Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Сделай что сможешь 2


Сделай что сможешь 2

Сообщений 431 страница 440 из 605

431

Мамоныч написал(а):

Kot leo написал(а):

    сначала посчитал вашу поправку верной... В общем, там всё же нужно "В" поставить. Так по смыслу точнее будет (почему вы так в них уверены? В чём? В начале войны).

Могу быть глубоко не прав, НО у Вас читается: "почему вы так в них уверены? В чём? В ваших прогнозах О начале войны" :dontknow:

    Александр, мы ...склонны верить, что у вас есть причины на столь странные прогнозы международных отношений. Но ... нам ... хотелось бы понять, почему вы так в них уверены (т.е. - в прогнозах!!!). Например, в началеО войны между Францией и Пруссией, да ещё и в этом году?

Ну или, опять же: "...почему вы так уверены В прогнозах О началЕ войны..."

    Смысл текста: "Но всё же нам как вашим партнёрам хотелось бы понять, почему вы так в них уверены. Например, ПОЧЕМУ ВЫ УВЕРЕНЫ в начале войны между Францией и Пруссией, да ещё и в этом году?

Отредактировано Kot leo (10-04-2018 22:05:34)

0

432

Kot leo написал(а):

Смысл текста: "Но всё же нам как вашим партнёрам хотелось бы понять, почему вы так в них уверены. Например, ПОЧЕМУ ВЫ УВЕРЕНЫ в начале войны между Францией и Пруссией, да ещё и в этом году?

Смысл ТЕКСТА прекрасно понятен по контексту.
А вот сопряжение "в них" и "в начале войны" без вставки "ПОЧЕМУ ВЫ УВЕРЕНЫ", до сих пор отсутствующей в тексте (или замены одной из двух указанных букв) - воспринимается с трудом :dontknow:
Ну-да "хозяин-барин"(тм)...

0

433

Мамоныч написал(а):

Kot leo написал(а):

    Смысл текста: "Но всё же нам как вашим партнёрам хотелось бы понять, почему вы так в них уверены. Например, ПОЧЕМУ ВЫ УВЕРЕНЫ в начале войны между Францией и Пруссией, да ещё и в этом году?

Смысл ТЕКСТА прекрасно понятен по контексту.
А вот сопряжение "в них" и "в начале войны" без вставки "ПОЧЕМУ ВЫ УВЕРЕНЫ", до сих пор отсутствующей в тексте (или замены одной из двух указанных букв) - воспринимается с трудом :dontknow:
Ну-да "хозяин-барин"(тм)...

    Значит вставлю.

0

434

.               Мне кажется, или господа действительно на каждую мою значительную реплику глубокомысленно переглядываются?
                     - И когда, по ВАШИМ предположениям, подойдёт время ОЧЕРЕДНОЙ русско-турецкой войны? - как-то напряжённо спросил граф.
               Чёрт возьми, у меня меж лопаток аж холодком повеяло. Не, ну реально, блин! Эй-эй, ребята, очнитесь! Я вам не враг. Понимаю, никто не любит предсказателей, тяжкие беды пророчащих. Никому не нужна Кассандра в своём отечестве. Ох как удобно быть страусом, который, засунув свою голову в песок, не видит приближающейся опасности. Но нет, дорогие мои компаньоны, сейчас вам просто необходимо открыть глаза и взглянуть на реальность более внимательно.
                     - К концу этого десятилетия. Впрочем, Англия начнёт нагнетать напряжение заранее, то есть года через три-четыре.
                     - А почему не через два или шесть?
               У-ху-ху... тяжело разговорчик идёт, голосом графа можно воздух морозить... почти как кондиционером.
                     - Через два года рано, а вот через три Англии обязательно придётся активизироваться. Промышленный кризис по всему миру начнётся, а война для кризиса лучшее лечение. Разумеется, когда ты поставщик оружия, а не воюющая сторона.
                     
