Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » "Крымская война. "Проект К-18-54-8". Третья бумажка."


"Крымская война. "Проект К-18-54-8". Третья бумажка."

Сообщений 101 страница 110 из 313

101

Игрок написал(а):

Сами попаданцы из 1916-го вероятнее будут считать, что патронов у них кот наплакал.  По нормам для русской  пехоты ПМВ, емнип, на один "максим" возимый запас 24 коробки, четыре коробки при пулемёте на пулемётной повозке и двадцать коробок - на патронной повозке. А на "Заветном" на пулемёты по нормам снабжения полагалось иметь порядка десяти тысяч патронов, по десять коробок на пулемёт, на полчаса интенсивного боя может получится растянуть, пулемётчикам не служившим в пехоте.
Им бы с "Адаманта" патронов с пулей образца 1908-го года, ящиков десять...

Причем заметьте, они уже постреляли на морском пути. Были два морских боя, и в обоих "Заветный" пускал у ход пулемёты. Предполагаем, что патронами-то они перед набегом на Зонгулдак пополнились до штата.

То есть, если быть реалистами - патронов у пулеметных команд на один хороший полевой бой. Это в лучшем случае. После чего их смело можно сдавать в поликлинику для опытов. То есть на Тульский завод и в Артиллерийский Комитет.

Отредактировано Ромей (24-11-2016 00:14:44)

0

102

ЭПИЛОГ

Вечернее небо,  бледно-лиловое, подсвеченное с заката золотом, нависло над городом. На парусных линкорах, вытянувшихся вдоль  Севастопольской бухты, мелькали фонари, раздавались команды, дружное матросское уханье - эскадра готовилась к завтрашнему  выходу в море. Напротив Графской пристани, у самого входа в Южную бухту стоял «Херсонес»  - необычный, плоский как стол, силуэт с горбами колесных кожухов и длинной, тонкой трубой. На палубе, под парусиновыми чехлами дремали гидропланы, возле того, что стоял на самой корме, копошились люди.
За «Херсонесом», наполовину прикрытый его корпусом, виднелся «Адамант». Летящий, стремительный силуэт, гранёный корпус, бело синяя раскраска с косой трехцветной полосой и непривычно выписанными буквами: «Береговая охрана». На этот кораблик севастопольцы готовы были глазеть с утра до ночи:  «Адамант» удивил их даже сильнее, чем летающие машины - так непривычна была эта нарядная игрушка, выскочившая, как болтали в городе, из самой пучины моря, словно царь-рыба или морской змей рыбацких баек.

