Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Маленький ныряльщик


Маленький ныряльщик

Сообщений 41 страница 50 из 681

41

Пост 36

Сергей_Калашников написал(а):

ормой и фонарём, подобным самолётному, в который и торчала голова единственного подводника,

котором

+1

42

Сама история принятия на работу в гимназию абсолютно фантастична.
Преподаватель гимназии - государственный служащий, имеющий чин в соответствии с Табелью о рангах.
Вспомните, у Катаева - титулярный советник Бачей. Да и упомянутый вами Илья Николаевич Ульянов тоже имел соответствующий чин. А тут директор гимназии даже не побеседовал с ГГ, не поинтересовался образованием. Это даже для частного учебного заведения невозможно. Да для частного мундир и не требовался...
А надеть чужой мундир - самозванство, за которое существовала ответственность.
Взять в учителя неизвестно кого с улицы, даже не поинтересовавшись документами и образованием - такое возможно было только в раннесоветские времена.

Отредактировано Cobra (17-02-2014 11:32:20)

+4

43

Cobra написал(а):

Сама история принятия на работу в гимназию абсолютно фантастична.

Согласен. Однако, случаи нарушения регламентов и циркуляров - не такая уж редкость во все времена. Тем более, когда в наличии имеется объективная и весьма острая потребность в преподавателе. В какой-то мере, директор гимназии в личной беседе провёл первичную проверку кандидата - посмотрел, обменялся парой слов и, похоже, решил рискнуть.
Начальство далеко, а до весенних испытаний - близко.

0

44

Cobra написал(а):

Сама история принятия на работу в гимназию абсолютно фантастична.

Об этом автору и на Самиздате, уже давно, пытались сообщить. :) Ну и потом нового учителя коллеги по работе спросят - "в каком полку служили?", :)  в смысле - в какой гимназии он учился, и в каком университете. Что он ответит? "Не помню?"

Отредактировано Игорь К. (18-02-2014 00:35:52)

0

45

Cobra написал(а):

Преподаватель гимназии - государственный служащий, имеющий чин в соответствии с Табелью о рангах.

А частные учебные заведения были?
Может Автору стоит переправить на "частника"?

Кроме гимназий были реальные училища. Статус учителя в реальной школе = статусу учителя реальной? ( В смысле: тоже госслужащие?)

+1

46

Череп написал(а):

Знал я и Бога и чёрта,
Был я и чёртом, и Богом.

Долго соображал, в какой момент эти слова будут уместны в столь набожное время. Кажется, есть в сюжете подходящий эпизод. Но уж никак не в самом начале.
Спасибо. Попытаюсь его органично вплести в повествование.

+1

47

Cobra написал(а):

Сама история принятия на работу в гимназию абсолютно фантастична.

Сергей_Калашников написал(а):

Согласен. Однако, случаи нарушения регламентов и циркуляров - не такая уж редкость во все времена.

