Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Маленький ныряльщик


Маленький ныряльщик

Сообщений 191 страница 200 из 681

191

Глава 10. Тогда считать мы стали раны

Мы сидим в капитанской каюте и подбиваем бабки. Попросту говоря, обсуждаем содеянное. Ну..., пытаемся понять, чего натворили.
Макаров выглядит озабоченным и хмурым — он более остальных чувствует свою ответственность за неудачу и поэтому заметно досадует. Остальные — кто во что горазд. Сергей Петрович морщится и баюкает на перевязи руку. Он и держит речь, повествуя о событиях ночи:
- Судя по силуэту это был «Хивзи Рахман». Подпустил он меня на полмили, и ударил из всех четырёх стволов. «Синоп» мой от тех перелётов чуть из воды не выбросило, а уж залило с головой. Вычерпываемся, но идём. Машина в порядке, топку не залило.
Ну, думаю, пока ты перезарядишься, гостинец мой до тебя доберётся. Да только не вышло по нашему-то. Навстречу двинулись шлюпки— стояли под бортом наготове с гребцами и стрелками. Причём — расходятся в стороны, явно пытаются окружить, ждут, когда мы окажемся промеж них. Оказалось — они сеть между лодками растянули, вот в неё торпеда и угодила. Сработать не сработала, но запуталась и давай воду мутить.
Тем временем на нас набросились с трёх шлюпок — вцепились в борта баграми и полезли на катер. Насилу от них вырвались, - Сергей Петрович поморщился. - Меня за плечо цапанули, думал или утащат или разорвут. Феогностыч углину к ним в шлюпку метнул: «Бомба, - вопит, - ложись», - и сам присел, чтоб поверили. Так они поверили, и всё побросали. Кто-то, кажется, даже в воду сиганул. Тут ещё и торпеда отчего-то сработала — наверное её к борту «Рахмана» подтянули и, когда вынимали из воды, наклонили носом вниз. Тут туркам и стало не до нас — образовалась пробоина в районе ватерлинии и побило кучу народа. Всех приложило знатно.
- Отчего-же, скажите, эти несчастные вздумали мину к себе на борт поднимать, - Степан Осипович недовольно щурится.
- Так отчего же не поднять. Ящик себе и ящик. Опять же не взорвался, остановился, перестал вырываться. Рожки из него не торчит — значит на мину непохож. А то, что конец крепить необходимо именно к стабилизаторам — так это само собой просится. Вот, как потянули вверх, так она передом вниз и встала.
- Жаль, однако, что уж совсем к борту её не прижали — потому и остались на плаву.

***

У Ивана Ивановича история другая. Ему в качестве цели досталась бронированная яхта и он, выдержав плотный ружейный огонь с её борта, вышел в точку залпа. А тут снаряд перебил одну из консолей «балансира». И случилось это как раз при выходе торпеды. Потому она сразу отклонилась, прошла правее и взорвалась где-то далеко в стороне от места событий.. Ну а защита катера выдержала и пули и осколки, хоть и из котельного железа сделана, но против ружейного огня вполне достаточная.
Измаил Максимович вернулся с неизрасходованным боезапасом — заградительный огонь оказался очень плотным, и лейтенант принял решение вернуться. Правильно сделал, кстати. По нему шмаляли не меньше, чем с пяти бортов. Точно — не дошёл бы он до точки залпа. И без того отметин привёз бессчётно. И как его просто-напросто не перевернуло?! Такими калибрами накрывали, что жуть берёт.
Ну а наш командир мало того, что руководил снятием корабля с мели, так ещё и решил поддержать атакующих огнём. Что ему безусловно удалось, так это вызвать огонь на себя. А потом уносил ноги. Нет, попаданий наш «Великий князь Константин» не получил, но случались и неприятно близкие падения снарядов.
Про мои приключения Вы уже знаете, а кого я торпедировал — кто же его разберёт? На мой взгляд нынешние корабли все на одно лицо. Три мачты, труба или две. В бортах порты. Насколько разглядели наши сигнальщики, вроде как «Мукадем Хаир». А только уверенности в этом нет. Мачты, однако, торчат из воды на месте его гибели. Видно даже, что под разными углами. Похоже, что он начинал разламываться, но это у него не вполне получилось из-за близости дна.
Из людей у нас никто не погиб и не ранен, кроме Сергея Петровича. Ну да он держится молодцом, хотя ходит нынче по всему кораблю в халате с кистями - не налезает мундир на повязки. Из плохих новостей только то, что турецкий флот ушел, а куда - к Босфору или к Синопу, или ещё куда — кто знает?