Летнаб присел на нижнюю, у самой воды, ступеньку. Волна лениво плескалась в каменный парапет, мотая туда-сюда мелкий мусор. Из глубины, то и дело всплывали, мерно пульсируя, стеклянные пузыри медуз. Позади уходили вверх, к парадной колоннаде Графской Пристани, лестничные пролеты - оттуда неслись голоса зевак, смех, прибаутки торговцев баранками и горячим сбитнем.
Кобылин с Патриком четверть часа, как вернулись из города. Сопровождающий их жандарм степенно попрощался, потрепал Патрика по вихрам и направился в дощатую будку-караулку с сигнальной мачтой на крыше, приткнувшуюся возле узорчатой ограды.
- Вишь, Петька, Рубахин-то чуть не помер. Он бы и помер - уж и антонов огонь того гляди, приключится, по всему выходило, не жилец. Слава Богу, Врач с «Адаманта» помог. Всего-то два пустяшных укольчика и таблетка. Я её, Петька, видел - вот эдакая, с полгорошины, фитюлька! А Федор из-за той фитюльки живой остался! Вон оно как, Петька - выходит, не все дохтура сволочи, как Фибих...
Патрик замотал головой и быстро заговорил. Кобылин развел руками.
- Не понимаю, братец. Вот, ежели бы из благородие господин лейтенант - тогда да. А я, звиняй, языкам не обучен.
Мальчик потом раскинул руки и изобразил звук мотора: «Др-р-р-р!» Потом скорчил противную физиономию, вскочил, и сделал, нарочито кривляясь, нескольких шагов, изображая кого-то  важного, надутого, самодовольного. Кобылин рассмеялся - узнал
- Обратно, убег энтот гад, Фибих! Мне он, Петька с самого начала не нравился. Не веришь? Вот те крест! Как увидал я его в запрошлый год в Севастополе, так сразу и понял - не-е-е, негодный вовсе человечишка, с гнильцой. Вона чего удумал - аппарат угнал, Рубахина чуть не насмерть зарезал!
Петька, услыхав знакомое имя, обрадованно закивал, сделал сердитое лицо, поднял руки, будто целился из ружья - бах- бах-бах! Летнаб не стал спорить:
- То-то что стрелял!А чего ж не стрелять, ежели люську, они, хады, сперли? И когда дохтур анличашку успел пулемету обучить? Хитрая же машинка, тут науку надо превзойти...
Патрик кивнул, несколько раз стукнул себя в грудь и снова вскинул руки, изображая стрельбу.
- Да где-ж ты ружжо взял бы? Да и противу люськи из ружжа - какой прок? Вон, Сергей Борисыч из парабела моего тоже стрелял - теперь в больничке мается. Хорошо жив остался, шутка ли - пуля в плече! Мог и навовсе убиться...
Юнга ещё долго говорил, размахивал руками, убеждая собеседника: если бы его, Патрика О′Лири, взяли бы тогда в полет, он бы непременно справился,  не позволил бы испортить такой замечательный, ранить хорошего человека, и уж точно - нипочем не упустил бы негодяя Фибиха и противного клетчатого сассанаха...
Кобылин кивал, соглашался. С «Херсонеса» донесся медный звон - пробили семь склянок. От борта авиатендера отвалила гичка. Слышно было, как шлюпочный старшина, мерно отсчитывает: «Два-а-а-раз! Два-а-а-раз! Два-а-а-раз!» Гичка повернулась к Графской пристани носом, сразу превратившись в приплюснутую безголовую птицу, мерно взмахивающую костлявыми крыльями. Кобылин встал со ступени, аккуратно отряхнул брюки.
- Что ж, братец мой Петька, пора и нам. С утра  в море идтить. Да не кручинься ты, чудак-человек, еще настреляешься. На наш век, небось, сражений  хватит...

Москва, сентябрь-ноябрь 2016 г.

http://s4.uploads.ru/t/giX52.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Xo4fO.jpg
http://se.uploads.ru/t/L8qKm.jpg
http://s5.uploads.ru/t/EKUmH.jpg
http://s6.uploads.ru/t/TAgu4.jpg

Отредактировано Ромей (24-11-2016 09:11:48)

+12

103

Ф-Ф-ФСЕ!!!!

Итак, летопись закончена моя.
Первая летопись нового цикла "Попутчики", которая носит название "Крым 18-54" Теперь надо выдохнуть, вычитать, изучить отзывы - Ваши, коллеги, отзывы! -  и отправить рукопись в издательство. И начать думать о второй книге.
Название для нее уже есть: "Попутчики. Крым, далее везде." И содержание примерно ясно, но идеи, пожелания и предложения, конечно, принимаются.

А сейчас - жду отзывов, замечаний  и оценок проделанной работы. Особенно прошу об этом коллег-авторов, уже публиковавшихся в известном нам всем издательстве - ваше мнение особенно для меня ценно .

Ну и, как водится, в самое ближайшее время выложу поэпизодно всю третью часть.

Отредактировано Ромей (24-11-2016 11:17:43)

0

104

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Лестница к морю

ГЛАВА ПЕРВАЯ

I
Из дневника Велесова С.Б.
Хранится в спецархиве ФСБ РФ
Гриф: «Совершенно секретно»

