыв вполне может увенчаться успехом: «Геркулес» и «Вэлиант», стоящие на левом фланге огромной дуги, далеко и не сумеют помешать: слишком мелко, слишком велика вероятность выскочить на минные банки. А значит, неприятеля надо перехватывать еще на подходах к островам. Что ж, для этого он и предназначен второй, ударный отряд британской эскадры. Русский флотоводец, сам того не зная, ведет свою эскадру в расставленный капкан, и стальные челюсти вот-вот захлопнутся.
На мачте «Принца Альберта» замелькали флажки. «Циклоп», «Тандерер» и «Нептун»  последовательно выполнили поворот, и теперь шли на норд. Одновременно «Руперт» отвернул на семь румбов к весту, увлекая за собой «Бель-Иль» и «Глэттон». Теперь колонны расходились почти что под прямым углом: первая пересекала курс русской эскадре, вторая же следовала контркурсом, кабельтовых в четырнадцати мористее неприятельского ордера. Дождь поутих, и теперь вице-адмирал различал силуэты русских башенных фрегатов. Один… два…. все четыре здесь. Всего в колонне шесть вымпелов – похоже, русские поставили в линию и двухбашенные  мониторы. Что ж, тем лучше…
- Ригби, передайте в машинное – держать семь узлов! И пусть приготовятся дать  после поворота «фулл-спид»!
Колонны сближаются на скорости в двенадцать узлов; через восемь-десять минут «Руперт» поравняется с головой русского ордера.
- Ригби, поднять сигнал: «приготовиться повороту все вдруг!»
- Есть, сэр!
Минуты томительно ползут. Краем глаза вице-адмирал видел, что флаг-штурман не отрывает глаз от карманного хронометра.
«Еще минута … еще…»
Ветер, задувающий с веста, сносит дымы русской эскадры вперед, накрывая  угольно-черным пологом головные суда. А впереди, в трех с половиной милях уже вытянулась британская колонна – классический «Crossing the T» , маневр, о котором твердят военно-морские теоретики, но который до сих пор никому не удавалось осуществить на практике. Вице-адмирал Эстли Купер будет первым.
Пушки пока молчат. Огонь приказано открывать не раньше, чем  дистанция сократится до пяти кабельтовых.
- Ригби, поворот право восемь!
Три железные махины, такие неуклюжие с виду, одновременно легли в правую циркуляцию.
- Прибавить ход!  Приготовиться открыть огонь!
Стрелка на  жестяном циферблате счетчика лага скакнула к цифре «12». Броненосцы, развивая обороты до полных, шли на русский ордер строем фронта; у таранных форштевней выросли высокие пенные буруны.
- Дистанция до цели?
- Двенадцать… одиннадцать… девять кабельтовых!
По неприятельской колонне от головы до хвоста пробежали вспышки, корабли затянуло ватно-белым дымом. На мостик "Руперта" обрушился тяжкий грохот, и прямо по курсу  выросли водяные столбы.
"А эти русские, и правда, отлично стреляют. Еще чуть-чуть, и было бы накрытие."
- Восемь… семь…
- Огонь!
Шесть башенных орудий разом рявкнули;  издали, эхом им ответили пушки первой колонны. Адмирал вскинул к глазам зрительную трубу, считая всплески вокруг русских кораблей. Увы, как и следовало ожидать, ни одного попадания.
Неважно. Капкан уже захлопнулся.
- Полный ход! Тараньте их!

http://sd.uploads.ru/t/YBugE.jpg
http://s9.uploads.ru/t/watdj.jpg
http://sh.uploads.ru/t/ZPuGw.jpg

Отредактировано Ромей (03-08-2018 19:00:44)

+11

316

Ромей написал(а):

Схемы минных постановок руссикм известны,

Опечатка?

+2

317

Ромей написал(а):

Два сильнейших броненосца не были достроены, на них не отсутствовала артиллерии (пушки были заказаны в Пруссии, которая сама объявила Австрии войну).

