Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Этот большой мир - 2. "Точка Лагранжа".


Этот большой мир - 2. "Точка Лагранжа".

Сообщений 151 страница 160 из 172

151

Момент запуска вращения пошёл как-то буднично – ни праздничного перемигивания огоньков по периметру жилого бублика, ни сигнальных ракет – об из полнейшем запрете было объявлено заранее; нарушителям грозило отстранение от работы вне Земли. В наушниках раздался голос начальника станции, зачитывающего официальное заявление, потом все стали  наперебой  поздравлять друг друга. Диспетчер выждала три минуты, после чего прозвучало предупреждение  «не засорять эфир» - и на этом дело закончилось. Дима догадывался, что празднование будет продолжено – но, увы, пока ещё не в условиях долгожданной силы тяжести. Монтажно-строительные работы на жилом «бублике» шли полным ходом – та их часть, которую целесообразнее было бы выполнять в отсутствии невесомости. Герметичность отсеков ещё не была проверена надлежащим образом, некоторые ещё вообще не подключены к коммуникациям и энергоснабжению, а в двух, установленных буквально накануне, вообще царил вакуум. По строжайшему распоряжению начальства работать в жилых секциях разрешалось только в «Скворцах», с запечатанными шлемами, и исключительно группами не меньше двух человек на отсек. К вопросам безопасности на «Гагарине» относились трепетно – особенно после того, как две недели назад при монтаже очередной жилой секции погибли два человека. Один не оценил вовремя инерции наплывающей махины и оказался зажат между двумя краями; второй кинулся на помощь коллеге и второпях распорол скафандр об острый стальной кронштейн для крепления антенны. При этом он получил глубокую рваную рану; хлынувшая кровь попала в шлем, лишив беднягу обзора, он запаниковал – и в итоге оба погибли ещё до того, как спасатели смогли покинуть шлюз и добраться до места трагедии.
Это были не первые и, конечно, не последние жертвы. Масштабы строительства что на орбитах, что на поверхности Луны, росли невиданными темпами, и избежать в подобных условиях несчастных случаев было невозможно. Три строящиеся объекта – «Гагарин», «Циолковский» и «Армстронг» - уже унесли в общей сложности пять человеческих жизней – и это нес читая двух космонавтов, погибших при обследовании каверны, где до сих пор дожидался «звёздный обруч» таинственных пришельцев. Однако этот грустный счёт мало кого смущал – обитатели Земли рвались в Космос и готовы были платить за это  самую высокую цену. И уж тем более, согласны были рисковать собой молодые, полные энтузиазма парни и девушки, вчерашние студенты МАИ, Бауманки или КалТеха – такие вот, как Дима Ветров, распятый сейчас в ложементе своего «краба».
Праздничная перекличка на радиоволнах, наконец, утихла. Диспетчер ещё раз повторила требование не засорять эфир, после чего предупредила о прибытии очередного грузового контейнера. Дима подобрался – это имело к нему самое прямое отношение. Сегодня будущие вакуум-сварщики практиковались в орбитальной швартовке, и принимать прибывающий с земли груз предстояло именно им. Для этого возле фермы грузового причала висели на страховочных файлах три стажёра с «холодильниками» маневровых движков за спинами, и ещё двое, включая стажёра Ветрова, страховали их на своих «крабах».
Вернее, должны были страховать – Димин напарник, жизнерадостный новосибирец Алик Дудоров сообщил о неполадках в системе ориентации космического буксира, и теперь ковылял потихоньку в направлении ближайшего ангара, где на смену ему готовился стартовать ещё один «краб». В принципе особой необходимости в этом не было, но инструкция требовала, чтобы процесс швартовки контейнера страховали именно два таких аппаратика, а с инструкциями, как известно не поспоришь. Но тут имелась трудность: прибытие контейнера нельзя было ни отложить или перенести, график грузопотока на «Гагарин» чрезвычайно плотный и рассчитан буквально по минутам – а потому люди в ангаре нервничали. Им предстояло принять неисправный «краб» Дудорова, предварительно откачав из шлюзовой камеры воздух, потом отстегнуть незадачливого пилота от ложемента и пересадить его на другой, исправный  буксир – после чего операции следовало повторить в обратном порядке. Вместе со временем, необходимым на заход в ангар, а потом на короткий перелёт до грузового причала набегало не меньше пяти минут, а голос женщины-диспетчера в наушниках Димы уже начал отсчёт тридцати секунд, оставшихся до прибытия груза.
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t569635.jpg

