Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Нашел тут в РГВИА забытую рукопись :)


Нашел тут в РГВИА забытую рукопись :)

Сообщений 1 страница 10 из 15

1

Найдено давно, выкладываю фрагмент, чтобы понять, интересно ли?
Может быть, кому-то пригодится?

БРОНЕВЫЕ СИЛЫ РУССКОЙ АРМИИ
к 20-летию зарождении Броневых сил России

Граф М.В. Пушкарев, историограф
Его Величества Лейб-гвардии Кирасирского полка,
капитан в отставке

1. Прелюдия

Как нынче всем известно, до начала «великой войны» тэнков не было ни в одной стране мира. Не была исключением из общего правила и Российская империя.
Правда, довоенный опыт начала нашего века в Трансваале, Китае и Манчжурии дал первые подвижки в работах над блиндированными поездами и автомобилями, вооруженными пулеметами и пушками, но говорить о прорыве в этой области не приходится.
До начала боевых действий в Российской армии имелись:

1. Три блиндированных поезда для перевозки войск под обстрелом противника и в районах действий бандитских отрядов  при Управлении Военных сообщений (УВОСО), каждый в составе 1-2-х блиндированных паровозов, 4 грузовых вагонов полной защиты (преимущественно на грузовых Фокс-Абелевских металлических 4-осных полувагонах ) с блиндированием от пола до крыши, и 4 пассажирских вагонов частичной защиты (на металлических 2-осных полувагонах) с блиндированием от пола до линии окон.  Блиндирование велось листами котельной стали толщиной 1/3-1/2 дюйм, сдерживающих остроконечную винтовочную пулю на расстоянии от 200 шагов. Никакого вооружения означенные поезда не несли, так как оное отсутсвовало в распоряжении УВОСО.

2. Два неисправных блиндированных автомобиля Шарон-Жирардо-Э-Вуа, построенных в 1905 г. по настоянию подъесаула Накашидзе и в ходе испытаний в 1906-1908 и 1911-1913 гг. приведенных в частично негодное состояние.

http://static.kinokopilka.tv/system/images/screenshots/images/000/097/083/97083_original.jpg
Бронеавтомобиль Шарон-Жирардо-э-Вуа

3. Блиндированный автомобиль «Бенц» Амурской железной дороги, имевший защиту из листов крупповской брони толщиной 4,5-мм, построенный в 1911 г. и прошедший до войны пробег длительностью 2425 верст. Автомобиль не имел полноценного вооружения и был наскоро оборудован ружьем-пулеметом Мадсена в вилке прапорщика Санеева.

http://forum.valka.cz/attachments/3583/bronjeavtomobil_bjenz.jpg
Бронеавтомобиль Бенц Амурской железной дороги

4. Разведывательный взвод е.и.в. Кирасирского полка, оснащенный 4-мя автомобилями «Форд-Т» с вооружением в виде 7,7-мм пулемета Гочкиса за щитом 4,5-мм закаленной стали. Защитой автомобиля являлся откидной щит толщиной 5-мм, перед радиатором автомобиля.

5. Неоконченные испытаниями в Офицерской стрелковой школе легкий блиндированный автомобиль «Форд» офицера связи, у которого листами 4-4,5-мм закаленной стали был полностью защищен двигатель, бензиновый бак и кабина, а также блиндированный 4,5-мм листами закаленной стали грузовой автомобиль Рено, предназначенный для подвозки боеприпасов на позиции артиллерии и пулеметных команд.

6. Неоконченный изготовлением частично блиндированный (кабина защищена 4,5-мм листами «щитовой брони») грузовой автомобиль «Руссо-Балт», в кузов которого было решено установить противоаэростатную пушку конструкции Тарнавского-Лендера.

Этим и ограничивались бронесилы России перед началом «великой войны».

Отредактировано Дьяк (05-09-2013 21:30:05)

+8

2

2. Первые шаги

Уже первые дни боев показали, что блиндированные поезда и автомобили могут и должны стать новым оружием, которое, будучи примененным в умелых руках, может оказаться решающей силой на решающем направлении.