               Ё-моё, если бы не наэлектризованная атмосфера разговора, то я бы заржал. Похоже, господа офицеры мои откровения воспринимают как пророчества какого-нибудь древнегреческого оракула. Вроде и поверить в них страшно, и в то же время подсознание с ними вполне согласно. Эх, ребята, жаль не передать мне вам своих чувств. Ведь для меня русско-турецкая война семьдесят седьмого-семьдесят восьмого годов - это давно отболевшая рана. В детстве любил читать и перечитывать всё найденное о ней. Читал взахлёб любую литературу, до которой мог добраться. И... такая гордость при прочтении охватывала за свою страну-освободительницу... Ох ёшкин кот, не передать словами. Да я там жил! В той эпохе. Всё представлял: вот веду солдат на штурм Плевны, вот защищаю Шипку. Ха... да я даже Стамбул в своих фантазиях штурмовал и эскадру наглых европейцев топил в Мраморном море... из полевых орудий.
               А потом, чуть повзрослев, взялся я читать о последствиях этой войны для России, и сердце стало кровью обливаться. За что, спрашивается, сражались? Кучу народа положили, кучу денег истратили, героически победили и остались в результате у разбитого корыта. Почти вся Европа на этом конфликте успела руки погреть, а мы нет. Кто-то нажился на поставках оружия воюющим сторонам, а кое-кто, особо наглый, не воюя с Турцией, даже территорию умудрился у неё оттяпать. В это время наши царские дуболомы - что генералы, что дипломаты - силой оружия всё решали, а надо было с умом к войне подходить, с английским прагматизмом, а не с ура-патриотизмом. Тогда, глядишь, и Босфор, и Дарданеллы принадлежали бы нам уже в девятнадцатом веке.
               Эх... упустили мы реальную возможность отобрать проливы! А всё из-за Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии. Это они отобрали у нас плоды победы. Не нравится им постоянно возрастающее могущество России. Совсем не нравится! Да впрочем, им оно никогда не нравилось и никогда не будет нравиться. При этом император всероссийский и его окружение воспользоваться этим могуществом сейчас ну никак не могут. Не дано им. Методы, используемые в политике теми же англичанами, для них неприемлемы. Слишком эти методы грязные и неблагородные. Вот российских мужиков оторвать от сохи и послать на убой - это благородно, это правильно, а поддерживать восставших греков и сербов оружием и деньгами - это уже как-то не то. Ну не понимает наша правящая верхушка, что если стране необходимо добиться своих целей не на словах, а на деле, руководству страны в некоторые моменты обязательно придётся запачкаться.
               Чёрт... да сиди я на российском троне, такую б заварушку на просторах старушки Европы организовал, все европейцы офигели бы и о русско-турецких взаимоотношениях на время забыли бы. Ох-х... едрить-мадрить... я бы этим европам Армагеддон мирового масштаба устроил, причём такой, после которого при одном лишь воспоминании о нём все жители европейских стран испуганно крестились бы. Германию в очередной раз натравил бы на Францию - пущай повоюют вволю, пока мы турков мочим. Подбил бы на восстание венгров, чтоб австрияки не о внешней, а о внутренней политике думали. Индусов с ирландцами поставками оружия взбодрил бы на подвиги, чтоб Англии жизнь мёдом не казалась.
               Ну а пока европейцы решали бы свои проблемы, я под лозунгом: "Даёшь свободу и независимость болгарам, сербам, армянам, курдам и всем прочим!" быстренько обкорнал бы Османскую империю до размеров двух третей полуострова Малая Азия, а то и меньше. Окружил бы её государствами-соперниками, по силе сравнимыми с ней, - и всё! О дальнейшей агрессивной политике турок на мировой арене можно было бы забыть навсегда. Резались бы они потихоньку с соседями, а на проливы, принадлежащие России, рот бы уже не разевали.
               Стоп... а могу ли я в этой реальности повлиять на исход войны? Ну-у... некритично-то, конечно, могу, а вот так, чтобы Константинополь российским стал, уже вряд ли. Хотя... если задаться целью...
               
               Господа офицеры после длительного молчания, осмыслив наконец очередные пророчества, опять стали засыпать меня вопросами, но теперь уже по большей части экономического характера, и, наверно, мы бы ещё долго обсуждали и мировую экономику, и политику, и прочее, прочее, прочее. Под конец разговора вояки уже не воспринимали меня как демона злобного, беды несущего. Весь холод по отношению ко мне сгинул словно морок. Но... Софа напомнила нам, что спать тоже нужно, тем более дамы устали.