«11-е сентября. По старому стилю, разумеется; хватит путаться в датах! Со вчерашнего дня решил вести дневник. В последний раз пробовал в возрасте одиннадцати лет; хватило меня тогда дня на три. Двухкопеечная бледно-зеленая тетрадка с таблицей умножения на обратной стороне обложки давно канула в лету; с тех пор был, разве что, ЖеЖе. И вот - новая, хотя и запоздавшая попытка.
Путешественники прежних времен правы - ежедневные записи выстраивают мысли, помогают оценить происходящее куда лучше, чем ежевечерние бдения же на палубе. Бог знает, куда свернет разговор; наедине с листком бумаги, автор принужден выбирать из событий наиглавнейшее и волей-неволей обдумывает избранное.
Можно вести записи и в электронном виде, благо фотоэлементная «раскладушка» исправно снабжает ноутбук энергией. Но, во-первых, где гарантия, что я когда-нибудь окажусь в своем двадцать первом веке и смогу извлечь записи из серебристой коробочки МакЭйра? Принтера нет, документ обречен оставаться в недрах жесткого диска - а что это за радость, скажите на милость?
Во-вторых, я заново открыл для себя письмо «от руки». Компьютер отучает заранее обдумывать фразу, прежде чем выплеснуть ее на бумагу. Да и зачем? Всегда можно удалить неудачный оборот, или дополнить настуканное на клавиатуре. Тут - иное; первые несколько страниц, сплошную мешанину исчерканных строк, я попросту выдрал и выбросил.
Было и третье соображение - я собирался перейти на старую,«дореволюционную» орфографию. Пора приучаться, раз уж предстоит сколько-то времени прожить в прошлом! Но - не вышло: приходится прикладывать усилия, чтобы соблюдать чужие правила, а это не оставляет времени на неспешное обдумывание, главную прелесть ведения дневника. Стоит ли говорить, что и эти странички отправились в корзину?
12. сентября. Я снова на «Алмазе» - здесь штаб нашего маленького отряда, и я не могу надолго от него отрываться. Зарин, что ни день, устраивает совещания; они не носят торжественного характера офицерского совета; скорее, это попытки коллективного осмысления ситуации.
На меня поначалу смотрели на Илью-пророка, вещающего из пещеры в горе Кармель. И надо было видеть озадаченные физиономии командира «Алмаза», Эссена и прочих, когда я заявил, что любое почерпнутое в книгах послезнание теперь изрядно обесценилось. Вот что значит привычка! Им попросту не пришло в голову, что наше вмешательство нарушило ход событий; как бы теперь не повернется дело, но точного повторения не будет. И чем дальше - тем сильнее разойдутся две версии истории.
И это уже началось: еще на первом «разборе полетов» я обратил внимание, что ордер британской эскадры отличался от того, что известен по описаниям историков. Они конечно, могли и напутать, но есть и другое объяснение: после пропажи «Фьюриеса» и первых визитов гидропланов британцы могли перестроить колонны.
Мелочь, разумеется, но и знак: на наши сведения полагаться нельзя! Разве что, на самые общие, касающиеся численности войск и кораблей. Но что касается тактики, стратегии, политики - все будет теперь иначе.
Особенно политики - у британского флота давно не случалось таких потерь в одном бою. А если прибавить позорное бегство в Варну, то окажется, что Империя пропустила серьезный удар.
«Полагаете, англичане могут выйти из войны?» - спросил Зарин. Я его разочаровал: после такого щелчка по самолюбию «просвещенные джентльмены» наоборот, разозлятся всерьез. И примутся собирать по сусекам войска и корабли. А их немало: только в Средиземном море у англичан солидная эскадра. А есть еще Флот Метрополии, и эскадра адмирала Нэйпира, действующая на Балтике...

Кстати, об Илье-пророке. Корабельный священник, отец Исидор, бродит по крейсеру с потерянным видом - видимо, версия о множественности Вселенных и параллельных временах не монтируется в его сознании с христианскими догмами. Пару раз он порывался завести разговор со мной, но я всякий раз уклонялся под благовидным предлогом. Ну не готов я сейчас к этой теме...