+1

152

Всё дело было в вентиле на баллоне со сжатым воздухом. Такие баллоны в количестве от пяти до восьми штук крепились на маневровом модуле, присоединяемом к грузовому контейнеру – газ, поступающий из них под высоким давлением, выбрасывался из небольших поворотных дюз в виде реактивных струй, изменяя ориентацию контейнера в пространстве и создавая при необходимости небольшую тягу. Этого вполне хватало для того, чтобы оттащить груз от «горизонта событий» и с помощью швартовщиков в «Кондорах» подвести его к грузовому причалу. Управлялись дюзы дистанционно, оператором, сидящим в небольшой кабинке, закреплённой над «рабочим» кольцом станции – оттуда одинаково хорошо просматривалась и плоскость «батута», и оба грузовых причала.
Неисправный баллон был третьим в ряду точно таких же, закреплённых на раме маневрового модуля. Проблема была в повреждённой резьбе вентиля; она держалась достаточно плотно, чтобы пройти и визуальный контроль, и торопливую проверку щупом течеискателя, выполняемую за несколько минут перед стартом. Если бы у техника, осуществлявшего эту нехитрую операцию, возникли хотя бы малейшие сомнения, баллон был бы немедленно заменён, хотя бы для этого пришлось и задержать отправку контейнера. Однако стрелка прибора подрагивала в положенных пределах, фиксируя отсутствие неисправностей (в сжатый воздух, которым заполнялись баллоны, добавляли небольшое количество фреона, а потому прибор исправно реагировал на протечки), и техник поднял руку, давая добро на старт.
Вот тут-то и начались первые неприятности, которые, впрочем, никто не мог заметить – ни луди, ни приборы. Толчок гидравлических поршней, отправляющих контейнер в короткий прыжок сквозь зеркало «горизонта событий», не сорвал дефектный вентиль, но его вполне хватило для того, чтобы резьба, и без того ненадёжная, ослабла на крошечную долю оборота. Но вентиль продолжал держать давление – и занимался этим, пока короткие импульсы маневровых дюз не исчерпали содержимое двух предыдущих баллонов, и безотказная автоматика переключилась на питание от третьей. И когда клапан, подчиняясь сигналу блока управления, открылся, сжатый до двухсот атмосфер газ, ринувшийся в  газовую магистраль, сорвал бракованный вентиль с резьбы. Сама труба магистрали при этом согнулась под углом примерно в тридцать градусов, но выдержала, благодаря чему вентиль, увесистая латунная чушка, не улетел в пространство, подобно пушечному ядру, а повис в десятке сантиметров от первоначального своего места. Струя газа при этом била из покалеченного баллона под углом, создавая тягу, на которую вовсе не рассчитывал ни оператор, управляющий контейнером, ни помогающая ему счётно-решающее устройство производства американской фирмы «Хью́летт-Па́ккард». К сожалению, в момент аварии – пока ещё это была авария, а не катастрофа! – стенка контейнера с закреплённым на ней маневровым модулем была обращена в противоположную сторону от оператора, и он не сразу понял что случилось. Он увидел лишь снежно-белое облако, вспухшее позади контейнера, и в этот момент тяжелый, весом более пятнадцати тонн, стальной ящик закувыркался, отчего приборы, указывающие вектор тяги и траекторию движения, сошли с ума.
В принципе, операторов готовили к подобным нештатным ситуациям – на тренажёрах, поскольку никому бы не пришло в голову устраивать с учебными целями подобные безобразия в космосе. Тренажёр же, управляемый миниатюрным компьютером (так же американского производства) программировался на основе сложных математических моделей, ни разу не обкатанных на практике. И когда момент подобной проверки наступил – выяснилось, что реальный контейнер реагирует совсем не так, как ему полагается согласно предварительно сделанным расчётам. В результате, автоматика, корректировавшая, как и было задумано, действия оператора, окончательно запутала дело: контейнер закувыркался ещё сильнее, и вдобавок к этому, быстро поплыл в сторону пассажирского причала, отходящего от «рабочего» кольца в полусотне метров от своего грузового близнеца. И когда оператор сообразил, наконец, что автоматика не справляется, и перевёл контейнер на ручной режим, было уже поздно – струя газа сорвала антенну маневрового блока, и пятнадцатитонный угловатый ящик, способный при неудачном попадании, как бумагу, смять внешнюю оболочку станции, утратил всякое подобие управления.
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t347719.png