               ЗДЕСЬ ВСТАВКА ПОСТ 467
 
 
   Глава 18
 
 
               А на следующий день я, по предварительной договоренности с Путиловым, отправился на осмотр его заводов. Николай Иванович заехал за мной на наёмной пролётке, и мы вместе направились за город. Кстати, своего личного транспорта у Путиловых нет, вот такие они миллионеры. И дома своего у них нет - живут на съёмной квартире, и за границу никогда не ездили, хотя давно бы уже могли - средств хватает. Просто люди такие: у Николая Ивановича одна работа на уме, все деньги в дело вкладывает, ничего на роскошь и развлечения не остаётся, а Екатерина Ивановна его во всём поддерживает. Ха... а ещё я помню из прочитанного когда-то о Николае Ивановиче, взяток он за всю свою жизнь никогда не давал и никогда не брал, чисто из принципа.
               Эх... дороги. Что Путиловский или - как в моё время его именовали - Кировский завод, что завод "Аркадия", расположенный за Нарвской заставой, - это на данный момент далёкие пригороды столицы, поэтому тащились мы в конечном итоге довольно долго. Да ещё рытвины, слякоть и грязь вперемешку с мокрым снегом затрудняли нам дорогу - зимняя оттепель в Питере что в девятнадцатом веке, что в двадцать первом, удовольствие хуже некуда.
               Город я узнавал через раз: это здание помню, а что вот это за сооружение, понятия не имею. Странно. Ехали-то мы по Царскосельскому - в будущем Московскому - проспекту, дома которого я прекрасно знал. Хм... или теперь уже надо говорить не "в будущем", а "в той жизни Московскому проспекту"? В этой-то ещё неизвестно, как его потомки назовут. На подъезде к Обводному каналу пошли вообще незнакомые трущобы, а за Обводным и вовсе поля, леса, опять поля и какие-то сады с дачными домиками между них. Блин, какой всё-таки маленький нынче Санкт-Петербург... и какой медленный транспорт.
               
                     - Александр, не узнаёте?
               Николай Иванович показал куда-то вперёд и влево. Мы подъезжали к какому-то смутно знакомому зданию. Опа-на, это ж...
                     - Новодевичий монастырь.
                     - О да! Проведаем могилу вашей матушки?
               Чёрт возьми! Как я мог забыть, что мать Александра Патрушева захоронена на кладбище Новодевичьего монастыря? Ведь жена Путилова упоминала об этом в разговоре. Ёлы-палы, вот так и горят на мелочах засланные казачки. Ох, Сашок... будь Николай Иванович более подозрителен, неизвестно, как бы сложились ваши взаимоотношения.
                     - Конечно проведаем. Я и намеревался заглянуть сюда по дороге. Правда, где находится мамина могила, к своему стыду, уже не помню.
                     - Ничего, я знаю, как пройти. Мы с супругой здесь изредка бываем.
               Ну что ж... Александру Патрушеву необходимо почтить память мамы, а ещё необходимо - уже мне - воздать должное матери того, чьё место я сейчас занял. Это, так сказать, мои внешнее и внутреннее восприятия, и пока мы шли, пока договаривались с монашками о посещении кладбища, они сплелись воедино. Над могилой склонились уже не двое в одном лице, а я единый - Я сын и Я тот, кому продолжать род, кому его возвеличивать.
               Давал ли я какие-нибудь клятвенные обещания той, чьего сына заменил? Нет. К чему? Просто постоял и прочитал про себя молитву за упокой души. Я и так уже себе установок в уме по Патрушевым наставил выше крыши и без всяких обещаний постараюсь их выполнить.
               
               Дальнейший путь до "Аркадии" пролетел в невесёлых раздумьях о бренности нашего существования. Николай Иванович не тревожил, догадываясь о ходе моих мыслей. И только памятник "Нарвские ворота" меня немного отвлек. Блин, какой-то он не такой! И что это за здания прилепились к нему по бокам?

Отредактировано Kot leo (27-01-2019 01:56:27)

+18

435

Kot leo написал(а):

наши царские дуболомы - что генералы, что дипломаты - силой оружия всё решали, а надо было с умом к войне подходить, с английским прагматизмом,

Kot leo написал(а):

Не дано им. Методы, используемые в политике теми же англичанами, для них неприемлемы. Слишком эти методы грязные и неблагородные.

Россия вовсе не была "АФФцой в табуне волчищ"(тм)!
Просто уровень профессионализма отечественных политиков/дипломатов периодически уступал таковому у наших "заклятых друзей"(тм) - там где Россия пыталась просчитывать на пару-тройку ходов вперёд, "англичанка"(тм) гадилапросчитывала на пять-шесть (вот, как раз, крымская да балканская - ярчайшие примеры ...)

