Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Кино » Ремейки фильмов о Великой Отечественной войне


Ремейки фильмов о Великой Отечественной войне

Сообщений 1 страница 10 из 79

1

Предполагаю поговорить о нескольких фильмах (кстати, у них есть общее - литературная основа).
Начну, пожалуй, с "Последней исповеди".

Режиссер Сергей Лялин

Актеры Анастасия Панина, Юрий Назаров, Александр Тютин, Эльдар Лебедев, Иван Викулов, Дмитрий Козлов, Павел Хрулев, Владимир Коренев, Сергей Лактюнькин, Наталья Савченко, Стас Емельяненко

2007г - I место в конкурсе телевизионных фильмов Международного фестиваля "Верное сердце": "За яркое воплощение военно-патриотической темы" (Москва).

0

2

Еще в 2005 году из случайно попавшегося на глаза номера «Комсомольской правды» – она не входит в число постоянно читаемых мною изданий – я узнала, что по соседству, в Тульской области (г. Липки, с. Сечено), начались съемки сериала о «Молодой гвардии». Режиссер Сергей Лялин утверждал, что снимает фильм не столько по роману Фадеева, сколько на основании реальной истории. Статья меня насторожила: ее автор продемонстрировал вопиющее отсутствие интереса к теме заявлением, поверхностным, а потому полуправдивым, что «Молодую гвардию» возглавлял Олег Кошевой (это примерно то же самое, что сказать: военной частью командовал замполит); режиссер невнятно бубнил о «16-летних мальчишках и девчонках, погибших за идею» (не уточняя, за какую именно идею), о том, что «из сюжета будет полностью исключена руководящая роль партии, которой в жизни не было» – цитирую по статье; решила сохранить в расчете на «будем посмотреть».
А если серьезно, выхода этого фильма на экран я ждала с нетерпением (с изучения истории «Молодой гвардии» в свое время начиналась моя работа по истории партизанского движения и патриотического подполья) и с преизрядными опасениями (не так давно на примере «Утомленных солнцем-2» мы еще раз убедились, чего стоят режиссерские заверения о «документализме»). Ждала – и все-таки премьеру проморгала. Она не попала в число громких. Но главная причина, по которой не удалось отследить этот фильм в телевизионной программе, – название. Надо сказать, странноватое и до сих пор для меня труднообъяснимое – «Последняя исповедь». Вот и получилось, что сериал я смотрела уже с середины; что-то сразу понравилось, что-то вызвало недоумение. Так что при первой же возможности я обзавелась диском, и…
Вот об этом «и» я и хочу рассказать.
Режиссер не обманул: в фильме мы не видим ни Лютикова, ни Баракова, ни тех подпольщиков, которые были казнены в самом начале оккупации Краснодона и погребены в «могиле 32-х». Более того, не видим мы не то что Виктора Третьякевича, посмертная судьба которого была печальна, но даже и командира «Молодой гвардии» Ивана Туркенича. Вот и получилось, как в журналистском анонсе, – организацию на всем протяжении фильма единолично возглавляет Олег Кошевой. И выглядит она далеко не такой массовой, как была на самом деле (более ста человек); ну да эта массовость не в полной мере отражена и в первом фильме о «Молодой гвардии».
Тем не менее, историческая основа чувствуется – и чувствуется очень хорошо. Многие боевые дела, на которых даже Фадеев не заострил внимание, но которые документально подтверждены, нашли в фильме свое отражение. А додуманное, плод творческого вымысла, весьма удачно монтируется в документально подтвержденное – и не вызывает протеста.
Одна из музыкальных тем фильма – танго. В начале фильма нарядные, веселые юноши и девушки идут по степи под эту мелодию. Она же звучит в конце из громкоговорителя – ее слышат собравшиеся у стен тюрьмы родные молодогвардейцев, в то время как ребят сажают в грузовик, чтобы везти на казнь. Вполне достоверная деталь: заплечных дел мастера имели обыкновение создавать такого рода шумовые завесы.
Не всегда молодым актерам удается вести себя соответственно возрасту своих героев и эпохе. Но старательности у них не отнять. Скажу о тех, чья работа мне понравилась: Эльдар Лебедев (Сергей Тюленин), Людмила Колесникова (Валерия Борц; в другом ремейке – китайской версии «А зори здесь тихие» - она убедительно сыграла Кирьянову); Анастасия Панина (Любовь Шевцова). А вот Ульяна Громова (Валерия Каленникова) лишена той яркой индивидуальности, которую предполагает образ; уж не знаю, чьей вины тут больше – актрисы или режиссера.
«Картинка» подобрана, на мой взгляд, весьма удачно. Хотя, положа руку на сердце, есть в этом какая-то горькая ирония: не то чтобы удаленный от политического центра страны городок начала XXI века запросто может послужить декорацией для кинофильма о разграбленном оккупантами шахтерском городке второго года большой войны.
Правда, шахтерский городок получается, мягко говоря, странноватый: он населен исключительно стариками, женщинами и несовершеннолетними. Простите, а где же мужики-шахтеры? Пожалуй, этот момент сильнее всего выдает малобюджетность фильма. Допускаю, что именно в связи с этим эпизод казни 32-х шахтеров и советских служащих был заменен эпизодом казни раненых из госпиталя. Деталировка же достоверна – и то, что казнили в городском парке, там же и похоронили, и то, что многих похоронили заживо… и то. что именно этот эпизод, мгновенно ставший известным всему Краснодону, стал одним из главных катализаторов возникновения «Молодой гвардии».
