5. Боевые машины начала Великой войны
Первый год Великой войны, как уже говорилось, Россия встретила, имея весьма разношерстный парк боевых машин. Во-первых – это автопулеметы 1-й автопулеметной роты конструкции Добржанского-Грауэна, построенные на легковом шасси «Руссо-Балт тип С» с двигателем в 40 л.с.
Броневая защита указанных автопулеметов состояла из листов хромоникелевой брони «особой закалки» толщиной 5 мм (лоб, корма) и 3,5-мм (борта машины), установленных на каркасе с наклоном для улучшения рикошетов остроголовых пуль. К сожалению, большая толщина была заказана, так как шасси автопулемета было и без того значительно перегружено. Тем не менее, это бронирование защищало команду автопулемета при обстреле из винтовки с дистанции 180 шагов.
Вооружались автопулеметы тремя пулеметами «Максим» в специальных станках Соколова, при этом два пулемета, размещенные в носовой и кормовой частях корпуса были несъемными, тогда как бортовой пулемет мог кочевать с правого борта на левый при необходимости. Такая конструкция обеспечивала круговой обстрел из автопулемета без применения вращающейся башни, сильно усложнявшей и утяжеляющей машину. Возимый боезапас составлял 36 коробок с лентами (9000 патронов), полная масса машины – 185 пудов (2960 кг).
Другой тип автопулемета был спроектирован в Офицерской Стрелковой школе под руководством полковника Н.М.Филатова, который пытался облегчить броневой корпус, всячески уменьшив его габаритные размеры, чтобы иметь возможность использования легкового шасси автомобиля «Форд-Т» выпуска нижегородского автозавода. Впрочем, первые 18 блиндированных машин были изготовлены на шасси «Форд-Т» американской сборки. При этом два человека команды автопулемета находились в бою на своих местах в положении лежа и полулежа, что значительно уменьшало вертикальный габарит боевой машины. Первый образец боевой машины этого типа имел пулемет, установленный в ветровом листе брони справа от водителя. Но пробные обстрелы показали, что в этом случае высока вероятность поражения радиатора автомобиля и трудно защитить от обстрела его скаты. Поэтому Н.М.Филатов пошел на то, чтобы в боевых условиях развернуть пулемет назад, а автомобиль в атаку вести задним ходом. Для того чтобы водителю было легче управлять машиной при ее движении задним ходом, он получил перископ заднего обзора конструкции прапорщика Головина. Кормовая часть машины (в бою становившаяся лобовой) была защищена 6,5-мм броневым листом особой закалки, снимающим винтовочные пули, даже выпущенные с расстояния 100 и менее шагов. Борта автопулемета, защищенные 4,5-мм листами щитовой брони, хорошо защищали его команду при обстреле из винтовки с расстояния в 200 шагов.
Проведенные спешным порядком испытания показали, что проходимость такой машины массой 96 пудов (1532 кг), построенной на легковом шасси «Форд-Т» с двигателем мощностью 22 л.с., оказалась даже несколько лучшей, чем у забронированных «Руссо-Балтов», и лишь малый сектор обстрела портил впечатление о ней. Но по цене машина вышла удачной, первый заказ на нее составил 20 штук и был выполнен уже к исходу января 1915 года.
Третьим типом блиндированного автопулемета Русской армии стали машины типа «Остин» русской модели, спешно изготовленные в Британии и доставленные в Архангельск морем. Первая партия в 35 машин, из 48 заказанных Россией, прибыли из Англии 16 ноября, оставшиеся 13 – к 20 ноября.
«Остины» имели ряд удачных решений, выгодно отличавших их от аналогов. Во-первых, расположение радиатора позади двигателя уменьшало поражаемость этого узла при обстреле автопулемета даже в случае пробития брони. Во-вторых, довольно удачное размещение вооружения из двух пулеметов «Максим» в двух вращающихся башнях позволяло массировать огонь в многих выбранных направлениях, но по бортам огонь могла вести только одна башня из двух. Возимый боезапас составлял 40 коробок с лентами (10000 патронов), что превышало боезапас вооруженных тремя пулеметами «Руссо-Балтов». В-третьих, мощность двигателя «Остина» русской модели составляла 30 л.с., что было нелишне для столь тяжелой машины. Масса автопулемета «Остин» русской модели составила 166 пудов (2656 кг).