Впереди Севастополь. Отряд бежит на ост, обгоняя тяжко ползущий франко-турецкий караван. Оставшись без англичан, они не повернули назад, а лишь теснее сдвинули колонны. Зарин предположил, что союзники не имеют ясного представления о том, что произошло два дня назад. Я с ним согласен; картину, учиненного нами разгрома французы наблюдать не могли, между ними и избиваемым британским ордером растянулась колонна британских транспортов. Пушечный гром они, разумеется, слышали, но наверняка отнесли его на счет нападения эскадры Корнилова. А маневр британцев, внезапно отвернувших в сторону, могли истолковать тактической необходимостью.
Так или иначе, караван идет к Крыму. Встреча с разведкой под командованием адмирала Лайонса - четыре корабля, в их числе винтовой «Агамемнон» - должна состояться со дня на день, в трех десятках миль от мыса Тарханкут. В известной нам истории союзники выбрали Евпаторийскую бухту, а не Качу; но как поступят теперь - можно только гадать. Возможно, не дождавшись «отставших» англичан, они повернут обратно?
Мне это представляется сомнительным. Решившись на такое сложное мероприятие, как переход к берегам Крыма, французский маршал Сент-Арно и лорд Раглан (ушедший в разведку на «Карадоке»), уже не отступят. Единственный их оппонент - генерал Броун, который всегда был не в восторге от идеи осады Севастополя. Но Раглан вот-вот встретит потрепанный караван у берегов Крыма, а "невосторженный" Боун возвращается в Варну и там будет всячески тормозить идею повторной экспедиции. Мол, надо подготовиться, понять, что там у русских за чудеса, кораблей побольше подтянуть...

«Алмазовские» офицеры предлагали пристроиться в хвосте каравана и пощипать его по ночам. В самом деле - прожектора вместе с качеством артиллерии гарантируют тепличные условия боя, ни о каком ответном огне и речи быть не может. За две-три ночи можно нанести союзникам значительный урон.
Зарин эту затею зарубил. Ночью большую часть снарядов разбросаем зря, а погреба и так далеко не полны. Снарядный голод пятнадцатого года сказался и на флоте, а уж авиаматки и вовсе снабжали по остаточному принципу. С «Алмаза» даже забирали снаряды для передачи на другие корабли. Гидрокрейсер до сих пор стрелял разве что ныряющими снарядами, так что некомплект никого особенно не тревожил. На «Заветном» дела обстоят не лучше - его комендоры снарядов жалеть не привыкли, и в недавнем бою несколько перестарались.
Из трех торпед извели две. Оставались правда, мины -испытанная система 1912-го года с гидростатом для установки на заданное заглубление. Отправляясь в набег к Зонгулдаку, «Заветный» принял на слипы полный комплект, восемнадцать штук. Горячие головы предлагали разбросать букеты из плавучих мин на пути каравана, но Зарин с Краснопольским воспротивились, не желая остаться безоружными в грядущих сражениях. К тому же, чтобы грамотно спланировать атаку, нужна воздушная разведка, а тут Эссен категоричен: «если не хотите лишиться последних аппаратов, дайте хоть двое суток на ремонт и переборку моторов!»
Да и погода не благоприятствует. С вечера восьмого сентября - день набега на караван, - зарядил дождь. Волнение поднималось до четырех баллов, и о полетах можно было забыть. Распогодилось лишь сегодня к утру; от горизонта до горизонта - зеркальная водная гладь, редкая для Черного моря.
Не все в порядке и с кораблями: в холодильниках «Алмаза» обнаружились течи, появились неприятные вибрации, греются опорные подшипники гребного вала. Старший механик отказывается даже обсуждать возможность ремонта в море: «уставшие механизмы, работают на пределе, и чрезмерно надрывать их рискованно. Одно дело, заменить несколько трубок и подрегулировать подшипники, и совсем другое - расхлебывать последствия серьезной аварии, не имея ни мастерских, ни классных специалистов Севастопольского порта...»
Так что союзники пока предоставлены собственной судьбе, и отряд накручивает на валы милю за милей до Севастополя. Старшие офицеры и боцмана лютуют: повсюду драят, красят, чистят, скоблят - одним словом, приводят корабли в парадный вид для встречи со славными предками...