Kot leo написал(а):

За что, спрашивается, сражались? Кучу народа положили, кучу денег истратили, героически победили и остались в результате у разбитого корыта.

Kot leo написал(а):

А всё из-за Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии. Это они отобрали у нас плоды победы.

Точь-в-точь, как в 95-м Россия с той же Францией да Германией "отобрали плоды победы" у Японии... :dontknow:
А в 70-м НЕ позволила Пруссии взять Париж (а потом удивлялась, что это Германия стала гадить на Берлинском конгрессе).

Kot leo написал(а):

а кое-кто, особо наглый, не воюя с Турцией, даже территорию умудрился у неё оттяпать.

Точь-в-точь, как Россия после очередной опиумной войны "оттяпывала" очередные куски от Китая по Айгуньскому да Пекинскому договорам... :dontknow:

+5

436

.               Дальнейший путь до "Аркадии" пролетел в невесёлых раздумьях о бренности нашего существования. Николай Иванович не тревожил, догадываясь о ходе моих мыслей. И лишь памятник "Нарвские ворота" меня немного отвлек. Впрочем, разглядывал я его недолго: мы свернули, чуть не доехав, на дорогу, которая в будущем будет называться Лиговским проспектом. Нынче это, правда, не проспект, а маленькая дорожка, идущая вдоль Лиговского канала.
               Опытовый заводик Путилова расположился недалеко от соединения Обводного канала с Невой, рядом с Императорским фарфоровым заводом. По размерам не больше Красноярского механического, даже рабочих почти как и у нас - восемьдесят шесть человек. Производит он в данное время новые рельсы, мелкосортное железо для рельсового крепежа и пудлинговую сталь для Путиловского завода. Как похвастал Николай Иванович, сталь очень мягкую, годную даже на паровые котлы. Хм... надо взять на заметку. Как прибудут в Питер мои красноярские архаровцы, договорюсь о её закупке. Раз уж я в Сибири из такой стали паровики делал, то могу и здесь тем же заняться.
               Из оборудования на заводе имеется шесть пудлинговых, или - как их тут иногда называют - "передельных" печей (в них переделывают чугун на железо и сталь). Также действуют две сварочные печи, паровой молот с приводом от паровой машины в сорок лошадиных сил и рельсопрокатный стан, или, по-нынешнему, вальцовня. Как я понял из пояснений Николая Ивановича, и Путиловский завод, и завод "Аркадия" работают круглосуточно и постоянно в две смены, не смотря ни на какие праздники и выходные, иначе слишком накладно выходит остужать печи и разогревать их каждый раз по новой.
               Мда... сочувствую местным работягам. Пашут в этом огненном пекле по двенадцать часов в сутки, имея всего один выходной в неделю. Блин, адова работа! Годная только людям, сильным телом и духом. Да-а, Сашок, вот он суровый оскал империализма! Чем ближе к индустриальным центрам находится производство, тем сильнее на нём эксплуатируются работники. Хм... а ведь и мне на Красноярской судоверфи придётся вводить похожий ритм работ. По-другому никак не получится. Тот же мартен или домну останавливать можно лишь изредка, на профилактику. Да уж... но рабочий день я, пожалуй, разобью на три смены по восемь часов, незачем над народом так-то изгаляться.
               Путилов провёл меня по всему предприятию и дал полюбоваться на современную технологическую цепочку изготовления рельс. Между прочим, и "Аркадия", и Путиловский выпускают сейчас такой шедевр проката, как железный рельс со стальной головкой, по прочности превосходящий все производимые рельсы в мире. И что ещё важно для России, путиловский рельс, в отличие от тех же английских и немецких, сильные холода выдерживает, не лопаясь. А придумал и создал этот шедевр Николай Иванович, до него в мире считали невозможным сварить сталь с железом.
               
