Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Нашел тут в РГВИА забытую рукопись :)


Нашел тут в РГВИА забытую рукопись :)

Сообщений 11 страница 15 из 15

11

5. Боевые машины начала Великой войны

Первый год Великой войны, как уже говорилось, Россия встретила, имея весьма разношерстный парк боевых машин. Во-первых – это автопулеметы 1-й автопулеметной роты конструкции Добржанского-Грауэна, построенные на легковом шасси «Руссо-Балт тип С»  с двигателем в 40 л.с.

Броневая защита указанных автопулеметов состояла из листов хромоникелевой брони «особой закалки» толщиной 5 мм (лоб, корма) и 3,5-мм (борта машины), установленных на каркасе с наклоном для улучшения рикошетов остроголовых пуль. К сожалению, большая толщина была заказана, так как шасси автопулемета было и без того значительно перегружено. Тем не менее, это бронирование защищало команду автопулемета при обстреле из винтовки с дистанции 180 шагов.

Вооружались автопулеметы тремя пулеметами «Максим» в специальных станках Соколова, при этом два пулемета, размещенные в носовой и кормовой частях корпуса были несъемными, тогда как бортовой пулемет мог кочевать с правого борта на левый при необходимости. Такая конструкция обеспечивала круговой обстрел из автопулемета без применения вращающейся башни, сильно усложнявшей и утяжеляющей машину. Возимый боезапас составлял 36 коробок с лентами (9000 патронов), полная масса машины – 185 пудов (2960 кг).
Другой тип автопулемета был спроектирован в Офицерской Стрелковой школе под руководством полковника Н.М.Филатова, который пытался облегчить броневой корпус, всячески уменьшив его габаритные размеры, чтобы иметь возможность использования легкового шасси автомобиля «Форд-Т» выпуска нижегородского автозавода. Впрочем, первые 18 блиндированных машин были изготовлены на шасси «Форд-Т» американской сборки. При этом два человека команды автопулемета находились в бою на своих местах в положении лежа и полулежа, что значительно  уменьшало вертикальный габарит боевой машины. Первый образец боевой машины этого типа имел пулемет, установленный в ветровом листе брони справа от водителя. Но пробные обстрелы показали, что в этом случае высока вероятность поражения радиатора автомобиля и трудно защитить от обстрела его скаты. Поэтому Н.М.Филатов пошел на то, чтобы в боевых условиях развернуть пулемет назад, а автомобиль в атаку вести задним ходом. Для того чтобы водителю было легче управлять машиной при ее движении задним ходом, он получил перископ заднего обзора конструкции прапорщика Головина. Кормовая часть машины (в бою становившаяся лобовой) была защищена 6,5-мм броневым листом особой закалки, снимающим винтовочные пули, даже выпущенные с расстояния 100 и менее шагов. Борта автопулемета, защищенные 4,5-мм листами щитовой брони, хорошо защищали его команду при обстреле из винтовки с расстояния в 200 шагов.

Проведенные спешным порядком испытания показали, что проходимость такой машины массой 96 пудов (1532 кг), построенной на легковом шасси «Форд-Т» с двигателем мощностью 22 л.с., оказалась даже несколько лучшей, чем у забронированных «Руссо-Балтов», и лишь малый сектор обстрела портил впечатление о ней. Но по цене машина вышла удачной, первый заказ на нее составил 20 штук и был выполнен уже к исходу января 1915 года.

Третьим типом блиндированного автопулемета Русской армии стали машины типа «Остин» русской модели, спешно изготовленные в Британии и доставленные в Архангельск морем. Первая партия в 35 машин, из 48 заказанных Россией, прибыли из Англии 16 ноября, оставшиеся 13 – к 20 ноября.

«Остины»  имели ряд удачных решений, выгодно отличавших их от аналогов. Во-первых, расположение радиатора позади двигателя уменьшало поражаемость  этого узла при обстреле автопулемета даже в случае пробития брони. Во-вторых, довольно удачное размещение вооружения из двух пулеметов «Максим» в двух вращающихся башнях позволяло массировать огонь в многих выбранных направлениях, но по бортам огонь могла вести только одна башня из двух. Возимый боезапас составлял 40 коробок с лентами (10000 патронов), что превышало боезапас вооруженных тремя пулеметами «Руссо-Балтов». В-третьих, мощность двигателя «Остина» русской модели составляла 30 л.с., что было нелишне для столь тяжелой машины. Масса автопулемета «Остин» русской модели составила 166 пудов (2656 кг).
Но указанные автопулеметы имели один хронический недостаток – слабую броневую защиту. Броневые листы фирмы «Виккерс» толщиной 3,5-4,5 мм, защищавшие команду, пробивались из винтовки остроконечной пулей с 250-300 шагов и поэтому в мастерских Военной автошколы довели толщину брони передних листов брони и броню башни до 7 мм, что задержало их отправку на фронт на месяц-полтора. Но и эти полумеры не привели к хорошему результату, так как борта машин пробивались со значительных дистанций. Поэтому все отправленные в конце 1914 – начале 1915 гг. на фронт «Остины» подверглись в период весны-осени 1915 гг. перебронированию (с 3,5-4,5 мм на 6 мм) на Ижорском заводе, что значительно утяжелило автопулеметы указанного типа на 55-74 пуда (880-1180 кг).
Еще одним типом блиндированных автопулеметов в Русской армии стали 25 машин фирмы «Рено», приобретенные комиссией Секретева с большими скидками несмотря на то, что русской стороне уже были известны их основные недостатки – слабая броневая защита и недостаточная проходимость.