+1

318

Расчет Брюммера строился на том, что разведчик, маячивший на траверзе бригада, сможет разглядеть сквозь дождевую муть лишь неясные контуры кораблей. И не поймет, что русские выстроились не колонной а уступом. Так и вышло; к тому же однобашенные мониторы вообще остались незамеченными, а потому и в том, что касается численности и  построения в боевой  ордер, британский командующий получил неверные сведения. Отсюда и решение: сначала преградить путь русской колонне, а затем смять ее голову и центр фланговым ударом. И когда  броненосные тараны повернули «все вдруг» и устремились на башенные фрегаты, их ждал неприятный сюрприз.

- С «Чародейки» пишут: «делай, как я!»
- Руль право три!
Штурвальный завертел свое колесо, и «Стрелец» в точности повторил маневр головного судна. Теперь колонны двигались не параллельными, а расходящимися курсами, причем мониторы охватывали британскую шеренгу с зюйд-веста, удерживая ее в центре широкой циркуляции.
Залпом ударила сначала носовая, потом кормовая башни идущей во главе колонны  «Чародейки». Сережа подумал, что дистанция до англичан вовсе пустяковая, не более кабельтова, и канониры могут наводить орудия, целя прямо через канал ствола.
На корме идущего в центре «Бель Иля» мелькнул высверк, утонул в дыму. Попадание.
- Залпом, пли!
Башня под ногами дрогнула – выпалили обе девятидюймовки. Снаряд поднял столб воды справа по борту «Руперта», другой ударил в корму, снося шлюпбалки и подвешенные на них вельботы. Но броненосец будто не заметил полученного пинка – пер, увеличивая ход, наперерез «Адмиралу Грейгу». Навстречу британцу громыхнули все три башни. Сколько было попаданий, Сережа не понял, но полубак «Руперта окутался облаком пороховой гари. Это уже не пинок, а встречный прямой удар в скулу.
Может, лаймы, и стреляли неважно (Сережа не заметил ни одного попадания в русские корабли), но в искусстве кораблевождения  им трудно отказать. «Адмирал Грейг» переложил руль на левый борт и резко добавил оборотов, пытаясь уклониться от столкновения, но было уже поздно – «Руперт» вынырнул из дымного облака и с разгона, на полных двенадцати узлах врезался в свою жертву в районе третьей башни. Единственное, чего смогли добиться на «Грейге» - это чтобы удар пришелся несколько вскользь.
Но и его хватило, чтобы проделать в низком борту башенного фрегата дыру размером с ворота сарая.  Грозный бивень проломил броню и вошел на все  девять футов своей длины. Удар несколько развернул «Грейга»  – англичанин превосходил его водоизмещением, 5440 тонн против 3880-ти. Кормовую башню заклинило, ни один человек на борту не устоял на ногах. От страшного сотрясения остановились машины, судно  ползло вперед только по инерции. 
Командир «Руперта» скомандовал «Полный назад», и под кормой вырос высоченный, до самых лееров, бурун. Но шпирон накрепко застрял в искалеченном корпусе, и бешеный реверс обоих винтов лишь разворачивал сцепившиеся корабли. «Адмирал Грейг» принимал воду, оседал - казалось, корабль готов увлечь за собой на дно своего убийцу.
С оглушительным скрежетом бивень, наконец, высвободился из пробоины. «Грейг», лишившись этой опоры, стремительно повалился на правый борт. Кипящее море захлестнуло амбразуры и мостик, мелькнуло в пене неопрятное, покрытое космами водорослей, брюхо – кончено! «Руперт» медленно отползал назад, и в этот момент единственный уцелевший на мостике сигнальщик истошно заорал, тыча рукой куда-то назад, по левому борту.

