Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Классификация литературных произведений на основании хронотопа


Классификация литературных произведений на основании хронотопа

Сообщений 71 страница 80 из 116

71

Выскажу пока свою точку зрения по хронотопу альтернативной истории
Для того, чтобы хронотоп являлся бы альтернативно-историческим, необходимо:
1. Общая история с нашим миром до определенного момента времени
Как физически это мотивируется - "затирание" нашей истории, раздвоение мира в момент развилки, параллельные миры с идентичной историей и т.п. - в данном случае не важно
В том случае, если развилка произошла до начала описываемых в произведении действий, крайне желательно указать момент ее возникновения и в чем она заключалась
2. Момент развилки должен находиться в прошлом по сравнению со временем написания произведения
3. отсутствие фантастических элементов помимо развилки (если АИ с попаданцем и его попадание в прошлое имеет фантастическое объяснение, то это само по себе не мешает произведению считаться альтисторическим, если в нем нет других фантастических допущений)
Вопрос, насколько большими должны быть отклонения от нашей истории, чтобы произведение можно было бы назвать альтисторическим, пока остается открытым

Также мне пришла в голову идея, что АИ, в которой развилка происходит во время действия произведения, и АИ, где развилка произошла до начала произведения - это, по сути, два разных поджанра
И если в первом из них есть определенные ограничения на действие (имеется в виду классификация произведений по действию), то во втором действие может быть практически любым
Никаких устоявшихся терминов для обозначения этих поджанров мне не встречалось
На практике гораздо чаще встречается первый вариант

Отредактировано Mif (16-08-2010 08:50:45)

0

72

Mif написал(а):

Также мне пришла в голову идея, что АИ, в которой развилка происходит во время действия произведения, и АИ, где развилка произошла до начала произведения - это, по сути, два разных поджанра

Согласен.
Разница велика.

0

73

Что касается вопроса, насколько существенным должно быть изменение истории, чтобы произведение могло бы считаться АИ
Есть книги, в которых описываются довольно-таки локальные изменения - из прочитанного приходит в голову Дж. Финней "Меж двух времён" (там ГГ, переместившийся из нашего времени в прошлое, своими действиями в прошлом добивается того, что проект, в рамках которого его отправили в прошлое, в нашем времени перестал существовать, ни о каких других изменениях не упоминается)
По формальным признакам вроде как АИ, но субъективно эта книга как АИ не воспринимается

Отредактировано Mif (16-08-2010 10:12:42)

0

74

Mif
Форма крипты, да.

0

75

ВЭК написал(а):

Форма крипты, да.

Пмсм уж к криптоистории-то это произведение точно никакого отношения не имеет!
Криптоисторические произведения обычно посвящены известным личностям/событиям
Если, например, написать произведение, действие которого происходит в прошлом, конкретные персонажи (простые люди, не известные исторические личности) и события выдуманы, но в остальном не противоречащее известной истории, то это с моей точки зрения будет ну никак не криптоистория, а реалистичная историческая литература :)

0

76

Возьмем простейший случай хронотопа.
Одномерное пространство - его нам хватит, чтобы откладывать на нем степень непохожести мест на некое нулевое - нормальное состояние в текущий момент. И - стрела времени. Проще всего такие представить обычным графиком.

http://i049.radikal.ru/1008/bb/229f959d0bde.jpg
Рис. 1. Классическая модель пространства хронотопов
Примечание: "У нас это невозможно" позиционирована на момент написания.
Кружки-рожи - классицистские хронотопы.

Тут в точке О - реперный мир: наше время, и точно соответствует мировосприятию наблюдателя - иначе трудно определить объективную реальность.
Все остальные точки делятся на три типа: миры, которые могут быть получены из данного (в будущем), и миры, из которых может быть получен данный - при определенной ненулевой (и, вероятно, переменной, оттого стрелки кривые) скорости изменений.
Миры, лежащие точно на оси х, могут быть получены только мгновенным катастрофическим изменением - «бесконечная скорость изменения». Но тоже, в общем, реальны. Более того, миры, занимающие, как на рисунке, небольшую область пространства, соответствуют требованиям классицизма о единстве места и времени действия. В общем, эта модель неплохо описывает именно пространство таких, классицистских произведений :)
Небывальщины тут нет и быть не может.
Но кое-какие жанры по хронотопу тут можно выделить:
А - злободневный :) - расположение произведения по оси времени соответствует окрестности такой окрестности настоящего времени - то есть нуля - что и воспринимается читателем как действие в его настоящем. По мере смещения от наблюдаемого к катастрофически измененному миру настоящего времени, жанр сдвигается - в традиционном определении - от бытописательства к памфлету. «Утопия» Мора, кстати, воспринималась им как идеальное государство, то есть - предельно возможное. Хронотоп «Утопии» - на острие стрелочки в конце оси иксов. :)
Б - расположение в будущем, то же, но сдвиг от прогноза - к фантастическому памфлету. «У нас это невозможно» Синклера Льюиса, например.
В - в прошлом, сдвиг от исторической хроники через исторический роман к криптоистории.

