Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Рояли и прочие клавишные инструменты


Рояли и прочие клавишные инструменты

Сообщений 1 страница 10 из 70

1

Давно вот думал о таком феномене, как "Рояль в кустах". Хорошо это или плохо? Бывают ли книги, где их нет или хотя бы мало? (сам не встречал, даже в словарях и то они есть)
И вот вчера слушал песню "Про воробьёв", только в исполнении Джэм, а не Тикки Шельен. Но я собственно не о самой песне, а о мыслях, на которые она меня навела. Вернее, они у меня и раньше были, просто под её звуки как-то более упорядочились, что ли.

Ведь что такое рояль? Это даже не пианино, а большая, требующая к себе уважения дура. Не в любую дверь войдёт, не под любым кустом спрячется, не на любой поляне поместиться. А даже если поместиться, то в любом случае целая бригада грузчиков нужна. То есть в литературе "рояль в кустах" это всегда, ВСЕГДА!!! обоснованная и замотивированная вещь. Как бы это парадоксально не звучало. Вся беда в том, что это автор бригаду матерящихся грузчиков нанимал, чтобы они струнно-клавишный инструмент в лес волокли, читатель-то этого не видел, а получил уже готовый продукт. То есть забыл автор подготовить читателя. А может и не забыл вовсе, и то, что в первой книге кажется выскочившим из кустов роялем, во второй или третьей окажется заботливо вывешенным на стену ружьём, которое наконец выстрелит.
В общем не так страшен рояль, как баян в кустах. Вот их-то авторы раскидывают по кустам руководствуясь сиюминутными потребностями и не заботясь о мотивации не то что бы для читателей, а даже для себя.
И вот собственно строчка, которая меня на это дело натолкнула:

А один Воробей был особенно пьян.
Он в кустах очутился с размаху,
И внезапно в кустах обнаружил баян,
И сыграл на нем что-то из Баха

0

2

Перенёс из другой темы:

Москвич написал(а):
Князь Милослав написал(а):

Кстати о роялях...

А кто помнит, откуда пошел рояль в кустах?

Возможно я ошибаюсь, но в дореволюционной России.
Одно время среди помещиков было модно музицировать и петь. И вот барышня, гуляя с гостями по парку вдруг предлагала спеть. И обнаруживалось, что "совершенно случайно" в ближайших кустах стоит рояль.
То есть для гостей он там оказывался внезапно, а для хозяйки и крепостных, которые его пёрли из усадьбы, очень даже нет.

0

3

Князь Милослав написал(а):

В общем не так страшен рояль, как баян в кустах.

Хорошо бы кто нибудь изобрёл чёткое определение, где кончается рояль и начинается баян. А заодно и других "кустовых" музыкальных инструментов.

0

4

Орлов Гай написал(а):

Хорошо бы кто нибудь изобрёл чёткое определение, где кончается рояль и начинается баян.

Всё очень просто. Если книга нравится, значит автор использует губную гармошку (и то по делу), если нет, то в книге фигурирует рояльная фабрика :blush:

Отредактировано Старый Империалист (01-12-2011 02:23:17)

+4

5

Старый Империалист написал(а):

Всё очень просто. Если книга нравится, значит автор использует губную гармошку (и то по делу), если нет, то в книге фигурирует рояльная фабрика

В том то и дело, что самостоятельно, без помощи читателя, автору труднее обнаружить крупногабаритный муз. инструмент. С одной стороны хочется повернуть сюжет неожиданно для читателя, а с другой неохота чтобы в книге оказалось:

Князь Милослав написал(а):

А один Воробей был особенно пьян.
Он в кустах очутился с размаху,
И внезапно в кустах обнаружил баян,
И сыграл на нем что-то из Баха

Отредактировано Орлов Гай (01-12-2011 03:39:55)

0

6

Москвич написал(а):

В 1965 году ставили мы в драмкружке техникума сценку "Пародия на телеинтервью с ударником".

Таки был такой эстрадный номер, причём не уровня самодеятельности. Там "совершенно случайно" обнаруживалась дикая куча вещей - начиная от самого ударника и нужной газеты у него в руках до скрипки (чуть ли не Страдивари) и собственно рояля. Причём рояль шёл уже "на добивание" публики, т.к. и до того количество и состав "найденного" начисто исключали вероятность случайности.

Вообще же тему канонического определения "рояля в кустах" на Форуме поднимали неоднократно, в том числе и в данной ветке.
Вроде как пришли к общему мнению на том, что рояль - это некое обстоятельство, позарез нужное персонажу или автору, появление которого автор крайне неуклюже пытается выдать за чистую случайность. И да, ещё - появление данного объекта (события) "здесь и сейчас" ничем ранее сказанным не мотивировано.

То есть, в кустах может оказаться и вагон с роялями (в буквальном смысле слова), но если автор убедительно и мотивировано показал путь их попадания туда - то о "рояле в кустах" говорить не приходится.

+1

7

Wild Cat написал(а):

Таки был такой эстрадный номер, причём не уровня самодеятельности.

По рассказу Аркадия Арканова и Григория Горина "Совершенно случайно"...

Князь Милослав написал(а):

Ведь что такое рояль? Это даже не пианино, а большая, требующая к себе уважения дура.

Здесь вы, уважаемый коллега, впадаете в некую ошибку отождествления творческого процесса - полностью волюнтаристского, кстати - с объективными условиями обыденности...
Для автора, который сам по себе есть демиург, перемещение "роялей" не создаст сложностей и не потребует задействования сторонних сил.
Оттого, недостаточно мотивированный сюжетных ход и вылезает "роялем" из кустов повествования.

+1

8

А мне кажется, что это просто некий образ, указывающий на вещи крайней противоположности: зеленый лес и белый рояль.

0

9

Я первый раз услышал это выражение в "Необыкновенном концерте" Образцова, от Конферансье: - Здесь у нас в кустах, совершенно случайно, оказался рояль...

0

10

Wild Cat написал(а):

То есть, в кустах может оказаться и вагон с роялями (в буквальном смысле слова), но если автор убедительно и мотивировано показал путь их попадания туда - то о "рояле в кустах" говорить не приходится.

Показать или не показать читателю - это дело автора. Весь вопрос в том, знает ли сам автор, как всё это там оказалось. Если знает и отдаёт себе отчёт, значит, всё в порядке, если нет, увы баян в кустах.

MilesV написал(а):

Для автора, который сам по себе есть демиург, перемещение "роялей" не создаст сложностей и не потребует задействования сторонних сил.
Оттого, недостаточно мотивированный сюжетных ход и вылезает "роялем" из кустов повествования.

Сложностей конечно нет. А мотивы для читателей и для авторов не всегда одинаковы.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Рояли и прочие клавишные инструменты