+3

153

Когда это случилось, Димин «краб» висел там, где и было предписано диспетчером – в пятидесяти метрах над пассажирским причалом. Туда четверть назад причалил прибывший с космодрома Куру «орбитальный автобус», но высадка пассажиров задерживалась. Сначала ждали, пока они наденут гермокостюмы (французские инструкции почему-то предписывали облачаться в них только по прибытии к станции)  потом выполнят все необходимые процедуры проверки, потом результаты проконтролирует кто-то из членов экипажа – и когда всё это было, наконец, проделано, и к «автобусу» подали гибкий переходной рукав, диспетчер распорядился ждать, пока не будет запущено долгожданное вращение станции. Когда же и это осталось позади, и пассажиры начали по одному выбираться из своего кораблика, перемещение грузового контейнера уже шло полным ходом. Дима одним глазом наблюдал за медленно всплывающим над «горизонтом событий» ящиком, рассматривая, как на стенках  полупрозрачной гофрированной трубы изгибаются и движутся тени людей с огромными круглыми головами – шлемами «Скворцов». Дима неожиданно для себя подумал, что эти люди отделены от вакуума и жёсткого излучения лишь двойными гибкими стенками, между которыми накачан воздух – и, случись что…
По окружности обоих мажетов, соединяющих переходной рукав со станцией и с «орбитальным автобусом» перемигивались красные маячки – знак того, что люки отдраены. Тот, что находится на стороне станции, отсечён от её объёма и останется таковым, пока не закроется внешний люк, а вот про второй манжет, это сказать нельзя, никакого шлюза там нет и в помине. Правда, все, кто находится внутри и «орбитального автобуса», и переходной трубы, упакованы в защитные гермокостюмы, и в случае разгерметизации смогут продержаться некоторое время. Но если дыра в рукаве будет достаточно большая, или его вовсе  оторвёт от манжета, возникнет иная опасность: находящихся внутри людей потоком воздуха попросту вышвырнет в пространство, где они и будут оранжевыми нелепыми куклами разлетаться в разные стороны, дурея от ужаса и надеясь только, что спасатели сумеют разыскать и выловить их по одному. И всё время их будут защищать от солнечной радиации лишь смехотворные «Скворцы», вовсе не имеющие защиты от жёсткого излучения…
Картина получилась до ужаса реалистичной, и Дима помотал головой, отгоняя её прочь. В самом деле: сколько раз орбитальные автобусы прибывали на станцию, включая и тот, на котором он сам сюда прилетел – и ни разу ничего не случалось! Нет уж, хватит фантазировать, а то накаркаешь ещё…
Вот первый пассажир достиг шлюза и скрылся в нём; трое других уже вышли из «автобуса», когда идущий вторым вдруг замешкался. Дима не мог понять, что там стряслось – он видел только угловатую тень чемодана, который пассажир, похоже, упустил точно в середине рукава. Двое других вынужденно остановились, а через люк уже  выбирался четвёртый – возник затор, и в этот самый момент по ушам Димы Ветрова ударил сигнал тревоги. Он вскинул голову, и сквозь надвинутый на забрало шлема двойной светофильтр увидел, как грузовой контейнер, кувыркаясь, летит прямо на пассажирский причал. В наушниках перекрывали друг друга испуганные крики швартовщиков, требующих указаний, диспетчер орал, требуя объяснить, что случилось, ему отвечали непечатно и вразнобой… а угловатая махина тем временем неотвратимо накатывалась на гофрированную пластиковую трубу, полную людей, и позади контейнера вспухало мутно-белое облако, сквозь которое просвечивали наплечные прожектора мельтешащих туда-сюда и явно не понимающих что делать швартовщиков. Холодея от ужаса, Дима осознал, что они никак, ну никак не успевают – как не успевает и стажёр во втором «Крабе». Вон его позиционные огни, только что отделились от шлюза ангара - и чтобы добраться до места, а потом ещё ещё сориентироваться в обстановке и понять, что делать (диспетчер до сих пор так и отдал ни одного вразумительного распоряжения) ему понадобится не меньше трёх, в лучшем случае, двух минут. А контейнер летит, кувыркаясь, к пассажирскому причалу, и когда он туда доберётся – жутковатая картина, нарисованная давеча его воображением, покажется добрым мультиком. Тяжеленный ящик сомнёт причал вместе с переходной трубой и копошащимися внутри людьми – и хорошо, если при этом не расплющит заодно и скорлупку «орбитального автобуса» в котором кроме двух членов экипажа ещё остаётся не меньше полудюжины ничего не подозревающих пассажиров...
Решение возникло мгновенно. Тремя заученными движениями рукоятей управления  он развернул «краб», нацелил его на приближающуюся махину и, закусив до крови губу, дал полную тягу. За спиной зашипел движок, стальная  вращающаяся стена надвинулась с неожиданной скоростью. Страшный, вышибающий воздух из лёгких удар, гнущиеся, словно варёные макаронины, перекрестья труб, не сумевших защитить ложемент и пилота от столкновения - и последнее, что стажёр Ветров успел услышать, прежде чем его сознание милосердно отключилось, был треск его собственных костей, ломающихся о выступающие рёбра контейнера…