Особенно неприятным было то, что Германские войска в Восточной Пруссии успешно применяли автомобили, вооруженные пулеметом за броневым щитом, в составе кавалерийских отрядов, совершавших налеты на тылы наших войск и обозы.

Им пытались противодействовать боевые машины, выполненные в мастерских Северо-западного фронта – два легковых автомобиля «Форд-Т» и грузовой автомобиль SPA, вооруженные трофейными пулеметами «Максим-Шварцлозе», уязвимые места которых по приказу генерал-майора Янова были покрыты трофейными германскими стрелковыми щитами. Если легковой автомобиль вооружался одним пулеметом, установленным справа от водителя, то в закрытом броней кузове грузового автомобиля таких пулеметов помещали уже два, что позволяло вести одновременный огонь по обоим бортам машины. 

Первые же боевые столкновения с противником, в которых участвовали означенные блиндированные автопулеметы, показали их несомненную полезность, и командующий Северо-Западным фронтом генерал от кавалерии Жилинский издал приказ об установке брони и вооружения на имевшихся в его распоряжении еще 4 грузовых автомобилях, сведя все автопулеметы в дивизион из 2-х батарей.

Но первые бои выявили также и недостатки автопулеметов. Ими являлись:
1. Легкая поражаемость радиатора автомашины в бою, и потеря ею хода.
2. Плохая проходимость автомашины, нагруженной броней, пулеметами и запасом патронов, дополнительный вес которых достигал 120 пудов и в дальнейшем мог вырасти еще более.
3. Трудность быстрого ухода от обстрела в условиях плохих дорог, так как разворот автомобиля вследствие плохой проходимости занимает очень много времени.
4. Недостаточность вооружения автопулемета, так как даже простой окоп делает пехотинца неуязвимым для огня пулеметов. Высказывалось пожелание вооружить некоторое количество автопулеметов противоштурмовой пушкой с независимой наводкой за щитом.

14 августа военный министр Российской империи подписал приказ о сформировании трех блиндированных автомобильно-пулеметных батарей в составе каждого из воюющих фронтов.
Командиром первой автомобильно-пулеметной роты был назначен полковник гвардии егерского полка А.Н. Добржанский, который к 5 сентября предложил свой схематический чертеж блиндированного автопулемета на легковом шасси автомобиля «Руссо-Балт». Он также предложил схематический чертеж блиндированного автомобиля, вооруженного 47-мм пушкой Гочкиса в кузове за коробчатым щитом. Первые блиндированные автомобили заводской постройки изготовлялись в бронепрокатной мастерской Ижорского завода по чертежам инженер-механика Грауэна.

Структурно первая автопулеметная батарея состояла из 3-х взводов, каждый из которых укомплектовывался 3-мя легковыми автопулеметами («Руссо-балт тип С 24/40») и одним пушечным (На роту подано 1 грузовой автомобиль «Маннесман-Мулаг» и 2 грузовых «Остина»).
Состав и вооружение рот других фронтов предполагалось аналогичным.

Однако бронепрокатная мастерская ижорского завода не успевала с созданием блиндированных автомобилей для других фронтов, кроме того, остро не хватало автомобилей «Руссо-Балт», которые и предлагал блиндировать полковник Добржанский. Поэтому военный министр согласился с тем, чтобы остальные роты получили боевые машины иной конструкции, но в целом аналогичные по боевым характеристикам. Боевые машины для второй автопулеметной батареи создавались в мастерских Военной автомобильной и Офицерской стрелковой школ по проекту начальника последней – полковника Н.М. Филатова.

Не имея автомобилей «Русско-Балт», но получив от ГВИУ 6 легковых автомобилей «Форд-Т», полковник Филатов принял решение использовать имеющееся, предельно облегчив вес броневой защиты, для чего всячески уменьшил размеры защитного корпуса и отказался от кругового обстрела из пулемета, установив его в корме автомобиля.

