Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Маленький ныряльщик


Маленький ныряльщик

Сообщений 341 страница 350 из 681

341

Konstantin
Лампы накаливания с угольным электродом живут до первого встряхивания.
То есть - первая волна в скулу - сидим в темноте.
Зацепили сеть или дно - сидим в темноте.
Близкий разрыв - сидим в темноте.

Причём вся лодка сразу...
Как, радует?

А дуговая лампа - это жёсткий ультрафиолет и очень высокая температура.
Тоже та ещё радость...

+1

342

Тверетинов Е.П., л-т. ТВЕРИТИНОВ ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ (1850-1920) Тверитинов Е. П. — русский светотехник последней половины девятнадцатого века, один из первых светотехников, специализирующихся на приложении электричества к морскому делу (судовое освещение, минное дело, приводы судовых механизмов, аккумуляторное дело, маяки). Родился Евгений Тверитинов 19(31) мая 1850 года в городе Кронштадте, в семье офицера морской артиллерии, происходившего из мелкопоместных дворян Рязанской губернии. Морская служба была традицией в семье Тверитиновых с восемнадцатого века. В детстве мальчик увлекался чтением книг и рассказами о морских путешествиях, о жизни заморских стран. В 17 лет он был определен в Морское училище, которое закончил в 1871 году. В 1876 году Тверитинов поступает в Минный Офицерский класс и заканчивает его год спустя, получив звание минного офицера второго разряда. 1 января 1878 года Е. П. Тверитинов был назначен на должность флагманского офицера по электрическому освещению. В 1881 году на Парижской выставке электротехники он был удостоен почетного диплома за изобретение коммутатора для параллельного соединения двух динамо-машин последовательного возбуждения, сигнального фонаря со «свечой Яблочкова», лампы с двумя парами углей и подводного фонаря для водолазных работ. Через три года по его предложению был построен катер-электроход. В 1899 году Ученый совет Электротехнического института присвоил Тверитинову звание Почетного инженера-электрика. Два великих ученых А. С. Попов и Е. П. Тверитинов были удостоены этого высокого звания. Попова А. С. знает весь мир, а имя Е. П. Тверитинова почти забыто, хотя в 1880 г. летом в Кронштадте уже работала крупнейшая в Европе электроустановка (186 ламп), на несколько лет раньше, чем в Зимнем дворце и в Московском Кремле появился электрический свет. В 1903 г. Е. П. Тверитинов основал газету «Котлин», которая наряду с «Кронштадтским вестником» являлась одной из лучших газет в России. 16 мая 1920 года Тверитинов умер. Он был похоронен с почестями в Кронштадте. Его могила и надгробный памятник сохранились до наших дней. ИЗОБРЕТЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Е. П. ТВЕРИТИНОВА 1. Кольцевой замыкатель для взрыва мин. 2. Применение электрического освещения как боевого средства для ослепления противника. 3. Новый тип аккумуляторов. 4. Воздушный сигнальный шар с лампочками накаливания. 5. Подводный аккумуляторный фонарь. 6. Судовой сигнальный фонарь. 7. Коммутатор для параллельного соединения двух динамомашин Сименса. 