Все хорошо, и, кстати, фантастика в этой модели есть (зона Б) и никакой небывальщиной не является!
Но, вот беда - есть множество книг, которые, не являясь абсолютной небывальщиной строго теоретически - являются ею в практическом смысле. То есть, человек не может поверить, что такой мир есть, был или будет хоть когда-то.
Кроме того, если рассмотрим систему в динамике, то по мере течения времени книги из категории А потиху переходят в В, приобретают ценность как исторические источники и рассказ о жизни давних времен. Это неожиданно, но понятно. А как быть с фантастикой? Неужели вся сбывается по крайней мере на уровне «могло быть, но пронесло» - формула, с которой произведение о будущем пересекает ось иксов в нашей модели?
Остается заключить, что наша модель неполна, и есть хронотопы невозможные - по крайней мере, с точки зрения читателя. То есть, переходить от классической теории, к теории относительности, пока - специальной. Гравитацию/вес книг, то есть их воздействие на читателя и друг на друга мы, по крайней мере пока, оценивать не будем.

+1

77

Хочу сразу уточнить: с формальной точки зрения "Три мушкетера" - это криптоистория
Формулировка "миры, из которых может быть получен данный - при определенной ненулевой (и, вероятно, переменной, оттого стрелки кривые) скорости изменений" пмсм достаточно странная - для криптоистории эта вероятность по определению жанра строго равна 1
По логике для криптоистории стрелка должна выходить на вертикальную ось и подходить к точке 0 строго снизу
А для подавляющего кол-ва произведений альтернативной истории эта вероятность строго равна 0 :)
Так что для того, разделить АИ и фантастику, действие которой происходит в прошлом, данный критерий не применим

0

78

Mif

Mif написал(а):

Хочу сразу уточнить: с формальной точки зрения "Три мушкетера" - это криптоистория
Формулировка "миры, из которых может быть получен данный - при определенной ненулевой (и, вероятно, переменной, оттого стрелки кривые) скорости изменений" пмсм достаточно странная - для криптоистории эта вероятность по определению жанра строго равна 1

Да. То, что достаточно близко к оси времени - история, то, что подалее - крипта.

Mif написал(а):

Так что для того, разделить АИ и фантастику, действие которой происходит в прошлом, данный критерий не применим

Ага.

ВЭК написал(а):

Остается заключить, что наша модель неполна, и есть хронотопы невозможные - по крайней мере, с точки зрения читателя. То есть, переходить от классической теории, к теории относительности, пока - специальной.

0

79

ВЭК
Теперь для осмысленного продолжения дискуссии хотелось бы получить ответ на несколько вопросов:
1. есть ли где-либо на этом графике место для произведений, посвященных цивилизациям, никак не связанным с нашей (формально или фактически)?
при этом такие произведения могут быть как НФ, так и ненаучной фантастикой
2. учитывается ли для ненаучной фантастики время действия?
3. есть ли на данном графике область времени, несравнимого с нашим?
если есть, где примерно находится?

0

80

Уважаемые коллеги - переведя дискуссию, в некоторой её части, в сферу специфических разделов математики, вы резко сузили круг участников дискуссии. М.б. это верное решение - судить не мне.

Однако, есть ряд вопросов по которым даже гуманитарий может быть полезным. В частности:
1) Вопрос о "нечеловеческих" хронотопах и их месте в предложенной графической конструкции. Некоторое непонимание кроется в самой постановке вопроса. Вне зависимости от того, кого описывает автор/представляет читатель - обе существующих трактовки произведения не могут вырваться за рамки человеческой логики, морали, культурного бэкграунда в целом. Как бы причудливы не были замыслы автора/интерпретации читателя. Парадигмальные изменения в интерпретациях читателей - оказывают ничтожно малое воздействие, ибо обе стороны литературного процесса остаются людьми.
2) То же самое касается описания "времени несравнимого с нашим" - подобное время не может быть описано, ибо в существующих языках (по крайней мере, тех из них что используются при создании литературных произведений) отсутствуют соответствующие понятия и конструкции. Кирпичики (лингвистические) жёстко привязаны к сложившейся во всех смыслах нашей вселенной. Иных кирпичей у нас нет. Выражаясь языком КВНа - из букв "П", "О", "А" и "Ж" слово "ВЕЧНОСТЬ" не сложить.

Извините, если помешал плодотворной дискуссии.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Классификация литературных произведений на основании хронотопа