Уважаемые коллеги, давайте обратимся к "Марксу". Я порылся немного в сети, и по своей привычке отдавал предпочтение ВАКовским источникам или монографиям.
Вот, что удалось найти:
http://window.edu.ru/resource/432/79432/files/моногр..pdf
Логинова, О. А.
Л69 Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России (на примере гимназий Пензенской губернии) : моногр. / О. А. Логинова, О. Н. Логинов ; науч. ред.
Л. Д. Гошуляк.  Пенза : Изд-во ПГУ, 2009.  288 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................... 4
Г л а в а 1. Социально-педагогические основания становления
и развития гимназического образования в дореволюционной России ............. 11
1.1. Историко-педагогический анализ развития гимназического
образования до начала XIX века .................................................................. 11
1.2. Формирование социального заказа на образование .................................. 22
1.3. Реформы в области гимназического образования в России
и их реализация в Пензенской губернии в XIX – начале XX века .......... 33
1.3.1. Становление и развитие гимназического образования с 1804
по 1824 год ............................................................................................... 33
1.3.2. Развитие гимназического образования с 1828 по 1864 год ................ 48
1.3.3. Развитие гимназического образования с 1864 по 1917 год ................ 78
Г л а в а 2. Образовательный процесс в гимназиях России XIX –
начала XX века ......................................................................................................... 113
2.1. Организация и содержание учебного процесса в гимназиях
Пензенской губернии в XIX – начале XX века .......................................... 113
2.2. Характеристика воспитательного процесса в гимназиях
Пензенской губернии в дореволюционный период .................................. 162
Г л а в а 3. Педагогические кадры гимназий Пензенской губернии
в XIX – начале XX века .......................................................................................... 197
3.1. Учительский корпус гимназий Пензенской губернии:
базовая подготовка и профессиональная деятельность .
........................... 197
3.2. Социально-материальное положение и система
социально-профессионального поощрения педагогов ............................. 212
Заключение ............................................................................................................... 220
Список источников и литературы ......................................................................... 226
Приложения .............................................................................................................. 253 
Анализируя сословный состав учительского корпуса, можно отметить следующее: по данным второй половины XIX века в России он состоял из личных дворян и чиновников на 25 %, из которых потомственных дворян было 11,7 %; духовенство составляло 32,4 %, нижние чины и выходцы из других сословий 12 %. Меньше всего учительская профессия привлекала мещан и цеховых  8,4 %, а также почетных граждан и купцов  всего 6 %. Представителей крестьянства было также ничтожно мало  3,4 %1