http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t944022.jpg

Отредактировано Ромей (15-05-2023 20:53:53)

+2

154

Ромей написал(а):

– ни луди, ни приборы

Наверно "люди".

Ромей написал(а):

При этом он получил глубокую рваную рану; хлынувшая кровь попала в шлем,

Вылетела наружу (в вакуум) и мгновенно вскипела.

Ромей написал(а):

ни помогающая ему счётно-решающее устройство производства американской фирмы «Хью́летт-Па́ккард»

БСУ начнёт пытаться упорно стабилизировать контейнер, пока газ из СУ не пропадёт полностью.
Задача для студиозов второго курса, кстати, на первом семестре. Причём реально первая задача "стабилизация КА газовыми двигателями ориентации в космическом пространстве."

Ромей написал(а):

Проблема была в повреждённой резьбе вентиля; она держалась достаточно плотно, чтобы пройти и визуальный контроль, и торопливую проверку щупом течеискателя,

А опресовка системы после монтажа испытательным давлением не проводилась, что ли? Бардак, ой бардак у вас на сборочном стапеле...

Ромей написал(а):

По строжайшему распоряжению начальства работать в жилых секциях разрешалось только в «Скворцах», с запечатанными шлемами,

Там спецмембрана - захлопнет забрало автоматичски при перепаде давления.

Ромей написал(а):

французские инструкции почему-то предписывали облачаться в них только по прибытии к станции

Преступный бардак во Франции!

Ромей написал(а):

И всё время их будут защищать от солнечной радиации лишь смехотворные «Скворцы», вовсе не имеющие защиты от жёсткого излучения…

Недели через полторы "хапнут". Но запасы СЖО закончатся сильно раньше.

0

155

Lokki написал(а):

Бардак, ой бардак у вас на сборочном стапеле...

А я предупреждал.
Негативный эффект масштабирования работ. То, что никак не могло произойти, кода станция на орбите была одна, на двух-трёх человек, неизбежно св ситуации, когда их несколько сотен, и грузооборот вырастает на в разы, а сразу на несколько порядков, причём за краткое время. ПРичём и ценность собственно грузов относительно упала - теперь это не штучные изделия, а продукт массового производства.
Попросту не хватает специалистов, тех же контролёров, чтобы поддерживать нужный уровень.
И да, уровень бардака вырос лавинообразно...