Вымышленный персонаж – военком, которого мальчишки-краснодонцы привычно (но с уважением) зовут Чижиком, – не вызвал у меня протеста. Вопреки модным тенденциям, авторы фильма создают образ, максимально далекий от тенденциозных образов тыловых крыс: Чижик – пожилой искалеченный человек, который, несмотря ни на что, до конца выполняет свой долг. Гибель Чижика – один из самых сильных моментов фильма. И очень понятна (на эмоциональном уровне понятна!) фраза Сережи Тюленина: «Я им Чижика не прощу!» Равно как понятно – и исторически достоверно – Сережино возмущение, когда другие ребята предлагают начать писать листовки: «Какие листовки?! – восклицает он. – Воевать надо!» Такая трактовка образа полностью совпадает с воспоминаниями оставшихся в живых молодогвардейцев о Сергее Тюленине. Равно как правда и то, что Сергей пытался уйти вместе с отступающими бойцами Красной Армии, но его не взяли – «годами не вышел». Точен в деталировке и образ Любы Шевцовой. Ее кумиром, примером для подражания была Любовь Орлова. В одном из первых эпизодов сериала «Любка-артистка» исполняет для раненых песню из фильма «Цирк». И Любе лестно слышать, что ее сравнивают с Орловой. Достоверны эпизоды со спасением нескольких раненых, заблаговременно спрятанных в домах краснодонцев, со сбором оружия в степи и многие другие, в том числе – классические эпизод с водружением над Краснодоном красных флагов Октября и с сожжением биржи труда.
Но не могу не вернуться к названию – «Последняя исповедь». Видимо, оно, по крайней мере, отчасти, детерминировано персонажем, появление которого в фильме не представляется мне необходимым: Алеша, онемевший юноша, сын погибшего при бомбежке священника, становится другом и помощником молодогвардейцев; сами же молодогвардейцы собираются вовсе не в клубе имени Горького, как то было в реальности, а в развалинах церкви.
Но, повторюсь, рядом с этим допущением – исторически достоверные или не противоречащие истории эпизоды. Тот факт, что молодогвардейцы осуществляли налеты на немецкие автомашины, позволил с полным основанием ввести в фильм приключенческие моменты. По правде сказать, весь потенциал этих эпизодов создатели фильма не исчерпали; по мне – так лучше бы сэкономили экранное время на диалогах немецких офицеров… может, проблемы все-таки бюджетного характера? Несомненный плюс: даже при показе боевых эпизодов режиссеру удалось сохранить чувство меры и не забыть, что его герои – не какие-нибудь «диверсанты», а вчерашние школьники. Да и вообще, поступки героев порою грешат излишней, на взгляд взрослого человека, горячностью, есть элемент рисовки, есть далекий от рацио романтизм. Ну и замечательно! Если мне рассказывают о семнадцатилетнем юноше-сорвиголове, я хочу видеть на экране именно юношу, который способен на такие поступки, как Сережа Тюленин. Если мне рассказывают о семнадцатилетней влюбленной девушке, я хочу видеть на экране именно такую девушку – вот, например, как Клава Ковалева.
Несколько фраз об отрицательных персонажах.
Вот из Краснодона на последней грузовой машине драпает с семейством и с имуществом подлец-чиновник. Вроде бы, привычный для современного кино сюжет. Но есть три существенных отличия: 1) драпает один, в то время как многие и многие заняты спасением раненых; 2) даже Фадеев не ушел от этого эпизода (вспомните отца девушки, в которую был влюблен Олег Кошевой); 3) ну и наконец самое главное – этот эпизод лишен той карикатурности, какую, например, придали аналогичному эпизоду создатели «Лейтенанта Суворова».
Вот в Краснодон входят оккупанты. Они самоуверенны и вальяжны, но, опять же, ничем не напоминают тех фрицев-клоунов, фрицев-дегенератов, какие, похоже, стали нормой в современном кино. Психологически достоверно выглядят и молодой рыжеватый фриц, застреливший залаявшую собаку (на его лице явственно читается: не сметь!), и другой, фотографирующийся на фоне раненых, которые стоят на краю своей могилы. Это фрицы, чувствующие себя победителями, хозяевами ситуации. Это – первый день оккупации. Потом все будет совсем по-другому.
Вот – полицаи. «Обиженные Советской властью» – именно из таких и предписывалось набирать полицию. И прямо говорилось о том, что уголовный элемент весьма желателен. Таких мы и видим. И ведут они себя в меру самоуверенно, в меру трусливо… одним словом – в меру.
И немцы, и полицаи показаны действительно опасными врагами. А если учесть, что противостоят им вчерашние школьники, которым надо самоорганизовываться, надо самостоятельно вооружаться… Уж не знаю, что подразумевал режиссер, определяя свой фильм как историю о «16-летних мальчишках и девчонках, погибших за идею» – получился фильм о патриотическом комсомольско-молодежном подполье. После всяких «Утомленных солнцем» – вообще как глоток чистого воздуха.

