Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Поэзия » Всё о стихоплётстве и стихотворчестве


Всё о стихоплётстве и стихотворчестве

Сообщений 1 страница 10 из 17

1

В распоряжении пишущих прозу целая литературная кухня. Вот и вздумалось мне приткнуть в уголочке нашей стихотворческой коммуналки хотя бы примус. Эвтерпа, конечно девица с выходками, но авось от халявного угощения не откажется. Так что не скупитесь, сотоварищи-поэты, делитесь рецептами. Как вы пишете? Что было вначале, курица или яйцо впечатление, образ, просто необычное сочетание слов, впечатление, идея?.. Как относитесь к различным экспериментам в стихосложении? Что для вас недопустимо в стихах? Каковы критерии профессионализма? Ну и т.д. Одним словом… (смотрим заголовок темы).
И, коль уж предложила тему, то и начну.

+6

2

Сразу оговорюсь: я не претендую на истину в последней инстанции. Все мои понты и прочий снобизм гуляют, как в детском манежике, в пределах знаний, как правильно употреблять слова «надеть» и «одеть», что, подозреваю, и называется филологическим образованием. 99% процентов терминологии я сразу благополучно забыла с перепугу – жутковатые такие словечки. Так что всяких филологических примочек в моих разглагольствованиях не будет. Просто любопытно посмотреть да посравнить, кто и как дошел до этой жизни говорения стихами.
Итак приступим.
Искренне завидую людям, которые в стихах идут от темы и идеи. Формируется своего рода внутренний заказ и, основываясь на ней, автор находит образы, создает ритмический рисунок и т.д. Я так не умею. У меня идея и ДАЖЕ тема формируются в процессе написания стихотворения. Просто иначе не получается. А начинается все… реже – с пришедшего на ум ритма, несколько чаще – с образа, обычно же – с фразы.
Первый случай:

Дым - как будто нарисован.
Глухота.
Слово... А к чему тут слово,
если мир оглох от стонов,
если в мире нет основы,
если в мир пришла беда?

Что - беда?
            Привыкли к бедам
и бредем привычным следом
всё за старым вожаком?
Так легко...
И, завидуя соседу,
Всё себе траншею эту -
от забора до обеда -
роем, роем - три на два...

Три на два... А в мире где-то
вслед за бедами - победа.
И слова...
            Слова - как вечность,
беспредельность, бесконечность.
И слова - не робкий лепет, а призыв.

Жизнь - рисунок на картоне:
Кони-птицы... Что ж вы, кони?
Ведь в повозке - всё тузы...
Скорбный мир отлит из воска.
По снегам летит повозка.
Белый дым...
Держи бразды!..

К слову, это и об отношении к экспериментальным формам. Смена ритма в пределах одного текста, ломаный ритм мне вполне симпатичны. При двух условиях: 1) прежде чем начать экспериментировать, автор должен свободно почувствовать себя в классических ямбах, хореях и т.д.; 2) автор ощущает, как меняется ритм, и осознает, что иначе тут написать нельзя. Приведенное стихо я ну никак не загнала бы в рамки классического ритмического рисунка. Но есть и другие случаи: мне услышался «неровный» ритм, подчеркнувший в итоге внутренний дискомфорт лирической героини, а некоторым читателям представилось, что строго выдержанный ритм уместнее. Тут протеста не возникло. Так и существует одно из немногих моих стихотворений о природе в двух вариантах.
Первый:

Осень стынет.
Осень станет однажды
седой
дамой в буром манто
и каких-то немыслимых чоботах.
Не согреться.
Упала снежинка в ладонь,
как монетка.
На счастье?
На бедность?
Хворобы да
пожелтевший до срока
любительский фотопортрет -
Все твое достоянье.
Гляди на себя, златовласую.
Не согреться.
Последний твой день
не согрет
ни нарядом богатым,
ни словом прощальным,
ни ласкою.
А припомни:
смеясь, принимала дары,
принимала дары -
и сама воздавала сторицею.
В ридикюле потертом -
пилюли от сонной хандры
и старинный роман
о счастливом
и доблестном рыцаре.

Второй:

Осень стынет.
И станет однажды
седой
дамой в буром манто
и каких-то немыслимых чоботах.
Не согреться.
Упала снежинка в ладонь,
как монетка на бедность...
А может, на счастье?
Хворобы да
пожелтевший любительский фотопортрет -
все твое достоянье.
Гляди на себя, златовласую.
Не согреться.
Последний твой день не согрет
ни нарядом богатым,
ни словом прощальным,
ни ласкою.
А припомни:
смеясь, принимала дары,
принимала дары -
и сама воздавала сторицею.
В ридикюле -
пилюли
от сонной хандры
и старинный роман
о прекрасном
и доблестном рыцаре.

