Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Предложения и флуд по "Жерновам истории"


Предложения и флуд по "Жерновам истории"

Сообщений 181 страница 190 из 327

181

Череп написал(а):

Нашему Отечеству принадлежит первенство во множестве важнейших открытий и изобретений.

Не только открытий и изобретений, но еще и заблуждений и гонений на ученых.

Гонения на генетиков, на кибернетиков... Того же Лысенко вспомнить и его противостояние с Вавиловым. С подачи Лысенко очень мощная школа генетиков Советского Союза, признанная во всем мире, была фактически разгромлена, уничтожена.  Рекомендую почитать что-нибудь на эту тему.
Во времена описываемые автором Лысенко как раз начинает свой путь в науке:
"Первым заданием Лысенко было исследовать возможность выращивания бобовых покровных культур для обеспечения домашних животных кормом и получения зелёного удобрения. Зима 1925—1926 была мягкой, и горох Лысенко выжил. Официально командированный журналист написал передовую статью в «Правде», которая хвалила достижения этого умеренно образованного крестьянина и сильно преувеличила результаты проекта".
(Carl McDaniel, 2004. "The human cost of ideology as science", Conservation Biology 18, 869-871)

В результате действий академика РАН Лысенко и при поддержке его могущественных покровителей, - Сталина и Хрущева, тысячи генетиков были оклеветаны, изгнаны с кафедр и институтов, сотни репрессированы, вынуждены публично отречься от своих "заблуждений", уйти из науки. Народному хозяйству и науке СССР был причинен неописуемо огромный ущерб. Заодно этот случай успешно приводился на Западе в качестве антирекламы действиям большевиков, т.е. был причинен и колоссальный ущерб репутации СССР.

О заблуждениях и ошибках тоже стоит помнить. Чтобы не повторить их в будущем.

+1

182

А генетику объявили лженаукой тоже за шашни с Трудовой Партией?

0

183

С ВИФ2НЕ, может пригодиться:

От Boris Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К vladvitkam Информация о пользователе Ответить по почте
Дата 02.03.2014 20:54:45 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики 1917-1939; Игнорировать ветку Найти в дереве
Re: Вопрос по...
Доброе утро,

>Лет несколько, а может и лет 10 назад на форуме кто-то давал ссылку на статью (кажется это была статья, книга - врад ли), где этот вопрос исследовался.

В 2011 году на форуме обсуждалась книга О.Н.Кена http://vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/2014060

Вообще отдельных книг по теме немного:

Мелия А.A. Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
http://militera.lib.ru/research/melia_aa/index.html

Самуэльсон Л. Красный колосс. Становление военно-промышленного комплекса СССР. 1921–1941. — М.: АИРО-ХХ, 2001.
http://militera.lib.ru/research/samuelson_l/index.html

Упоминавшаяся Кен О.Н. Мобилизационное планирование и политические решения. – М.ОГИ, 2008.

Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. – М.: РОССПЭН, 1996.
http://militera.lib.ru/research/simonov_ns/index.html

Быстрова, И.В. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930
– 1980 годы) / И.В. Быстрова. – М.: ИРИ РАН, 2006.

Сборники документов:
Советское военно-промышленное производство (1918-1926 гг.): Сборник документов. Том 2. — М.: Новый хронограф, 2005.

Примыкают:
Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс в экономике СССР в годы холодной войны. — М.: ИРИ РАН, 2000.
Шубарина, Л.В. Оборонно-промышленный комплекс на Урале : региональный опыт развития, 1945-1965 гг. : монография [Текст] / Л.В. Шубарина. – Челябинск : Урал. акад., 2011.
Причем если первая книга "крупными мазками", то вторая детальная, на материалах областных архивов.

С уважением, Boris.