Он же был инициатором движения автопулемета в бой задним ходом, так как это позволяло быстро выйти из зоны обстрела простым переключением передачи и защищало радиатор. Для уменьшения общей высоты машины было принято решение о размещении водителя и пулеметчика в бою полулежа и лежа. На марше же они могли садиться, обозревая окрестности через открывающиеся двери в крыше корпуса поверх бортов. Чтобы водитель мог вести бронеавтомобиль в бой задом наперед, в мастерских Офицерской стрелковой школы спроектировали и изготовили специальное переключаемое перископическое устройство. Для улучшения проходимости задние ведущие колеса автопулемета были оборудованы двойными скатами.

Командиром второй автопулеметной роты был назначен капитан Халецкий, но так как он получил оснащение батареи не полностью (вместо 6 пулеметных машин только 4 шт), его рота была дополнена 2 легковыми автомобилями «Форд-Т», вооруженными пулеметом за броневым щитом, с откидываемой щитовой защитой радиатора, а также двумя грузовыми автомобилями, в кузове которых установлены 37-мм полуавтоматические пушки Гочкиса с плечевым упором. Несмотря на поспешность в доделке батареи, на фронт она смогла попасть только к марту 1915 г. и приняла участие в отражении немецкого наступления.

Третья автопулеметная рота формировалась в Колпино на автомобилях «Рено», выпуск которых начался в 1913 г. в Рыбинске. Все первые шесть заблиндированных легковых автомобилей, поставленных с завода, были выполнены по французскому проекту, но сочтены негодными к применению, так как имели защиту лишь из 3-3,5-мм бронелистов, и не имели броневой крыши.

Проведенные в офицерской стрелковой школе испытания показали, что 3-мм броневые листы, поставленные французской стороной, пробиваются винтовочной пулей с дистанции более 250 шагов, а из пулемета – даже и значительно далее. Пулемет «гочкис» устанавливался в них безо всякой защиты, что также было признано никуда не годным. Немного лучше обстояло дело с грузовой машиной, заблиндированной и подготовленной для вооружения пушкой. Для этой машины инженеры «Русского рено» взяли чертежи пушечного грузового автомобиля «Маннесман-Мулаг», переработали их под шасси Рено грузоподъемностью 4 т, и установили в кузове 47-мм морскую длинную пушку Гочкиса за коробчатым щитом. По настоянию начальника офицерской стрелковой школы полковника Н.М. Филатова, вертикальное бронирование грузового «рено» было усилено до 4,5–5-мм листов хромоникелевой брони особой закалки, аналогичной поставленной для автопулеметов «Руссо-балт», что благотворно сказалось на непробиваемости его пулей. Таким образом, третья рота, командовать которой был назначен капитан И.Н. Бажанов, отбыла на фронт осенью 1914 г., имея лишь 2 блиндированные пушечные машины, наскоро довооруженные ружьями-пулеметами Мадсена, тогда как 4 автопулемета только начинали блиндировать в мастерских.

Чтобы хоть частично компенсировать весьма слабые силы батареи, по настоянию начальника военной автомобильной школы, полковника П.А. Секретева, батарея была временно усилена еще тремя грузовыми автомобилями «Рено» и «Олдейс», в кузове которых за легким щитом ставилась 37-мм автопушка «Максима-Норденфельда», выпуск которых для нужд флота предполагалось освоить на Путиловском заводе. Никакой иной защиты, кроме орудийного щита, в указанных автомобилях не имелось.

Отредактировано Дьяк (05-09-2013 16:50:47)

+6

3

Дьяк написал(а):

Блиндирование велось листами котельной стали толщиной 1/3-1/2 дюйм,

дюйма

Дьяк написал(а):

4. Разведывательный взвод е.и.в. Кирасирского полка,

Е.И.В.

Дьяк написал(а):

в кузов которого было решено установить противоаэростатную пушку конструкции Тарнавского-Лендера.

Только в конце 1914 года было изготовлено четыре опытных образца пушки, установленных на грузовых автомобилях, а у вас её ставят ещё до начала боевых действий.

+1

4

Cobra написал(а):

Только в конце 1914 года было изготовлено четыре опытных образца пушки, установленных на грузовых автомобилях, а у вас её ставят ещё до начала боевых действий.

