Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Жанр ЛитРПГ как явление современной российской фантастики


Жанр ЛитРПГ как явление современной российской фантастики

Сообщений 1 страница 10 из 901

1

Доступно задание "Прочтение статьи « Жанр ЛитРПГ как явление современной российской фантастике»"
Описание: Вам необходимо внимательно прочесть данную статью и выразить своё отношение к ней.
В качестве подтверждения выполнения задания поставьте (+) или (-) автору статьи.
Класс задания: Обычное. Награда: +100 Репутации с Мастером гномов Гемановым, +20 Репутация с форумом «В вихрях времен». Интеллект +1 Штраф за провал/отказ от задания: -200 Репутации с форумом «В вихре времен»
.

     Трудно поверить, но еще несколько лет назад широкие массы поклонников современной русской фантастики практически ничего не слышали о таком жанре как ЛитРПГ. Первое произведение этого жанра я прочитал в далеком уже 1998 году. «Смерть взаймы» за авторством Степана Вартанова. Прочитал и удивился весьма неординарной фантазии писателя. Отложив книгу в сторону, с огорчением констатировал, что данный автор своим весьма неплохим произведением полностью закрыл тему попадания героев внутрь компьютерной игры. И что больше никто из писателей к данному сюжету никогда не обратится. Жизнь показала, что я не просто ошибся в данном вопросе, а ошибся критично.
      С момента выхода «Смерти взаймы» прошло шестнадцать лет. За это время выросло целое поколение, которое мало интересуется литературой, но много  времени уделяет компьютерным играм. Современные российские фантасты воспользовались сложившимися обстоятельствами и смогли хоть ненадолго оторвать молодое поколение от бесконечной прокачки персонажей и ударного фарма подземелий. Для этого писатели поместили мир компьютерных игр внутрь литературных произведений. Где сначала полностью воссоздали реалии компьютерных игр, а чуть позднее и создали недостижимый в реальности мир « Идеальной многопользовательской игры». Где игроки попадают в игровую реальность посредством сложных технических устройств типа «виртуальная капсула». Внутри игры неигровыми персонажами управляет практически разумный Искусственный Интеллект, а добрые и справедливые администраторы в аватарах мудрых богов несут в  игровую вселенную справедливость и закон.
       Постепенно подобное описание стало каноническим и немногочисленные авторы отщепенцы, не придерживающиеся незыблемого канона, немедленно подвергаются обструкции и массовому проклятию.
        Молодое поколение с удовольствием читает книги ЛитРПГ жанра, а сотни писателей творят свои виртуальные игровые вселенные. Можно с уверенностью констатировать, что жанр ЛитРПГ состоялся и у него имеется весьма немалое количество почитателей. Но не всё так однозначно. На мой взгляд, при рождении данного жанра он получил весьма тяжелую родовую травму. И её последствия мы видим в каждом произведении ЛитРПГ. Дело в том, что по каноническому сюжету главный герой должен упорно и целеустремленно заниматься прокачкой своего персонажа. Посвящать этому благородному делу все свои силы и время. Тут-то произведение и начинает страдать от последствий родовой травмы. Ведь кроме игровой прокачки главный герой должен как-то действовать и за пределами капсулы виртуальной реальности. Ходить на учебу или на службу, растить детей и заниматься другими мирскими делами. Авторы по незыблемым законам логики не могут начисто игнорировать эти факты. Поэтому им приходится вводить в произведения описание существования героя и в реальном мире. И вот здесь родовое проклятие гранитной могильной плитой и накрывает произведение. Во всех прочитанных мной книгах жанра ЛитРПГ ( около тридцати самых популярных на СИ) действие героя в реальном мире является жалкой тенью действиям в мире компьютерной игры. Многие авторы понимают данную проблему и стараются всеми силами исправить ситуацию. Но пока этого ни у кого не получилось. Наоборот отдельные авторы настолько увлекаются описанием событий в реальном мире персонажей, что линия реальности полностью затмевает игровую линию. И произведение автоматически переходит в другой жанр. К примеру, детектив или боевик. Некоторые писатели, осознав бесперспективность подобных действий, придумали, каким образом вылечить родовое проклятие жанра.
        Авторы помещают главного героя в капсулу виртуальной реальности без права выхода из неё. К примеру, главный действующий персонаж – заключенный. И пока не закончится срок его заключения, он не имеет права выйти из капсулы. Или же главного героя похищают с определенной целью коварные злодеи и отвратительные негодяи. Похитив несчастного героя, гнусные бандиты помещают его во всю туже пресловутую капсулу игровой реальности, а потом вероятно наслаждаются зрелищем невыносимых страданий персонажа. В последнем случае автор ходит по очень тонкому льду. Так как стоит ему зазеваться и мгновенно читатель теряет интерес к истреблению главным героем кроликов на начальных игровых локациях. Вместо этого читатель начинает  с интересом наблюдать за нешуточной борьбой в реальности спецслужб против гнусных и отвратительных злодеев. И произведение немедленно лишается громкого имени « ЛитРПГ» и превращается в заурядный боевик.
        Есть еще вариант помещения героя внутрь медицинской капсулы. Имеется  и вовсе радикальный вариант. Например, герой умирает и его оцифрованное сознание помещают в виртуальный мир всемирной игры.  Характерный пример подобной оцифровки мы можем наблюдать в мире Тимофея Царенко. «Реабилитация»
Начало произведения весьма многообещающее. Автор успешно излечил родовую травму жанра и мне даже начало казаться, что Царенко задаст новые, более высокие стандарты жанра. Но, увы. К сожалению, автор вскоре скатился в жесткий философский весьма сомнительный стёб. Причем этот стёб явно не соответствует огромному литературному потенциалу писателя Царенко.
        Еще один способ излечения родового увечья авторы нашли в виде отыгрыша героем не игрового персонажа. А если говорить по-простому, то герой попадает в виртуальность не в виде пресветлого эльфа или там человека, а в виде, к примеру, волка или кролика. Яркий представитель поджанра «попаданец в моба» - Виталий Березюк «Осторожно опасный кролик». Но и здесь автор очень мощно начал, в каноническом исполнении выписал действия героя-кролика, успешно обошел все подводные камни ЛитРПГ. Нешуточно заинтересовал читателем развитием сюжета и… неожиданно обрушился во всё тот же стеб и какое-то отчаянное паясничанье дешёвого ярмарочного шапито. Что для меня явилось абсолютным и крайне неприятным явлением.
У меня даже сложилось мнение, что дело здесь нечисто и возможно задействованы потусторонние силы в виде всяческих жутких скрытых проклятий.