8. Применение ветряного двигателя для зарядки аккумуляторов. 9. Новая схема размещения ламп накаливания. 10. Схема иллюминационной установки колокольни Ивана Великого Московского Кремля. 11. Аккумуляторный катер-электроход. 12. Метательная мина. 13. Новый тип электрической лампочки. 14. Щиток для устранения вредного рассеяния света в шлюпочном и ручном фонарях. 15. Применение электрических аккумуляторов для самодвижущихся мин. ПЕРЕЧЕНЬ КНИГ И СТАТЕЙ, НАПИСАННЫХ Е. П. ТВЕРИТИНОВЫМ 1. Тверитинов Е. Машины г.г. Меританс и Сименса для электрического освещения свечами Яблочкова // Известия Минного офицерского класса, Выпуск 1, 1879. 2. Тверитинов Е. Электрическое освещение (Литографированные записки) // Минный офицерский класс, 1880. 3. Тверитинов Е. О параллельном соединении динамоэлектрических машин по способу Тверитинова //«Электричество», № 10, 1880. 4. Лейтенант Тверитинов. Программа чтений по электрическому освещению для слушателей Минного офицерского класса // Известия Минного офицерского класса, 1880. 5. Тверитинов Е. Программа курса подводных оборонительных мин // Известия Минного офицерского класса, Выпуск 5, часть 2, 1881. 6. Тверитинов Е. Об установке динамоэлектрических машин на гибком вале // «Электричество», № 15, 1881. 7. Тверитинов Е. Влияние чугунных фундаментов и платформ на действие динамоэлектрических машин // «Электричество», № 19, 1881. 8. Тверитинов Е. О влиянии боевых выстрелов на судовое электрическое освещение // Известия Минного офицерского класса, Выпуск 6, стр. 15—24, 1882. 9. Тверитинов Е. Электрическое освещение // Курс Минного офицерского класса, ч. 1, (с чертежами). СПб., 1883. 10. Лейтенант Тверитинов. Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого в дни коронационных торжеств. СПб., 1883. 11.Тверитинов Е. О размещении ламп накаливания // Известия Минного офицерского класса, 1883. 12. Тверитинов Е. Программа чтений по электрическому освещению // Известия Минного офицерского класса, 1883. 13. Тверитинов Е. П. Электрическое освещение // Курс Минного Офицерского класса часть 2 (с чертежами). СПб., 1884. 14. Тверитинов Е. П. О значении электрического освещения как боевого средства на судах флота // Известия Минного офицерского класса, Выпуск 12, стр. 123—130, 1884. 15. Тверитинов Е. П. Отчет по электрическому освещению на Минном отряде в компанию 1883 года // Известия Минного офицерского класса, Выпуск 2, стр. 31—44, приложение, 1884. 16. Тверитинов Е. П. Правила об электрическом освещении лампами накаливания и об употреблении измерительных приборов, Известия Минного офицерского класса, Выпуск 12, стр. 115—122, 1884. 17. Тверитинов Е. П. Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого, по поводу заметки г. В. Чикалаева // «Электричество», № 6—7, 1884. 18. Тверитинов Е. П. Извлечение го отчета о плавание судов учебного Минного отряда Балтийского флота // Известия по минному делу, Выпуск 22, стр. 116-133, 1888. 19. Тверитинов Е. П. Электрические аккумуляторы. СПб., 1888. http://www.kronstadt.ru/books/history/orkron_9.htm