0

184

Зинченко В.П., Мунипов В.М.
Основы эргономики

§1. Исторические предпосылки возникновения эргономики
Собственно эргономика возникла несколько десятилетий тому назад, однако можно считать, что ее истоки восходят ко временам первобытного общества, которое научилось сознательно изго¬товлять орудия, придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. Уже со времени второй межледниковой эпохи, как показывают археологические находки, критериями оценки вносимых изменений в орудия труда с целью их улучшения служили удобство приме¬нения и соразмерность с естественными органами человека [36]. В доисторические времена, отмечает Б. Шеккел, удобство и точное соответствие орудий труда потребностям человека были вопросом жизни и смерти, так как если он изготовил плохое оружие и не мог достаточно эффективно его применять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструктором меньше [см. 40]. Дж. М. Кристенсен также относит предпосылки возникновения профессии эргономиста ко временам первобытного человека, чем законно могут гордиться, считает американский ученый, специа¬листы в области эргономики. «Специально отобранные камни, костяные ложки, простейшие орудия и посуда явились результатом специфических осознанных реакций на взаимодействия между че¬ловеком и средой... Разница между первобытной эпохой и нашим временем заключается главным образом в степени сложности. Эта сложность,— подчеркивает ученый,— является основанием для существования эргономики» [42, с. 287—288].
Орудия труда совершенствовались в процессе практической деятельности многих поколений. Поэтому многие старинные инстру¬менты по конструкции и форме отвечают современным требова¬ниям. «Серп для жнеца — это смычок,— писал художник К. С. Пет¬ров-Водкин,— в нем все должно быть пригнано в размере и веседля работника. Хорошие серпы на базаре не покупались. У нас в городке было несколько кузнецов специалистов, знавших секре¬ты кругления лезвия, нарезки и накала стали» [27, с. 62].
До определенного периода и степень совершенства технических объектов определялась эмпирическим путем, так как практическое использование процессов и материалов природы опередило фор¬мулирование основных законов, в соответствии с которыми люди добивались необходимых технических решений. Еще в середине 70-х годов прошлого столетия в создании станков безраздельно царствовали традиция, опыт, глазомер [36]. Техника парового двигателя на полвека опередила его теорию.
Не только искусные ремесленники отдаленных времен, но и многие инженеры-конструкторы наших дней интуитивно и в меру полученного практическим путем знания законов психофизиологии проектируют машины, удобные в эксплуатации и легко управляе¬мые. Так, рулевое управление первых несовершенных в конструк¬тивном отношении летательных аппаратов соответствовало логике движений пилота и гарантировало от ошибок в критических ситу¬ациях. Чтобы набрать высоту, летчик тянул ручку «на себя», а при посадке «отдавал ручку от себя». Однако на современном этапе научно-технического прогресса многие вопросы взаимодей¬ствия человека и техники уже невозможно решать только на осно¬ве здравого смысла, опыта и интуиции.
Обращение к анализу исторических предпосылок возникновения эргономики позволило в последнее время выявить целый ряд фактов и положений, которые ранее не могли быть введены в систему историко-научных знаний [16, 22, 23, 24, 25, 43, 46]. Г Термин «эргономия» предложен в 1857 г. польским естество¬испытателем Войтехом Ястшембовским, который опубликовал в еженедельнике «Природа и промышленность» статью под наз¬ванием «Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе». Работа представляет теорети¬ческое исследование, в котором предпринята попытка построить модель трудовой деятельности человека, базирующуюся на зако¬нах естествознания.
Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обыч¬но связывают с именем Ф. Тейлора и относят к периоду образова¬ния крупного капиталистического машинного производства, в усло¬виях которого, как писал К. Маркс, «уничтожается более сложный труд, охватывающий различные виды деятельности, и на место этого более сложного труда ставится простой машинный труд. Под простым машинным трудом мы понимаем те вспомогательные операции, которые должен выполнять человек, обслуживающий рабочую машину» [1, с. 506].
Создавая одну из первых научно обоснованных систем эксплуа¬тации наемного труда, Ф. Тейлор проводит экспериментальные исследования простого машинного труда, результаты которых используются при его рационализации [33]. Руководствуясь при проведении этих исследований принципами технологического детерминизма, в соответствии с которыми рабочий рассматривается в качестве одного из элементов технологической системы производ¬ства Ф. Тейлор обосновывает необходимость разделения трудовых функций работающих на элементарные операции и стандартизи¬рованные движения. «Нивелирование роли работника ведет к тому, что на первый план выдвигается рациональная структура произ¬водства. Это объективное обстоятельство дает повод рационали¬стически истолковывать производственный процесс, рассматривать систему «человек — машина» лишь как систему машин, абстрагировано от самого человека» [30, с. 15].
Продолжая работы, начатые Ф. Тейлором, Ф. Гилбрет выдви¬гает идею универсальных микродвижений (терблигов), из комбинации которых в различных сочетаниях и в различной после¬довательности должна состоять любая операция [12]. Трудовые функции предельно упрощаются на заводах Г. Форда. В рамках системы Ф. Тейлора зарождается и практически реализуется в капиталистическом производстве концепция «инженерного проек¬тирования» методов работы. Важную роль в формировании этой концепции сыграли труды Ф. Гилбрета, где обоснована необходи¬мость перехода от изучения метода работы после ее начала к его изучению до начала работы, т. е. к проектированию процесса [3]. В работах Ф. Тейлора содержится мысль о том, что макси¬мальная подгонка человека к машине предполагает и соответст¬вующее ее проектирование. По технико-экономическим причинам принцип, согласно которому орудия труда должны соответствовать физической организации работника, был реализован на практике Ф. Тейлором лишь на примере конструирования простейших ору¬дий труда — лопат различных размеров и форм.
Тейлоризм с его предельно механистическим подходом к изу¬чению трудовой деятельности человека имеет много общего с формировавшимся приблизительно в то же самое время бихеви¬оризмом, в основе которого лежит понимание поведения, деятель¬ности человека как механического сочетания элементарных реакций на воздействия внешней среды.
Определение рациональных перерывов в работе как способ борьбы с утомлением — один из принципов, выявленный Ф. Тейло¬ром чисто эмпирически. Однако принцип этот не оградил систему Ф. Тейлора от проблемы борьбы с утомлением, которую капита¬листическая система организации труда обостряла до предела. В конце XIX и начале XX в. в Германии, Англии, США и других странах организуются специальные гигиенические и физиологичес¬кие лаборатории, кафедры и институты, сотрудники которых изу¬чают влияние на организм человека трудовых процессов и окру¬жающей его производственной среды.
Первая мировая война и связанное с ней быстрое развитие военной промышленности привели к тому, что в результате интен¬сификации труда и удлинения рабочего дня до 13—14 часов перенапряжение рабочих и быстро развивающееся утомление достигли крайних пределов. С утомлением было связано резкое увеличение количества травм на производстве. Положение было настолько серьезным, что вынудило образовать в Англии в 1915 г. Комитет по изучению здоровья рабочих, занятых в военной про¬мышленности. С этим Комитетом, в состав которого входило не¬сколько лиц со специальной подготовкой в области физиологии и психологии, связывают в Англии первое организационное втор¬жение специалистов этого профиля в промышленность. После войны комитет был преобразован в Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, исследования для которого проводили физиологи, психологи, врачи и инженеры. Эти специалисты, во многих случаях работавшие совместно, проявили интерес к ши¬рокому кругу проблем, начиная с изучения рабочей позы и кончая использованием функциональной музыки на производстве. Неко¬торые из этих исследований можно с полным правом назвать меж¬дисциплинарными.
Технический прогресс и развитие производства поставили на повестку дня проблему профессионального отбора, т. е. выбора лиц, от которых можно ожидать с наибольшей вероятностью успешного выполнения определенной работы. Попытки в этом от¬ношении с применением совершенно произвольных приемов пред¬принимал Ф. Тейлор [13]. Одни из первых работ по определению профессиональной пригодности выполнил накануне первой мировой войны Г. Мюнстерберг.
К этому же времени относится возникновение психотехники, задачей которой явилось приложение психологии к решению прак¬тических вопросов, в основном связанных с трудовой деятель¬ностью. На первом этапе развития психотехники центральное место в ней заняли проблемы профессионального отбора. В даль¬нейшем в задачи психотехники включалось решение таких вопро¬сов, как профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, приспособление человека к машине и машины к человеку, психо¬логия воздействия средствами плаката, рекламы, кино и т. п. По своему содержанию и методам психотехника в значительной части совпадает с психологией труда.
В психологии труда как таковой и в психотехнике появлялись идеи комплексного подхода к изучению и рационализации трудовой деятельности. Они намечались уже в предложенном Ф. Гизе раз¬личении психотехники объекта и психотехники субъекта. Первая связана с поисками средств для наилучшего приспособления объективных производственных факторов к психологическим свойствам человека, а вторая — с приспособлением психических свойств человека к определенным объективным условиям и требо¬ваниям профессии [см. 11].