Ведение дневника способствует рефлексии. Прочтя эту запись я осознал: с той минуты, как я вступил на палубу «Завидного», я старался оставаться сторонним наблюдателем. Ограничивался советами, подсказками, пророчествами; наслаждался, как мог, ролью пришельца из грядущего. «А великих дел не видать!» - как сказал устами царевны Софьи классик советского исторического жанра. Конечно: показывать картинки на экране, рассуждать о тактиках и стратегиях - занятие выигрышное и необременительное, но, когда рядом воюют и погибают, становится не по себе. Так что рефлексия - рефлексией, а пора вам, товарищ Велесов, заняться чем-то посущественнее. Чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы, как писал Островский.
Что-то тянет меня сегодня на классиков. Может, к дождю?»

+3

105

II
Шхуна «Клитемнэстра»
11 сентября 1854 г.

- Ну что, дядя Спиро, дождались? Как с ночи заштилело, так до сих пор ни ветерка... - капитан Белых мотнул головой на обвисший грот. - А говорил, к вечеру будем в Одессе!
- И будем! - насупился старик. Он болезненно воспринимал любую критику со стороны пассажира. - Спиро Капитанаки свое слово держит, это тебе...
- Да-да, помню... - устало махнул рукой капитан. - Это мне всякий скажет, хоть в Варне, хоть в Анапе. И все же, за каким рожном мы в море столько околачивались? Еще третьего дня свободно могли бы до берега дойти!
- Какой ты умный, нэарэ! - притворно восхитился контрабандист. - Почему не ты здесь главный, а старый Капитанаки? Уж не потому ли, что он знает, что три дня уже стражу вдоль берега несет подъесаул Тюрморезов со своими хлопцами? А с Тюрморезом договориться неможно: сколько не предлагали, все впустую! И Апостолокакис предлагал, и Коля-не горюй с Пересыпи, и Андроник Христолиди. Не берет!
- «Ты ведь меня знаешь, Абдулла...» - пробормотал Белых. – «Я мзду не беру. Мне за державу обидно.»
- Вот и я говорю - обидно! - закивал грек. - А уж как уговаривали, какие деньги сулили...
- Слышу, дядя Спиро, слышу. Правильный мужик этот ваш подъесаул, надо познакомиться...
Контрабандист покосился на спецназовца с подозрением.
- Цикудью* он горазд хлебать! В его дежурство к берегу и не суйся, учует и изловит. А в другом же месте подходить - потом товар на платформах до города везти. Потому и ждали два дня. Да и ветер плохой был, трамонтаде. Зачем без нужды искушать судьбу? Подождали - и хорошо!
У Белых на этот счет имелось иное мнение. Ничего хорошего в том, чтобы загорать посреди гладкого, как скатерть моря да высвистывать ветерок, капитан не видел. Хотя, по-своему дядя Спиро прав - тяжело груженой шхуне непросто лавировать против норд-оста - «трамонтаде», как звал на итальянский манер его контрабандист. К черноморских мореходов в ходу своя терминология, отличающаяся от привычной: например, нос судна здесь называют «про¬ва», кор¬му— «пу¬па», якорь — «си¬деро». А над флотскими - «хлотскими» - терминами подтрунивают беспощадно...

#* Греческий виноградный самогон, род чачи или граппы.

- Как без ветра до берега добираться, дядя Спиро? На веслах? Далековато грести - верст десять, не меньше!
- А хоть бы и на веслах? - ухмыльнулся старик. - Хоть бы и все двадцать? Вон сколько свободных рук! И арнауты твои потрудятся, Святитель Николай праздность не одобряет.
Белых представил, как боевые пловцы закатывают рукава тельников и берутся за длинные весла, уложенные сейчас вдоль фальшбортов.
«Как бы инвентарь не поломали, а то тащи эту шаланду моторкой. А где потом бензин взять?»
- Вапора! Дядя Спиро, вапора, со стороны Аккермана!
Мальчишеский голос доносился из вороньего гнезда - корзины с плетеными из ивняка бортами, привешенной к грот-мачте. Кричал двенадцатилетний Ставрос, юнга и внучатый племянник шкипера. Грек вскочил и, приглядевшись, ткнул пальцем на запад. Там, на фоне зеркально-недвижного моря чернела крохотная клякса.
- «Воронцов», больше некому! - сдавленно прошипел грек. Веселость его как рукой сняло. - Сюда ползет, гамо'тон панагия'су!* Не свезло... дело совсем бамбук! Идет с депешами для графа Строганова. На борту у них воинская команда - остановят, досмотрят... Время-то военное!

