***
Даже в наш Посьетский дом забежать было некогда. Прямо на станции сели в вагон, прицепленный к паровозу, и покатили на верфь.
***
Внешне лодка выглядела вполне прилично, хотя что-то в её облике смущало. Но когда навстречу из люка выбрался Сашка Клёмин, я не могу передать словами, какого размера камень упал у меня с души. Мы редко переписывались, но о том, что выучившись на инженера, он уехал в Николаевск-на-Амуре, я знал. Как и то, что на тамошней крошечной верфи он быстро пошёл в гору. Я ведь в разговорах с ним упоминал про такую вещь, как электросварка. Так вот её он и внедрял, и многие годы отрабатывал на небольших речных корабликах, баржах, буксирах, катерах. Вот почему никаких заклепок из корпуса субмарины не торчит — их тут никогда не было. Хотя внутренний, прочный, корпус оказался клёпаным.
Поскольку мой старый товарищ являлся главным строителем — насчёт качества у меня никаких сомнений не возникало. А вот в отношении самого проекта замечу, что определённая концепция в его замысле просматривается. В общем, лодка в чём-то даже классическая, внешне напоминает проект «С». Четыре торпедных аппарата в носу, два в корме. Запасные торпеды в наличии — один комплект. На палубе перед рубкой восьмидесятисемимиллиметровка — это от четырёхфунтовок такой калибр получился. Сзади за рубкой — двухсполовинойдюймовка — наследница боеприпаса пушек Барановского, но затвор уже более совершенный и ствол длиннее. Я бы её охарактеризовал как зенитное орудие. На будущее, что ли задел?
Ходовые качества стандартные — десять узлов в режиме турбоэлектрохода и пять на аккумуляторах. Внутри, конечно, тесно, но не настолько, чтобы постоянно носить шлемы и налокотники с наколенниками. Выгорожены штурманская, радиорубка, кабинка акустика и капитанская конурка, где даже вдвоём поместиться возможно, если сидя. Герметичные переборки, и у каждого из двадцати пяти членов команды есть своя койка. То есть очевиден расчёт на длительные дальние походы.
***
Понятно, что Клёмин стал у нас старшим механиком, Игнату пришлось принимать на себя обязанности штурмана — просто у остальных меньше опыта в определении места при ориентировании через перископ. Пяток опытных подводников из Посьетского дивизиона отыскалось по окрестностям — в этой немногочисленной общности все всех знают, так что тех, кто недавно по разным причинам куда-то перешёл, собрали в два счета. Новичков, приехавших из Севастопольской учебки, но опоздавших к уходу дивизиона, нашлось три человека, мастеровых с верфи подобрали из числа выразивших желание послужить, если не очень долго. Ну и, как обычно, два инженера из проектировщиков и один опять же с завода. В общем, набрали команду с миру по нитке. Еще с миноносцев мичман один попросился с нами на должность торпедиста.
Как я понял, о подводных лодках определённые слухи во флотских кругах циркулируют, то есть нынче это уже не настолько секретное оружие, как хотелось бы. Ну да, шила в мешке не утаишь.
***
Ох и не люблю я вместо проведения испытаний выходить сразу в поход. Как бы ни доверял я Клёмину, так ведь он не волшебник, а скрытые дефекты бывают в самых неожиданных местах. Однако, штаб Тихоокеанского флота — а он уже есть, и даже руководит нашими действиями — так торопит с выходом, что приходится рисковать. Задача — нарушить сообщение между Японией и Кореей. Непременно с соблюдением скрытности. А вот более конкретными инструкциями никто не озаботился. Мы с сыном глянули друг на друга, и пригорюнились.
Как Вы думаете, каковы наши шансы на успех? Нет, Вы вспомните, что скорость подводного хода у нас всего пять узлов. То есть догнать или перехватить кого-либо мы просто не в состоянии. Если даже идти по поверхности, и то вряд ли удастся настичь мало-мальски приличный транспорт, разве уж совсем развалюху какую. Нет, никто не заставляет нас следовать за целью по пятам — можно и угол срезать. Если заранее знаешь, в какую сторону бежит обнаруженный источник дыма. Хотите напомнить про направление «хвоста»? То есть, если хвост направо, то цель бежит влево?
Не забывайте, что у ветра тоже есть направление. И скорость. И они не обязаны совпадать с теми, которые сейчас и здесь мы способны зафиксировать. И не так уж важно Японским это море называется, или Жёлтым. Цусимский это пролив или Корейский. Всюду просторно и ветрено. И догонять, не имея ни преимущества в скорости, ни знания, кто и куда плывёт — дело бесполезное.