                     - Да, Александр, мои рельсы дороже западных железных, но выгоднее. Дорогие-то они дорогие, но пятнадцать лет прослужат, а дешевые западные - всего два-три года, а то и год. По использованию выходит, велика разница, а в деньгах нет. Мои рубль восемьдесят восемь копеек за пуд идут, а западные с пошлиной - рубль пятьдесят шесть. Вот и считай. Опять же стальные западные лет десять служат, а стоят два рубля семьдесят копеек.
                     - А свои стальные собираетесь делать?
                     - Конечно. В прошлом году я построил первый в России бессемеровский аппарат, в этом построю второй - в два раза больший, а через год-полтора мартен поставлю. Вот тогда и пойдёт сталь рекой. И кстати, домна твоя мне тут ой как нужна будет.
                     - Хм... сделаем.
                     
                Создание новых рельс - процесс настолько захватывающий, что у меня от печального настроения, навеянного кладбищем, довольно быстро не осталось и следа. Сначала в пудлинговой печи растапливают чугун, потом его прямо в печи начинают перемешивать специальными железными штангами весом в десять килограмм. Во время этого процесса на штангу налипают сгустки преобразовавшегося железа и образуют тестоподобную крицу-ком, которая весит под сорок кило. Эту крицу вынимают из печи, соскабливают со штанги и на железной тачке везут к паровому молоту. Молот начинает прессовать крицу: сначала слегка, далее всё сильнее, и под конец уже дубасит по ней в полную силу, да так, что после каждого удара шлак в виде огненных брызг разлетался во все стороны. Затем ещё не остывшую крицу прокатывают сквозь вальцы, и таким образом получается плитка довольно жёсткого получугуна-полужелеза.
               Дальнейший её путь зависит от того, для чего она нужна: если на производство стали или более мягкого железа, то процес плавления повторяется, но уже в другой пудлинговой печи; если на производство рельс, то плитку просто везут к сварочной печи. И вот возле неё встречаются уже все компоненты будущего рельса. Там они складываются одно на другое и создаётся - как здесь говорят - пакет. Сверху - плитка стали, внутри - плитки мягкого железа, внизу - плитки железа большей твердости.
               Дальше собранный пакет кладётся в сварочную печь и накаливается. Уже раскалённым он прокатывается сквозь нажимные вальцы и нагревается вторично и, наконец, прокатывается сквозь черновые и беловые вальцы, из которых выходит уже настоящим рельсом. Рельс этот ещё в раскаленном виде подставляют под круглую пилу, и она, визжа и рассыпая искры, опиливает его с двух концов в требуемый размер. Сразу же в нём пробиваются дыры под связующее крепление, и рельс готов.
               
                     - Александр, обрати внимание на ловкость моих мастеровых. Нынче за границей кое-кто пытается мой опыт повторять. Но они пакеты проволокой связывают, мои же рабочие считают, что это замедляет работу, а потому приноровились без всякой связки вчетвером сажать в печь эти пакеты, весом, кстати, по восемнадцать пудов (288 килограмм). После этого делают ещё более сложную операцию - передвигают пакет в печи с места на место так, чтобы он не рассыпался и чтобы железные и стальные полосы, составляющие его, не сдвинулись со своих мест.
                     - Да, впечетляет.
                     - О да! - Николай Иванович с улыбкой покивал. - А теперь пройдём в тигельный цех, который я готов предоставить тебе в аренду.
                     