#* Грязное греческое ругательство.

- А Строганов - это кто? - осведомился Белых. Пятнышко на горизонте не вызывало у него особых опасений. Пока.
- Большой человек! - дядя Спиро поднял заскорузлый палец с черным обгрызенным ногтем. - Их высокопревосходительство генерал-губернатор новороссийский и бессарабский. В Одессе все по его слову делается!
- Ну, раз генерал-губернатор, тогда ясен пень... - пробормотал Белых и потащил из тактической суки бинокль. Несколько минут он вглядывался в горизонт, потом опустил бинокль и повернулся к греку. На лбу капитана прорезалась тревожная морщинка. Крошечная, едва заметная...
- Ты вот что скажи, дядя Спиро: депеши этого Строганова всегда возят под красным флагом?

Отредактировано Ромей (24-11-2016 10:13:36)

+3

106

III
ПСКР «Адамант»
12-е сентября 1854 г.

- Мужики, вы же слышали - генерал запретил! И кэп тоже! На что вы меня толкаете - на прямое нарушение приказа?
- Тебе запретили выходить на связь. - терпеливо повторил Андрей. - А также, пытаться установить двусторонний контакт с неизвестной станцией. А какой тут контакт?
- Щелкнешь пару раз тангентой - и все дела! - подхватил Валентин. - Будто нервы успокаиваешь. Ты же нервничаешь в последнее время, верно? Никто и не заметит - знаешь, как человек пальцем по столу стучит? Машинально. Спроси его потом - он и не скажет, сколько раз стукнул и зачем...
При слове «стукнул» старлей слегка изменился в лице, а Андрей ухмыльнулся. Валентин, уловив эту пантомиму, покраснел.
«Вы бы, товарищ инженер, приучались фильтровать базар. Это вам не в родном НИИ языками чесать, здесь любое слово так может отозваться, что мало не покажется...»
- Вы из меня истерика не делайте! - разозлился Бабенко. - Тоже, придумал - «машинально, нервы...» Думаешь, начальство - идиоты и ничего не понимает?
В «курилке» под свесом вертолетной палубы, никого кроме троих заговорщиков - инженера Валентина Рогачева, майора ФСБ Андрея Митина и командира БЧ-4 Никиты Бабенко не было. А потому, беседа шла прямым текстом, без намеков и недоговорок.
- А я уже не знаю, что про ваших начальников думать! Нет, не идиоты, конечно - но, может, он и правда не понимают, что происходит?
Старший лейтенант с упреком посмотрел на Валентина, но тот сделал вид что не заметил. Радист вздохнул - штатский, что с него взять?
- Нет, в самом деле! - не унимался инженер. - Мы - в чужом мире! А вы все - «не велено», да, «приказ»! Ребята, вокруг - то, о чем раньше только фантасты мечтали, а мы все думаем, как бы начальство не рассердить! Какое-то унылое копошение, противно...
- Сразу видно, что ты, Валя, в армии не служил! - назидательно сказал Андрей. Походил бы строем да покопал от забора и до обеда - сразу избавился бы от фантазий! Неведомое ему... лучше со своими приборами разбирайся! Чтобы значит, сделать сказку былью, а неведомое - ведомым! А то начальство ругать всякий горазд...
- Издеваешься, да? - обиделся Рогачев. - Глумишься? Но я на самом деле не понимаю, почему генерал с вашим кап-два ведут себя так нерешительно! Современный боевой корабль, техника, оружие - а мы болтаемся за горизонтом и смотрим издалека! Словно в замочную скважину подглядываем, будто занятий других нет! Нет, чтобы показать этим европейским козлам, кто в доме хозяин!
- У нашего Вали прорезался боевой дух! - восхитился Андрей. - Ну, теперь супостатам точно трындец. Осталась мелочь: поднять мятеж, покидать за борт Фомича с Кремнем, вручить господину инженеру именной абордажный тесак - и в бой!
Валентин насупился. Он не в первый раз этот заводил разговор. И Андрей знал, что инженер не одинок - кое-кто из офицеров уже посматривает на командиров с недоумением.
- Вот вы отшучиваетесь, Андрей Геннадьевич, а я ведь серьезно! Почему бы не помочь предкам? С нашими-то возможностями...
- А какие у нас возможности? Ну да, шестиствольный артавтомат, скорострельность для этого времени совершенно нереальная. Да, какую-нибудь посудину вроде греческой шхуны можно одной очередью пополам перепилить! Только, друг мой Валентин, снарядов в боеукладке всего ничего - две тысячи, на двадцать секунд непрерывного огня. А дальше что делать?