Теперь, во все времена существовала и существует ведомственная пресса, а иногда и добровольно - принудительная система ознакомления с ней педагогов. Упоминание журналов в разговоре с коллегами ГГ неизбежна. Представляете,  у него спрашивают: Вы читали статью такую - то там -то, а в ответ тишина :dontknow: , и сразу мысли возникают: а казачок - то - ЗАСЛАННЫЙ!!!!! :playful:
АЗАРНАЯ МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕССА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.: ГЕНЕЗИС, ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Параграф 2.1. «Ведущие педагогические издания второй половины 1860-х – 1870-х гг.». К 1865 г. в структуре педагогической прессы были как ведомственные, так и частные издания. В конце 1860-х гг. в «Журнале Министерства народного просвещения» был восстановлен отдел педагогики и наук, благодаря чему он вновь стал политематическим. Орган Главного управления военно-учебных заведений «Педагогический сборник», вопреки усилившейся правительственной реакции и цензурным нападкам, сохранял прежний информационный курс, направленный на рассмотрение актуальных вопросов педагогики. Редакция привлекала к сотрудничеству лучших педагогов: Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, Я.Г. Гуревича, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Модзалевского, Д.Д. Семенова и других.
Во второй половине 1860-х гг. ведомственная пресса дополнилась рядом циркуляров по учебным округам. Некоторые из них стремились преодолеть монотематичность. Так, в «Циркуляре по управлению Кавказским учебным округом» существовал отдел «Разные известия», в котором публиковалась информация об открытии, закрытии или переименовании учебных заведений, проведении учительских съездов, благотворительных пожертвованиях и многом другом. При циркулярах могли выходить приложения, включавшие методические рекомендации по проведению уроков, программы преподавания отдельных дисциплин, отчеты попечителей учебных округов и т.д.
Частная пресса во второй половине 1860-х – 1870-е гг. претерпела количественные и качественные изменения. Особенностью данного периода было отсутствие провинциальных изданий по воспитанию и образованию и сосредоточение этого вида периодики в Москве и Санкт-Петербурге. В 1866 г. в столице возникло ежемесячное издание для воспитателей «Детский сад», позиционировавшее себя как освещающее несколько тем по проблемам дошкольного воспитания и обучения. Анализ журнала показал несовпадение декларируемых им целей и информационной политики, поскольку, по сути, он являлся политематическим и полифункциональным. В числе его сотрудников были ученые, педагоги и публицисты А. Якоби (Толиверова), В. Португалов, А. Михайлов (Шеллер) и др. «Детский сад» примечателен тем, что в нем под псевдонимом М. Артемьева дебютировала известная в дальнейшем писательница, общественная деятельница и журналистка М.К. Цебрикова.
Интенсивный рост частной прессы по проблемам педагогики начался в конце 1860-х – начале 1870-х гг. с журнала «Народная школа» (СПб., 1869 – 1889 гг.). В отличие от других частных изданий, он имел большое количество одновременно выходивших приложений, в том числе и по политическим вопросам. Ориентированный на народных учителей, журнал рассматривал такие темы, как регулирование образовательной деятельности, теория и практика воспитания, состояние учебных заведений, специализированная литература и т.д. Реализация изданием просветительской, консультационной, обзорной функций и функции документирования свидетельствует о его полифункциональности. В авторский состав журнала, как и в «Педагогическом сборнике», входили известные педагоги, общественные деятели Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, Д.Д. Семенов, К.К. Сент-Илер, будущий издатель-редактор «Педагогического листка» Д.И. Тихомиров, писательница Е.Н. Водовозова и др.
Начало 1870-х гг. ознаменовалось появлением целого ряда политематических педагогических журналов, среди которых были «Семья и школа», официозная «Школьная жизнь», специализированный «Педагогический листок Санкт-Петербургских женских гимназий» и т.д. Их широкая предметно-тематическая направленность обусловливала реализацию всех социально-информационных функций, свойственных педагогической прессе, а разветвленная структура диктовала жанровое многообразие.
Издания по воспитанию и образованию в тот период могли выходить и в качестве приложений к детским журналам. Таковым был политематический «Педагогический листок», выпускавшийся при «Детском чтении». В научной литературе существует ряд разночтений о времени создания и редакторском составе данного издания. Его изучение позволило определить, что он начал выходить в 1871 г. с подзаголовком «для родителей и воспитателей». В разное время его издателями были издательство «Русская книжная торговля», В.П. Бородин, редакторами выступали А.Н. Острогорский, В.П. Острогорский, В.П. Бородин, Д.И. Тихомиров, Е.Н. Тихомирова. В 1885 г. издание «Педагогического листка» было приостановлено и возобновилось только через семь лет, в 1892 г.
Середина 1870-х гг. характеризуется появлением первого в структуре педагогической прессы критико-библиографического журнала «Педагогический музей», который выходил за рамки своего целевого назначения и программы и был обычным для того времени политематическим педагогическим изданием, хотя и с более четко выраженным интересом к анализу литературы и периодики по проблемам воспитания и образования, преобладанием обзорной функции и жанров рецензии и критико-библиографической заметки.
С 1876 г. выходил политематический журнал Санкт-Петербургского педагогического общества «Педагогическая летопись», который освещал проблемы народного обучения и воспитания, классического и реального образования, вопросы дидактики и т.д. При этом в нем использовались только две жанровые формы подачи научной информации – рефераты членов общества и протоколы его заседаний.
В том же году возникло еще одно специализированное издание – журнал «Женское образование, педагогический листок для родителей, наставниц и наставников», предметно-тематические и структурно-функциональные характеристики которого позволяют нам говорить о нем как о ярком политематическом издании. Примечательным был авторский состав «Женского образования», так как в нем, наряду с видными педагогами-мужчинами П.Ф. Каптеревем, Д.Д. Семеновым, А.Н. Острогорским, А.Я. Острогорским, В.П. Острогорским и др., активно участвовали женщины – журналисты, педагоги и литераторы Е.П. Свешникова, Л. Чернова, М.К. Цебрикова и т.д.
В конце 1870-х гг. возник журнал «Воспитание и обучение» с необычной для педагогических изданий структурой: в первом отделе сосредотачивались тексты по воспитанию и образованию, а два других наполнялись учебным материалом – литературно-художественными произведениями.
В 1878 г. как приложение к журналу «Семья и школа» появилась первая педагогическая газета «Педагогическая хроника». В истории педагогики и справочных изданиях первой газетой называют вышедшее в конце 1880-х гг. «Школьное обозрение». Однако еженедельная периодичность «Педагогической хроники», ее цель – «следить за явлениями в своей области изо дня в день», жанровое своеобразие (превалирование сообщений и корреспонденций), а также характеристика современников, называвших ее «еженедельной газетой», «единственной педагогической газетой», свидетельствуют о ее принадлежности к газетным изданиям.