Внимание! Вы обнаружили скрытое задание. Необходимо прочитать произведения  Тимофея Царенко «Адаптация» и Виталия Березюка «Осторожно опасный кролик». Требуется определить тип проклятия, которому подверглись авторы данных произведений.
Награда: скрыта.
Штраф за провал/отказ от задания – 1 интеллект. Падение репутации с Мастером гномов Гемановым – 20.

        В результате изучения книг жанра ЛитРПГ с полной уверенностью констатирую, что молодой жанр успешно живет и развивается, несмотря на большое число врожденных пороков и недостатков. В этом жанре появились свои мэтры, сложились определенные традиции изложения.  Множество авторов усердно ищут пути излечения родового проклятия жанра и их число неуклонно растет. Так же растет количество заинтересованных читателей. И относится к жанру ЛитРПГ с пренебрежением и усмешкой не стоит. Тем более, что это направление фантастики находится в непрерывном развитии. Постоянно идут смелые литературные эксперименты и образуются всё новые и новые поджанры. Уверен, что в скором мнении авторы, работающие в этом направлении порадуют нас новыми произведениями, в которых преодолеют трудности развития жанра и одарят нас ослепительными вершинами своего литературного творчества.

Поздравляем! Задание "Прочтение статьи « Жанр ЛитРПГ как явление современной российской фантастике» выполнено!
Получено: +100 Репутации с Мастером гномов Гемановым, +20 Репутация с форумом «В вихрях времен». Интеллект +1.
Также в качестве скрытой награды вам выдаётся ссылка на страницу СИ, нашего уважаемого форумчанина Анатолия Спесивцева.
Здесь Анатолий собрал обширную коллекцию произведений в жанре ЛитРПГ.

+19

2

Геманов написал(а):

На мой взгляд, при рождении данного жанра он получил весьма тяжелую родовую травму.

От которой он благополучно помрет. Причем, скорее, рано, чем поздно.

А если по существу, то, на мой взгляд, главный минус ЛитРПГ в том, что произведения этого жанра совершенно не хочется перечитывать.  :dontcare:

+3

3

Если мне память не изменяет - такую же "скорее раннюю" смерть не так давно предрекали и попаданческому жанру. однако ж - и небо коптим и бумагу мараем... да ещё как мараем...

Что до родоначальника жанра - мне сразу вспоминается бессмертный "Принц Госплана"...

+3

4

ИМХО поколение, классику и прочее "многабукф" читавшее в виде статьи на Вики, чтоб ответить в школе, подросло, и имеет источниками вдохновения что? ага, игрульки. Читать - и писать, хочется про интересный и знакомый предмет. А что закомее и ближе, чем игрулька, за которой просидел сотни часов :) ?

+4

5

Геманов написал(а):

Дело в том, что по каноническому сюжету главный герой должен упорно и целеустремленно заниматься прокачкой своего персонажа.

Это да. Недостаток. Но не в том смысле, что приходится отвлекаться на реал от вирта, а в том, что это уже заранее известно, что в книге это будет. Однако... если убрать цифры уровней, названия классов и прочую игровую лабуду, то в общем это замечание применительно к ЛЮБОМУ фантастическому, да и не только фантастическому, квесту. ГГ переходит от уровня к уровню, получает новые возможности, достижения.