Клубы порохового дыма над «Чародейкой» унесло прочь порывом ветра. Снова поползли на мачту гирлянды флажков.
- Вашбродь, это нам: «Выйти из строя и атаковать «Руперт» шестовыми минами!»
Сережа вздрогнул, отрываясь от ужасного зрелища погибающего «Адмирала Грейга». Все верно – британец стеснен в маневре, команда еще не опомнилась после нескольких подряд попаданий и сильнейшего сотрясения при таране. Самое время нанести сокрушительный удар!
- Штурвальный, лево пять! Старший минер, наверх! К минной атаке по местам стоять! 
Видимо, Бутаков предвидел подобное развитие событий, когда приказал всем броненосным лодкам иметь в готовности шестовые мины. Теперь это оружие, не раз уже демонстрировавшее убийственную эффективность, пригодится. Правда, на этот раз в минную атаку пойдет не юркий катер, а броненосное судно – но все когда-нибудь случается впервые!
На носу «Стрельца» замельтешили фигуры; двое в белых рубахах-голландках, третья - в темно-синем сюртуке. Длинные шесты с укрепленными на концах медными бочонками мин поползли вперед, на миг зависли, вздрогнув, и опустились в воду.
Корма «Руперта» быстро приближается. Вот, сейчас захлопают выстрелы, и струи пуль сметут смельчаков с палубы монитора…
Ничего.  Сережа облегченно выдохнул, едва сдержал радостный смех – похоже, попадание в корму не только разбило шлюпки, но и смело стоящую без прикрытия револьверную пушчонку.
«Ближе, ближе…»
- Готово, вашбродь!
- Малый назад!
Носовая оконечность «Стрельца» на случай таранного удара усилена железными балками, но сейчас это не поможет. Если даже врезаться в борт британца на полных шести узлах – только сомнешь нос, но пробить броневой пояс  не получится. Монитор подошел к «Руперту» на самом малом, легко ткнулся в борт и тут же начал отползать. Шесты с минами ушли под днище британца.
«Пять футов… десять… пора!»
Минный офицер, повинуясь взмаху командирской руки, замкнул рубильник, подавая ток в платиновый мостик накаливания запала. Два взрыва, один за другим, проломили днище, не защищенное, подобно бортам, десятью дюймами компаундной брони. Монитор могучим ударом швырнуло назад, и Сережа трудом удержался на ногах, едва успев ухватиться за переговорную трубу.
- Полный назад! Башня, что там у вас?
- Оба орудия готовы, господин лейтенант!
Борт «Руперта» медленно отдаляется. По палубе мечутся люди, хлопнула шестидесятичетырехфунтовка правого каземата. 
«Поздно, голубчики, проспали!»
- Залпом, пли!
Два девятидюймовых снаряда с дистанции в два десятка саженей ударяют в надстройку позади дымовой трубы. Валится за борт сбитая мачта, фонтаном летят обломки.
Ответный снаряд из провыл высоко над мостиком «Стрельца».
Внизу, в башне, залязгала цепь подъемника. Перезарядка.
- Готово, вашбродь!
- Залп!
Снаряд бьет точно в амбразуру каземата.  «Руперт» замолчал окончательно – докучливая пушка то ли разбита прямым попаданием, то ли осколки, залетев в амбразуру, выкосили расчет.    Грузно осев на подорванный борт, броненосный таран прорезет строй бригады и направляется к близкому, мили полторы, берегу. Вслед ему гремит очередной залп, но на этот раз снаряды ложатся недолетами.
- Задробить стрельбу! Право девять, обороты держать на три четверти! Возвращаемся в строй!

http://sg.uploads.ru/t/LrH8k.png
http://s9.uploads.ru/t/2vX9N.jpg
http://s3.uploads.ru/t/0n8rW.jpg

Отредактировано Ромей (02-08-2018 21:54:47)

+13

319

Ромей написал(а):

мониторы во главе с «Чародейкой» охватывали шеренгу британских таранов с зюйда, удерживая ее центр в центре широкой циркуляции.

Первое можно заменить на "середину".

Ромей написал(а):

Но броненосец будтоне заметил коварного удара в спину– пер, увеличивая ход, наперерез «Адмиралу Грейгу».

Будто не.