Но указанные автопулеметы имели один хронический недостаток – слабую броневую защиту. Броневые листы фирмы «Виккерс» толщиной 3,5-4,5 мм, защищавшие команду, пробивались из винтовки остроконечной пулей с 250-300 шагов и поэтому в мастерских Военной автошколы довели толщину брони передних листов брони и броню башни до 7 мм, что задержало их отправку на фронт на месяц-полтора. Но и эти полумеры не привели к хорошему результату, так как борта машин пробивались со значительных дистанций. Поэтому все отправленные в конце 1914 – начале 1915 гг. на фронт «Остины» подверглись в период весны-осени 1915 гг. перебронированию (с 3,5-4,5 мм на 6 мм) на Ижорском заводе, что значительно утяжелило автопулеметы указанного типа на 55-74 пуда (880-1180 кг).
Еще одним типом блиндированных автопулеметов в Русской армии стали 25 машин фирмы «Рено», приобретенные комиссией Секретева с большими скидками несмотря на то, что русской стороне уже были известны их основные недостатки – слабая броневая защита и недостаточная проходимость.
Эти машины изготавливались фирмой по заказу Французской армии и потому были проданы русской стороне с хорошими скидками при условии того, что французская сторона будет уведомлена о всех доработках конструкции автомобилей указанного типа.
Машины были изготовлены на легковом шасси, выпуск которого предусматривалось организовать в Рыбинске на заводе «Русский рено» и первоначально очень интересовали командный состав Русской армии, который первоначально не верил, что руководство завода «Русский рено» предоставило тот самый тип блиндирования, что принят для французской армии.
Усугубило положение и то, что фирма отпустила России заказанные автопулеметы в разборе – отдельно шасси, отдельно броневые корпуса. И если шасси прибыли еще до рождества 1915 г., то броневые корпуса опоздали и были получены только в марте, когда всем стало понятно, что применять их в бою без переделок нельзя.
Тем не менее, весной 1915 г., шесть «ящиков» (такое прозвище получили автопулеметы «Рено» у солдат), вооруженных пулеметами «Гочкис» на автостанке Соколова за щитом пулемета «Максим» с усиленной до 7,5-мм передней броней поступили на фронт и приняли участие в оборонительных боях в Галиции. Остальные шасси были оставлены в распоряжении Офицерской Стрелковой школы для спешной разработки отечественной схемы забронирования.
Пушечные блиндированные автомобили изготовления 1914 – начала 1915 гг. отличались большим разнообразием, но в основном это были закрытые 4,5-6-мм броней грузовые автомобили грузоподъемностью 3-5 тон (выпуска фирм «Маннесман-Мулаг», Руссо-Балт, «Олдейс», «Рено», «Остин») в кузове которых за броневым щитом разной формы и размеров размещалось морское орудие калибра 37-57 мм. За недостатком времени кроме блиндированных пушечных автомобилей на фронт в 1914 г. были отправлены также четыре небронированных, или частично бронированных (с легким артиллерийским щитом, или щитами-бронезаслонками на кабине водителя) машин с вооружением из 37-мм морской пушки Гочкиса или 37-мм автоматической пушки «Максима-Норденфельда».
Все забронированные пушечные машины имели очень большой вес, достигавший 495-496 пуд (7936 кг), плохую подвижность и проходимость, но довольно мощное вооружение. И после первых фактов боевого применения, всем стало понятно, что без артиллерийских орудий броневым взводам уже никак не обойтись. Единственной доработкой, которую рекомендовали провести в отношение пушечных бронированных автомобилей – предусмотреть их довооружение станковым пулеметом, или ружьем-пулеметом для самообороны от вражеской пехоты.