Эти машины изготавливались фирмой по заказу Французской армии и потому были проданы русской стороне с хорошими скидками при условии того, что французская сторона будет уведомлена о всех доработках конструкции автомобилей указанного типа.

Машины были изготовлены на легковом шасси, выпуск которого предусматривалось организовать в Рыбинске на заводе «Русский рено» и первоначально очень интересовали командный состав Русской армии, который первоначально не верил, что руководство завода «Русский рено» предоставило тот самый тип блиндирования, что принят для французской армии.
Усугубило положение и то, что фирма отпустила России заказанные автопулеметы в разборе – отдельно шасси, отдельно броневые корпуса. И если шасси прибыли еще до рождества 1915 г., то броневые корпуса опоздали и были получены только в марте, когда всем стало понятно, что применять их в бою без переделок нельзя.

Тем не менее, весной 1915 г., шесть «ящиков» (такое прозвище получили автопулеметы «Рено» у солдат), вооруженных пулеметами «Гочкис» на автостанке Соколова за щитом пулемета «Максим» с усиленной до 7,5-мм передней броней поступили на фронт и приняли участие в оборонительных боях в Галиции. Остальные шасси были оставлены в распоряжении Офицерской Стрелковой школы для спешной разработки отечественной схемы забронирования.

Пушечные блиндированные автомобили изготовления 1914 – начала 1915 гг. отличались большим разнообразием, но в основном это были закрытые 4,5-6-мм броней грузовые автомобили грузоподъемностью 3-5 тон (выпуска фирм «Маннесман-Мулаг», Руссо-Балт, «Олдейс», «Рено», «Остин») в кузове которых за броневым щитом разной формы и размеров размещалось морское орудие калибра 37-57 мм. За недостатком времени кроме блиндированных пушечных автомобилей на фронт в 1914 г. были отправлены также четыре небронированных, или частично бронированных (с легким артиллерийским щитом, или щитами-бронезаслонками на кабине водителя)  машин с вооружением из 37-мм морской пушки Гочкиса или 37-мм автоматической пушки «Максима-Норденфельда».

Все забронированные пушечные машины имели очень большой вес, достигавший 495-496 пуд (7936 кг), плохую подвижность и проходимость, но довольно мощное вооружение. И после первых фактов боевого применения, всем стало понятно, что без артиллерийских орудий броневым взводам уже никак не обойтись. Единственной доработкой, которую рекомендовали провести в отношение пушечных бронированных автомобилей – предусмотреть их довооружение станковым пулеметом, или ружьем-пулеметом для самообороны от вражеской пехоты.

+7

12

Дьяк написал(а):

К сожалению, большая толщина была заказана, так как шасси автопулемета было и без того значительно перегружено.

небольшая

Дьяк написал(а):

Кормовая часть машины (в бою становившаяся лобовой) была защищена 6,5-мм броневым листом особой закалки, снимающим винтовочные пули, даже выпущенные с расстояния 100 и менее шагов.

держащим, выдерживающим

Дьяк написал(а):

в Рыбинске на заводе «Русский рено» и первоначально очень интересовали командный состав Русской армии, который первоначально не верил, что руководство завода

вместо первого - сперва

+1

13

6. Планы были – веселились,
разрешили – прослезились

(Кампания 1915 г.)

Планируя кампанию 1915 г., русское командование рассчитывало, что никакого усиления германских, турецких и австро-венгерских войск на фронте не будет и потому все помыслы были направлены на планирование победных ударов на двух стратегических направлениях. С одной стороны – овладение Восточной Пруссией и подготовка следующего удара на Берлин. С другой, поскольку командующий Юго-Западным фронтом считали необходимым сосредоточение главных сил против Австро-Венгрии. И потому было принято решение наступать и там и тут, причем в условиях недостатка тяжелого вооружения, боеприпасов и больших потерь, понесенных в ходе боев осени-зимы 1914 г.
Между тем, германское командование, осознавая трудности ведения войны на два фронта, видя, что интенсивность боев на Западе стихла и фронт стабилизировался, приняло решение в течение одной кампании поставить Россию на колени с тем, чтобы потом перекинуть на западный фронт не менее 100 дивизий и изменить положение там в свою пользу. Или, во всяком случае, вынудить западные державы пойти на уступки при обсуждении условий перемирия.