+7

192

***

Да, про Батумское дело рассказывали не так — там было всё значительно более скучно:
Вошли, мол, самым малым ходом как к себе домой — темнота кромешная, но корабли на рейде видно по огонькам, что пробиваются из внутренних помещений. Бухта глубокая, поэтому все стоят носом к берегу. Так по этой линии задниц наискосок и отстрелялись в расчёте на то, что, если не в этот, так в следующий в ряду корпус, торпеда обязательно угодит. Потом сразу отвернули через центр, и ушли без оглядки.
А уж когда бабахнуло и начался тарарам, тогда позагорались огни и кое-что торпедисты наши сумели разглядеть. Решили, что поразили фрегат "Махмудие", корвет "Ассари Тевфик" и канонерскую лодку «Интибах». Четвёртый корабль не опознали даже приблизительно. И про то, кого же я угостил, по нарисованному мною «портрету» признали, что похоже на «Абдул Азиз». Хлопоты по отлову нас с ныряльщиком затмили все впечатления от этих событий.

***

Так вот. Сознался нам Макаров, отчего так мрачен. У нас осталось три неизрасходованных торпеды, а где искать неприятеля, он даже не догадывается. В общем, делает в корабельном журнале запись о начале очередного ремонта машин, а сам садится крепко думать. Чего и господам офицерам желает.
Относительно же тактики применения самодвижущихся мин-торпед некоторые заключения мы сделали. Естественно, применительно к атаке неприятеля в порту или на рейде, или ещё если цель лежит в дрейфе. По идущим или маневрирующим кораблям мы  так ни разу и не работали.
Вывод из этого был один единственный — залогом успеха является скрытность. Как только торпедоносцы обнаружены — необходимо немедленно уходить, иначе - расстреляют. Так вот, подводная лодка в этом плане имеет неоспоримые преимущества, потому что её банально не видно. Даже днём. Так что катерам следует исполнять вспомогательную роль — подвести субмарину на буксире поближе к рабочему месту, а на обратном пути разыскать и дотащить до матки.
Катерам в дневное время себя показывать категорически не следует, им ночь — мать родная. Подводнику же действовать без света крайне неудобно. Вот не прилип бы я к дну, потому что элементарно увидел его приближение, если бы не тьма кромешная. Тогда всех моих злоключений попросту не было бы. Ну а маленькую рубку, если она не движется, даже при слабой волне или вообще не разглядят, или примут за мусор. Это я речь веду о необходимости всплыть, чтобы прицелиться — навести торпеду на цель из под воды-то никак не получается. Плохо сквозь неё видно на расстояниях, удобных для выстрела.
Вот и получается, что планировать действия следует на предрассветный час. Тогда катера «отпустят» меня на цель ещё в темноте и неприятель их может обнаружить только на отходе. Самая же проблемная часть любой вылазки — эвакуация. Продержусь ли я в своём «пыточном механизме» от рассвета и до заката — кто знает! Однако, никаких побуждений к эксперименту в душе своей не обнаруживаю.