В 20—30-е годы интенсивно развиваются физиология, психо¬логия и гигиена труда, а результаты соответствующих исследований получают широкое применение в производстве. В ходе назван¬ных дований накапливались знания об отдельных аспектах трудовой деятельности человека и факторах, ее определяющих. Принципы технологического детерминизма в подходе к изучению трудовой деятельности, а точнее трудовых функций «частичного человека» в крупном машинном производстве, определяли направ¬ленность соответствующих исследований. Физиология труда, био¬механика, психология труда и целый ряд других дисциплин реша¬ют задачи приспособления человека к машине. Осуществляются отбор, приспособление, тренировка человека к соответствующим технологическим процессам, орудиям и машинам. «Человек в сис¬теме «человек —машина»,— писал А. Н. Леонтьев, — необходимо подчиняется машине, приспосабливается к ней. Даже когда вопрос исследования формулируется в терминах «приспособления машины к человеку», то это выражает собой лишь частную задачу внутри той же общей проблемы подчинения человека машине. По суще¬ству, это вопрос о том, какие особенности человека должны учи¬тываться при создании машины для того, чтобы человек мог ее обслужить» [21, с. 67].
В 20-е годы XX в. зарождается индустриальная социология, возникновение которой связывают с проведенным под руководст¬вом Э. Мэйо известного хоторнского эксперимента на предприя¬тиях американской электротехнической компании «Вестерн элект¬рик». Новые условия производства, качественно изменившаяся рабочая сила, считал Мэйо, настоятельно требуют переноса цент¬ра тяжести в использовании рабочей силы с экономических на моральные и психологические стимулы. Начав с критики тейлориз¬ма, Э. Майо и не мыслил об отмене или замене этой системы, а лишь пытался «гуманизировать» ее методы (Организации произ¬водства, придать им «благопристойную форму» [9], имея в виду при этом повышение производительности труда, укрепление суще¬ствующей организационной структуры и сглаживание внутренних противоречий в системе капиталистической организации. Этим целям служат теория и практика человеческих отношений, в ходе формирования которых вместе с тем было привлечено внимание к изучению факторов и стимулов положительного и отрицатель¬ного отношения к труду работников промышленного предприятия, закономерностей формирования трудовых коллективов и влияния коллектива на личность и т. д. С именем Э. Мэйо связывается новый подход к проблемам оптимального использования трудовых ресурсов. «Основным полем деятельности «психосоциологии» стали отношения «рабочий коллектив — система производственной тех¬ники», заменившие в ходе развития технологической интеграции автоматизированного производства систему «человек — машина» [15, с. 108].
В 30-е годы экспериментальные исследования психологии групп и мотивации осуществляет Курт Левин, основатель теории груп¬повой динамики. Изучением психологических взаимоотношений людей в малых группах занимается Дж. Морено, используя для этих целей социометрические тесты. «Отныне психологи в промыш¬ленности начинают пристально следить за тем, что происходит в группе, выявляют взаимоотношения между ее участниками, при¬чины низкой производительности, взгляды, настроения, проявления недовольства, распределения ролей между членами группы, их восприятие друг друга и своего лидера, их отношения к нанима¬телю и поведение вне предприятия... Они предлагают меры по созданию нужной социально-психологической атмосферы» [39, с. 86].
В 20—30-е годы предприниматели ряда стран и прежде всего США проявляют повышенный интерес к методам психологичес¬кого воздействия на рабочих. В США в 1921 г. создается даже специальная компания под названием «Психологическая корпора¬ция». «Когда легко мобилизуемые резервы рабочего времени исчерпаны, капитал вынужден переходить к новым методам управ¬ления, учитывающим человеческий фактор в не меньшей, а позд¬нее и в большей степени, чем фактор технический и материальный. Сохранение старых методов управления, связанных с тейлориз¬мом, ведет к гигантским и все возрастающим потерям, возникаю¬щим вследствие игнорирования человеческого фактора в произ¬водстве» [20, с. 65].
Действительное и полное развертывание творческих сил трудящихся в производстве и других сферах общественной жизни стало возможным только после победы Великой Октябрьской социалистической революции, которая ознаменовала коренное изменение в характере труда. В условиях величайшей в истории человечества смены труда подневольного трудом на себя одной из главных, коренных и злободневных задач всей общественной жизни первого социалистического государства стала задача учить¬ся работать. Советские ученые приступили к исследованию чело¬века освобожденного труда как новой исторической фигуры и использованию средств науки с целью рационального построения,, его деятельности [41].
Предлагая объявить конкурс на учебник по научной организа¬ции труда, В. И. Ленин считал, что за основу такого учебника можно взять книгу П. Керженцева «НОТ». Книга эта включала в себя три части: 1) изучение человека с точки зрения максималь¬ной эффективности его работы, т. е. изучение субъективного мо¬мента труда; 2) изучение и приспособление материальной обста¬новки труда, орудий и пр.; 3) изучение рациональных методов организации труда, т. е. взаимоотношений между субъективными и объективными моментами работы. По этой программе и начала разворачиваться научно-практическая работа в нашей стране. Вопрос об изучении трудовой деятельности человека предста¬вителями разных наук, в каждой из которых она рассматривается под определенным углом зрения, подвергся серьезному обсужде¬нию в 1921 г. на первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства [5, б, 26]. На этой конференции с докладом по основным проблемам психологии, Физиологии и гигиены труда выступил академик В. М. Бехтерев. Критикуя систему Ф. Тейлора, Бехтерев сформулировал принци¬пиально новый подход к проблеме, полностью отвечавший духу ленинских идей. «Не в тейлоризации труда все дело,— говорил В М- Бехтерев,— не в ней окончательный идеал проблемы труда, а в таком осуществлении самого труда, который бы давал макси¬мум производительности при оптимуме или максимуме здоровья, при отсутствии не только переутомления, но и при гарантии пол¬ного здоровья и развития личности трудящихся» [5, с. 25].
На выполнение человеком одноообразных, механических опе¬раций в процессе работы мы смотрим, продолжил, выступая на конференции, мысль своего учителя В. Н. Мясищев, как на вре¬менную меру, пока не создана соответствующая машина. «Нам представляется,— подчеркнул он,— совершенно неприемлемым стремление Тейлора сделать из человека машину» [26, с. 24].
Многогранность и сложность изучения и организации трудовой деятельности с целью решения триединой задачи — повышение про¬изводительности труда, сохранение здоровья и развитие личности трудящихся — требуют комплексного подхода. Идея такого подхо¬да, содержавшаяся в докладах В. М. Бехтерева и В. Н. Мясищева, имела теоретические и экспериментально-методические предпосыл¬ки ее реализации. Такие предпосылки формировались в созданных в разное время и руководимых В. М. Бехтеревым многочисленных научно-исследовательских лабораториях и институтах [25]. Среди них прежде всего следует назвать Психоневрологический инсти¬тут и Институт по изучению мозга и психической деятельности. Своими истоками указанные предпосылки исследований уходят к идеям И. М. Сеченова, с работами которого — «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Участие органов чувств и работа рук у зрячего и слепого» (1901), «Очерк рабочих движений человека» (1901)—связывают зарождение отечественной физиологии и психологии труда.
Комплексный подход к изучению трудовой деятельности явился характерной особенностью исследований, которые проводились в первые годы существования Института по изучению мозга и пси¬хической деятельности, созданного в 1918 г. по решению Советско¬го правительства на базе бывшего Психоневрологического инсти¬тута. Изучение различных видов трудовой деятельности отвечало основной направленности работ вновь созданного института, а именно задаче всестороннего изучения человеческой личности, условий ее развития и деятельности. «Впервые в отечественной и мировой науке Бехтерев объединил деятелей различных наук для синтетического и комплексного изучения мозга и личности в интересах воспитания, организации труда и личности человека» [29, с. 288].Уже в 1918 г. в составе Института по изучению мозга и пси¬хической деятельности был организован специальный отдел про¬фессиональной психологии, который вскоре преобразовали в отдел труда с более широкими задачами и масштабами деятельности. Сотрудники отдела проводили исследования как на заводах и фабриках, так и в лабораториях института.
В 1920 г. по просьбе Народного комиссариата труда и Воен¬но-санитарного управления институт предпринял изучение тру¬довой деятельности радиотелеграфистов и врачей. Изучение осуществлялось под руководством В. М. Бехтерева специально созданными для этих целей комиссиями, в состав которых входи¬ли представители различных научных специальностей.
Цель названных исследований состояла не только в разработке практических рекомендаций, но и в уточнении путей и форм науч¬ного изучения трудовой деятельности в новых социальных услови¬ях. Подвергнув анализу достижения отечественной и зарубежной практики и обобщив двухгодичный опыт собственных исследова¬ний, В. М. Бехтерев и его сотрудники пришли к твердому убежде¬нию, что для планомерного и всестороннего изучения трудовой деятельности работников различных профессий необходимо соз¬дать научно-исследовательскую организацию по образу и подобию Института по изучению мозга и психической деятельности, в кото¬рой реализовалась бы идея единства различных направлений ис¬следования трудовой деятельности.
Развивая идеи В. М. Бехтерева о комплексном изучении трудо¬вой деятельности, В. Н. Мясищев предложил создать особую науч¬ную дисциплину — эргологию. Он считал целесообразным синте¬зировать человеческие знания с точки зрения их отношения к тру¬ду и, «поскольку номенклатура есть орудие систематизации, объединить эту точку зрения единым термином эргологии, учение о работе человека» [26, с. 24]. Аргументируя необходимость такой науки, В. Н. Мясищев указывал: «Выделение в особую дисципли¬ну может быть обоснованно, во-первых, тем, что деятельность (трудовая.— В. 3. и В. М.) не изучается в целом ни одной из су¬ществующих наук, во-вторых, тем, что она не умещается в рамки ни одного из существующих предметов, и, в-третьих, потому, что этот предмет является чрезвычайно важным, в чем, кажется, не возникает сомнения» [26, с. 24].
