На пыльной площади, напротив восседавшего на белом жеребце Исаака полукругом стояло около четырехсот молодых мужчин. Часть из них были русскими из Московских и Литовских украин, а часть с Кавказа.
- Я князь Феодоро и Готии Исаак. - На старорусском представился князь. – Как православный христианский государь, я не могу допустить, чтобы братьев по вере продали магометанам. Поэтому предлагаю на выбор – те, кто готов вступить в мое войско, должны будут отслужить семь лет за половинное жалованье солдата. – Князь выдержал паузу, чтобы до всех дошел смысл сказанного. – Кто не видит в себе сил быть воином, должен будет отработать семь лет по имеющимся умениям, за еду, одежду и кров.
- Тихо! – Прервал заволновавшуюся толпу, привстав на стременах Исаак. – Завтра каждый из вас должен будет дать ответ о своем выборе.
Конечно же, князь понимал, что далеко не все вчерашние крестьяне и посадские люди захотят стать солдатами, хотя это и означало повышение социального статуса из раба-холопа в закупы. Да еще и оплату, пусть скромную, зато живыми деньгами, которые можно тратить на свое усмотрение или откладывать на будущее. Такой способ вербовки новобранцев не был чем-то из ряда вон выходящим, достаточно вспомнить боевых холопов на Руси. А уж как насильно или обманом набирали солдат в просвещенной Европе…
Программа выкупа рабов-христиан в пользу государства, оказалась не столь обременительна, как казалось ранее. При изучении отчетов по работорговле генуэзской конторы с не итальянским названием «Туггар аль-Хасс», с огромным удивлением было установлено, что на продажу подготовлено чуть больше трех тысяч человек. Из которых две трети это татары, и лишь третью часть составляли христиане – славяне и кавказцы. И что совершенно неожиданно, дюжина диких язычников финнов*.
И тут нечему было удивляться, наибольший приток славянских рабов приходился на тринадцатый век – время завоевательных походов и наибольшего могущества орды. А также шестнадцатый и начало семнадцатого века – время расцвета Крымского ханства под покровительством османов. Именно в эти периоды национальный состав продаваемых в рабство был противоположным и большинство, как раз составляли русские люди.
Чтобы сбить цену, которая составляла в среднем по четыре золотых дуката за голову, Исаак объявил, что готов выкупить эту тысячу христиан, одной партией – оптом, в обмен на изделия собственных мануфактур – сукно, мыло, бумагу и стеклянные изделия. Бартер был вполне обычным делом, на анатолийском рынке за рабов традиционно расплачивались хлопком.
В результате сделки князь полностью обеспечил свои мануфактуры рабочей силой. Девушки стали осваивать ткацкие станки, а мужчины, не владевшие никаким ремеслом и не пожелавшие стать воинами, отправились в Мариуполь добывать уголь и железную руду. В солдаты записались почти двести человек. Им предстояло стать мушкетерами, выучиться на которых было во много раз легче, чем на другие воинские профессии.
*Данные взяты из статьи В.Е. Возгрина «Рабство в странах Черного моря (Позднее средневековье – Новое время)».
Отредактировано Furious (04-08-2015 21:00:42)