+7

193

***

Перспективы дальнейшего развития субмариностроения мы тоже обсудили. Я однозначно настаивал на использовании свинцовых аккумуляторов, заранее заряженных, естественно. И электроприводе. Что касается двигателей, то их просто-напросто поищут — что-то об этом господа офицеры слышали, так что поинтересуются, когда вернёмся в большой мир. Относительно же аккумуляторов, боюсь тут уж мне придётся потрудиться. Дело в том, что наверняка никто ничего подходящего не изготавливает применительно к подводной лодке наших размерений, а запихивая в тесный корпус доступные серийные изделия, даже если они есть, мы обязательно будем вынуждены идти на жертвы в чём-то другом, нарушая оптимальную компоновку.
Из важного хочу отметить, что в эту эпоху все электромоторы работают исключительно на постоянном токе, то есть и в генераторах и в двигателях самым слабым местом являются коллекторы, за которыми следует тщательно следить. Зато достаточно просто-напросто согласовать токи и напряжения и решить вопросы с управляющими цепями с учётом полярности. Не заморачиваясь ни с трансформаторами, ни с преобразователями, ни с фазировкой.
Ещё я поспрашивал, не знают ли люди, где взять немного неона для осветительных устройств, а то с производством ламп накаливания уж очень много возни, подсвечивать же приборы искрой от кремня — замучаешься высекать. Да и глаза не радуются коротким тусклым вспышкам.
Помяну и ранения «Маленького ныряльщика». Передний руль глубины пострадал от ружейной пули. Да, в меня стреляли из винтовок с того самого «Ворчуна», которому я показывал, как умею делать перекат задом наперёд. Я ему, понимаешь, приветливо винтами покрутил, а он давай в меня бросаться свинцовым горохом. Кстати, и отверстий наделали в корпусе, правда не сквозных, но глубоких. Через одну даже вода сочилась, и ещё через сальники.
От удара же кормой об дно левый винт просто отломило по выходу из трубы, в которую был упрятан его вал, а правому достался перекос. Я ведь поминал, что концы осей винтов упёр в поперечину? Вот она и приняла на себя основной удар, часть которого пришлась по раме, защищающей рули глубины. Что же касается руля направления, то заднюю его часть, ту, что позади оси, отломило напрочь.
Починили меня уже к вечеру. Механики на «Великом князе Константине» мастеровитые, а как докуда в лодке добраться им показал Сашка Клёмин.
К слову сказать — подходящие помещения и инструмент на корабле имеются. Умелые руки и огромное желание тоже в избытке. Началу строительства новой улучшенной педальной лодки мешает только отсутствие материалов. Помните, наверное, что я пользовался запасами, сделанными мастером-краснодеревщиком, столяром, то есть.  Всего что душа пожелает имел в лучшем виде и ассортименте. А корабль наш, хоть и немаленький, и у запасливых боцмана и баталера много разного иущества имеется, однако не для строительства подводных лодок. А ещё на опыты с торпедами мы немало досок извели.
Так что никакой великой стройки пока не ведётся. Так, копаемся помаленьку с отдельными узлами. Я над приборами колдую, а механик кран звукопровода выдумывает. Ушей то у меня всего два, а слушать нужно и вперёд, и назад, и в стороны и в воздух и в воду. А ещё Иван Иванович озадачился системой управления клапанов и кранов на заполнение и осушение балластных цистерн. Схема там несложная, но количество вентилей в ней избыточно для одной руки. Вот и соображает, как удобно сделать, чтобы уменьшилась вероятность ошибки.
Господа офицеры уже пробовали проводить настройку плавучести ныряльщика, после чего остались премного огорчены. Нижний чин, понимаешь, Клёмин, справляется, а их за страховочные фалы шлюпбалками из воды доставали. Ну и что? Я того Саньку сколько натаскивал!? А им надо, чтобы с первого разу всё вышло. Да и не так уж они накосячили, кстати. Фатальных ошибок не наделали, только устранимые.