Этот аргумент Валентину приходилось выслушивать уже не раз. Как и отвечать на него. По всему «Адаманту» только об этом и спорили - разумеется, с оглядкой на начальство. Не далее, как сегодня утром, Андрей слышал, как матрос-контрактник втолковывал приятелю, что-де надо догонять караван по ночам и через ПНВ расстреливать линкоры в корму. «Там офицерские каюты, перо руля; без командиров и управления любой корабль превратится в обузу». И в ответ получал другую тактическую находку: тоже ночью, с помощью тепловизора, вычислять паровые корабли и короткими очередями бить точно в котлы. Взрыва, может, и не будет, а вот хода неприятель лишится...
- Я мог бы привести тысячу доводов, - ответил Андрей. - Но главный все равно будет один: наше руководство попросту не понимает, что делать дальше. Ни генерал, ни Кременецкий не ожидали, что окажутся в прошлом, это предстояло сделать «Можайску» с «Помором» и специально подготовленным людям. Кремню - тому вообще ничего не сообщили, он и о Проекте только здесь узнал. Велели принять на борт группу товарищей и следовать в указанный район, а зачем - не ваша забота, товарищ капитан второго ранга! Если бы эксперимент прошел штатно, он так ничего бы и не узнал, кроме официальной версии - испытания новой системы электронной маскировки.
А вы, значит, все знали? - язвительно осведомился старлей. Командиру корабля сообщить не сочли нужным, а вы в курсе?
- Я, Никита, служу в центральном аппарате ФСБ. И состою в рабочей группе Проекта. Так что да - в курсе.
- Тогда ты должен знать, что планировалось делать? - не сдавался радист. - Или не было никакого плана? Думали, «на месте разберемся?»
- План был, и я с ним знаком. Как и Фомич. И знаю - как и он ксати! - что пытаться осуществить нашими силами - это даже не авантюра, а попросту, бред. Вот генерал с Кременецким и пытаются понять, что делать дальше.
- Что-то долго пытаются... - буркнул Рогачев. - Две недели прошло, а мы все болтаемся как кое-что в проруби и ждем у моря погоды...
- Если мы чего-то и ждем, так это твоего доклада. И пока ты не скажешь что-то определенное насчет возвращения, генерал ничего предпринимать не будет. И не то что стрелять - даже контакт устанавливать не станет. Ни с местными, ни с этими, с Первой Мировой.
- Мужики, может, хватит? – не выдержал старший лейтенант. - Пусть начальство думает, у него звезд больше. А наше дело - исполнять.
- Нам генерал не указ. - ответил Андрей. - Валя - гражданский сотрудник, а я служу в ФСБ. Инструкций о порядке подчинения в данной ситуации нет, потому как никто себе и вообразить такого не мог. Мы, считай, на экскурсии, наблюдали за экспериментом со стороны,. Как, кстати, и твой любимый Фомченко. Если есть здесь законная власть - то это Колесников «Первый, после бога», помнишь? Да и то, пока мы на «Адаманте».
- «Пока»? - недоуменно вздернул брови старлей. - Ты что, собрался куда-то?
- Никуда я не собирался! Просто, если Валя нас в ближайшее время не порадует - все равно придется что-то предпринимать. И тут уж без разговора по душам с Фомичом не обойтись. Так что, Никита, хорош ломаться как маца на Пасху, врубай свою шарманку и передавай. А то начальство со своей нерешительностью и правда доиграется...
- Да не могу я! - чуть не заорал командир БЧ-4. - У меня приказ, понимаете, товарищ майор? Прямой приказ командира корабля: ни с кем из посторонних на связь не выходить без его прямого распоряжения! А в случае...
- А кто говорит о посторонних? - перебил Андрей. - Мы собираемся подать сигнал члену координационного штаба, кандидатура которого - официально, заметь! - утверждена на самом высоком уровне. Между прочим, он здесь единственный, кто полностью осведомлен о задачах Проекта. Вот, Валентин считает, что у него могут быть сведения, необходимые для возвращения!
- Точно, - подтвердил Рогачев. - Считаю. Без него - никак.
- Вот видишь! Если хочешь увидеть сына, - на каком месяце твоя жена, на шестом? - делай, что тебе говорят!
Старлей обреченно махнул рукой.
- Ладно, пес с вами. Но уговор: только эти ваши «четыре-два», и ничего больше!