+1

343

Konstantin, вот Вы сами и описали "маленькие" недостатки существовавших в тот период ламп. Семёныч выбрал тускловатые и тоже не слишком долговечные лампы. Зато простые в замене и не чересчур сложные в изготовлении - чай, видывали Вы свечение открытой спирали.
Кстати - водородное наполнение ламп накаливания служит для ускорения теплоотвода - на этом свойстве основано устройство бареттера.
И вообще, до начала применения вольфрамовых нитей в электроосвещении было очень грустно, многодельно и хлопотно.

0

344

АККУМУЛЯТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГІИ, обратимые гальваническіе элементы, способные возобновлять запасы своей энергіи отъ посторонняго источника. Существуетъ много различныхъ системъ электр. А-въ, но въ техникѣ военно-морского дѣла получилъ примѣненіе только свинцовый А., впервые предложенный въ 1859 г. Гаст. Плантэ и до сего времени подвергающійся усовершенствованіямъ и измѣненіямъ конструкціи. Основанія устройства и дѣйствія свинцовыхъ А. слѣдующія: если взять двѣ свинцовыхъ (Pb) пластины и, опустивъ въ разбавленную сѣрную кислоту (H2SO4), соединить одну изъ пластинъ съ положительнымъ полюсомъ динамо-машины, а другую — съ отрицательнымъ, и пропустить черезъ элементъ токъ, то, подъ вліяніемъ электролиза жидкости, пластина, соединенная съ + динамо, покроется перекисью свинца (Pbo2) подъ вліяніемъ выдѣляющагося кислорода (О). Если послѣ этого измѣнить направленіе внѣшняго тока, то на пластинѣ, покрытой перекисью свинца, начнетъ выдѣляться при электролизѣ сѣрной кислоты уже водородъ (H) (переносящійся всегда по направленію тока), который и возстановитъ ее въ губчатый свинецъ (Pb), а на другой пластинѣ отъ выдѣляющагося кислорода (O) образуется перекись свинца (Pbo2). Такимъ образомъ, подъ вліяніемъ пропущеннаго отъ посторонняго источника электрическаго тока и происшедшей отъ него химической работы въ элементѣ, строеніе электродовъ и плотность электролита измѣнились, элементъ зарядился и сталъ способнымъ самъ производить электрическую энергію. Если послѣ этого соединить пластины элемента между собой черезъ внѣшнюю цѣпь, то появится токъ обратнаго иаправленія зарядному; онъ пойдетъ внутри элемента отъ пластины съ губчатымъ свинцомъ (Pb) къ пластинѣ съ перекисью свинца, при чемъ разность потенціаловъ въ цѣпи будетъ около 2,1 вольта. Подъ вліяніемъ тока внутри элемента начнетъ выдѣляться на пластинѣ съ перекисью свинца (Pbo2) водородъ (Н), возстановляющій ее въ окись свинца (Pbo), которая подъ дѣйствіемъ сѣрной кислоты (H2SO4) обратится въ сѣрнистый свинецъ (Pbso4); на пластинѣ же губчатаго свинца (Pb) подъ вліяніемъ тока начнетъ выдѣляться кислородъ (O), который окислитъ ее въ окись свинца (Pbo), обращающуюся подъ вліяніемъ сѣрной кислоты въ тотъ же сѣрнокислый свинецъ (Pbso4). Такимъ образомъ, электроды элемента станутъ однородны, исчезнетъ разность потенціаловъ, и элементъ разрядится и перестанетъ давать токъ. Для того, чтобы онъ сталъ вновь способенъ къ дѣйствію, его нужно снова зарядить отъ посторонняго источника электричества, какъ было выше указано. Емкость А., т.