0

156

ХI

- …И ведь сколько раз предупреждали! – отец в сердцах стукнул кулаком по столешнице. – Сколько говорили, что ситуация с техникой безопасности на орбитальных стройках не тревожная, а прямо-таки катастрофическая – всё впустую! И вот, пожалуйста – дождались…
- А что отвечали? – осторожно спросил я. Поинтересоваться бы ещё, кто именно отвечал, но и без того ясно, что имеется в виду некий обобщённый, средний оппонент.
- Понятно что… - отец пожал плечами. – Мол, масштабы работ, что на Земле, что в Космосе, растут лавинообразно, и качество контроля неизбежно падает, причём на всех уровнях. Вообще-то понять можно: такая глупая история с сорванной резьбой на баллоне ещё год назад была попросту немыслима, с каждым таким баллоном нянчились, как с грудным младенцем, проверяли по сто раз, обнюхивали, чуть ли не облизывали. И, заметь, занимались этим специалисты высочайшей квалификации, отвечавшие за каждый чих, за каждую царапину на краске. А  сейчас, когда этих баллонов мы отправляем на орбиту в день по несколько десятков штук – кто их проверяет?
Я немедленно вспомнил эпизод из «Стажёров», где Юра Бородин (тоже, кстати, вакуум-сварщик), гуляя по Мирза-Чарле, забрёл в район складов – и обнаружил там поддон с газовыми баллонами, у одного из которых был сбит вентиль. Могли бы бартья Стругацкие (в настоящий момент живые, здравствующие и весьма плодовито пишущие) предугадать, что третьестепенный эпизод из их повести сбудется, да ещё и таким драматическим образом?
-Поставили, понимаешь, на контроль какую-нибудь тётю Клава, которая раньше на ЗиСе прозванивала тестером цепь зажигания самосвала! – продолжал возмущаться отец. -  Нет, я не спорю, это тоже ответственное дело - но ведь надо понимать, что этим баллонам в космос  лететь, а не на МТС в каком-нибудь Бердичеве!
Замечание отца насчёт ЗиСа привычно царапнуло мне ухо – хотя уже и год прошёл, никак не могу привыкнуть к тому, что автозавод имени Лихачёва сохранил в этой реальности прежнее название друга всех физкультурников.
- Ну и что же они собираются делать? – спросил я, опять не уточняя, кто именно – «они».
- А что тут сделаешь? – отец развёл руками. – открывают при нескольких техникумах вроде Московского Авиастроительного новые факультеты, которые будут выпускать специалистов соответствующего профиля, расширяют уже имеющиеся. В МАИ, Бауманке и других подходящих вузах набирают потоки на новые специальности. Всё это хорошо, конечно, но только нужно было думать о таких вещах не сейчас, а хотя бы годом раньше – а то когда ещё выпускники приступят к работе, да наберутся опыта? А масштабы строек растут, скоро «Циолковский « войдёт в строй, «Армстронг» расширяем, а там и до «Лагранжа» недалеко – это я ещё молчу о планах американцев начать строительство специальной туристической станции… Представляешь, сколько грузов пойдёт в космос?
Я представлял, причём куда лучше, чем отец мог предположить. Всё же, инженерное образование, пусть и полученное четыре десятка лет назад, давало о себе знать.
- Но на этот-то раз, к счастью, обошлось без жертв?
Отец кивнул.
- Чудом. На пассажирском причале как раз шли работы по проверке наружных дублирующих кабелей. Когда они увидели, что стрясловь – отстегнули вопреки всем инструкциям страховочные фалы и рванули на ранцевых движках к контейнеру. У Ветрова уже воздух хлестал и пробитого «Кондора, пополам со вскипающей кровью, но ребята всё-таки успели, нашлёпнули на пробоину «слизня». Ну а дальше – спасибо врачам, спасли, вытащили буквально с того света.
Слизнем на новом, «орбитальном» жаргоне называли тканевую нашлёпку, покрытую  некоей чрезвычайно липкой и тягучей субстанции, которой следовало экстренно запечатывать пробоины в скафандрах или стенках лёгких орбитальных аппаратов. Упаковка с таким «слизнем» с некоторых пор в обязательном порядке входила в аварийный комплект любого, кто работал за пределами станции, в космосе.
- Ему долго в больнице лежать? – спросил я. – Когда его выпишут?
- Ну, ты даёшь… - отец аж поперхнулся от такого вопроса. -  Вашего Ветрова пока даже отправлять на Землю запретили – говорят, могут быть осложнения из-за тряски и перегрузок при спуске и торможении. А ты – «когда его выпишут…»
- Ну… мало ли? – я пожал плечами. – Между прочим, он и твой тоже – забыл, кто его в Артек послал и вообще, завербовал в Проект? 
- Такое пожалуй забудешь…  да ты о нём не беспокойся, со станции передают – будет жить, и даже в космосе работать сможет. Парень крепкий, здоровенный, обойдётся. Ты мне лучше вот что скажи…
Я изобразил ожидание - только что рот не приоткрыл.
- Тут с тобой хотят поговорить наши психологи. – сказал отец. – Ты не против?
Я тяжело вздохнул и поднялся со стула.
- Куда ж от них денешься? Пошли…
Отец удивлённо вздёрнул бровь.
- Что, даже не спросишь, в чём дело?
- А чего тут спрашивать? И так ясно, что из-за ребят в «Астре», тоже мне, бином Ньютона…
Верно! – новая порция удивления на отцовской физиономии. - Но откуда ты…
Я спрятал ехидную усмешку. Не признаваться же, что когда мы приехали в Центр Подготовки, отец отправился узнавать новости, а я, тем временем позвонил в «ботанический сад». И узнал достаточно, чтобы догадаться, о чём пойдёт речь.
- Считай, интуиция подсказала. – я взялся за ручку двери. – Так мы идём, или зайдём заглянем в буфет, соку выпьем, или, там, кофейку? Разговор предстоит долгий, а у ваших умников только водички из графина и допросишься…

