Тема Великой Отечественной войны является одной из наиболее популярных тем, на протяжении фактически всей истории отечественного кинематографа. И это не удивительно, ведь более значимого, масштабного и грандиозного события в недавнем прошлом нашей страны выделить невозможно. Не смотря на все ужасы, война, как бы парадоксально это не прозвучало, оказывает и положительный эффект. Как и любая экстремальная ситуация, она проявляет истинную сущность каждого человека. Лучшие или же худшие его качества. Наглядно демонстрирует, кто есть кто. На войне есть место благородству и жестокости, подвигу и предательству, жизни и смерти – эти составляющие издревле служили основными «вдохновителями» творцов в любом виде искусства.
В СССР военные фильмы занимали свою, особую «нишу». Они создавались в строго определенной канве, выход за границы которой осуждался, а зачастую и откровенно преследовался. В таких фильмах во главу угла всегда ставился Подвиг советского народа, победившего нацистскую Германию. Эта идея автоматически «вплеталась» в тогдашнюю коммунистическую идеологию и соответственно представлялась, как победа цивилизационная, идеологическая. При этом на конкретных личностях, участников Великой Отечественной войны старались не акцентироваться. Врага победил народ, во главе с коммунистической партией Советского Союза. Разумеется, исключения имели место быть, но по сравнению с основной массой фильмов подобной тематики их было немного.
Наверстать упущенное киноделы решили после развала СССР, когда коммунистическая идеология была предана анафеме. Перед создателями военного кино предстала достаточно неприятная дилемма – как преподнести зрителю Великую Отечественную войну, абстрагировавшись от реалий тогдашней действительности ? Ведь многие идеалы, за которые сражались тогдашние защитники Родины были в корне пересмотрены и переоценены (со знаком «минус»). В итоге, выход был найден – в сюжетной основе современных российских фильмов о войне стали рассматриваться судьбы конкретных ее участников, «безмолвных героев». Проще говоря, новые фильмы снимались о «маленьком человеке» на большой войне.
Основным минусом подобного «переосмысления» стало вовсе не преувеличение значения личности в «огненном котле» Второй Мировой (эта тенденция характерна для подобных фильмов во всем мире, взять того же «Спасти Рядового Райана»), но мощнейший антикоммунистический уклон, который в большинстве случаев приводил к откровенному перевиранию исторических фактов, осквернению и очернению советского строя. Как правило – чрезмерному и предвзятому. По сути своей это были не фильмы о человеческом подвиге, но фильмы-реванши, фильмы-агитки, объединяющим слоганом которых может послужить знаменитое высказывание: «Не благодаря, а вопреки !» Якобы советские люди победили вопреки коммунистической партии, вопреки вертухаям, заградотрядам, доносчикам и особистам. С божьей помощью.
В «интересное время» такой подход был в новинку, и фильмы эти пользовались популярностью. Но прошло десять, двадцать лет, народ остыл от «бурлящего варева» перемен и ему захотелось смотреть другое кино. В котором пафос не расходится с логикой, а вера выполняет свое предназначение – вдохновляет солдат на подвиги, вместо того, чтобы посылать им чудотворную помощь. Фильмы, в которых не избранные диссиденты, но вся страна сражается с захватчиками за свое место под солнцем. Не говоря уже об исторической достоверности антуража, красивой картинки, запоминающихся героев… Эпики, которой отечественные ленты со скромными бюджетами при желании не могли им представить.
(взято из Сети. Автор укрыт под ником Гиселер.)
--------
Отредактировано Пушок (21-11-2010 21:55:51)