При создании оптимальных условий труда необходимо учиты¬вать, подчеркивал В. Н. Мясищев, весь комплекс сложных, а иног¬да и противоречивых требований. Синтетическая природа проблем эргологии обусловливает необходимость их глубокой методологи¬ческой проработки: «... если мы хотим труд организовать,— гово¬рил В. Н. Мясищев,— то мы должны в первую голову организо¬вать изучение его: должен быть организационный центр методоло¬гии работы, которая должна быть строго разработана. Этот центр и есть эргологический институт» [35, с. 29]. Новизну и перспек¬тивность предлагаемого подхода к изучению трудовой деятельности сразу же оценил С. Г. Струмилин, который заявил, что «... конференция должна поддержать эту идею —такую коорди¬нированную работу всех специалистов, занимающихся вопросами труда»[35,с. 29].
Положительно оценивая итоги работы Первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и про¬изводства, В. М. Бехтерев поддержал мысль В. Н. Мясищева о создании специальной научной дисциплины о труде и предложил назвать ее «эргонологией», понимая под этим термином учение о законах работы. Он высказал надежду, что наука о труде полу¬чит в нашей стране соответствующее развитие [6, с. 23].
В. М. Бехтерев и его сотрудники разработали проект создания Эргологического института (Институт труда), который должен был основываться на тех же научно-организационных принципах, что и Институт по изучению мозга и психической деятельности. Более того, ученые настаивали, чтобы новый институт был создан при Институте по изучению мозга и психической деятельности, так как только при таком условии он мог в то время приступить к прак¬тической реализации идеи о комплексном изучении трудовой деятельности.
Проект нового института в 1920 г. был представлен на рас¬смотрение Петроградского совета профессиональных союзов, ко¬торый одобрил предложение о его создании. Однако в силу целого ряда объективных причин проекту не суждено было осуществить¬ся [25].
Многие из сформулированных В. М. Бехтеревым и В. Н. Мясищевым положений не утратили своего значения и в наши дни. Идеи, развивавшиеся В. Н. Бехтеревым и его сотрудниками, на¬много опережали реальные задачи и возможности того времени в области изучения и организации труда.
В 1924 г. в Петрограде изучением человека в труде занимается А. А. Ухтомский с сотрудниками, организуя для этих целей лабо¬раторию и проводя исследования непосредственно на заводах. Ин¬тенсивная деятельность Ухтомского в этом направлении позволила стать ему одним из создателей новой научной дисциплины — фи¬зиологии труда. Выступая на XV Международном конгрессе физи¬ологов (Москва, 1935), А. А. Ухтомский подчеркнул, что исследо¬ваниям физиологии труда «в стране социализма принадлежит постоянное нормальное место, и поучительно видеть ее развитие здесь. Целый ряд выдающихся физиологов Союза мог быть вы¬двинут нашей страной перед иностранными гостями: проф. М. Н. Шатерников, Н. А. Бернштейн, И. Л. Кан, К. X. Кекчеев, М. И. Виноградов и др.» [37, с. 65].
Созданный в 1921 г. Центральный институт труда ВЦСПС (ЦИТ) сосредоточил свои усилия на исследовании трудовых дви¬жений и разработке методов рационального производственного обучения. Характеризуя науку о человеческом труде как своеоб¬разную трудовую технологию, А. К. Гастев рассматривал инженерный расчет и анализ в качестве важных средств изучения че¬ловека в трудовом процессе. Вместе с тем он подчеркивал, что одной из основных задач ЦИТа должно быть синтезирование всех достижений психофизиологических исследований. Разрабатывая концепцию трудовой «установки», А. К. Гастев понимал ее как способ организации движений, предваряющий, направляющий и стабилизирующий «цепи» реакций.
Развивая идеи социальной инженерии, А. К. Гастев формули¬рует целый ряд положений, которые имеют явно кибернетическую направленность. Глубокая вера А. К. Гастева в неограниченные возможности творческой инженерии стимулировала работу его мысли в плане разработки идеи, созвучной современным положе¬ниям о проектировании конкретных видов трудовой деятельности. Однако на этом пути А. К. Гастев не избежал серьезных методо¬логических просчетов, связанных, как отмечает Е. А. Климов, с отрицанием стойких индивидуальных особенностей человека и по¬ниманием трудовой деятельности как пассивного продукта объек¬тивной обстановки [см. 19].
Перспективные подходы к изучению и управлению трудовой деятельностью, намеченные А. К. Гастевым, получили дальнейшее развитие и обоснование в трудах Н. А. Бернштейна, который в 20-е годы заведовал биомеханической лабораторией ЦИТа. «Идейно-научная атмосфера этого учреждения (ЦИТ.— В. 3. и В. М.), где широко развернулись междисциплинарные исследова¬ния труда по новаторской гастевской программе, без сомнения воздействовала и на искания молодого Бернштейна» [41, с. 7]. Представляется продуктивной попытка Н. А. Бернштейна рас¬сматривать целый ряд принципиальных проблем улучшения и оптимизации трудовой деятельности с позиций системно-структур¬ных воззрений, которые формировались у него в процессе изучения физиологических механизмов регуляции и построения движений. И дело не только в том, что ученый употребляет сам термин «система», но прежде всего в глубоком понимании системной природы объектов, в выделении тех признаков, которые считаются центральными при определении системы: определенная целост¬ность, иерархичность, отношения и связи, структура. «Про¬изводственный процесс, к какому бы виду производства он ни относился,— писал Н. А. Бернштейн,— выполняется системой, сос¬тоящей из: 1) орудия производства и 2) работника, обслуживаю¬щего это орудие. Деятельность такой системы, очевидно, тем совершеннее, чем лучше она рассчитана в целом и чем ближе соответствие между частями системы — орудием и работником» [4, с. 3].
Основываясь на достижениях биомеханики того времени, и прежде всего на результатах собственных исследований, Н. А. Бернштейн неоднократно указывал на возможность биоме¬ханического расчета указанных систем, по точности не уступаю¬щего инженерному расчету их механических частей. Успехи биомеханики как научной дисциплины укрепляли также веру ученого принципиальную возможность расчета системы «человек — ору¬дие труда» с позиций человеческого фактора в целом. Термин «человеческий фактор» Н. А. Бернштейн употреблял в собиратель¬ном значении, довольно близком по содержанию современному его значению, для обозначения психофизиологических характе¬ристик человека, определяемых в конкретных условиях его взаимо¬действия с орудием труда. «Почему у Hutte нет таблиц его (человека.— В. 3. и В. М.) размеров, характеристик прочности, мощности, механической конструкции. И можно ли надеяться,—• заключает ученый,— на безупречную работу системы, одна из составляющих которой рассчитана по всем правилам новейшей сложной техники, а другая взята без всякого расчета и даже без всякого знания» [4, с. 3].
Оптимизация названных систем не может быть сведена только к решению задачи приспособления человека к орудию труда, ма¬шине. Н. А. Бернштейн показывает ограниченность такого подхода к проблеме, который являлся традиционным и доминировал в фи¬зиологии и психологии труда в 20—30-е годы. «Профотбор,— отмечал ученый,— орудие далеко не гибкое; его применимость ограничена скромным размахом естественных биологических ва¬риаций. Если нельзя приспособить работника к орудию и обста¬новке,— делает вывод Н. А. Бернштейн,— то следует приспособить орудие и обстановку к работнику» [4, с, 3]. Принципиальные установки ученого находили воплощение в прикладных исследова¬ниях, одно из которых было связано с психофизиологической реконструкцией рабочего места вагоновожатого.
Анализ положений, содержащихся в работах Н. А. Бернштейна, позволяет сделать вывод, что рассматриваемые им системы «че¬ловек— орудие труда — производственная обстановка» характери¬зуются как многоуровневые, что предполагает наличие взаимо¬связанных, но относительно автономных уровней их изучения и оптимизации. Биомеханический подход является одним из уровней анализа и проектирования таких систем. Связывая надежды на реализацию в 30-е годы многоуровневого подхода к оптимизации указанных систем с охраной труда, Н. А. Бернштейн активно выступил против того, что она «часто становится бытовым ком¬промиссом почти филантропического порядка, вместо того, чтобы лечь в основу норм и расчетов всей работающей системы в целом. Работник охраны труда,— подчеркивал ученый,— должен по-насто¬ящему не вносить поправки в готовую конструкцию, сделанную без его участия, а участвовать как необходимый сотрудник в са¬мом созидательном процессе» [4, с. 4].
Предпосылки комплексного подхода к изучению и оптимизации трудовой деятельности формировались в 20—30-е годы в целом Ряде других исследований, прежде всего связанных с анализом сложных видов трудовой деятельности. Обобщая опыт исследова¬нии предшествующих лет, Н. М. Добротворский в 1930 г. следующим образом формулировал задачи изучения летного труда. «Изучение летного труда,— писал он,— распадается на ряд задач.
1. Изучение орудий производства, т. е. самолета и его оборудова¬ния. Изучение орудий производства должно вестись с точки зре¬ния, с одной стороны, приспособленности их к тому человеческому материалу, которым мы располагаем, и, с другой стороны, с точки зрения подбора человеческого материала, вполне соответствующе¬го тем требованиям, которые предъявляют орудия производства.
2. Изучение условий летного труда. При изучении условий летного труда нам важно не безотносительное влияние этих условий, как это рассматривается в гигиене, а значение влияния этих условий, в зависимости от условий применения (форм тактического исполь¬зования), дабы заранее учесть, какие люди будут наиболее под¬ходящи для выполнения тех или иных боевых заданий, каким образом лучше осуществлять выполнение этих заданий, чтобы с возможно большей полнотой использовать те свойства, которыми обладает находящаяся у нас в части живая сила. 3. Изучение летно-трудовых процессов. Здесь наше внимание должно быть сосре¬доточено как на характере изучаемых трудовых процессов, так и условиях, повышающих их эффективность. 4. Изучение летного состава. Эта задача имеет в виду разрешение вопросов комплек¬тования воздушного флота соответственного качества живой си¬лой в соответственном летном виде» [14, с. 3].