Вообще решение о блиндировании автомобиля для противоаэростатной стрельбы в действующей армии было принято в июле-августе 1914, а до того рассматривалось в ноябре 1913. Просто с началом боевых действий работы по блиндированию (а главное - по изготовлению пушки) затормозились. Сама пушка была готова в сентябре, Но тумба для нее поступила только в конце октября. Тут нет разночтений с реальной историей. Они есть в тексте в других местах, но вам в глаза пока не бросились :)

Отредактировано Дьяк (05-09-2013 16:38:19)

+1

5

А дальше?

0

6

Логинов написал(а):

А дальше?

Что было некогда написано сброшу.

0

7

Пост 2

Дьяк написал(а):

Однако бронепрокатная мастерская ижорского завода не успевала с созданием блиндированных автомобилей

с большой

+1

8

3. К помощи союзников

К сожалению, необходимо признать, что, несмотря на правильные выводы, сделанные по итогам Русско-японской войны и начатые работы по созданию новых видов оружия, перевооружение армии в предвоенное время велось недостаточно активно.

Так, несмотря на пожелание Государя запустить Рыбинский завод «Русский Рено» в ноябре 1913 г., а с Нижегородского «Форда» к исходу лета 1914 г. получить первые 50 легковых автомобилей и 10 тракторов, сделано это не было.  К началу войны Рыбинский завод смог выпустить лишь 15 грузовых и 18 легковых автомобилей (и те в основном на привезенных из Франции частях) и, соответственно, 10 и 12 двигателей к ним. С началом войны темпы выпуска автомобилей увеличить не удалось. Аналогичная картина наблюдалась и в Нижнем Новгороде. Здесь к началу войны завод смог выпустить только 34 автомобиля «Форд-Т» (в том числе 11 грузовых), два колесных трактора и 8 двигателей. Также неудовлетворительно обстояло дело и на «Руссо-Балте» (выпуск продукции которого с началом войны сократился, а в 1915 г. и вовсе прервался в виду необходимости переезда из Риги, в непосредственной близости от которой уже шли бои, в Ярославль), на Онежском заводе «Шарон», который смог отгрузить армии до начала войны лишь 3 автомобиля для военных ремонтных летучек. К августу 1914 г. в армии всего имелось 820 автомобилей, включая реквизированные по «особому распоряжению» (408 грузовых, 239 легковых и 38 специальных, включая различные опытные машины в распоряжении Военной автошколы, Офицерской стрелковой школы и флотского экипажа). Решить проблему поставки армии за счет внутренних ресурсов не представлялось возможным ни в количественном ни в качественном отношении. Поэтому решено было провести закупку автомобилей с усиленной подвеской специально под забронирование и иные переделки для нужд армии у ведущих зарубежных автомобильных производителей. Таким образом, на Успение 1914 г. по распоряжению военного министра образуется «Закупочная комиссия», которая должна была в кратчайшие сроки осуществить поиск и закупку за рубежом блиндированных и иных автомобилей для нужд армии, с условием их поставок не позднее весны-лета 1915 г.

Руководителем комиссии был назначен начальник Запасной автомобильной роты, полковник П.А. Секретев, отличавшийся высокой личной честностью. К сентябрю 1914 г. офицеры ГВТУ выдвинули особые требования к блиндированным автомобилям. В числе обязательных было – наличие двух независимо наводимых друг от друга пулеметов во вращающихся башнях с возможностью сосредоточения всего огня по носу машины и наличие броневой крыши, как на корпусе, так и в башнях.

Всего комиссия заказала разным фирмам около 1500 автомобилей различного назначения, а также мотоциклы, среди которых был также заказ фирме «Остин» 48 шт блиндированных автомобилей «русского типа». Более никто из иностранных  фирм не согласился в ходе уже ведущейся войны изготавливать бронеавтомобили по специальному русскому проекту.
Особенно ценным было приобретение грузовых автомобилей большой грузоподъемности – пятитонных Гарфордов, тягачей ФВД на полноприводном шасси, 3-тонных «Остинов» и «Фиатов», а также специализированных шасси фирмы «Рено» (автомастерские, цистерны, газгольдеры, машины для радиостанции и т.д.)

+6

9

4. Первые формирования бронечастей

В начале декабря 1914 г. был Высочайше утвержден первый штат автомобильного пулеметного взвода (штат № 19), послуживший основой для всех первых формирований автобронеотрядов.