А теперь, по поводу преподавания математики:
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika- … ossii-v-se
Становление и тенденции развития теории и практики математического образования в классической гимназии в России в середине XIX - начале XX века

Отредактировано Череп (17-02-2014 22:42:59)

+1

48

Сергей_Калашников написал(а):

Долго соображал, в какой момент эти слова будут уместны в столь набожное время. Кажется, есть в сюжете подходящий эпизод. Но уж никак не в самом начале.
Спасибо. Попытаюсь его органично вплести в повествование.

Я всегда рад помогать в добром деле, хорошим людям. А по поводу Ваших сомнений, то вот слова Дениса Давыдова (а в начале 19 века с верой было гораздо жестче):

Кто знает нашу богомолку,
Тот с ней узнал наедине,
Что взор плутовки втихомолку
Поет акафист сатане.
Как сладко с ней играть глазами,
Ниц падая перед крестом,
И окаянными словами
Перерывать ее псалом!
О, как люблю ее ворчанье;
На языке ее всегда
Отказ идет как обещанье:
Нет на словах - на деле да.
И - грешница - всегда сначала
Она завопит горячо:
"О, варвар! изверг! я пропала!"
А после: "Милый друг, еще..."

Конец 1810-х — начало 1820-х гг.

И у меня появился вопрос:"Каждый преподаватель классической гимназии должен был знать не менее трех иностранных языков, опять же кроме латыни и древнегреческого, а каждый выпускник - не менее двух иностранных языков, кроме латыни и древнегреческого. Учителя в народе уважительно называли барином, а студентов - господами".  А как с этим у ГГ?

Отредактировано Череп (18-02-2014 00:13:46)

+2

49

Глава 3. Сила зависит от позы.

