Часть I. Рассказывает ЧАН
Предисловие.
Вообще то о моей командировке в Чечню уже писали. Году эдак в 2014 или 2015 интернет – проект «Lenta.ru» подготовила проект, основанный на воспоминаниях участников первой чеченской кампании (аккурат к круглой дате). Я как раз опубликовал на «ПРОЗА.РУ» мои воспоминания о Карабахе, отметив, что в проекте – книга о Чечне. Видимо, по контексту, менеджер проекта вышла на нее, а потом и на меня, договорившись об интервью. Потом даже и фотографа прислала.
Все это было у них опубликовано, у меня где-то и ссылка есть.
1. Немного политики.
По моему дилетантскому разумению, если бы Ельцин назначил Дудаева своим наместником на Северном Кавказе, то никаких чеченских войн и не было. Тот быстро навел там порядок. Все-таки тейп его был один из самых значительных. История с Кадыровыми подтверждает мои предположения.

2. Дорога в Чечню.
То, что мы все в свое время побываем в Чечне, было понятно. На одном из расширенных заседаний Военного совета войск, командующий, генерал Куликов, откровенно заявил, что «пропустит через Чечню» всех офицеров. Там, как на лакмусовой бумажке будет видно ху из кто.
А пока мы готовились. И достаточно серьезно. Постоянные КШУ (командно – штабные учения) в ППД и в Моздоке. Видимо, отчасти поэтому, безвозвратные потери внутренних войск были относительно небольшими. Хотя какая тут к черту относительность. Двухсотый груз, Есть двухсотый груз. Но необученный личный состав (как в СА) мы туда не посылали.
Надо сказать, что моя командировка началась крайне неудачно. Перед самым отлетом нас собрали на трехдневные сборы, чтобы ввести в оперативную обстановку, сложившуюся на тот период, и вспомнить некоторые навыки боевых офицеров, необходимые там. Предметные учения проходили на плацу первого полка. Мы разбили на несколько групп, занимавшихся по разным направлениям. Наша группа находилась за большим стендом «Лучшие воины части» и изучала новинки спеназовского оружия.
Вдруг, высокий тыловик в модном камуфляже «Снег» заорал: «Ложись!», и со всего своего роста плюхнулся на асфальт. Я только тупо смотрел, как в переплете окна в солдатскую столовую появилось огненное кольцо.
Оказывается, за нами, молодой летеха показывал группе офицеров как обращаться с РПГ. Гранату то он снял (иначе я бы не писал эти строки), а про пороховой заряд забыл. Нажал на спусковой крючок, и болванка вылетела, пробила стенд и попала в переплет. Хуже было то, что офицеры стояли полукругом сзади него, что категорически запрещено, и раскаленные газы попали одному подполковнику в лицо. Летеха стоял бледный и тихо шептал: «Я же разряжал». Надо сказать, мы не растерялись, положили раненого на стол и бегом понесли к медпункту. А оттуда, на их УАЗике – в госпиталь им. Бурденко, благо, что он находился рядом. На вечернем заседании начальник штаба доложил, что операция прошла успешно и видеть будет. Скинулись ему немножко, так как он был из войск и деньги всяко были ему нужны, и продолжали подготовку. К сожалению, о дальнейшей судьбе этого подполковника я не знаю.
Да, мой помощник Сергей, которому в лицо попало несколько мелких осколков стекла, полу в шутку, полу всерьез, заявил, что он «трехсотый», и в командировку лететь не может. «Ничего, там я тебя вылечу», - ответил грозный начальник.
И вот наступил день отъезда. Вроде брал самое нужное, а собралась неподъемная сумка. К тому же, на последнем совещании, я положил свою кепку в ящик стола, и благополучно забыл. А когда вернулся, то уже не нашел. Видимо, кто-то из бойцов обслуги ее прихватизировал. Серега привез мне свою запасную, но она у меня помещалась на макушке. Правда в Чечне «старожилы» решили эту проблему в тот же день.
Все собрались около главка, многих пришли провожать родные. У меня было много забот. Дело в том, что помимо личных вещей у меня было, как раньше говорили, «десять мест». Везли два новых компьютера с системными блоками, мониторами и принтерами. Да плюс расходка. И я, как наседка, метался, пересчитывая это богатство.
Да, забыл уточнить, что в отличие от Карабаха, сразу менялся весь аппарат управления, за исключением, руководства, хотя с нами летел и новый начальник штаба. О нем позже.
Смотрю, идет другой мой помощник Димка и тащит за спиной гитару. Взвинченный заботами о «хозяйстве», я заорал на него: «Ты че, на танцы собрался? Немедленно оставь гитару отцу».
Наконец, прозвучала команда: «По машинам!», и наша длинная колонна автобусов, возглавляемая двумя машинами «ВАИ» тронулась в сторону Чкаловского. Всегда любуюсь работой наших ВАИшников – в нарядных кожаных куртках, белых портупеях и шлемах – они очень ловко проводят колонны. На перекрестках, обычно, одна машина уходит вперед и перекрывает дорогу всему транспорту. Так что воинские колонны движутся без остановки.