http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t817655.webp

Отредактировано Ромей (16-05-2023 21:37:10)

+2

157

Ромей написал(а):

А  сейчас, когда этих баллонов мы отправляем на орбиту в день по несколько десятков штук – кто их проверяет? Тётя Клава, которая раньше на ЗиСе прозванивала тестером цепь зажигания самосвала?

"кто проверяет их монтаж?"
Баллоны так -то на заводе испытываются и клеймятся. ;-)

Ромей написал(а):

И, заметь, занимались этим специалисты высочайшей квалификации,

Вообще-то нет ;-)
Там методику испытаний разрабатывают спецы высокой квалификации. А вот сами испытания проводят тётеньки если с техникумом, то хорошо, "калибр проход, калибр не проход, давление испытательное", заполнение журнала - роспись. Клеймит слесарь.
А вот, судя по представленному фрагменты испытания не проводились на участке сборки.
Т.е. не была разработана и проведена процедура контроля качества сборки.
Хотя:

Ромей написал(а):

Проблема была в повреждённой резьбе вентиля

Техника безопасности при подключении кислородного баллона.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Убедиться в наличии на кислородном баллоне отчетливо видимых данных, выбитых на заводе-изготовителе:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— номер баллона;
....
— дата (месяц, год) изготовления и следующего освидетельствования;
— рабочее давление (кгс/см2);
— пробное гидравлическое давление (кгс/см2);
.....
— клеймо ОТК предприятия-изготовителя круглой формы диаметром 10 мм.
2.12. Перед присоединением редуктора к кислородному баллону проверить исправность входного штуцера и накидной гайки редуктора, убедиться в отсутствии на их поверхности масел и жиров, а также в наличии и исправности уплотняющей фибровой прокладки и фильтра на входном штуцере редуктора.
4.1. Кислородные баллоны, у которых при осмотре поверхности выявлены трещины, вмятины, раковины и риски глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, выщербления, износ резьбы горловины, а также на которых отсутствуют некоторые паспортные данные, выбраковываются.

Я бы так, в СО КА перикись водорода бы применил. И весит меньше, и импульс больше, и однокомпонентная.... ;-)

Отредактировано Lokki (16-05-2023 21:16:16)

0

158

Lokki написал(а):

Баллоны так -то на заводе испытываются и клеймятся.

Это понятно.
Но и перед стартом, на космодроме, проверяют каждый винтик - во всяком случае, сейчас.
А там вот не поспевают, надеются, видать, за заводские клейма...

0

159

Lokki написал(а):

Я бы так, в СО КА перикись водорода бы применил. И весит меньше, и импульс больше, и однокомпонентная....

Логично. Обдумаю.

0

160

Lokki написал(а):

Там методику испытаний разрабатывают спецы высокой квалификации.

Всё это верно. но когда штучная работа превращается в поток - возможны коллизии. Неизбежны даже.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Этот большой мир - 2. "Точка Лагранжа".