+1

320

XIII. «Пусть каждый сделает невозможное»*
Они прорвались. Но чего стоил людям и кораблям бригады береговой обороны этот прорыв…
Из двенадцати вымпелов, вышедших из Кронштадта, - четыре башенных фрегата, три двухбашенные и шесть однобашенных мониторов,  - до Свеаборга добралось не больше половины. На уцелевших броня испещрена отметинами от попаданий; в отсеках стонут раненые, палубы и надстройки закопчены, обуглены – здесь бушевал огонь.  Покалечен рангоут, разбиты противоминные малокалиберки, превращены в решето трубы и вентиляторы – но это все уже неважно.
Они прорвались.
***
«Бель Иль», как и «Нептун», был конфискатом военного времени (в девичестве турецкий «Пейк-и-Шариф»). Принятый в состав флота в 1877-м году, он был квалифицирован как броненосный таран, и в этом качестве попал в Эскадру Специальной службы. Конструкция этого корабля уникальна: конструкторы водрузили на корпус «Хотспура»  центральный каземат, заменивший единственную башню. В каземате скрывались четыре двенадцатидюймовки; их расположение, по углам, позволяло вести огонь по любому направлению лишь одному орудию из четырех. Впрочем, главным оружием «Бель Иля» должны были стать не пушки, а кованый стальной шпирон длиной в семь футов.
Целью «Бель Иля» стал идущий мателотом за головной «Русалкой» «Адмирал Лазарев». На этот раз удача изменила Королевскому Флоту – русские сумели уклониться от рокового бивня и в свою очередь, дали залп с убийственно малой дистанции в пол-кабельтова. И – фатальное невезение! - один из шести девятидюймовых снарядов проломил броню боевой рубки и раскололся на части, так и не взорвавшись. Но тем, кто там находился, хватило и этого – семь человек, включая командира, старшего офицера и обоих рулевых, превратились в кровавые ошметки. Теперь пришел черед «Лазарева» нанести удар оставшемуся без управления британцу.  Отработав «малым назад» на полтора кабельтовых, он дал полный ход, с разгону врубился таранным форштевнем в мидель-шпангоут «Бель Иля» и намертво застрял в пробоине. От страшного сотрясения остановилась машина; бронированные черепахи застыли, сцепившись в смертельных объятиях, не в силах ни разорвать их, ни нанести друг другу хоть какой-то ущерб.
Глэттон, шедший правофланговым в шеренге броненосных таранов, нацелился на головное судно русского ордера – броненосную лодку «Русалка». Превосходя  британского визави в скорости, она не уступала ему и в поворотливости,  но только не в броневой защите. Спущенный на воду в 1872-м году, «Глэттон» предназначался для атак на береговые укрепления, и в первую очередь, для истребления французского флота в его базе Шербур, и нес особенно толстую броню.  А еще он в два с половиной раза превосходил «Русалку» водоизмещением – пять тысяч тонн против двух.
И тем удивительнее то, что громоздкому англичанину с первого же захода удалось таранить увертливого противника. Удар, правда, пришелся вскользь; стальной бивень сорвал с заклепок пару листов брони и проделал ниже ватерлинии дыру поперечником в пару футов – ее тут же заделали аварийные партии.  Командир «Русалки», в свою очередь, решил вернуть британцу должок,  но не тараном, а по примеру «Стрельца», шестовыми минами. И тоже неудачно – мины, начиненные черным порохом, взорвались на броневом поясе «Глэттона», не нанеся ему особых  повреждений. После чего оба начали смертельный танец, выписывая циркуляции и коордонаты, осыпая противника снарядами и время от времени делая заход для таранногог удара.  В перестрелке преимущество было, скорее, на стороне русских; броня - броней, но четыре девятидюймовых орудия Обуховского казенного завода заряжались с казенной части, тогда как пара двенадцатидюймовок «Глэттона» традиционно были дульнозарядными.  К тому же, силуэт «Русалки» был значительно ниже, британские снаряды раз за разом пролетали над палубой, калеча шлюпбалки и вентиляторы, но не причиняя серьезного вреда.  Русские же снаряды били в громоздкую надстройку и броневой пояс британца, как в огромный барабан. За какие-то четверть часа такого «танца»  «Глэттон» потерял трубу и единственную мачту; несколько раз начинался пожар.  Но единственная башня не пострадала, и ее орудия раз за разом выплевывали в сторону неприятеля многопудовые гостинцы.

http://sd.uploads.ru/t/7CHa8.jpg
http://s7.uploads.ru/t/rNcmt.jpg
http://s5.uploads.ru/t/2NJxK.jpg

http://s9.uploads.ru/t/klGzI.jpg
http://sh.uploads.ru/t/IGRx4.jpg
http://s5.uploads.ru/t/PKm8t.jpg
http://s5.uploads.ru/t/pOghS.jpg

Отредактировано Ромей (03-08-2018 05:00:33)

+11


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Монитор "Стрелец"