Геманов написал(а):

И произведение автоматически переходит в другой жанр. К примеру, детектив или боевик

А это плохо? Я к примеру совсем не знаю чистых жанров без смешения. Не знаю чистого фэнтэзи. Знаю фэнтези-приключение, фэнтези-боевик, фэнтези-детектив...
В общем, я вообще негативно отношусь к такой критике любого литературного жанра. Энтот, мол, хуже прочих, а вон энтот, дескать , ваще отстой. Нет плохих жанров. Если кому-то не по нраву какой жанр, оно не значит, что он плохой. А вот плохие писатели есть. Они любой жанр испоганить могут.
Мой опыт прочтения ЛитРПГ гораздо меньше, чем у автора статьи. И самое смешное, мне этот жанр тоже в общем не нравится.
С самого начала следил и слежу за серией Дмитрия Руса "Играть чтобы жить" и очень нравится. Это гораздо больше Лит, чет РПГ, ребята. Характеры героев, язык, сюжет... Сам ни разу ни геймер, поэтому всю игровую канцелярщину с описанием уровней и прочего успешно пролистываю и всё равно интересно. Мне пофиг как меняется уровень гг, мне больше интересно как меняется сам гг. Дмитрий Рус на протяжении нескольких книг смог держать мой интерес читателя. Это и в любимых жанрах редко бывает.
А больше... а больше ничего достойного в литРПГ не попадалось. Может не везло. В своё мнение заинтересовала "Злобная игроманская бродилка" заинтересовала именно как злая ирония, стеб над РПГ, но потом автор решил перевести произведение из стеба в классическое РПГ и я бросил. Не моё это.
Но не моё, не значит плохо. Нормальный жанр, не лучше не хуже других.

Отредактировано Орлов Гай (13-12-2014 00:08:07)

+1

6

Геманов написал(а):

На мой взгляд, при рождении данного жанра он получил весьма тяжелую родовую травму.

При этом оба родителя (програмисты и авторы сценария) были явно неполноценными. Ладно, не буду говорить про програмистов, в этом я не разбираюсь, но какого-то вменяемого сценария (вменяемого, в смысле литературы) отродясь не было. Так что беллетризация РПГ, это косметические операции над зомби. Жанр, конечно, не помрёт. Слишком много желающих прочитать про приключения какого-нибудь лича, или бла-а-агородного рыцаря, о которых узнали из игр. Ещё больше желающих об этом написать. Но приставку "лит" употреблять не стоит, к литературе это не имеет никакого отношения, как и беллетризация кинофильмов в виде кинороманов, практически сошедшая на нет.

Геманов написал(а):

Штраф за провал/отказ от задания – 1 интеллект. Падение репутации с Мастером гномов Гемановым – 20.

Я постараюсь это пережить.    http://read.amahrov.ru/smile/corpse.gif

+3

7

Мне кажется, что литрпг - не более чем маленький и нишевый подраздел большого киберпанка.Причем - новообразованный. Точнее - новообозванный. Ведь если уж на то пошло, чем "Лабиринт отражений" от Лукьяненко плох в качестве новомодного литРПГ? Или, скажем, еще лучше - Владимир Васильев - «Враг неведом»? Тоже 1997 год. UFO- не РПГ? Так ведь какое-никакое развитие персов там есть, а теперь в раздел литРПГ принято совать чуть ли не все, что по компьютерным играм. К примеру, новеллизации по "Героям меча и магии". Кстати, в HoMM герои уже попадали - курим "Хоббит, который слишком много знал" Вадима Проскурина - только никто ту дилогию литРПГ не называет.
В общем, резюмируя. Сдается мне, что литРПГ - не более чем новый блестючий маркетинговый фантик для поднятия продаж, за которым скрывается все та же вариация на тему старого доброго киберпанка. Не больше. Но и - не меньше. А значит, книгам и произведениям в этом жанре - быть. Ибо термин ЛитРПГ может и канет в Лету, а жанр все равно будет жить.

+4

8

Многие РПГ не требуют никакой новелизации, тот же Planescape: Torment к примеру, там игрового текста на несколько хороших книг.

+1

9

Моряк написал(а):

Многие РПГ не требуют никакой новелизации, тот же Planescape: Torment к примеру, там игрового текста на несколько хороших книг.

Можно еще Морровинд и иже с ним вспомнить, да... Но это, согласитесь, малоинтересно - пройти игру человек может и сам. Фишка в том, что новеллизация предполагает неканонический взгляд на игру. ПМСМ.

+1

10

Статья, конечно, интересная и хорошая. Но желания читать ЛитРПГ не только не возникло, но и убавилось. Поскольку в упоминаемые игры не играла, не играю и играть, скорее всего, не буду, а, значит, описываемая среда не просто незнакома, но и чужда. Большое спасибо за разъяснение.

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Жанр ЛитРПГ как явление современной российской фантастики