-е. то количество электричества, которое онъ можетъ дать при разрядкѣ, будетъ тѣмъ больше, чѣмъ больше количество дѣйствующихъ веществъ перекиси и губчатаго свинца, но такъ какъ электролитическимъ путемъ слой дѣйствующаго вещества получается на поверхности, то емкость А. Плантэ пропорціональна поверхности пластинъ. Для облегченія образованія дѣйствующей массы на пластинахъ ученикъ Плантэ, Камиллъ Форъ предложилъ въ 1881 году дѣлать пластины изъ свинцовыхъ рѣшетокъ, вмазывая туда тѣсто изъ разбавленныхъ сѣрной кислотой окисловъ свинца. Впослѣдствіи въ техникѣ стали развиваться оба типа пластинъ, какъ поверхностныя — Плантэ, такъ и массовыя — Фора, которыя и раздѣлили всѣ разнообразный системы А. на двѣ главныхъ группы. Среди различныхъ системъ свинцовыхъ А. необходимо упомянуть разработанный въ 1883 году трудами нашихъ морскихъ офицеровъ, во главѣ съ Е. К. Тверитиновымъ, А. "образца Миннаго офицерскаго класса", долго примѣнявшійся на судахъ нашего флота для питанія боевой цѣпи освѣщенія, взрывовъ минъ и другихъ вспомогательныхъ цѣлей. А. этотъ по своему времени былъ весьма совершенный. Въ настоящее время болѣе распространены А. крупныхъ фирмъ Travail Electrique de Métaux GEM, Nouvelle Societé Fulmen, Тюдоръ и другихъ. Главнѣйшія свойства, характеризующія качества А., слѣдующія: 1) Емкость, т.-е. количество электричества, которое можетъ дать заряженный аккумуляторъ при различныхъ режимахъ разрядки. Выражается она въ амперъ-часахъ. Режимъ разрядки характеризуется числомъ часовъ нахожденія А. подъ токомъ. Для сравненія различныхъ системъ А., емкости относятъ къ 1 килогр. полнаго вѣса собраннаго А. съ жидкостью и отношеніе это называютъ удѣльной емкостью; точно такъ же и силу разряднаго тока, отнесенную къ 1 килогр. полнаго вѣса съ жидкостью, называютъ удѣльнымъ разряднымъ токомъ А. Въ лучшихъ типахъ морскихъ А., удѣльная емкость при 3-хъ часовомъ режимѣ разрядки около 10 амперъ-часовъ. 2) Производительность, т.-е. количество энергіи, отдаваемой А. при разрядѣ; она выражается въ уаттъ-часахъ (произведеніемъ амперъ-часовъ на среднее напряженіе при разрядкѣ). 3) Отдача. Важнымъ факторомъ для оцѣнки достоинства А. служитъ его отдача. Количественная отдача получится отъ раздѣленія числа амперъ-часовъ разрядки на число амперъ-часовъ зарядки и нормально она бываетъ отъ 0,8—0,9. Отдача по энергіи получится отъ раздѣленія количества энергіи, получаемой при разрядкѣ, на количество энергіи, расходуемой на зарядку и колеблется практически отъ 0,65—0,75. Отсюда ясно, какъ мало выгодна эксплоатація А. для полученія электрической энергіи и почему послѣдніе получаютъ примѣненіе только въ тѣхъ случаяхъ, когда по мѣстнымъ условіямъ является неудобнымъ использовать другой источникъ ея полученія. Примѣненіе А. въ воен.-морск. техникѣ началось съ 80 гг. прошлаго столѣтія. А. примѣнялись на судахъ, какъ запасные источники энергіи для электрическаго освѣщенія, т. к. ихъ можно легко укрыть въ наиболѣе защищенныхъ частяхъ судна, и потому А. труднѣе подвергались выводу изъ дѣйствія отъ попаданія случайныхъ снарядовъ, чѣмъ паро-динамы съ ихъ трубопроводомъ. Кромѣ того, А., какъ легко переносимые источники энергіи, примѣняются для взрывовъ минъ, для освѣщенія прицѣловъ и мушекъ во время ночной стрѣльбы и для питанія радіостанцій. Но особое значеніе въ военно-морской техникѣ эл. А. получили съ появленіемъ подводныхъ лодокъ, какъ незамѣнимый источникъ энергіи для работы ихъ двигателей при подводномъ ходѣ. Дѣйствительно, отъ подводной лодки, идущей подъ водой, требуется, чтобы плавучесть ея, т.