               Тут оказалось, в аренду мне хотят отдать не весь завод, а лишь его часть - тигельный цех, но... в аренду бесплатную. Видать, я чего-то недопонял в прошлый раз. Ну, да ладно, упало в руки, так упало... будем считать это новогодним подарком.
               Цех меня поначалу не впечатлил. Маленький он, однако, не представляю, как я его использовать стану. Ну...  можно, конечно, всё переоборудовать. Вот только под какое производство? Мда... задачка. Здание небольшое, но хорошее. Сразу видно, очень прочное, кирпичное и, что немаловажно, потолки в цеху высокие, есть где разгуляться с установкой подвесного оборудования, если таковое понадобится. Стоит печь для тигельной плавки на четыре тигля, но пространство позволяет расширить печку и до десяти тиглей.
               Путилов похвастался, что сконструированные им печные горны плавят сталь на коксе в три раза быстрее, чем на древесном угле. Хм... надо будет расспросить о них поподробнее, глядишь, и нам в Красноярске такие наработки пригодятся. И хоть уголёк у нас плохой, но вдруг экономия какая-никакая да выйдет. Как я понял из дальнейшего разговора, опытовый завод Николаю Ивановичу как экспериментальная площадка уже не нужен, сейчас все мысли заводовладельца занимает его главное детище - Путиловский завод. Там все его мечты и чаянья. Там основная работа. Там он отныне проводит все свои эксперименты.
               Как результат, тигельная плавка на "Аркадии" остановлена. Может, организовать здесь выплавку специальных сталей и редких сплавов? Мне качественная сталь позарез нужна: на стволы для револьверов, на ответственные детали станков, на инструмент, на некоторые виды проволоки (например, для изготовления пружин), причём сталь с определёнными свойствами в каждом конкретном случае. Опять же патронную латунь тут удобно варить.
               Хм... А что? Во всём этом есть смысл. Так-так-так, а железо из передельных печей отлично подойдёт для трубного проката, да и саму прокатку труб стоит запустить. М-м... не, места маловато. А вот если пристроить ещё один цех - Николай Иванович позволяет, то в нём можно устроить крупномасштабную прокатку проволоки и труб разного диаметра, а металл на это всё брать с "Аркадии". В результате будет у меня этакий компактный центр новых технологий, защиту и охрану которого нетрудно организовать по всем правилам. Часть рабочих живёт в бараке, расположенном на заводской территории, своих красноярских архаровцев я могу поселить тут же. Подновим кирпичный забор, окружающий всё это хозяйство, в помощь бизонам наймём ещё охранников и сделаем из предприятия супер-пупер конфетку.
               Новые планы так взбодрили, что я начал носиться по территории, засовывая свой нос во все более-менее значимые места, на ходу прикидывая, где и что стану менять. Даже по бараку прошёлся, выясняя, как работники живут. Николай Иванович следовал за мной по пятам и был явно доволен моим интересом, а когда я высказал ему свои планы по переобустройству, он их полностью поддержал. Ну значит, так тому и быть. Мы обсудили все вопросы по взаимодействию с руководством "Аркадии" и отправились дальше - на Путиловский.

Отредактировано Kot leo (23-01-2019 11:45:39)

+17

437

Kot leo написал(а):

рядом с императорским фарфоровым заводом.

разве Императорский фарфоровый завод не собственное имя?

Kot leo написал(а):

В прошлом году я построил первый в России Бессемеровский аппарат, в этом построю второй - в два раза больший, а через год-полтора мартен поставлю.

почему с большой буквы?

+1

438

Тит написал(а):

Kot leo написал(а):

    рядом с императорским фарфоровым заводом.

разве Императорский фарфоровый завод не собственное имя?
Kot leo написал(а):

    В прошлом году я построил первый в России Бессемеровский аппарат, в этом построю второй - в два раза больший, а через год-полтора мартен поставлю.

почему с большой буквы?

   Спасибо за поправки. Сейчас исправлю.

0

439

.
               Ну, что сказать? Не поразил меня петербургский металлургический гигант. Совсем не поразил. Даже немного огорчил. Ожидал я чего-то большего, а тут... мать твою... Да завод не маленький, как-никак две тысячи человек трудится, но оборудование в цехах довольно примитивное: опять те же пудлинговые и сварные печи, опять тот же рельсовый прокат. Несколько вагранок стоят. Рядом махонький бессемеровский конвертер, всего на семьдесят пять пудов металла (1200 килограмм). Что интересно, Путилов его построил сам, без какой-либо помощи западных инженеров, вдобавок через месяц обещает достроить второй, в два раза больше. Эх... конвертер по нынешним временам - это, конечно, круть несусветная, в России ничего подобного ещё нет, но вот всё остальное...
               Вообще, Путилов, начав отстраивать заново этот завод, совершил, можно сказать, эпический подвиг, который в той моей жизни смогли повторить лишь в Великую Отечественную войну, причём, с чрезвычайным напряжением всех сил государства. В такое трудно поверить, но он умудрился за каких-то восемь дней организовать новое, прекрасно действующее предприятие практически на голом месте. А началось всё с паники на Николаевской железной дороге. В декабре одна тысяча восемьсот шестьдесят седьмого года в средне русской полосе ударили сильные морозы, и рельсы стали выходить из строя. Закупленные в Англии и рассчитанные на европейский климат, они в русские холода просто лопались при любой нагрузке. Запасы для ремонта, в мастерских, таяли с чудовищной скоростью. Железнодорожное сообщение Москва - Санкт-Петербург грозило встать долгой зимой намертво, а доставить новые рельсы быстро не получалось.
               На выручку пришел Путилов. Попросил у министра путей сообщения завод в долг и пообещал в кратчайшие сроки освоить на нём рельсовый прокат. Второго января Николай Иванович получил от правительства заказ на рельсы, двенадцатого января казна выдала ему в аренду полуразвалившийся, давно не работающий Огарёвский железоделательный завод, и уже двадцатого января он запустил на нём прокатку рельсов до пяти тысяч пудов в сутки (80 тонн).
               Если честно, я, наверно, не смог бы такого совершить, несмотря на все мои знания и опыт. Авральные работы не мой конёк, я привык всё тщательно и заранее планировать. Блин, да мне даже не представить объём и напряжённость этих работ! На морозе, прямо под открытым небом (ведь крыши и стены в цехах к тому моменту в большинстве своём уже развалились) на старые заводские фундаменты рабочие устанавливали станки, складывали печи и сходу приступали к работе. Одновременно с этим строители возводили над головами работников огромные дуги, изготовленные из старых рельсов. Тут же обшивали их досками и покрывали толем. Когда от работы печей стал прогреваться пол, от него повалил такой густой пар, что в первые дни в цехах на расстоянии метра не было видно ни людей, ни машин. Короче, жуть, а не работа. Но рельсы завод выдавал исправно.
               Почти так же зимой одна тысяча девятсот сорок первого-сорок второго годов в СССР станут строить эвакуированные в глубокий тыл заводы.
               