В работе Н. М. Добротворского предельно четко и последо¬вательно прослеживается подход к изучению и оптимизации тру¬довой деятельности летчика, который в современных условиях называется комплексным. Здесь присутствуют все элементы такого подхода и указаны необходимые взаимосвязи между ними. Обра¬щает на себя внимание глубина постижения Н. М. Добротворским взаимосвязи двух направлений исследований — приспособления человека к технике и приспособления техники к человеку. «Мы считаем,— писал он,— что требования к человеку могут быть по¬ставлены только лишь после того, как самолет будет приноровлен к требованиям, предъявляемым к нему средним человеком. Мы отнюдь не склонны ставить требование, чтобы самолеты имели разнообразные конструкции соответственно разнообразию групп людей, могущих быть использованными для работы на самолете — известные ограничения должны быть в отношении человека постав¬лены, но внутри этих границ самолет должен удовлетворять тем требованиям, которые предъявляются ему для полноценного ис¬пользования этой средней группы людей» [14, с. 10].
Характеристики человека в той или иной степени учитывались конструкторами при создании летательных аппаратов и на заре развития авиации. Однако последовательный научно обоснованный подход к их учету, содержащийся в работе Н. М. Добротворского,. далеко опережал научно-техническую мысль того времени.
В методическом отношении анализ Н. М. Добротворским ка¬бины летчика и приборной доски с позиций человеческого фактора не утратил своего значения и в наши дни. Конкретные рекоменда¬ции не противоречат современным, хотя отдельные детали, обус¬ловленные конструкцией летательных аппаратов и приборов того времени, представляют лишь исторический интерес.
Содержательная концепция Н. М. Добротворского о комплекс¬ном подходе к изучению и оптимизации трудовой деятельности летчика оказала существенное влияние на развитие соответствую¬щих исследований в авиации. В свете этой концепции не кажутся случайными и неожиданными выполненные Н. В. Зимкиным и Н. А. Эппле в русле психотехнических исследований работы пo ¬изучению авиационных приборов, которые с достаточным на то основанием можно отнести к первым инженерно-психологическим исследованиям.
Стремление комплексно изучать человека в труде, рассматри¬вая его не только как организм, но прежде всего как личность, намечалось в некоторых разделах психологии труда [28]. Доста¬точно явно проявлялась тенденция к комплексному охвату многих, проблем изучения и рационализации трудовой деятельности в пси¬хотехническом движении в нашей стране в 20—30-е годы [24]. Представляя сложное и противоречивое явление, психотехническое движение выходило за рамки лабораторных психологических исследований и смыкалось, во-первых, с движением за научную организацию труда, реконструкцию и совершенствование произ¬водства, а во-вторых, с нарождавшимися проблемами целого-комплекса медико-биологических дисциплин. Природу этих мно¬госторонних связей можно лучше понять, если иметь в виду, что через толщу различных наслоений в психотехнике под давлением практики пробивалась тенденция к психологическому изучению предметной трудовой деятельности. Не случайно обращалось вни¬мание на синтетическую природу психологического анализа трудо¬вой деятельности, отправного пункта многих психотехнических исследований. «Только...— писал И. Н. Шпильрейн, совмещая чисто профессиографические задачи с интересами биомеханики, охраны труда и НОТа,— психологический анализ профессий при¬обретает теоретико-практическую значимость. В то же время, иллюстрируя единство в многообразии отдельных нотовских проб¬лем, такого рода анализ вскрывает объективную ценность хотя и многопланового, но не эклектического в дурном смысле, и един¬ством внутреннего содержания спаянного методического подхода к общей проблеме научной организации труда и производства» [34, с. 172].
Рассматривая вопрос о возможном участии психотехника в проектировании орудий труда («активного соучастника в пост¬роении основной идеи того или другого орудия труда»), а не только в осуществлении функций психофизиологического контроля и оценки уже сконструированных орудий труда, С. Г. Геллерштейн вплотную подходит к идее, созвучной современным положениям системного подхода в эргономике. В работах И. Н. Шпильрейнатакже можно обнаружить движение научной мысли в этом направ¬лении. Ученый обращал внимание на перспективность тех психо¬технических работ, в которых предпринимались попытки органи¬ческого сочетания двух направлений исследований: 1) одновре¬менного охвата всех факторов, влияющих на эффективность трудовой деятельности; 2) выделения каждого фактора в отдельности я определения его влияния на эффективность трудовой деятель¬ности [см. 17].
Имея в виду исследования подобного типа, С. Г. Геллерштейн [10] писал, что психотехника в данном случае уже перестает быть собственно психотехникой, она перерастает свои границы и долж¬на будет изменить свое название. Эти исследования отражали потребность в междисциплинарных исследованиях. Предваритель¬ным условием эффективного участия психотехники в таких иссле¬дованиях явилось решение целого ряда методологических проблем, и прежде всего проблем предметной, трудовой деятельности. В этой связи представляется существенным высказывание Л. С. Выготско¬го о том, что в процессе сближения психотехники с эксперимен¬тальной психологией, генетической психологией и психопатологией происходила более углубленная трактовка проблем психотехники, изменение задач и методов психотехнических исследований. На этом же пути намечалось решение важнейших теоретических проблем, которые вставали перед психотехникой. «Разрыв между двумя основными формами психотехнического исследования,— указывал Л.С. Выготский,— между аналитическим изучением отдельных, большей частью элементарных функций, на которые разлагается обычно та или иная сложная профессиональная деятельность, и имитативной подделкой всей профессиональной деятельности в целом с максимальным приближением к действительности — должен быть заполнен с помощью изучения высших, сложных син¬тетических интеллектуальных функций» [7, с. 384].
Поиски форм и методов комплексных исследований достаточ¬но интенсивно велись в 20—30-е годы в русле работ по охране труда [18]. Формулировались принципиально новые проблемы. «Самое содержание новой техники,— писал В. Строганов,—-долж¬но постоянно расширяться и обогащаться. Это значит, что развитие социалистической техники должно пойти новым путем, а не теми путями, которыми оно шло и идет в настоящее время в капиталистических странах. Идеи оздоровления и безопасности труда долж¬ны у нас стать органической частью развивающейся техники, а не дополнять эту технику как некий посторонний, самостоятельный привесок» [32, с. 14].
В 20—30-е годы в стране действовала широкая сеть психофи¬зиологических лабораторий непосредственно на фабриках и заво¬дах. Для тех лет было характерно тесное сотрудничество психо¬логов, физиологов, гигиенистов труда, инженерно-технического персонала предприятий, специалистов по организации, охране труда и технике безопасности. Решение практических задач совершенствования трудовой деятельности и улучшения условий труда на производстве и транспорте являлось той реальной основой, на которой укреплялись взаимосвязь и взаимодействие наук о трудо¬вой деятельности. В стране действовали лаборатории, которые проводили комплексные исследования трудовой деятельности (научно-исследовательский сектор отдела техники безопасности и промсанитарии Горьковского автозавода, возглавляемый К К. Платоновым, психофизиологическая лаборатория на Москов¬ском электрозаводе, возглавляемая А. Ф. Гольдбергом, и др.). В 1932 г. в резолюции конференции по психофизиологии и органи¬зации труда, созванной по инициативе Всесоюзного электротехни¬ческого объединения, отмечалось, что «результаты работы психофизиологических лабораторий подтверждают целесообраз¬ность и своевременность постановки изучения человеческого фактора и его влияния на протекание трудового процесса в про¬изводственной обстановке» [31, с. 192].
На этой конференции всеобщее внимание привлек доклад А. Ф. Гольдберга, так как в деятельности руководимой им лабо¬ратории нашли отражение некоторые общие тенденции изучения человеческого фактора на производстве. Одной из особенностей работы лаборатории явилось то, что ее сотрудники действовали в тесном контакте с рабочими, которые были не только испытуе¬мыми, но и активными участниками всех проводимых мероприя¬тий. «Проведя подробный производственно-психофизиологический анализ процесса работы на агрегатах,— говорил А. Ф. Гольдберг,— детально ознакомившись с санитарно-гигиеническими условиями цехов и основными психофизиологическими особенностями рабо¬тающих на агрегатах, лаборатория дала ряд предложений, охва¬тывающих рабочее место, сидение, рабочие движения, режим рабочего дня, рациональный пищевой режим и т. д.» [31, с. 185]. Рассматривая исторические предпосылки возникновения эрго¬номики, нельзя не отметить, что в 1926 г. в Киеве была опублико¬вана статья экономиста Е. Е. Слуцкого «Изучение проблемы построения формально-праксеологических основ экономики», в ко¬торой впервые в нашей стране рассматривались проблемы прак¬сеологии. Автор определяет праксеологию как общую теорию успешной целеустремленной деятельности. Проблематика указан¬ной дисциплины перекликается с эргономикой. Тридцать пять лет спустя прямо указал на это Т. Котарбинский в статье «Молодые эргологические науки» (1961): «В последнее десятилетие мы стали свидетелями возникновения ряда дисциплин, предметом исследо¬вания которых служат действия, операции, работа и вообще любые формы деятельности личности, умеющей что-то делать, проявлять активность. Я позволю себе назвать эти науки эргологическими, исходя от названия одной из них — эргологии» [44, с. 5].
Эргология (эргонология) не оформилась в 20—30-е годы в са¬мостоятельное научное направление. Однако в это время были определены цели и задачи новой научной дисциплины, намеченыосновные ее проблемы и организационные формы исследований, указаны пути практического приложения и осуществлены первые прикладные работы.