Преподаватели оказались людьми разными и, с виду, доброжелательными. Правда, длинные подолы женских платьев опять вызвали во мне глухое разочарование — глаз невольно «достраивал» сокрытое, и это отвлекало больше, чем привычный вид ножек и, хм, того, что обычно обтягивается брюками. Почему в мужской гимназии преподают женщины? Так нет их там среди педагогов. Беда в том, что мне пришлось вести занятия в обоих по местным меркам самых элитных учебных заведениях — и в мужском, и в женском. Обучением девочек занимались, преимущественно, дамы.
Дети строго соблюдали правила ношения обязательной формы, но более — решительно ничего. Не соблюдали. То есть от современных нам малолетних сорванцов отличались непринципиально. Разве что, отсутствовала показная дерзость. Войдя в класс, я поначалу искал глазами пучок розог на преподавательском столе, да только ни разу ничего подобного нигде не обнаружил. Думал, что подобное — следствие нерадения  технического персонала гимназии. Впрочем, когда пришел случай применить физическое воздействие, я просто взял нахала за ухо и выбросил в коридор, наказав вернуться с родителями. Осерчал, понимаешь, забылся, ну и по-нашенски, по рабоче-крестьянски поступил.
Обидно, что потом пришлось устраивать головомойку его папеньке. Он в местной управе не последний человек, причём - заслуженно уважаемый. А тут ему пришлось извиняться за чадо своё великовозрастное, прогневавшее учителя дерзким ответом — шестнадцать лет сыну. Крепко мы поговорили тогда втроём. Самого-то гимназиста я вообще довел до слёз, объясняя, сколь печальна участь неуча и разгильдяя в мире, где на протяжении одного поколения жизнь меняется до полной неузнаваемости, а науки правят ходом бытия... по воле Божией. Не знаю, достучался ли? Человека в таком возрасте одним разговором не переделаешь. Но внешне вроде получше стал себя парнишка вести. Не только на моих уроках.
Ну а больше до подобного не доходило. Так, дашь иной раз ласкового подзатыльника шалуну или замечтается кто, вместо того, чтобы решать пропорцию. Основная проблема традиционной гимназии, на мой взгляд, ничем не отличается от проблемы любой школы — неравенство уровня развития и заинтересованности учащихся в конечном результате. Словом, мучился я, как все. Одним приходилось втолковывать простейший приём семью разными способами, других, кто сильно подзапустил учёбу и просто не был готов к восприятию нового, заставлял сдавать мне целые разделы старого материала, грозя оставить на второй год.
Я ведь, хоть и не охотник до руководящей работы, но подчинённые у меня были всегда. В наше время немногое в одиночку спроектируешь. Где-то программиста нужно запрячь, где-то конструктора-железячника. Да перечислишь ли все специализации, потребные для воплощения задумки в действующее устройство? И всем втолкуй, всех убеди, за каждым проверь! То есть — ситуация в принципе знакомая. Только «материал» чуток мягче и куда как хуже подготовлен. Зато — задачи их надо научить решать стандартные.
После случая с великовозрастным шалуном коллеги мои — учителя — словно разбились на несколько лагерей. Одни вообще здороваться перестали, другие, наоборот, сделались приторно любезными и принялись приставать с вопросами о том откуда я родом, да где учился. Накликал, в общем, я хлопот на свою голову. Объяснил, что из Петропавловска-Камчатского приехал, но по дороге в Татарском проливе у меня штормом унесло все сбережения и документы. Вот я и устроился на тихом месте, пока идёт переписка с канцеляриями. Путь для писем через всю Сибирь-матушку нынче не близкий, так что не приходится рассчитывать на скорое улаживание вопросов.
По поводу рукоприкладства пришлось выслушать и увещевание от лица сочувствующего:
- Высочайшем повелением уже дюжину лет как в гимназиях телесные наказания отменены, да-с. - просветил меня преподаватель естественных наук. - Так что вы, голубчик мой, для этих, что вас чураются нынче - сущая анафема. Мыслимо ли - предерзко и прилюдно исполнением государева указа манкируете! Ретроград-с и карбонарий одновременно, изволите ли видеть.
Однако, официальных последствий это происшествие не имело. Ни пострадавшая сторона, ни администрация никак себя не проявили, а спустили дело на тормозах. Видать, у каждого нашлись свои резоны.
Забегая вперёд, скажу, что после весенних испытаний по моим предметам на второй год не оставили никого. Мне про гимназию много толковать неинтересно — я просто исполнял там взятые на себя обязательства, но душа моя в это время устремлена была на иное. Я лучше поведаю про свою затею — она, начиная с этого момента, полностью поглощала всё моё внимание. Намерение построить подводную лодку целиком занимало помыслы и устремления.
Итак, задумано ныряющее судно с минимальным поперечным сечением и острыми обводами, приводимое в движение мускульной силой одного человека. С чего, как Вы думаете, я начал? Естественно с двигателя. Ну, да всё по порядку:

+6

50

***

Во дворе трактира кроме бани, туалета и штабеля берёзовых брёвен под навесом, располагалась просторная столярная мастерская, никем нынче не занятая. Верстаки, инструменты и запасы хорошего пиломатериала со дня смерти бывшего хозяина покрывались слоем пыли. Пользоваться всем этим Макар разрешил мне без колебаний и даже с видимым удовольствием. Подумалось, что выросший рядом с местом, где постоянно колготились работники, парень испытывал дискомфорт при виде постоянно запертой двери и оттого, что теперь здесь тихо и безлюдно. Так что к делу я приступил в комфортных условиях при обилии разнообразных возможностей, которые помяну не единым списком, а по мере изложения событий.
Итак, готовый двигатель для самой совершенной на этот момент подводной лодки в моём распоряжении имелся — я сам. Что можно сказать о его техническом состоянии? Не новый, прошедший не только первичную обкатку, но даже имеющий умеренный износ. Шучу. Я долговяз, жилист, силушки у меня в обычную мужскую меру — то есть сорокакилограммовый мешок поднимаю легко, а пятидесятикилограммовый — не люблю. Сейчас, вынужденно бросив курить, испытываю некоторый дискомфорт от лёгкого избытка энергии. Трусцой способен пробежать с километр, пожалуй.
Как говорится, что есть, то есть. И вот теперь данный механизм необходимо закрепить в корпусе корабля и снабдить трансмиссией. Попросту говоря, я начал с лежанки. Не стоит сбрасывать со счетов соображение, что находиться на ней мне придётся многие часы, причём, как в состоянии покоя, так и интенсивно трудясь физически. Потея, естественно. Поэтому разместил подставки только в тех местах, на которые действительно приходится опора, а остальные участки тела оставил свободными для циркуляции воздуха. Испытал несколько положений, чтобы можно было передохнуть, расслабившись и немного поменяв позу. Говорят, подводникам нередко приходится подолгу выжидать.
В первом приближении ложемент получился вполне сносно. Кому знаком термин «анатомическое кресло», поймет. Зачем я так над собой изгалялся, а не сделал простую чуть наклонную лежанку с «переломом» в районе попы? А потому, что прекрасно помню об отводе тепла, которого, несомненно, произведу избыточное количество. Форточки-то для проветривания в подводных лодках обычно не устраивают.
Затем началась работа над педалями. Крутящиеся меня сразу не устроили, потому что требуют трансмиссии в виде цепи или вала с редуктором, что мне совершенно не подходит — и взять неоткуда, и в тесное, как я планирую, пространство цепь от них неудобно прокладывать через то самое место, где как раз собираюсь находиться я. Поэтому от каждой педали протянул назад по длинной рейке, каждую из которых, следуя технической терминологии, необходимо назвать шатуном, потому что задние их концы крепятся шарнирно к коленам коленчатого вала, кои иногда ласково именуют шейками.
Это знакомая всем конструкция педального привода швейной машинки, только с очень длинными рычагами. Чтобы вы не поняли меня неправильно, добавлю - вал этот согнули в кузнице из обычного стального прутка, а крепления задних концов... опять тороплюсь. Сначала — о передних. Тяги ведь потребовалось расположить с наружных сторон от пластин, на которые нажимала нога, и шкворень, через который я произвёл соединение педалей с корпусом, противно визжал, перекашивал и раскалывал древесину. Закончилось это, когда к самим тягам я приделал опоры, как на ходулях, а собственно крепление педали к этой опоре выполнил верёвочкой. Силовой нагрузки оно не несло и, всего-навсего, не давало одному отделяться от другого.
Подобным мелочам я уделял колоссальное внимание, некоторые места переделывал многократно. Читывал когда-то воспоминания подводников, и целиком и полностью разделяю их мнение насчёт того, что любая заклепка может оказаться ценою в жизнь. Да, я не планирую погружаться глубже двадцати метров, но это две атмосферы избыточного давления снаружи при невозможности изменить положение тела внутри. Поэтому, собирая узлы внутри деревянного каркаса, проверял их всё по очереди, элемент за элементом. Скажем, хорошенько поработав ногами я закрепил педали вверху, вынеся подвесы чуть вперёд. Так удобней. Опоры для пяток, небольшие изменения в конструкции ложемента. Шаг вперёд — два шага назад.