               Рабочих, по словам Путилова, набирали так: "Кинули клич по губерниям - ехать свободному народу по железным дорогам и на почтовых. Через несколько дней приехало до тысячи пятисот человек. Сделали расписание - кому быть вальцовщиком, кому пудлинговщиком, кому идти к молоту, кому к прессу". Из Тулы привезли литейщиков. Опытные мастеровые с других путиловских заводов на ходу обучали новичков. Так всё и закрутилось.
               Изначально производили лишь рельсовый прокат, нынче же, через два года после открытия, уже и отливка рельсового крепежа освоена, и выпуск скобяного товара, да ещё бессемеровский конвертер гонит литую сталь для поковок и сортового проката. Завод постепенно развивается. Планы по расширению у Николая Ивановича грандиозные. Он как минимум на пятилетку всего назадумывал и даже постройку новых цехов начал: сталелитейного, мартеновского, механического (под паровозостроение) и огромного кузнечного - аж в десять тысяч квадратных метров. Только денег у него, как оказалось, почти нет. Долги есть - успел назанимать, а свободных средств нема. Металлургическое производство, что в веке двадцать первом, что в веке девятнадцатом, дело слишком накладное.
               Все миллионы, заработанные за два года, ушли на выкуп предприятия, покупку нового оборудования и много чего ещё. Например, для доставки чугуна и руды из Финляндии приобретено три парохода и двадцать барж. Впрочем, и этого-то уже не хватает, приходится и посторонние транспортные средства нанимать, ведь спрос на металл растёт постоянно. Насколько помню из истории, именно сейчас наступает золотое время Путиловского завода, ну и, разумеется, золотое врема в жизни самого Николая Ивановича. Мда... и мне надо постараться растянуть это времечко на как можно более длительный срок.
               Что для этого нужно? Естественно, в первую очередь вложить свои силы и средства в развитие предприятий Путилова, а в дальнейшем всегда держать эти предприятия на пике технического прогресса, не забывая регулярно подыскивать им новую работу.
               