0

185

Череп написал(а):

Основы эргономики

По этому поводу хочу заметить только, что на мой взгляд задача состоит в том, чтобы чисто научные исследования связать с практикой. В том числе (скорее даже особенно!) в сельскохозяйственном труде (например, при доработке кабин и пр. у тракторов).
Причём заинтересовав в этом массы, а не небольшое число учёных.

0

186

Откопано на интернете

Ш-1 — первый советский самолёт-амфибия. Создан в 1929 году по заказу Осоавиахима конструктором Вадимом Борисовичем Шавровым, стал прототипом самого массового отечественного гидросамолёта Ш-2.
http://s9.uploads.ru/t/lf5tV.jpg

Ш-1

Тип    самолёт-амфибия
Разработчик    ОКБ Шаврова
Главный конструктор    В. Б. Шавров
Первый полёт    21 июня 1929
Статус    снят с эксплуатации
Единиц произведено    1

История создания

Начиная с 1925 года разработкой гидроавиации в СССР занимался размещавшийся в Ленинграде при заводе «Красный лётчик» Отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС) ЦКБ Авиатреста под руководством Д. П. Григоровича. В. Б. Шавров, работавший в конструкторской группе ОМОСа, увлёкся идеей создания лёгкого самолёта-гидроплана и к осени 1926 года подготовил эскизный проект. Это была двухместная летающая лодка-полутораплан деревянной конструкции с двигателем мощностью 40 л. с. (позднее проект был изменён под ожидавшийся отечественный двигатель мощностью 60 л. с.). В 1928 году ОМОС был переведён в Москву. В это время Шаврову удалось представить проект своего самолёта техническому совету Осоавиахима и заключить договор на постройку самолёта на 4000 рублей. Вместе с инженером В. Л. Корвиным он покинул ОМОС для реализации проекта.

Все основные узлы и агрегаты самолёта, включая крупногабаритные лодку-фюзеляж и крылья, были изготовлены в ленинградской квартире. Несмотря на «домашние» условия работы, разработка велась со всей тщательностью, модель продувалась в аэродинамической трубе Политехнического института. Окончательная сборка проходила в Гребном порту.

Единственный построенный экземпляр Ш-1 был передан Осоавиахиму и использовался для агитационных полётов. 26 февраля 1930 года, во время одного из полётов, самолёт с экипажем в составе лётчика В. П. Чкалова и механика Иванова в условиях плохой погоды потерпел аварию (экипаж не пострадал) и после этого не восстанавливался.

Технические данные

Экипаж: 2 человека (пилот и механик) + 1 пассажир
Длина: 7,7 м
Высота: 3,1 м
Размах крыла: 10,7 м
Площадь крыла: 24,6 м²
Масса:
пустого самолёта: 535 кг
нормальная взлётная: 790 кг
Тип двигателя: «Вальтер»
Мощность: 85 л.с.
Максимальная скорость: 125 км/ч
Крейсерская скорость: 104 км/ч
Практическая дальность: 400 км
Практический потолок: 2470 м

+3

187

Прочность, простота, дешевизна — три друга воздушного флота». Этот девиз стоял на одном из проектов, представленных на конкурс лёгких самолётов, организованном Обществом друзей Воздушного флота (ОДВФ). Комиссию заинтересовал этот проект, и в 1926 году самолёт был построен. Его назвали «Три друга». Авторы проекта С. Н. Горелов, А. А. Семенов и Л. И. Сутугин сумели претворить основные положения девиза в жизнь. Машина получилась надежной, прочной, дешевой. Основной материал — дерево. Фюзеляж типа монокок был обшит полуторамиллиметровой фанерой. Место лётчика расположено перед передним лонжероном крыла, а второе место — между лонжеронами. Дерево использовалось даже в оригинальном по конструкции шасси. Оно представляло собой свободнонесущие обтекаемые стойки с полуосями в форме пустотелых деревянных балок с резиновой пластинчатой амортизацией на внутренних концах стоек. С двигателем в 30 л.с. самолёт развивал скорость до 130 км/час. При полной нагрузке — лётчик и пассажир — потолок превышал 3 тыс. м, а без пассажира достигал 4300 м. Самолёт обладал удивительной летучестью. Как один из удачных лёгких самолётов советской конструкции он экспонировался на Международной авиационной выставке в Берлине.http://s8.uploads.ru/t/BypbL.jpg

+2

188

Кстати - 1928-й год, помиом всего прочего, это эпопея с дирижаблем "Италия".
Громкое было дело.
Вполне можно помянуть для антуража

