Глава 20. Оказывается, я успел наследить
До Николаева дошли без приключений. Там нас всем экипажем сразу от причала отвезли в кутузку, из которой на следующий день и выпустили в объятия родственников. Объяснили, что негодяя, виновного в подстрекательстве к бунту, выявили, а остальных держать под арестом более не намерены.
«Н2» занял привычное место у достроечной стенки – по результатам похода накопился целый ряд замечаний, к устранению которых и приступили незамедлительно.
Государь заезжал по случаю приёмочных испытаний. Выглядел он довольным и с каждым членом экипажа поговорил с глазу на глаз. Чем кого наградил – не знаю, а только выглядели люди одухотворённо. Быть представленным Его Императорскому Величеству и удостоиться аудиенции – это, знаете ли, по нынешним временам надолго вызывает к людям уважение. Правда, Александр Александрович ещё не короновался, но для большинства это ничего не меняет.
Каких-то заметных подвижек в геополитике приметить мне не удалось, разве что с Турцией отношения сделались ровными. Оттоманскую империю или, как её ещё называют, блистательную Порту, рвут на клочки внутренние противоречия и ей сейчас не до внешней экспансии, а помогать этой не во всех отношениях дружелюбной стране в делах сохранения её целостности, Россия не в состоянии – нам до своих восточных окраин дотянуться бы. На одни железнодорожные рельсы сколь средств нужно!
Это Сан Саныч мне жаловался, говорил же, что он заезжал потолковать. Не только к нам на «Н2» - считай, всё побережье объезжал. Ники с ним и на этот раз снова увязался, но они с Игнатом занимались своими делами. Ох, не нравится мне это – как бы не испортил этот барчук мне сына дурным-то примером. Тринадцать лет цесаревичу, а он всё ещё такое «мяу»! Нет, не будет из него толку. Ну, да я государю про это не говорил, у него и без того хлопот полон рот.
Вон, Австро-Венгрия с Оттоманами из-за Балкан сварится, и эта далеко не слабая буча происходит неподалёку от нас. В Средней Азии тоже ни в какую не удаётся призвать всех к спокойствию. Опять же головная боль с незамерзающим портом на Тихом Океане. Никак не выберут, куда его приткнуть. Пока пользуются японскими, да только надо бы что-то на материке, а там, куда ни ткнись, или Китай, или Корея. Это я о тех местах, где зимами не бывает льда.
Вот нажаловался мне Государь на озабоченность этим вопросом, и принялся тянуть паузу, а сам поглядывает выжидательно. Можно подумать, что я ему сейчас откровение выдам. Так я в тех краях отродясь не бывал, а из книжек про Русско-Японскую войну помню только, что Порт-Артур наши умники ругали за неудачное расположение. И вообще в памяти у меня отложилось очень мало слов про тамошнюю географию: «Мозампо», «Сасебо» да «Циндао». Про Чемульпо поминать не стал, хотя тоже на память пришло. Грустные о нём воспоминания. Я-то знаю про бой, данный «Варягом» рядом с этим портом, а нынешние мои соотечественники и не подозревают о подобном происшествии.
Так это! Пауза всё тянется и тянется. Государь, между прочим, ответа ожидает.
- Александр Александрович, нынешние-то поселения в тех краях, где расположены?
- В Посьете. Да только ругаются поселенцы, будто нет там строевого леса. И с пресной водой дела обстоят неважно.
- Значит туда нужно срочно посылать рельсы и шпалы, и строить железную дорогу прямо к нам. Чай навозим брёвен-то из Рассеи-матушки. Ну а как воду подвести, это в век, когда уже давно изобрели водопровод, проблемой считать даже неприлично. Просто нужно распорядиться, чтобы сделали. Гавань тамошнюю ведь не ругают? - я не помню, чтобы о замерзании Посьетской гавани упоминалось в книгах про Русско-Японскую войну. Собственно, я и слово-то это слышу впервые.
В конце концов, знаю, что Макаров обязательно добьётся постройки ледоколов, так что если и бывает в тех краях лёд, эта проблема тоже решаемая А чтобы наша страна лезла в сторону Фузанов — Пусанов и прочих Шанхаев - мне без надобности. Так, что если и не напишут в нынешней истории вальса «На сопках Маньчжурии», чай вытерпит эту недостачу сокровищница мировой музыкальной классики. Главное — не устраивать войны на противоположном краю шарика.