                     - Николай Иванович, как я понимаю, крышу механического цеха вы в этом году поставить не сможете?
                     - Боюсь, что и в следующем не получится. А что?
                     - Как вы посмотрите на то, что крышу установлю я на собственные деньги и три года стану в цеху хозяйничать?
                     - Хм... Ну-у...
               Николай Иванович, не ожидавший такого вопроса, на секунду задумался, но потом махнул рукой.
                     - А знаете... забирайте цех в свои руки. Я буду рад. Скажите лишь, что там делать собираетесь?
                     - Паровозы, локомобили, вагоны и трубы для газовых и водопроводных компаний.
                     - Паровозы - это прекрасно! А трубы, стало быть, сварные?
                     - Нет, бесшовные, цельнотянутые.
               На меня взглянули удивлённо и весьма заинтересованно.
                     - Вот как! Знаете особые секреты их изготовления?
                     - Знаю.
               Николай Иванович почти минуту меня разглядывал, будто впервые увидел.
                     - Насколько мне ведомо, такие трубы только из свинца тянут, а вы, значит, из железа намереваетесь? Впервые в мире?
               Я улыбнулся и слегка польстил заводовладельцу.
                     - Путиловскому заводу не привыкать мир удивлять.
                     - Что ж, тогда... Мы, помнится, уже обсуждали производство паровозов?
                     - Да.
                     - Так почему бы нам не сделать его совместным? Как-никак металл вам где-то покупать придётся, и дешевле, чем у меня, вам его не найти.
                     - Ничего не имею против.
               Николай Иванович наклонил голову вбок и посмотрел с хитрым прищуром.
                     - Так и на трубы металл весьма нужен.
               Я рассмеялся, и Путилов тут же ко мне присоединился. Да уж... похохотали мы знатно. Быстро и не навязчиво Николай Иванович ко мне в партнёры напросился. Сориентировался сразу. Ну ещё бы! И паровозостроение, и трубопрокат по нынешним временам очень прибыльное дело. Мда... и мне такой партнёр сейчас без сомнения нужен. Отсмеявшись, я ответил:
                     - С вами согласен на любое совместное предприятие.
                     - Прекрасно! Но скажите, Александр, сколько средств вы собираетесь вкладывать?
                     - А сколько стоит петербургский дом, оставшийся мне в наследство?
                     - По меньшей мере триста пятьдесят тысяч в серебре. Но надеюсь, вы не собираетесь его продавать?
                     - Почему нет?
                     - Видите ли, цены на жильё постоянно растут. Кроме того, арендная плата приносит регулярный денежный доход. Вам выгодней заложить дом. Под залог вы на руки, конечно, меньше получите - тысяч двести пятьдесят-двести восемьдесят, не более, но зато проценты по залогу, скорее всего, выйдут меньше, чем доход с аренды. Вы сможете пользоваться деньгами, не продавая дом и не расходуя средств на обеспечение кредита.
                     
               Хм... мысль дельная, вот только скоро кризис, и цены на жильё могут рухнуть, ну, или значительно припасть. А вообще, чёрт его знает, как этот кризис на недвижимости Питера скажется. Всё ж таки столица. С другой стороны, кризис продлится долго - лет пять как минимум, и что за эти годы произойдёт с рынком, одному богу ведомо. Да и кредит в кризис даже под залог дома могут отказаться давать, а если и дадут, то под огромный процент. Охо-хо... Опять сплошные задачи. Ну, стало быть, предстоит мне ещё о многом покумекать перед окончательным принятием решения.
                     - Я подумаю над вашим предложением.
                     - Добро.
               Николай Иванович какое-то время меня серьёзно и внимательно рассматривал, причём так, что я непроизвольно подтянулся и чуть ли не по стойке смирно перед ним встал. Что это с ним? Постоянная лёгкая смешинка из глаз пропала, словно её там никогда и не было, взгляд посуровел. О-о... похоже, предстоит важный разговор. Проникнувшись моментом, я постарался смотреть так же серьёзно и уж во всяком случае не стал начинать разговор первым.
                     - Александр, не знаю, рассказывал ли вам отец о моём предложении ему стать партнёрами в деле развития железоделательного производства Финляндии.
                     - Нет. Отец о таком не упоминал.
                     - Ну что ж, всегда он был скрытен. Тогда расскажу я. Взявшись за исследование железных руд Финляндии, я столкнулся с проблемой частых анализов этих самых руд. Озёр и болот в Финляндии много, и в каждой местности руда своя. Вот тут мне в затруднениях очень помог мой друг и ваш отец. Если государственная экспертиза образцов проводилась месяцами, то он делал её в считанные дни, и не только экспертизу, но и экспертные плавки. Постоянно изучал металл, добытый из руд, классифицировал его по-своему. Всего в одно лето я с его помощью смог оценить, где и что надо добывать и где заводы ставить.

Отредактировано Kot leo (23-01-2019 11:46:23)

+18

440

Kot leo написал(а):

Да завод не маленький, как-никак две тысячи народу трудится,

ИМХО, уместно употребить - душ, человек, и т.д. Странно звучит - две тысячи народа.

Kot leo написал(а):

шестьдесят седьмого года в средне русской полосе

слитно

Kot leo написал(а):

золотое врема в жизни самого

время

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Сделай что сможешь 2