+7

194

***

Никуда мы из этих вод так и не ушли. Изредка маневрировали под парусами. А то в дрейфе лежали, или стояли на якоре. К острову Змеиному не подходили, материковый берег из виду не теряли, пережили два коротких шторма и один средней плотности туман.
Сулинское русло не давало покоя нашему командиру. С внешнего рейда, видишь, корабли он разогнал, а что творится на реке - издалека не видно, и близко подходить нельзя — вдруг спугнём!?
С начальством связываться тоже нельзя — оно всегда всё старается запретить. Это хорошо отработанная всеми руководителями технология — препятствовать подчинённым, пресекая любую инициативу. Минимизируют риск администратора — наказывают ведь за ошибки..., серьёзно наказывают. А за «не сделано» - ласково журят и просят поторопиться. То есть - всегда остаётся свобода для паркетного маневра.
Наконец, Степан Осипович решился. Или дождался нужного сочетания астрономических и метеорологических факторов? Освещённость, облачность, волнение - всё было удачно.
На сей раз постарались подгадать так, чтобы своё самостоятельное плавание «Маленький ныряльщик» начал на рассвете. Привёл меня Зацаренный на «Чесме» - у неё приличный ход, так что при случае, и сам убежит, и меня из под удара утащит. Разведки ведь не проводилось. Достаточно и того, что «Великий князь Константин» грозно маячил в видимости береговых наблюдателей. И ведь никто не направился к нам чтобы наказать за наглость. Одним словом - боевой дух у турок нынче не в дугу. Не боевой он вовсе.
Два затемнения голубого огонька на корме катера - сигнал остановки. Подхожу к правому борту и слышу: «Четыре кабельтова строго на вест». «Чесма» неслышно растворяется во мраке, а я уравниваюсь, перехожу на дыхание от баллонов, и иду куда велено. Семьсот сорок метров. Семьсот сорок секунд.
Отлично мы сегодня рассчитали время — как раз рассветает. Всего-то двенадцать с половиной минут, а уже угадывается полоска мыса правее. Промах, конечно, но закономерный. Поворот, и я огибаю этот выступ суши, оставляя его слева. Вот ныряльщик и в реке. Лодка чуть проседает — пресная вода менее плотная, чем солёная морская, а мой корабль — прекрасный ареометр. Сразу почуял разницу.
Убавляю воды в цистернах и держусь от берега в сотне метров. При известной мне ширине русла это должна быть его середина. Иду, справа темно, а слева есть огоньки селения, блекнущие по мере того, как светлеет небосвод. Уже и строения впереди просматриваются и причаленные корабли угадываются. Но главное — меня сдерживает встречное течение — я просто стою на месте.
Ухожу вправо и долго ищу противоположную сторону протоки — как-то тут шире оказалось, чем я полагал. Не так-то просто оказалось подойти к берегу. Низменные топкие места, поросшие камышом, опасны тем, что здесь проще простого спрятать в зарослях дозорных на лодке. Зато глубины — воробью по колено. Вода же настолько мутная, что о какой-либо видимости в ней нечего и говорить.
Зато встречный поток тут почти незаметен. Крадусь, всматриваюсь, оцениваю силу течения и отчётливо вижу справа нос судна, основная часть которого скрыта камышом. Паром или понтон — сразу и не скажешь. От него в воду тянется толстая цепь. Оба на! Кто бы подумал, что до этого дойдёт?! Отгородили, стало быть, турки, протоку от моря.
Бросаю педали и мирно дрейфую. Дилемма, однако, получается. У берега слишком мелко, чтобы пытаться поднырнуть под препятствие, а там, где глубоко - сильное встречное течение. Сижу, считаю, прикидываю. Как ни крути — полная ерунда. К тому же на речной водной глади мою рубку запросто приметят с правого, который сейчас о меня слева, берега. Там уже люди ходят и видны стволы пушек, торчащих из укреплений. Редуты? Флеши? Что-то в этом роде.
Меня потихоньку выносит обратно в море, которое уже изредка видно сквозь камыши. Итак, тут очень тонкий низменный мыс, намытый рекой. Не найдётся ли сквозь него какого-нибудь прохода? Уж очень он густо порос камышами. Собственно, я и грунта-то тут толком не видел. Вдруг я принимаю за твёрдую землю торчащие из воды вершины растений?
Подождал, пока меня не вынесло к окончанию тонкой полосы растительности, а потом снова двинулся вдоль неё, но с другой стороны. Это я опять оказался в солёной воде, потому что подвсплыл. Прошёл пару километров почти параллельно только что покинутому мной руслу, и разглядел что-то вроде прохода вглубь. Туда и нырнул. А ведь действительно, можно через эту «сушу» проплыть. Конечно, заросли камыша то сходятся, и тогда их приходится раздвигать носом, то расходятся, и становится тревожно, а не увидит ли меня кто-нибудь на этой открытой «полянке». Садился на мель пару раз, но продувался и выпячивался назад. Потом снова искал дорогу правее или левее. Часа за три добрался до Сулинского русла.
А тут у меня просто разбежались глаза — длинная череда кораблей стоит напротив  вдоль правого берега носами вверх по течению. С них меня мгновенно обнаружили, завопили, забегали. А что? Торпеда дойдёт, промахнуться тут просто некуда, учесть снос от поперечного течения я физически не в состоянии. Пронырнул сотню метров поперёк реки, всплыл, взял поправку на глазок и выстрелил. А потом сразу погрузился, а то не хватало мне только пули в стекло — уже ведь стреляют. Выставил курс точно вдоль русла — оно тут идёт прямо на восток северо-восток — и пошёл минимальным ходом на глубине четырёх метров — меня и вынесло в море через полчаса. Цепь я не потрогал, наверное, ниже прошёл. Или выше — не знаю в точности — ничего ведь не видать из-за мути. Взрыв слышал через положенное время, а в кого угодил, ума не приложу. Мог и в берег попасть, потому что видел зазоры между кораблями. Знаете, закон ехидства Природы, он ведь всемирный.
Финал моего предприятия бы скучен. Через два часа спокойного хода услышал сигнал призыва — звяканье по металлу, а через полчаса меня взяла на буксир «Чесма». Тот факт, что против оптимистического расчёта прождали они лишних четыре часа, это не страшно. Ни разу у нас ещё ничего не получилось строго по плану.