+7

3

А вот случай, когда на ум стали сами собой приходить образы, причем каждый – в виде зримой картинки. В итоге – цепочка образов и очень дорогое мне стихоторение:

Ближнее зарубежье.
Южное закордонье.
Тянет эпоха клешни.
Ветер тихонько стонет.
Солнце о берег бьется -
если бы утопиться!
Новые полководцы -
старые в прессе лица.
Нового дня аккорды -
старые три прихлопа.
Ищем дорогу к черту.
Новым грозят холопам
старые государи -
мир, говорят, погибнет...
Сбацаем на гитаре
мертвого мира гимны?
--------------------------
Ночь. Зависаю в блоге.
Пестую... как их?.. траблы.
Новые пыль-дороги.
Старые грабли.

Ну а самый распространенный случай, как я сказала, - это когда все начинается с фразы, часто основанной на игре слов либо и вовсе на фонетической похожести. Стукнула в голову фраза – и начинает притягивать к себе мысли. Ну вот, например: два дня крутились в сознании два слова: «Герника» и «Ника», а к исходу второго дня получилось вот что:

Над Герникой
белая Ника
не раскинет солнечно крылья.
Солнце пало.
Солнце зарыли.
Вместо солнца в небе - лампада.
Ей, ничтожной, некуда падать -
всюду смерть.
Опаляет и гложет.
Остывает земля еле-еле.
Умирает белая лошадь.
Мать - глаза от огня почернели -
белым криком ребенка накрыла.
А над нею - довольное рыло
светлоглазого минотавра.
Этот город задушен, отравлен.
Этот город - преддверие ада.
Звероликие в касках рогатых,
ваше время черно и красно!
Спи, Испания, траурным сном,
белым-белым...
Герника, верни
в небо тяжкий огонь -
и воскресни в полуденном блеске!
Не тускнейте от пламени, фрески...

А как стихи приключаются у вас? Интересно же!

+7

4

C рваным ритмом я еще не экспериментирую даже, Цинни, еще очень рано. Пока стараюсь освоить классикку с переменным успехом и заслуженными тапками от коллег. У меня стихи рождаются так: фразу услышала где-то или просто всплыло откуда-то или образ понравился. А потом строчки сами приходят, но они дикие, как я, потому приходится оптом править в плане рифмы и ритма. С идее у меня только прозапока получается, в плане стихов, пока, увы не доросла, а ,может, рваный ритм просто не мое. Честно, говоря, затрудняюсь ответить. Я пишу стихи, как рисую, однажды было так, рисовала сережку, просто так идея вылезла в голове, а в итоге появилась эльфийка, капризная довольно, наверно, чем-то на меня похожа по характеру. Так и стихи, сначала образ, слово, словосочетание или строчка, потом в голове словно щелкнет. Только тогда можно надеяться на вменяемое более-менее содержание со смыслом и более-мене приемлемым ритмом и рифмой. Но точно знаю одно, без внешней корректуры я могу сильно напортачить. Без критики я пока не справляюсь, это вот 100 % гарантия.

  http://read.amahrov.ru/smile/girl_smile.gif  Потому вменяемые тапки очень облегчают мне жизнь, да они, они, чаще всего, такие и прилетают, совсем не важно за прозу или стихотворени. А писать в стол - заведомо бесперспективная стратегия. Как правило, как в "Алисе в Зазеркалье" как Черная Королева сказала: "Иногда нужно бежать изо всех сил, чтобы просто оставаться на месте"... У многих моих знакомых качество стихов в таких случаях заметно ухудшалось. Но это мои наблюдения и мой собственный опыт и мои шишки.  Спасибо за тему. Будет интересно узнать, а как другие пишут.

  http://read.amahrov.ru/smile/l_daisy.gif

+1

5

А у меня рифмоплетство получается как-то "на ходу" - вдруг в голове возникает идея стиха, зачастую без явного ассоциативного ряда, потом появляется ритмический рисунок, а затем все это как-то наполняется словами. Причем много времени на написание не тратится - обычно к моменту "перевода" рифмоплетства на бумагу (точнее, на клавиатуру) в голове уже все сформировано, и остается только со скоростью зайца на барабане вводить это дело в комп. Например, свой "Пять сорок пять" я сварганил в голове по дороге из дома в отделение "Ощадбанка" с целью произвести коммунальный платеж)).

Если же говорить о пародиях на чужие стихи, то здесь процедура примерно такая же, только более предметная, что ли. То есть, если оперировать терминологией ТРИЗа (теория решения инженерных задач), то графоманство собственное можно расценивать как brainstorming (мозговой штурм), а пародийное графоманство - как ИПИД (индуцирование подкорковой интеллектуальной деятельности). Вот как-то так.