Таким образом, германский план кампании 1915 г. учитывал позиционную войну на Западе и сохранение маневренного характера боев на Востоке. Англо-французское командование устраивало подобное положение вещей. По признанию Л. Джорджа: «Мы предоставили Россию ее судьбе» На Западном фронте наступило затишье, чего нельзя сказать о Восточном.
Осведомленный о планах русского командования германский штаб заранее создает ударные группировки в Восточной Пруссии, на Карпатах и упреждает русских в наступлении, стремясь захватить инициативу в свои руки. Если в Восточной Пруссии в целом это удается, то на Юго-западном фронте русские войска смогли не только отбросить наступавшие на нее силы, но и после продолжительной блокады, 22 марта взяли крепость Перемышль.
К маю 1915 г. русские войска, овладев карпатскими проходами, грозили выйти в Венгрию, что ставило под удар само существование империи Габсбургов. Этого, особенно в условиях, когда Италия могла вскоре вступить в войну, Германия допустить не могла. И 2 мая 1915 г. Германские войска, совершив быструю и скрытную подготовку операции (на 1 км фронта немцами было собрано 3600 штыков и сабель, 17,5 орудий, 7,5 пулеметов, 2,7 тяжелых минометов), производят внезапный и мощный Горлицкий прорыв на фронте в 35 км.

Так как русская оборона была слабо укреплена, а командование проглядело подготовку немецкого наступления в этом районе,  результаты прорыва быстро сказались на положении на фронте самым печальным образом. За два месяца боев русские войска оставили Галицию и возвратились на свою территорию. А в результате летнего немецкого наступления русские войска оставили большую территорию, выйдя на линию Рига, Двинск, Пинск, Черновицы. И несмотря на успехи 8-й армии Брусилова на Южном крыле фронта, в целом кампания 1915 г. оказалась неудачной для Русской армии. Правда, общего разгрома армии, как то задумывалось немецким командованием, не получилось, так как русское командование в большинстве случаев, разгадало удары, направленные в глубину обороны и своевременно отвело свои войска.

К октябрю 1915 г. фронт стабилизировался и война на Востоке также как и на Западе, приняла позиционный характер.

Первым броневым подразделениям русской армии не удалось в кампании 1915 г. ярко проявить себя, но в боях участвовали практически все отправленные на фронт броневые части, и в целом не плохо, хотя первоначально отмечались неопытность команд автопулеметов, недостатки в их проходимости, броневой защите и вооружении. Наибольшее количество нареканий вызывали, как можно догадаться, спешно сформированные взводы особенно на машинах английской постройки (взводы с 11 по 18), на нормальную подготовку которых практически не было времени.

Зимой-весной 1915 г. вышла первая «Инструкция по боевому применению броневых автомобилей», а не «блиндированных автопулеметов», хотя оба термина еще применялись совместно (в том числе их оба можно встретить в одном и том же документе этого периода). В частности в «инструкции» впервые оговаривалась роль броневых автомобилей в обороне и при отступлении армии.

Надо заметить, что весной-летом 1915 г., когда русская армия отступала на всех фронтах, броневым подразделениям часто приходилось действовать именно в этой ипостаси, сдерживая противника в арьергардных боях часто даже ценой потери машин и гибели их команд.

Летом-осенью 1915 г. на фронт начали прибывать броневые автомобили нового типа и к исходу года на фронтах действовало уже 36 автопулеметных взводов, 1-я автопулеметная рота, Бельгийский броневой дивизион и четыре отдельных броне-автомобильных батареи в составе конно-артиллерийских дивизионов.

+5

14

Дьяк написал(а):

17,5 орудий, 7,5 пулеметов, 2,7 тяжелых минометов

Возможно, уважаемый Дьяк, Вы пропустили слово "тысячи".

0

15

Старый Империалист написал(а):

Возможно, уважаемый Дьяк, Вы пропустили слово "тысячи".

Да нет, вроде ничего не пропустил. Цитата вроде бы точная.
"на 1 км фронта немцами было собрано 3600 штыков и сабель, 17,5 орудий, 7,5 пулеметов, 2,7 тяжелых минометов"

Вот цитата из БСЭ: "На 35-км участке прорыва германо-австрийские войска сосредоточили 10 пехотных и 1 кавалерийскую дивизию (126 тысяч человек, 457 лёгких и 159 тяжёлых орудий, 96 миномётов и 260 пулемётов)"

То есть на 1 км фронта приходятся примерно те самые численности, что я привел выше.
Плотность невиданная с начала войны. Только плотности войск в сражениях 1917-18 гг. (на реке Эн, Камбрэ и Шампании) были выше. Но до них еще целый год и усилия промышленности двух стран.

Отредактировано Дьяк (07-09-2013 23:02:37)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Нашел тут в РГВИА забытую рукопись :)