-е. разность ея вѣса и вѣса вытѣсняемой ею воды, была постоянна (см. Подводное плаваніе1), и лодка при своемъ движеніи не оставляла слѣда на поверхности моря. Легче всего этихъ условій достичь, примѣняя какъ подводный двигатель электромоторы, питаемые токомъ отъ мощныхъ А-хъ батарей, т. к. при расходѣ энергіи вѣсъ А. остается постояннымъ, на температуру и составъ атмосферы въ лодкѣ разрядка А. не вліяетъ, и электромоторы при работѣ не оставляютъ слѣда на поверхности моря. Поэтому почти всѣ существующія подводныя лодки снабжаются батареями А., какъ источникомъ энергіи для подводнаго хода; на нѣкоторыхъ же, преимущественно малыхъ лодкахъ, онѣ являются единственнымъ источникомъ энергіи для передвиженія лодки, какъ въ надводномъ, такъ и въ подводномъ положеніяхъ. Вѣсъ батареи достигаетъ на нѣкоторыхъ лодкахъ 30% отъ всего ихъ надводнаго водоизмѣщенія. Практика различныхъ флотовъ выработала особыя требованія, предъявляемыя А. подводныхъ лодокъ, и для нихъ создался особый типъ элементовъ. Для полученія лучшаго типа въ нѣкоторыхъ государствахъ устраиваются періодическіе конкурсы А., результаты которыхъ держатся въ большомъ секретѣ. Въ судовыхъ А., помимо повышенія основныхъ качествъ элементовъ — емкости, производительности и отдачи — приходится обращать особое вниманіе на слѣдующія ихъ свойства: способность А. выдерживать въ случаѣ надобности быстрые разряды; способность А. дольше держать зарядъ (уменьшеніе саморазряда); выносливость и долговѣчность А. (обычно требуютъ гарантіи въ 250 полныхъ разрядокъ); ускореніе зарядки, весьма важное по тактическимъ соображеніямъ (чтобы лодка была способна скорѣе возобновлять запасъ энергіи и становиться вновь дѣеспособной); прочность элементовъ, равно какъ способность выдерживать тряску и качку безъ порчи и пролитія жидкости; тщательную укупорку элемента и легкость удаленія газовъ изъ элемента при зарядкѣ. Отъ установки батарей на лодкахъ требуется, чтобы изоляція А. отъ корпуса была возможно лучшая, элементы были бы легко доступны осмотру, установлены возможно прочнѣе и вентиляція помѣщенія А. была бы возможно лучше, дабы меньше газовъ выдѣлялось въ другія помѣщенія лодки. А. батарея требуетъ за собой весьма тщательнаго ухода и въ случаѣ небрежности или упущеній грозитъ, помимо большихъ матеріальныхъ потерь, опасностью взрыва. Необходимо постоянно слѣдить: 1) за изоляціей батареи; 2) за удаленіемъ выдѣляющихся изъ нея газовъ; послѣднее особенно важно въ концѣ зарядки, когда газы выдѣляются очень обильно, отчего образуется въ воздухѣ гремучая смѣсь, могущая привести къ взрыву. Надо усиливать во время зарядки вентиляцію лодки; не провентилировавъ послѣднюю, запрещается идти подъ воду. Необходимо также послѣ большихъ разрядокъ немедленно возобновлять зарядъ А. во избѣжаніе ихъ сульфатаціи (затвердѣнія сѣрнокислаго свинца). Надо строго слѣдить за химическимъ составомъ, количествомъ и плотностью электролита, которые необходимо поддерживать согласно указанію фирмы. Слѣдуетъ обращать самое серьезное вниманіе на соблюденіе командой лодки при работѣ съ А. правилъ гигіены; были случаи свинцовыхъ и кислотныхъ отравленій, во избѣжаніе которыхъ, помимо усиленія вентиляціи, надо соблюдать чистоту рукъ и улучшать питаніе команды спеціальными противоядными продуктами, какъ молоко и пр. Стоимость А. батарей весьма велика, въ грубыхъ цифрахъ около 2.000 руб. за тонну А-въ. Между тѣмъ опытъ показалъ, что въ среднемъ срокъ службы А-й батареи около 5 лѣть; отсюда видно, какъ дорога эксплоатація этого источника энергіи, съ примѣненіемъ котораго на подводныхъ лодкахъ пока приходится мириться. (Лейтенантъ С. Кукель. Электрическіе аккумуляторы. Курсъ Учебнаго Отряда подводнаго плаванія. Либава, 1908 г. L. Jumau. Les accumulateurs Electriques. Paris, 1907. (2 èd.). F. Dolezalek. Die Theorie des Bleiakkuraulators Halle a. S. 1901. D. Wada. Secondary Battaries, London. 1903. L. Lyndon. L’accumulateur Electrique. Paris, 1904).