Любопытная Варвара не раз заглядывала ко мне, и братья её не отказывались помочь. Я невольно любопытствовал, почему у них при этом такой довольный вид, но внятного ответа не добился. Соседский Васька, что часто крутился под ногами, не кот, а мальчишка, просветил. Оказывается, меня принимают за чудака-учёного, и полагают правильным всячески споспешествовать моим начинаниям. Не иначе — начитались Жюль Верна. Паганель, там, кузен Бенедикт... не помню всех описанных этим авторов персонажей подобного рода, а тем более, времени, когда читательская аудитория с ними познакомилась, но вот поди ж ты — полюбились они моим нынешним современникам.
Время от времени у меня и песни намурлыкивались — всплывали из памяти между делом. Подходящие я потом «сдавал» Варваре и Игорьку. Наивные, наивные дети! До сих пор верят, что народ ходит в трактир, чтобы их послушать. Ну, да не моё дело чужие крылышки подпаливать. Мне необходимо передать вращение с поперечной оси на продольную, или, говоря простым языком, согнуть вращающееся тело под прямым углом. На ум пришли гибкие валы, но, скорее всего, их нынче ещё нет. Хотя, кусок стального троса... но мне его просто некуда приладить. Мой коленчатый вал расположен поперёк и концы его отстоят друг от друга почти на полметра, упираясь концами в пока воображаемые борта. Если хотя бы один из них нарастить тросом, то придётся раздвигать стенки корпуса, что приведёт к увеличению сечения и росту лобового сопротивления. Не забывайте — в конструкции маленького кораблика всё взаимозависимо.
Самые распространённые трансмиссии этого периода наверняка клиноремённые. Способ поворота оси вращения для них давно известен, но в корпус подводного корабля запросто может попасть влага, отчего ремень непременно размокнет. Или, если он прорезинен, начнёт скользить. Хоть так, хоть этак, но не годятся здесь решения, связанные с неопределённостями. Привод винта — ответственнейшее место. Остаться без хода потому, что недомыслил при конструировании — подобная перспектива пугает не на шутку меня.
Вообще-то, на мой непросвещённый взгляд, для превращения мышечной энергии в движение в водной среде ничего лучше весла так и не придумано. Для надводного судна, но не для подводного, где в положение для начала гребка лопасть возвращается в той же самой плотной водной среде, в которой и работает. Тут надо применять повороты повороты лопасти при «замахе» или иные хитрости. Маетно, сложно и вообще — затренируешься придумывать всякие герметичные шарниры. Опять же гребцу потребуется куча места для этого самого замаха и следующего за ним рабочего движения корпусом, и тогда ни о каком минимальном поперечном сечении судна речи уже вести не придётся.
Так что винт — и никаких гвоздей. Про это устройство поговаривают, что оно имеет самый высокий коэффициент полезного действия из всех широко распространённых судовых движителей. Так вот, как же мне повернуть ось вращения? Пошёл я в железнодорожные мастерские, потому, что лучше пары конических шестерней для этой цели решительно ничего не знаю. Где же ещё их искать, как не в местах ремонта механизмов?
Знаете, мундир всё-таки — замечательная вещь. И отношение к господину учителю повсюду внимательное. Потолковали мы с одним инженером на многие темы. Оказалось, что вовсе нетрудно приобрести здесь манометр, заказать токарные детали и даже толстостенные трубы с фланцами в некотором ассортименте имеются — с паровозными цилиндрами и паропроводами тут дело имеют регулярно и не затрудняются со многими видами сочленения, работающими при давлениях до пары десятков атмосфер. А вот шестерней конических не держат-с. И нарезать не могут-с.
А где могут? В Москве возможно. Или в Санкт-Петербурге.
Да. Неладное дело. На обратном пути заглянул я в скобяную лавку — это, если кто не сообразил, нынешнее название хозяйственного магазина. Хотел выяснить насчёт возможности приобретения битума и бензина. А тут гляжу — дрель. И что мне ещё нужно? Я же именно её и разыскиваю!
Купил две.

+9


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Маленький ныряльщик