Отредактировано Цинни (02-02-2011 20:11:52)

+8

3

Заинтересовало...
Буду искать диск - смотреть...
Хороших фильмов сейчас мало, надо ценить те, что есть

0

4

Цинни написал(а):

Видимо, оно, по крайней мере, отчасти, детерминировано персонажем, появление которого в фильме не представляется мне необходимым: Алеша, онемевший юноша, сын погибшего при бомбежке священника, становится другом и помощником молодогвардейцев; сами же молодогвардейцы собираются вовсе не в клубе имени Горького, как то было в реальности, а в развалинах церкви.

Пока не смотрел, но вот этот момент, да и название фильма, лично меня, крайне настораживает...

0

5

Краском написал(а):

Хороших фильмов сейчас мало, надо ценить те, что есть

Без гарантии, что понравится. Глубины классического кино о Великой Отечественной у этого фильма, конечно, нет. Также при просмотре опасно ударяться в заклепкометрию (я только самую малость, чтобы не отравлять удовольствие ни себе, ни тем, кому фильм предстоит посмотреть). Но идейно фильм хорош - безусловно. Повторюсь: даже образы врагов удались. Как ни обходителен в некоторых эпизодах главгад, он все равно остается врагом, а не бедной овечкой. Многие эпизодические персонажи хороши, актеры сыграли с отдачей. Чего стоит, хотя бы, дедок, который вежливо, но конкретно посылает молодого борзого полицая ну очень далеко... или тетка-спекулянтка. Итог: смотреть однозначно надо. Отнюдь не самый плохой из новоделов. Хотя "Звезда", конечно, помощнее будет.
К слову - из-за "натуры" стоит смотреть в лицензионном качестве (хотя я и не сноб, но при просмотре в первый раз по барахлящему телеящику я многое потеряла).

Отредактировано Цинни (27-05-2010 10:05:36)

+1

6

Чистяков написал(а):

Пока не смотрел, но вот этот момент, да и название фильма, лично меня, крайне настораживает...

(Со вздохом) Правильно настораживает. Меня, например, не покидает ощущение, что эти эпизоды просто присегнуты к фильму. Зачем - мне, зрителю, невдомек. Что же до названия... опять же есть ощущение, что оно... ну, почти с потолка. Более того, сдается мне, что часть возможной аудитории не посмотрела фильм потому, что название дезинформирует-дезориентирует (Вы бы, например, проассоциировали это название с фильмом о Великой Отечественной?).

0

7

Цинни написал(а):

Отнюдь не самый плохой из новоделов. Хотя "Звезда", конечно, помощнее будет.

Если "Звезда" (новая?) помощнее - это зело грустно... Ибо меня она не порадовала...

Цинни написал(а):

Вы бы, например, проассоциировали это название с фильмом о Великой Отечественной?

Именно из-за названия не обратил внимания...

0

8

Цинни написал(а):

(Вы бы, например, проассоциировали это название с фильмом о Великой Отечественной?).

С фильмом о Великой Отечественной - может быть, (главным образом, из-за висевшей где надо и не надо рекламой "Попа") но с фильмом о Молодой Гвардии - НИКОГДА!
Решил бы, что опять РПЦ пытается приписать себе то, к чему не имеет ни малейшего отношения. Попытка примазаться и стремление вымарать из памяти, что Молодая Гвардия была коммунистической организацией.

Отредактировано Чистяков (27-05-2010 10:37:27)

0

9

Вчера посмотрел кусок минут на 40 - не впечатлило совершенно. Идейной наполняющей не достаточно дя хорошего фильма. Я не вспомню у Быкова, чтобы Титаренко рвал тельник за свободу равенство, братство и Сталина, а получилось все равно душевнее и патриотичнее.

0

10

Цинни написал(а):

Меня, например, не покидает ощущение, что эти эпизоды просто присегнуты к фильму. Зачем - мне, зрителю, невдомек.

Примерно вот за этим.
http://s60.radikal.ru/i167/1005/49/f821288de3b5.jpg

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Кино » Ремейки фильмов о Великой Отечественной войне