[1] Статья, на которую указывает данная ссылка, в оригинале отсутствует. (прим. Яндекс.Словарей)

  В 1880 г. Костович представил в  Морской  Ученый  комитет  записку  “О подводном освещении”, в  которой  научно  обосновал  возможность  применения мощных источников света для освещения объектов под водой.

Отредактировано Череп (04-03-2014 23:09:39)

+3

345

Череп написал(а):

В 1880 г. Костович представил в  Морской  Ученый  комитет  записку  “О подводном освещении”, в  которой  научно  обосновал  возможность  применения мощных источников света для освещения объектов под водой.

Как-то не глянулся Семёнычу Костович. И затеи его не глянулись. Вот фанеру сей изобретатель, действительно разработал и на производство поставил. А остальное ему не сильно удалось. Хотя, прожекты его и даже макеты были убедительны.

+1

346

Сергей_Калашников написал(а):

А остальное ему не сильно удалось

А ДВС?http://s9.uploads.ru/t/zBqLO.jpg

+1

347

Череп написал(а):

А ДВС?

Он тоже не был особенно удачным. В те времена в этом направлении работали многие, но особо совершенных моделей не получалось.

0

348

Глава 17. Влип, влип, влип... тара-тура-ра-рай-ра

Если кто-нибудь ещё не понял, насколько я влип, так осмеливаюсь доложить – вляпался - по самое не хочу. Александр Александрович лично приехал вместе с Игнатом и рассказал, как мальчишки сделали себе маски для ныряния, применив для этого сырой каучук. Поскольку ремешок из этого материала служить по назначению решительно отказывался, то они примотали свои изделия в голове обычными тесёмками, да так и отправились заглянуть в водное царство. Без спросу, естественно, поскольку Игнату и в голову не пришло докладывать о деле обыденном и не значимом, а Ники ему доверился.
Впрочем, негласно за ними присматривали, так что большой паники данное событие не вызвало, но попрёки от матери выслушивать пришлось обоим. От Великой Княгини Марии Фёдоровны. Ну да это полбеды - отделение наскоро вылепленных масок от лица — вот, что было настоящим наказанием. Кое-что, наверное, только с кожей отойдёт через недельку другую.
Поскольку собственного сына предстояло наказывать мне, то я и предписал ему три дня ничем, кроме латыни не заниматься.
- Лучше бы выпорол, - буркнул сынуля, - и ушел с обречённым видом.
Только после этого мы с Сан Санычем позволили себе всласть похохотать. Вспомнили свои детские проказы, а заодно он поручил мне осуществлять надзор за строительством подводного крейсера. Тут я и сообразил, что своими собственными руками подстроил себе великую свинью. В прошлом году жаловался, что без генераторов и электромоторов настоящая субмарина не получится, а потом взял, да и разработал их. Дверца золотой клетки, куда посадил меня Его Высочество, захлопнулась с победным щелчком. Тем более, что добрый царевич в ответ на сетования о том, что у меня же здесь ни кола, ни двора, непринуждённо заявил:
- Какой разговор, любезный Петр Семёнович!? Переезжайте сюда. Для вашей замечательной козы тут имеется прекрасный нерегулярный парк. Прислуги тут маловато, но вряд ли вы станете принимать много гостей.
Хозяин-то здешний, возвращаясь из дальних походов, живёт с семьей не в Большом дворце, а в деревянном Константиновском. А тут к вашим услугам прекрасная библиотека, основанная ещё моей прабабушкой. Фамильный архив и собрание слепков и камней вам не помешают, как и посетители картинной галереи. Да и академик Стефани, что работает с собраниями предметов искусств, человек тихий.
Кстати, Великий Князь Константин Николаевич, что владеет этим поместьем, обещался не стеснять вас, в уплату за что надеется выслушать повествования о ваших приключениях на ныряльщике. Он, много хлопочет о флоте, и будущее его развитие не способно оставить дядюшку  равнодушным.
Вот так и поселился я во дворце генерал-адмирала флота Российского, его заботами превращённого в хранилище предметов искусств. Дворец имею ввиду, а не флот.
Забегая вперёд, поспешу доложить что, вдобавок к уже упомянутым знакам внимания, обо мне был пущен слушок, будто бы я – сын, то ли Александра I, то ли Николая I, долго живший вдали от столицы и занимавшийся самыми разными науками.
Это я к чему речь веду: если не хотите попасть в моё положение, помалкивайте в разговорах о том, что знаете или считаете, что знаете или умеете. Иначе вас обязательно заставят это сделать. Особенно, если это нужно кому-то из властей предержащих.
А было оно действительно нужно. Рассея-то – матушка наделала долгов в заграницах. Потому поиск адекватного и не чересчур дорогостоящего ответа на начавшееся повсюду строительство броненосцев, волновал умы флотоводцев не на шутку. Оттого и Степан Осипович с его идеями минного флота оказался услышан, и подводным лодкам уделялось внимание, и ныряльщика моего пристальным взором не обошли. Очевидный ведь вывод напрашивается: сумел построить маленькую работоспособную посудину – изволь и корыто побольше соорудить. Тоже работоспособное.