+2

6

По разному. Рубаи - потому что там, где они писались, под рубайат была ветка. Другие варианты - иногда, как ответ. Вот  на ЭТО к примеру
- Это, значится, чаво?..
  Шею грызть?!!
  Меня, честную девицу...
  Да ни в жисть!!!
 
  Запустили в дом мыша
  Летучаво,
  Ну дак я мыша тово
  Замучаю!
 
  Спаленка в дыму вонючем -
  не дыши!
  Бьет мыша об стенку Марьюшка
  От души.

В период ролевушничества - а кто в этот период не пишет? Иногда - ритм привяжется, иногда от слова... По всякому, говорю ж.

+5

7

Эррисс написал(а):

А писать в стол - заведомо бесперспективная стратегия.

Согласна. И это быстро надоедает. У меня объяснение примитивное: любое творчество - это диалог. Хоть даже с альтер-эго, но диалог. И если он перешел, скажем так, на бумагу, его должны увидеть.

+3

8

Эррисс написал(а):

А писать в стол - заведомо бесперспективная стратегия.

Согласна. И это быстро надоедает. У меня объяснение примитивное: любое творчество - это диалог. Хоть даже с альтер-эго, но диалог. И если он перешел, скажем так, на бумагу, его должны увидеть.разы, то один вытесянет другой. Поэтому и приобрела дурацкую привычку таскать с собой блокнотик и ручку постоянно, ибо никогда не знаешь, когда накатит   http://read.amahrov.ru/smile/girl_laugh.gif   И у многих знакомых, кто пишет, - то же самое. Одна моя знакомая именует такие записи "почеркушками". Не всегда из этих почеркушек что-то вырастает. Если сразу не выросло, я отправляю их в "накопитель". На данный момент, благодаря моей безмерной лени, это целая общая тетрадь, на смену которой пришла амбарная книга.   http://read.amahrov.ru/smile/girl_smile.gif, и что-то порядка тысячи заметок.

Rockwell написал(а):

А у меня рифмоплетство получается как-то "на ходу" - вдруг в голове возникает идея стиха, зачастую без явного ассоциативного ряда, потом появляется ритмический рисунок, а затем все это как-то наполняется словами. Причем много времени на написание не тратится - обычно к моменту "перевода" рифмоплетства на бумагу (точнее, на клавиатуру) в голове уже все сформировано, и остается только со скоростью зайца на барабане вводить это дело в комп. Например, свой "Пять сорок пять" я сварганил в голове по дороге из дома в отделение "Ощадбанка" с целью произвести коммунальный платеж)).

Если же говорить о пародиях на чужие стихи, то здесь процедура примерно такая же, только более предметная, что ли. То есть, если оперировать терминологией ТРИЗа (теория решения инженерных задач), то графоманство собственное можно расценивать как brainstorming (мозговой штурм), а пародийное графоманство - как ИПИД (индуцирование подкорковой интеллектуальной деятельности). Вот как-то так.

А с пародиями у меня все вообще просто до жути. Когда-то подруги-поэтессы спародировали одного местного литератора в манере, близкой к тому, как писал А. Иванов. Мне идея понравилась, я включилась в литигру, в которой, помимо прочих критериев, было и условие "кто больше?" Потом правила еще и усложнились: брались одни и те же строчки, и автором пародии становился тот, кто быстрее придумает, как их спародировать. Как вариант - писали коллективно. Мы никогда к ним не относились как к серьезному творчеству, но игра получилась увлекательнейшая и веселая. В итоге так набила руку, что, увидев  достойные пародии строчки, пародирую их влет. Несмотря на то, что писать экспромты не умею и в диалоги в стихах обычно не включаюсь.

+3

9

Domini canis написал(а):

По разному. Рубаи - потому что там, где они писались, под рубайат была ветка. Другие варианты - иногда, как ответ. Вот  на ЭТО к примеру
- Это, значится, чаво?..
  Шею грызть?!!
  Меня, честную девицу...
  Да ни в жисть!!!

  Запустили в дом мыша
  Летучаво,
  Ну дак я мыша тово
  Замучаю!

  Спаленка в дыму вонючем -
  не дыши!
  Бьет мыша об стенку Марьюшка
  От души.

В период ролевушничества - а кто в этот период не пишет? Иногда - ритм привяжется, иногда от слова... По всякому, говорю ж.

Подпись автора

    Да, я злой лингвист.
    Да, иногда кусаюсь.
    Лучший результат работы аналитика - правильный вопрос. (с) кто-то

Это так же смешно, как мои шутки-стихи про Алену и вампиров.

  http://read.amahrov.ru/smile/girl_laugh.gif

0

10

Второе у меня больно ленивое, с ним диалог вряд ли выйдет.   http://read.amahrov.ru/smile/girl_laugh.gif  Ему никакие тапки не указ, даже от меня.

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Поэзия » Всё о стихоплётстве и стихотворчестве