+7

195

***

Через два часа после нас к борту подошёл катер «Наварин». Мичман Подьяпольский доложил, что английский стационер «Кокатрис» проследовал из Сулина в «Синоп». Наши подходили к борту для обмена приветствиями и узнать, как дела. Оказывается, после того как на глазах команды в клочья разорвало турецкий монитор «Хизбер», капитан принял решение о том, что долее находиться в этом месте означает подвергать неоправданному риску имущество Её Величества и жизни её подданных.
Вообще-то, многие дымы наблюдались в стороне проведанного мною городка. Сигнальщик осмелился выразить предположение, что турецкие корабли уходят вверх по реке, после чего Макаров досадливо поморщился и произнёс:
- Право, Петр Семёнович! Стоило ли так пугать неприятеля?! Куда я теперь дену ещё две ваши ужасные торпеды?

+5

196

Пост 191

Сергей_Калашников написал(а):

- Отчего-же, скажите, эти несчастные вздумали мину к себе на борт поднимать, - Степан Осипович недовольно щурится.

без дефиса, вопросительный вместо запятой

+1

197

Пост 192

Сергей_Калашников написал(а):

навести торпеду на цель из под воды-то никак не получается. Плохо сквозь неё видно на расстояниях, удобных для выстрела.
Вот и получается, что планировать действия следует на предрассветный час.

вместо второго - выходит

+1

198

Пост 193

Сергей_Калашников написал(а):

Кстати, и отверстий наделали в корпусе, правда не сквозных, но глубоких. Через одну даже вода сочилась, и ещё через сальники.

одно

Сергей_Калашников написал(а):

Ушей то у меня всего два, а слушать нужно и вперёд, и назад, и в стороны и в воздух и в воду.

через дефис

+1

199

Пост 194

Сергей_Калашников написал(а):

так что при случае, и сам убежит, и меня из под удара утащит.

через дефис

Сергей_Калашников написал(а):

ищу противоположную сторону протоки — как-то тут шире оказалось, чем я полагал. Не так-то просто оказалось подойти к берегу.

второе можно убрать

Сергей_Калашников написал(а):

От него в воду тянется толстая цепь. Оба на! Кто бы подумал

через дефис

Сергей_Калашников написал(а):

мою рубку запросто приметят с правого, который сейчас о меня слева, берега.

от

+1

200

Пост 195

Сергей_Калашников написал(а):

Подьяпольский доложил, что английский стационер «Кокатрис» проследовал из Сулина в «Синоп».

без кавычек

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Маленький ныряльщик