+8

349

***

Жаловаться буду. Говорят ведь: многая знания – многая печали. Так вот, представления мои о подводных лодках значительно превышали познания современников. То, о чем бы не все они сразу подумали, было для меня открытой книгой. Обо всём рассказывать не стану, а то утомлю, но о системе вентиляции упомяну.
В закрытом объёме человек отбирает у воздуха кислород и вместо него выдыхает углекислый газ, которым недолго отравиться. Связать этот вредный газ несложно – известны способы. Той же известью, например. Но как вы восполните убыль кислорода? Продувать весь объём сжатым воздухом, откачивая избыток за борт – так никаких баллонов не напасёшься. Откачать бы избыток азота, оставив кислород. А вот это идея!
Поскольку датчики для измерения содержания кислорода делать я умею, то и сделал два для лаборатории, которой заказал найти материал, который пропускает один газ, и не пропускает другой. Помню, что есть в природе минералы с такими свойствами. И ребята довольно быстро нашли то, что требовалось. Геологи знают много разных камней. А я названия не помнил, но какое-то оно петрофизическое.
История с перископом – это была целая песня. Газовую турбину сделали с дутьём сбоку, а не вдоль оси, да ещё и работала она на обеднённой смеси, чтобы продукты сгорания охлаждались избытком воздуха. А без этого лопатки служили чересчур недолго. Хоть и из жаропрочной стали, из которой делают орудийные стволы, но до современных мне кондиций не дотягивали. Система регулирования мощности, подаваемой на винты, была проста, но громоздка. Труба для забора воздуха из-под воды и громадные торпеды Александровского – клубок из множества устройств, которые необходимо впихнуть в узкую трубу корпуса и оставить подходы для их обслуживания.
А облом с неоном! Его ещё не открыли. А нынешние лампы накаливания, что нежнее шёлка! И никто не знает слова «нихром» из которого я хотел слепить хоть что-то светящееся на худой конец.
Достаточно сказать, что с закладкой корабля я тянул год, пока не был решён целый ряд принципиальных вопросов, из-за чего насмерть переругался с Сан Санычем. Обозвал его торопыгой и транжирой, швыряющим народные денежки на мельницу своего нетерпения.
Как вы понимаете, дома, в Павловском дворце, я бывал наездами, потому что мотался между Питером, Москвой, Казанью и Пермью. А уж когда началась постройка собственно подводной лодки – семейство моё перебралось со мной в Николаев, и с цесаревичем видеться мы перестали. Жандармы к этому моменту полностью утратили интерес к Вашему покорному слуге. Видимо заметили, что начал брать взятки, и успокоились. Поняли, что ваш покорный слуга - такой же, как все. Я ведь не рассказывал им, куда эти деньги уходят. Естественно, на оплату других заказов оборудования для лодки. Дело в том, что так получалось сравнительно недорого, хотя, признаюсь, головной образец встал казне в кругленькую сумму.
Спуск на воду, достройка, испытания – мой турбоэлектроход делал десять узлов в надводном положении и пять – в подводном. Причём под водой на полном ходу шел три часа. А если потихоньку, на моих любимых двух узлах – около суток. Скажете – фантастика? А я Вам отвечу – просто всё хорошо просчитано и все резервы данной концепции на текущем технологическом уровне мною исчерпаны досуха. Кроме двух ходовых электромоторов, их братьев меньших под обшивкой еще почти четыре десятка, так что управиться на ходу можно втроём — многое механизировано и имеет дистанционный привод. Три вахты плюс командир – итого десять человек экипажа. Семь спальных мест. Камбуз с электроплитой и гальюн со смывом на глубинах до двадцати пяти метров. Стрельба торпедами сжатым воздухом, но без пузыря. Не поленились, поставили сзади поршень.
Спросите про недостатки? Нет пушки. Нет запасных торпед – четыре в носу и две в корме. Глубина хода наших средств поражения неизменна – те самые три метра. Дело в том, что вытащить их внутрь лодки для изменения настройки аппарата задания глубины невозможно – некуда. Зато калибр – шестьсот десять миллиметров. Триста килограммов детонирующего «крема» - не думаю, что отыщется корабль, способный после получения подобного гостинца продолжить выполнение боевой задачи.
Мы – очень большая неприятность для супостата, потому что наши бесследные электрические торпеды прекрасно держатся на курсе и пробегают три мили – больше пяти километров - за семь с половиной минут. Это двадцать один узел скорости, с лихвочкой.
Имя кораблику дано «Ныряльщик второй», что отмечено написанием «Н2» на рубке.
Знаете, не так уж много недочётов выявили мы в процессе проверок. В основном это были уточнения, которые и ожидались как раз после того, как выяснится, какая из гипотез окажется верной. Зарубите себе на носу! Я ничего не упустил, и ничего не забыл. И, если что-то сделал не так, то исключительно в силу искреннего недомыслия, а не оттого, что лопухнулся.
Завтра показываем своё детище военным. На рассвете буксир вытащит в море отжившую свой век лайбу, а мы проведём показательную атаку. На дворе ведь уже восемьдесят второй год и Сан Саныч нынче работает императором. В прошлом году батюшку его убили, вот он и заступил на пост. Сразу принялся закручивать гайки. Вы бы слышали, как его ругают за увеличение ввозных пошлин — импортный-то товар дорожает.
А я поджидаю Макарова. Знаете – душа моя спокойна. Так, тревожно чуть-чуть. Для порядку, можно сказать. Команда у меня из заводчан, да два проектировщика, да Сашка Клёмин – наш испытатель, можно сказать.

