Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » ПМСМ по поводу классификации литературных жанров


ПМСМ по поводу классификации литературных жанров

Сообщений 1 страница 10 из 87

1

Не так давно в одной из тем обсуждался вопрос, к каким жанрам принадлежит ряд известных литературных произведений
На тот момент классифицировать многие из них показалось достаточно трудным, для некоторых произведений было названо достаточно много жанров, к которым их можно было бы отнести
После того, как я попытался понять причину этой проблема, мне в голову пришла идея, что само существование этой проблемы во многом связано с тем, что часть жанров (например, приключения, боевик, детектив и т.д.) являются результатом классификации по действию, а другая часть (например, фантастика, альтернативная история и т.д.) - по месту (по миру, в котором происходят события)
Таким образом, если эти категории четко разделить, то получится более простая и понятная классификация, в которой проще отнести то или иное произведение к конкретному жанру
Как вариант, это можно сделать следующим образом:
полное название жанра состоит из прилагательного и существительного (прилагательное может отсутствовать), где существительное относится к действию (приключения, боевик, детектив, эпос и т.д.), а прилагательное - к месту (фантастический, альтисторический, военный, социальный и т.д.)
Чтобы можно было бы классифицировать произведения, в которых из множества действующих лиц проблематично выделить главных, стилизированные под документальные и т.п., к существительным предлагается добавить вариант "хроника" (т.к. прилагательное без существительного в данном случае существовать не может)
В подавляющем большинстве случаев для произведения можно выделить одно главное существительное и одно и главное прилагательное
Некоторые из получающихся по такой схеме словосочетаний являются распространенными и устоявшимися - например, фантастический боевик
Другие устоявшимися не являются, но тем не менее, вполне понятны
Хотя в предложенном виде данная классификация и не является полностью завершенной, пмсм ее вполне реально доработать, чтобы с ее помощью можно было бы легко и естественно классифицировать самые разные литературные произведения :)

Отредактировано Mif (12-08-2010 20:02:01)

+3

2

Mif
Разумная стройная система - но именно поэтому не приживется :)

0

3

А я половины современных терминов и не знаю, но это мне не мешает считать последние книги Головачёва почеркушками за бабло.
Что такое тайм-опера, или хроно-опера? Термин "космическая опера" с некоторым напряжением, но могу понять, хотя за оперу всегда принимал "Князя Игоря", хотя фиг знает, может "Кгязь" - это был балет такой...

0

4

Коллега Mif, а чем вас не устраивает сложившаяся жанровая классификация по форме и содержанию? А также классификации видовая и родовая? Например - такая
Тем более что предложенные вами критерии и основания разделения произведений несколько надуманны и искусственны. Они отражают лишь внешнюю, формальную, сторону глубоко не затрагивая воспросов  содержания.

0

5

MilesV написал(а):

Коллега Mif, а чем вас не устраивает сложившаяся жанровая классификация по форме и содержанию? А также классификации видовая и родовая? Например - такая
Тем более что предложенные вами критерии и основания разделения произведений несколько надуманны и искусственны. Они отражают лишь внешнюю, формальную, сторону глубоко не затрагивая воспросов  содержания.

Так это разделение "по надуманным и искусственным" критериям и используется основной массой читателей!
То, что я предложил, с одной стороны минимально отличается от того, к чему привыкли читатели (т.е. такая классификация будет всем понятна), с другой стороны, все-таки позволяет с минимумом проблем классифицировать произведения
И у меня нет полной уверенности, что все фантастические и альтисторические произведения так уж хорошо впишутся в предложенную Вами классификацию
И если слово "Фантастич." я там еще нашел, то "Альтисторич." - уже нет :)
Не говоря уж о делении фантастики по видам
Т.к. в данном случае практика - критерий истины, то оценить полезность той или иной классификации можно только отклассифицировав с ее помощью достаточно большое кол-во объектов :)

0

6

Десятки раз убеждалась, что самая идеальная классификация не описывает 100% случаев. Как только не изощряется литературоведение, каких только споров о терминах не идет. Помню, даже при написании дипломной у меня была проблема - дать четкое определение романизированной биографии (работа была на материале "Марии Стюарт" и прочих романизированных биографий Стефана Цвейга). Да и сами авторы не всегда знают, как определить свое произведение. И просто "ощущают". Не потому ли "Мертвые души" - поэма, а "Алые паруса" - феерия? А грань между драмой и трагедией? А если добавить в компанию трагикомедию и фарс? Ну и т.д., и т.п. Но, конечно, "классическое" определение рода-вида-жанра да и свеженькие попытки систематизизации дают какие-то ориентиры.
P.S. Меня когда-то озадачивало и даже забавляло определение жанров в анонсах "Мира фантастики" и в их же циклах теоретических статей. попробовала вывести систему "от "Мира фантастики", заблудилась - тем не менее кое-что для себя почерпнула. Так что попытку систематизировать - поддерживаю.

0

7

Цинни написал(а):

Десятки раз убеждалась, что самая идеальная классификация не описывает 100% случаев.

А кто же спорит-то? :)

0

8

Mif написал(а):

А кто же спорит-то?

Это я к тому, что не стоит париться по поводу того, что что-то останется за бортом классификации, наче появится много искусственного.

0

9

Цинни написал(а):

Это я к тому, что не стоит париться по поводу того, что что-то останется за бортом классификации, наче появится много искусственного.

Да, если классификация позволит внятно (так, чтобы не читавший эти произведение смог бы получить полезную информацию) отклассифицировать подавляющее большинство произведений, то такая классификация вполне адекватна :)

+1

10

Mif написал(а):

Так это разделение "по надуманным и искусственным" критериям и используется основной массой читателей!

ПМСМ, читателям, по преимуществу всё равно какая жанровая бирочка повешена на то или иное произведение. Маркетинговая политика издательств? Скорее так, но в таком случае с литературоведческими классификациями она не имеет ничего общего.

Mif написал(а):

И если слово "Фантастич." я там еще нашел, то "Альтисторич." - уже нет

АИ - это либо псевдоисторический роман (без фантдопущений) либо фантастика в исторических декорациях.
Если необходимость множить сущности действительно назрела - что же, не стану стоять на пути прогресса...

Вопрос действительно интересный, но как я уже  говорил в других темах - сначала нужно определиться с точками отсчёта и, в данном случае, критериями классифицирования. После этого вопрос можно конструктивно обсуждать.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » ПМСМ по поводу классификации литературных жанров