+2

189

http://sd.uploads.ru/t/V2pwW.jpg
http://sd.uploads.ru/t/FD5wx.jpg
http://sd.uploads.ru/t/VoEgh.jpg
По поводу того, что у ГГ дети подрастают и детский сад не за горами:
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия “детский сад”. А произошло это чисто случайно. Так и видится: гулял по аллеям парка пожилой господин, сидели по скамеечкам чинные няни, а вокруг резвились детишки. Присядет господин в сторонке и долго смотрит, как дети играют. И вот заметил он то, что видели все, но чему не придавали значения: детям вместе интересно, они тянутся друг к другу.  Никто не хочет в одиночку, и, чтобы приняли, каждый готов подчиниться общим правилам. Правила своих игр дети придумывают сами, строго им следуют, более того, старшие помогают младшим. И все вместе счастливы. Но нет, конечно, не так родилась у Фребеля идея поставить неорганизованные игры детей под контроль взрослых. И не в немецкой тяге к порядку и организованности дело, Фребелем руководило педагогическое чутье.  Был он романтиком, начитавшимся Гейне и Фихте, и отнюдь не чуждым богословия (отец его был пастором). Фребель имел университетское образование, и работал в приюте у гениального сумасшедшего – Песталоции. Тогда, в начале девятнадцатого века, и понятия такого не существовало – дошкольное воспитание. Но школы-то были! А в них дети, собранные в группы. Это – новые отношения, сложности и для детей и для учителей. Значит, детей надо готовить к школе – именно так, собирая их в группы. Под руководство педагогов. И в 1837 году Фребель открывает в Блакенбурге то самое учреждение “для детей младшего возраста”.Фребель был хорошим педагогом, он очень любил малышей. А тот, кто по-настоящему любит детей, сам чуточку и ребенок, и поэт. Для своего предприятия Фребель придумал очень поэтичное название – “детский сад”. По-немецки, Kindergarten. Фребель определил главный принцип воспитания: его “Киндергартен” должен выявлять в ребенке присущие ему от природы божественные начала, потому что человек по сути не животное, он – богоподобен. Нет, этот Фридрих определенно был поэтом! Не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа – вот главный принцип “детского сада”. И, разумеется, главным средством должно быть то, чему дети готовы посвящать все свое время – игры. Нам сейчас все эти соображения кажутся самоочевидными, но надо представить то время. Достаточно сказать, что торговля детьми (как и взрослыми) считалась нормальным явлением: до отмены крепостного права в Европе оставался еще не один десяток лет.  Фребель ввел систему воспитания, которая основывалась на «природности». Детей нельзя было бить, нельзя было навязывать им свои воззрения. За ними нужно было наблюдать. И прививать им основные законы природы – пользуясь методикой, которая в последствии получила название «Шесть даров Фридриха Фребеля». Первым даром был мяч. Мячи были покрашены в разные цвета. Это способствовало ознакомлению ребенка с разными цветами. Мячи были на ниточке. Раскачивая мяч и комментируя это словами – вперед-назад, вправо-влево и так далее – ребенка учили ориентироваться в пространстве. Вторым даром были небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра. Это помогало детям осваивать формы предметов. Третий дар – это кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.Следующий, четвертый дар – это такой же кубик, но разделенный на восемь пластин. Это способствовало развитию у детей строительных способностей. Пятый дар – это куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. И шестой дар – это также кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части. Эти дары способствовали развитию воображения у детей. С помощью этих частей можно было делать более разнообразные геометрические фигуры и даже выстраивать комбинации в виде разных фигур – животных, цветов, или просто узоров.  Таковы были основные игрушки и методические пособия того времени у детей. Позже практика детского сада перешла на другие страны, до нас дошла только к ХХ веку, значительно изменив и расширив с ходом времени методы и принципы воспитания. Итак, материал для занятия детей был Фребелем найден. Но надо было еще знать, как им пользоваться, какой метод приложить к делу. Фребель ввел сознательный, наглядный метод, основываясь на том наблюдении, что чем нежнее возраст ребенка, тем менее в состоянии он постигнуть отвлеченное, а все его органы чувств просят конкретных впечатлений. Важная заслуга Фребеля заключается в том, что он вложил эту теоретическую истину а практическое дело, в котором всякий метод был бы губителен. Теперь нам кажется, что никакой особенной заслуги в этом не было, потому что разве возможно с крошечными детьми действовать иначе, ненаглядно? Оказывается это было возможно. И Фребелю пришлось бороться за свои инновации, за наглядность и за другие принципы своей системы. Вскоре посев немецкого педагога прорастает на российской земле. Почти сразу после того как император Александр II издает в 1861 году свой знаменитый манифест об отмене крепостничества, в Россию начинают распространяться идеи Фребеля о “Киндергартене”. Через десять лет возникают Фребелевские общества в Петербурге, Киеве, Тифлисе, а при них – курсы для “садовниц”.Самым первым в России “детским садом” было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем еще в 1866 году. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет. Ясно – не крестьянских. Потому что “сад” ее был платным, по сути – тот же детский пансион для людей состоятельных. Но как бы там ни было, Аделаида Симонович стала первой в России “садовницей″ – так она себя именовала официально.        Симонович была большой фантазеркой, в программе ее “сада” были придуманные ей подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения. Но и этого ей показалось мало. “Садовница” хотела, чтобы идеи немецкого педагога стали российской практикой, и начала издавать специальный журнал “Детский сад”. Ее заведение просуществовало больше двух лет. Не знаю, доходил ли журнал из Петербурга до Тулы. Или Елизавета Павловна Симонович начиталась Фребеля? В любом случае, доподлинно известно: работы немецкого педагога были ей известны. Елизавета Смидович стала второй “садовницей″ России. 25 октября 1872 года в газете “Тульские губернские ведомости” появляется объявление: “С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 декабря этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7 лет. Елизавета Смидович”.Смидович… Фамилия какая-то знакомая. Ну, конечно, был такой Петр Смидович, пламенный профессиональный революционер, агент “Искры”. То есть, нигде он толком не работал, а занимался газетной контрабандой. В 1917-ом стал членом исполкома Моссовета, потом участвовал в подавлении матросского мятежа в Кронштадте. Жена его была не менее пламенной, и в большевистской власти занималась детским образованием и женскими вопросами. Так не это ли Смидовичи? Нет, не те, хотя и родственники. Викентий Игнатьевич Смидович был далек от революционных идей и по-настоящему трудящимся человеком – лечил людей. Его активность направлялась в иную сторону: он основал городскую больницу, организовал городское общество врачей и был даже гласным Городской думы. Доктор Смидович имел в Туле хорошую практику, его дом на Большой Дворянской, был в полтора этажа с полудюжиной окон по фасаду. Дом и сейчас стоит в центре Тулы, в пятнадцати минутах ходьбы от городской Управы. Правда, улица уже носит другое название – Гоголевская, и выкрашен дом так, как сам его хозяин вряд ли стал красить. Ядовито-розового колера бывший дом Смидовичей нынче находится в ведении департамента культуры. У крыльца на стене – мемориальная доска. Правда, не потому, что здесь когда-то находился один из первых в стране детских садов. Это – дом-музей одного из ярчайших русских писателей – сына Викентия и Елизаветы Смидовичей. Который и стал одним из первых воспитанников их домашнего детского сада. Сейчас уже мы можем только гадать, сколько вечеров просидели супруги, обсуждая будущее своего “садика”, сколько часов пришлось провести мадам Смидович в приемной попечителя учебного округа, сколько бумаг пришлось ей написать – пока не появилось в “Тульских губернских ведомостях” то объявление. И вот семейный детский сад начал действовать. Под затею Елизаветы Павловны муж согласился отдать лучшие комнаты: столовую, зал и гостиную – хватало места и для детских игр и для учебных занятий. Жена занималась с детишками, в летнее время они выходили в сад, устраивали веселые праздники, театральные представления, выезжали за город. Муж, несмотря на очевидную занятость, помогал, как мог: изготовил, например, громадный макет с горами, реками, морем, заливами и островами. На морском берегу паслись стада миниатюрных коров, малыши могли даже их трогать. Я бы назвал затею Смидовичей подвижничеством. Мало того, что своих детей – восемь, так еще и приходящие. Это подумать только: целыми днями в доме толчея, возня, шум! Представьте, два десятка детишек – живых, непоседливых, у каждого свой характер, желания. Этому пить хочется, тому – наоборот. Ангельское терпение нужно “садовнице”. Спросить – чего ради? Ведь хозяева платы ни с кого не брали: их заведение было первым в России бесплатным детским садом. Смидовичи любили детей? Безусловно. Но думается, не последнюю роль в решении супругов сыграло то, что идеи Фребеля они хотели приложить к воспитанию собственных детей. Пятилетний Викентий был не только первым, но и самым примерным воспитанником в мамином детском саду. Для него не делалось никаких исключений – что всем, то и ему.  В общем, Викентий Викентьевич Смидович получил хорошее воспитание, а затем и образование. Отучившись в гимназии, он заканчивает историко-филологический факультет Петербургского университета, затем поступает в Дерптский университет и выходит оттуда с дипломом доктора. Но еще студентом он выезжает в Екатеринославскую губернию на ликвидацию холерной эпидемии. А в 1901 году он пишет свои знаменитые “Записки врача”, которыми потом будет зачитываться не одно поколение советских студентов-медиков. И прославится он не как врач Смидович, а как писатель. Нам он известен под литературным псевдонимом Вересаев. Еще раз подчеркну: все, что предлагали Смидовичи детям, включая обеды, было бесплатным. На что они содержали свой “садик”? На то, что зарабатывал Викентий Игнатьевич. Но биографы пишут, что по причине нехватки средств заведение пришлось закрыть через три года от начала “садовничества” Елизаветы Павловны. А в учебниках по истории педагогики нет даже упоминания о детском саде Смидовичей. Но их частная инициатива от того не теряет своего значения. Смидовичи ставили опыт на самих себе, они – пример бескорыстия и того, что называется, гражданственностью. В этом, думается, главная ценность того, что сделали “садоводы” Смидовичи. Дальше, уже в двадцатом веке, начинается история общественных детских садов. В 1905 году в Москве возникает “Сеттлмент” – первое в России клубное объединение взрослых и детей. Создал его, начитавшись американского философа Дьюи, Станислав Теофилович Шацкий, человек потрясающих способностей и сумасшедшей судьбы. Его роль в отечественной педагогике ничуть не меньше, чем Макаренко, и позднее Шацкий станет одним из создателей отечественной системы государственного образования. А тогда, в самом начале века, он собрал вокруг себя таких же, как он сам, “сумасшедших”. Энтузиастов. И одна из его сотрудниц, Луиза Карловна Шлегер, стала добровольной “садовницей″, открыв в 1905 году на московской окраине детский сад. Тоже бесплатный, уже для детей рабочих. Восемью годами позже в Петербурге при Обществе содействия дошкольному воспитанию (надо заметить, до революции всевозможных обществ было великое множество) Е.И. Тихеева создала еще один детский сад. И – пошло-поехало. К октябрю 1917 года в России было уже 280 детсадов. Так, за пятьдесят лет российской истории стараниями самоотверженных “садовниц” идея немецкого педагога была превращена в общественное явление. Справедливости ради надо сказать, что только тридцать из двухсот восьмидесяти детских садов были бесплатными. Дальше начинает советская история детских садов. Коллективизация, индустриализация, пионерские отряды – все массово, масштабно. Все – организованно. Только за год, с 29-ого по 30-й, число детских садов выросло вдвое – с двух до четырех тысяч. В 1932 году их стало уже почти пятнадцать тысяч. Пять лет Академия архитектуры получает правительственное задание – разработать типовой проект здания детского сада. К началу 70-х годов в СССР насчитывалась около 50 тысяч дошкольных учреждений. Советский Союз опять оказался “впереди планеты всей″: мы были самой “садоводческой″ страной мира.И вот теперь мы имеем возможность спокойно заниматься своими делами, зная, что наши малыши под присмотром нынешних “садовниц”. Ей-Богу, жаль, что потерялось это ласковое слово. Воспитательница дошкольного учреждения – совсем иначе звучит, сухо и казенно. А вот “детский сад” прижилось, мы произносим эти слова не задумываясь об их происхождении. Детский сад – первая в жизни ребенка школа общественных отношений. Фребель был безусловно прав: этот бесценный жизненный опыт заменить невозможно ничем.

