Есть кусь проды 
Надеюсь, теперь смогу по вечерам писать такие вот кусочки и выкладывать их по возможности в сеть.
Ах, Версаль, Версаль… Забытая, сломанная, но всё ещё красивая игрушка, доставшаяся Франции от прошлого века. Ах, версальские приёмы времён прадедушки нынешнего государя! Канули в лету, лишь картины да росписи, запечатлевшие сии события, напоминают о былом. Ах, эти балы, интриги, тайные записки, зависть, любовь, ненависть… Блаженной памяти Людовик Четырнадцатый, наверное, в гробу переворачивается, наблюдая, как правнучек год за годом урезает содержание великолепного дворца и парка. Отчего те приходят в запустение. Некогда изящно подстриженные боскеты превратились в лохматые кусты, беседки обвили плющ и дикий виноград, плитки аллей кое-где потрескались, а на тропинках чаще можно увидеть звериный след, чем человеческий… Где ты, прошлое столетие!
Двор окончательно перебрался в Париж после странной смерти Людовика Пятнадцатого. Сын Короля-Солнца, переживший отца на неполный год, по мнению современников был куда разумнее батюшки в сфере финансов. Во всяком случае, за год его царствования государственный долг страны уменьшился с двадцати годовых бюджетов до семнадцати с лишним. История, правда, умалчивает о том, какие методы были применяемы для свершения этого подвига экономии, но факт остаётся фактом. Кто знает, как бы всё сложилось, не упади этот король с лошади во время охоты. И не умри его старший сын, дофин Людовик, раньше отца. Филипп Шестой наверняка стал бы королём Испании, как его младший брат Карл, и не видать бы его наследникам трона самой могущественной европейской державы. Так что его величество король Франции Филипп Седьмой благодарил Создателя за цепочку случайностей, приведших его к короне. Впрочем, он никогда не считал своё воцарение случайным, полагая, что Господь наверняка вознёс его на престол не просто так, а ради некоей высшей цели. А разве может быть цель благороднее, чем довести до конца начатое великим прадедом? Разве плохо, если звезда Франции воссияет над всем цивилизованным миром? Это же просто замечательно, не так ли?
Старый хрыч Флери всё зудит: «Денег нет, ваше величество, и изъять их неоткуда». И он прав, чёрт подери! От вест-индских колоний остались лишь воспоминания – не называть же колониями жалкие островки вроде Мари-Галанта или Сен-Мартена. Квебек – провинция богатая, но уж слишком много там смутьянов развелось. Вышибли было англичан из Ост-Индии – нате вам, тут же высунулись голландцы и домингос. Отобрали было Макао у португальцев – на горизонте замаячили всё те же голландцы и домингос, да ещё притащили на хвосте китайский флот. А что такое десяток паровых фрегатов при поддержке пары сотен китайских парусников, вооружённых не хуже французских судов береговой стражи, лучше не вспоминать на сон грядущий. В Европе далеко не всем нравится политический диктат Франции. Даже турки, и те начинают подозрительно увиливать от исполнения союзнических обязательств. Подумаешь – Азов русским отдать пришлось. Подумаешь – те же русские Крымское ханство проутюжили. Дважды. Не пеняйте союзникам, коль сами прозевали. Можно подумать, прекрасной Франции нечем больше заняться, кроме как сторожить ваши амбары… Так где же, позвольте спросить, взять денег при подобном раскладе? Король нашёл изящное решение: сэкономить… на себе. И на ближних своих. Сбылась вековечная мечта простонародья. Содержание двора сокращено в разы. И что? Где деньги? Всё уходит на вояк и на политиканов.
Будь они трижды прокляты. И те, и другие.
К сожалению, без сильной армии и столь же сильной политики ни одна страна до сих пор не могла претендовать на звание третейского судьи в европейских делах. Франция же замахивается на господство не европейское, а мировое. Создать империю, над которой не будет заходить солнце, уже не выйдет. Зараза, сеемая проклятыми республиканцами-домингос, а также тайные поставки этими же господами оружия врагам Франции, вряд ли позволят повторить путь Испании позапрошлого столетия. Но мысль, высказанная не так давно «старым хрычом» в кардинальской мантии, показалась его величеству дельной.
Идея может быть оружием. Помощнее новейших сен-доменгских дальнобойных пушек Блаувельта. Французский язык, французские романы, французские моды, французский образ жизни – вот что нужно вывозить за рубеж. Домингос делают это уже полвека, и заметно преуспели. Но что противопоставить их деловому прагматизму и военной прямоте, если не отточенное изящество просветительской мысли, изложенное пером таланта? Флери недавно порекомендовал его величеству такого человека. Некоего Франсуа-Мари Аруэ, пишущего под псевдонимом «Вольтер».