+9

350

***

- Петр Семёнович! Здравствуйте долгостройщик вы наш! – опаньки! Его Величество попирает палубу ныряльщика своими солдатскими сапогами. Опять же мундир на нём не парадный – я бы сказал – полевая форма. С виду, вроде, плотнее стал телом, что при его росте смотрится весьма представительно.
- Желаю здравствовать, Ваше Императорское Величество!
- Полноте, давайте без чинов, чай имя моё ещё не позабыли?
- Нет, не позабыл. Приехали новым ныряльщиком полюбоваться?
- Не без этого. А Степана Осиповича нынче не ждите. Погнал он «Великого князя Константина» в Марсель с великим поспешанием. Его обратно в РОПиТ возвращают, так что нужно безотлагательно восстановить меблировку пассажирских кают и салонов.
Вот тут и засосало у меня под ложечкой. Макарова послали за границу чинить мебель на пароходе. Так не бывает. Однако, ничего не сказал, а только сделал заинтересованное лицо и пригласил гостя сойти на стенку, чтобы не мешать экипажу.
- Не зовёте внутрь? Не хотите похвастаться, что построили?
- Тесно там, а людям нужно работать. Завтра после стрельб — милости прошу.
- Ну, коли посмотреть нельзя, на словах скажите: уверены в своём детище?
- Вполне. Хоть бы и до того же Марселя и обратно.
- Без захода в порт?
- Без захода.
- То есть до Александрии у вас точно угля хватит?
- Керосин у нас. Хватит, конечно.
- Тут, Петр Семёныч, вот какое дело. В начале года в Египте произошел государственный переворот. Хедив Тевфик был фактически низложен, а власть принял полковник Ахмет Орабы, сын простого феллаха. Орабы выдвинул лозунг: «Египет для египтян», - и пользуется в стране весьма широкой поддержкой. Он поссорился и с французами, и с англичанами, и те теперь серьёзно озабочены судьбой Суэцкого канала. Султан турецкий также намерен навести порядок в землях своего вассала, да только никак не соберётся с силами. Есть у нас с ним опасение, что британцы раньше предпримут какие-то шаги. В мае они направили в Александрию эскадру адмирала Сеймура. Французы решили, что они тоже «не лыком шиты», и отправили туда свою. В наших интересах не допустить обиды египтян ни от кого, кроме его законного сюзерена - Оттоманской Порты. И было бы прекрасно, если бы о причастности России к этому делу никто не догадался.
Ага. Выходит, надо потопить британскую или французскую средиземноморскую эскадру. Или обе. Ай да Его Величество!
- Знаете, Сан Саныч. Один-то я с этим кораблём никак не управлюсь, а команда у меня — люди все статские. До официальной приёмки заказа моряки своих людей в обучение не присылали.
- Да. Кто ж знал заранее, что так неожиданно возникнет безотлагательная надобность в этом корабле!? Что же, придётся эту оплошность исправить. Пётр Семёнович, голубчик, ступайте в управление, распорядитесь о неотложных приготовлениях от моего имени. Боюсь, времени у нас совсем не осталось. Гвардейцы сопроводят вас и придадут убедительности тем требованиям, какие окажутся надобны.

+7


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Маленький ныряльщик