© Ссылка на источник: http://dsksv997.mskobr.ru/general_infor … -v-rossii/

http://nmnby.eu/news/analytics/5135.html
Начиная с самого момента становления Советского государства, принимается ряд важных нормативных документов, которые регламентировали деятельность детских садов:  «Декларация по дошкольному воспитанию» (1917), «Инструкции по ведению очага и детского сада» (1919), «Программа работы детского сада» (1932-34), «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада» (1938), «Типовая программа воспитания в детском саду» (1978, 1984). Эти документы определили основные принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

На территории Белорусской ССР количество детских садов начинает увеличиваться значительно уже в довоенное время. Так, в период 1925-1928 гг. численность детских садов выросла практически в два раза. Хотя конечно в общем отношении к населению их количество еще было невелико. Следует учитывать трудности с кадрами, материальным обеспечением в первые год

Наводнение в Москве, 1927 год. Крестьяне отдыхают возле бывшего царского дворца. Песочница перед Большим Театром, 1930.

Отредактировано Череп (24-08-2014 23:55:10)

+1

190

Запощщю сюда - чтоб не забивать основную тему
Да и вдруг - пригодится кому? :)

Михаил З. написал(а):

По самолетам все совсем просто 1. Надо всегда помнить, что военно-конструкторская и эксплуататорская мысль, в процессе становления авиации как полноценного рода войск, совершила мертвую петлю, бочку и боевой разворот в течении всего одного десятилетия.Поэтому просто не стоит устраивать компанейщину, по типу бронетанковой, с армадами бомбардировщиков или все силы бросать на пикировщики.Достаточно помнить, что в целом развитие авиации будет идти в рамках концепции Дуэ - тяжелая стратегическая авиация, тяжелые истребители сопровождения, фронтовые истребители завоевания превосходства поля боя, живучие штурмовики и массовые фронтовые пикирующие бомбардировщики.2. Концепцию уяснить и мееедленно строить авиапромышленность, шаг за шагом, неотвратимо, как падающий стремительным домкратом паровой молот.И если уж есть серьезный затык с собственными двигателями и освоением в производстве иностранных моделей и их усовершенствованием, то надо это осознавать.И не строить ДВА самолетных парка - либо прекрасные машины, которые никогда не полетят, потому как двигателя так и не получат, либо компромиссно-промежуточные решения, которые строились вообще вокруг конкретного двигателя.

Предложение Михаила З. очень даже интересное. И логичное.
Больше того - это предложение и было в СССР реализовано. авиация у нас развивалась именно по обозначенному направлению (ну, с некоторыми отклонениями, но в общих чертах :))
Есть только одно НО :)
Это НЕ предложение по развитию авиапрома. Это предложение по строительству ВВС. Чувтствуется разница?
Результатом же данного направления на настоящий момент является то, что весь мир летает на Боингах и Айрбасах, а мы - страна-родина тяжелой авиации! - жуем сопли.
И что, в общем, примечательно, соревнование это было проиграно как раз примерно в описываемый период: в 1931-м году в США был создан никому тогда неведомый Дуглас DC-1 - первый магистральный пассажирский самолет цельнометаллической конструкции, с убираемым шасси, оснащенный для слепых полетов, имеющий специальный пассажирский салон, надежный в обслуживании и эксплуатации (Вроде бы эти пять основных характеристик считаются базовыми для коммерческого авиалайнера, ЕМНИП. А если я чего попутал - то в рамках данного обсужденияне страшно: просто запомним, что знаменитый "Дуглас" - это эталон коммерческого самолета. До сих пор. Количество построенных по всему миру не поддается реальному учету. Минимум 16000, максимум - сколько я прикидывал - под тридцать. До сих пор летает.) И всё: этот НЕВОЕННЫЙ самолет захватил мировой рынок авиаперевозок. Многократно окупил все затраты на свое производство. И принес создателям и владельцам громадные прибыли. А для пассажиров - изменил планету Земля и взаоимоотношение между народами (до такой степени, что до такого даже большевикам было далеко :))А стоила эта разработка - копейки...
У нас же гражданская (которая должна быть как бы коммерческой, да, но увы :() авиация развивалась "по остаточному принципу". И - несмотря на выдающиеся в отдельных случаях машины - эксплуатировалась в основном большей частью внутри СССР (хотя в некоторых случаях буржуи готовы были у нас покупать наши прорывные - без дураков! - самолеты, но там по таким причинам не сросталось, что это вообще отдельная песня...)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Предложения и флуд по "Жерновам истории"