Согласно этому штату автопулеметный взвод включал в себя 3 блиндированных автопулемета «Остин», «Русский Рено», три легковых автомобиля типа «Форд» или «Рено», один грузовой 3-тонный автомобиль «Остин», или «Рено», а также автомастерскую, цистерну и 4 мотоцикла. Согласно штату каждому блиндированному  автомобилю предполагалось придавать один легковой автомобиль и мотоцикл для обслуживания и связи. Личный состав взвода включал четырех офицеров, трех младших офицеров (прапорщики, подпоручики), а также 46 унтерофицеров и рядовых.

Не вполне понятно, почему при разработке штата № 19 совершенно не были упомянуты пушечные блиндированные автомобили, уже имевшие в то время положительный опыт применения, а также по какой причине отказались от прежней организации, основанной на артиллерийской схеме.

Как бы то ни было, но к зиме 1914 г. первые три автопулеметных роты, находящиеся на фронте с осени, были переформированы и послужили основой для создания первых шести взводов по штату № 19.

В ожидании поставок блиндированных автомобилей «Остин» русского типа, на базе имеющихся в распоряжении армии легковых автомобилей «Форд-Т», были сформированы еще 4 учебных автопулеметных взвода (по два взвода в Офицерской Стрелковой школе в Ораниенбауме и Военной Автошколе в Петербурге), вооруженных пулеметом за щитом.
Таким образом, к середине декабря 1914 г. в распоряжении Русской армии имелись уже 10 автопулеметных взводов, шесть из которых в составе 3-х автопулеметных рот фронтового подчинения принимали участие в боях.

Новые автопулеметные взводы формировались по мере доставки из-за границы (равно как и поступления с отечественных заводов) блиндированных автомобилей. 20 декабря стараниями Офицерской стрелковой школы и военной автошколы были сформированы еще 8 автопулеметных взводов (с 11 по 18, вооруженные блиндированными автопулеметами «Остин» русского типа), которые на следующий день отбыли на фронт. И еще до Рождества стало понятно, что штат № 19 не отвечает всем задачам, стоящим перед бронеподразделениями. В частности, необходимо было внести ясность с пушечными машинами. Поэтому уже в феврале 1915 г. был утвержден штат № 20, согласно которому в автоброневой взвод (здесь впервые был применен термин «броневой взвод», а не «блиндированный автопулеметный взвод») должен было состоять из двух пулеметных и одной пушечной машины вооруженной либо 37-57-мм пушкой. Вооружение из 37-мм полуавтоматической пушки не приветствовалось ГВТУ по причине малого разрывного действия 37-мм гранат Гочкиса.

По данному штату были сформированы 30 взводов (с 39 по 69), отличавшиеся большим разнообразием пушечных и пулеметных машин, с которыми русская армия провела кампанию 1915 г.
Кроме того, в марте 1915 г. для формирования новых автоброневых взводов и снабжения их имуществом, в Петрограде сформирована отдельная запасная автоброневая рота, а для упорядочивания вопросов создания новых боевых машин при Военной автомобильной школе создается Броневой отдел.

Рота имела хорошие мастерские как моторной части, так и броневых деталей. Эти мастерские самостоятельно могли проводить большую часть ремонтов поступающих с фронта поврежденных машин, но кроме того, смогли за пол года подготовить техников по ремонту автоброневого оборудования, которые были направлены  в тыловые авторемонтные мастерские (Киевские, Брестские, Виленские, Бердичевские, Полоцкие, Ереванские) и автомастерские фронтов.

+6

10

Дьяк написал(а):

был утвержден штат № 20, согласно которому в автоброневой взвод (здесь впервые был применен термин «броневой взвод», а не «блиндированный автопулеметный взвод») должен было состоять из двух пулеметных и одной пушечной машины вооруженной либо 37-57-мм пушкой.

лишнее, был, лишнее

Дьяк написал(а):

но кроме того, смогли за пол года подготовить техников по ремонту автоброневого оборудования,

слитно

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Нашел тут в РГВИА забытую рукопись :)