+3

107

ГЛАВА ВТОРАЯ

I
Гидрокрейсер «Алмаз»
12-е сентября 1854 г.

Предшественник Эссена на посту командира авиагруппы, лейтенант Качинский, жадно слушал рассказы о событиях последней недели и отпустил лейтенанта, лишь заручившись обещанием зайти попозже. Викториан Романович остро переживал по поводу своей травмы; доктор Фибих хмурился и сулил Качинскому еще неделю в лазарете. Четыре сломанных ребра - не шутки, так что пока положению Эссена, как главного авиационного начальства, ничто не угрожало. Он с удовольствием уступил бы эту должность - Качинский пользовался непререкаемым авторитетом, и многие, включая и самого Эссена, считали его своим наставником.
На крейсере столпотворение. Матросы летают, как наскипидаренные; с полубака несется боцманский рык: «Ты что ж, халамидник, самому адмиралу Нахимову хошь таку медяшку предъявить? Да он, даром, что отец матросам - велит разложить тебя на да всыпать десяток горячих! Здеся это на заржавеет, времена не те! Жалится, небось, некому, хас-спада думцы и газетчики, яти их через ржавый якорь, дома остались! Хватай тряпку, рукопомойник, и чтоб к пятой склянке медяшка сверкала, аки котячьи причиндалы!»
Драят палубу: двое матросов с прибаутками волокут по доскам плиту из ноздреватого ракушечника, за ними еще трое орудуют веревочными швабрами. Тысячей бриллиантов искрятся брызги - палубу скатывают забортной водой.
- Петька, туды тебя в качель! Куды смотришь, постреленок? Их благородие чуть не замочил! Вот я тебя линьком пониже спины вытяну, будешь знать, как хулиганничать!
Брезентовым рукавом, орудует новый юнга, Патрик O’Лири. История юного ирландца стала предметом нескончаемых пересудов: паренька доставили на «Алмаз» вместе с пленным офицером с потопленного «Везувия», и спасшие его матросы уверяли, что мальчишка наотрез отказался оставаться с земляками. Лейтенант Завирухин, признанный знаток английского, произвел допрос «пленника».
Выяснилось что ему предстояло разделить печальную участь многих «пороховых обезьян» и юнг на кораблях ее Величества. Нравы здешнего кубрика мало отличались от тюремных; каждому третьему из числа глотавших синюю книгу*, место было на каторге, а не на палубе военного корабля. Впрочем, «просвещенные джентльмены» редко делали различие между этими занятиями.

#* «Глотать синюю книгу» (служить в Королевском Флоте) - зубрить адмиралтейский устав, который традиционно имеет синий переплет.

Здесь процветал содомский грех, и первыми его жертвами становились малолетние служители Роял Нэви. Офицеры относились к этому спокойно – кое-кто их них и сам имел удовольствие приобщиться к пороку: кто в стенах закрытых аристократических школ, кто в бытность гардемарином. Так что, большинство мальчишек в итоге, уступали домогательствам похотливых мерзавцев.
Но только не юный O’Лири. Выросший в Белфасте, переживший Картофельный голод, истребивший четверть населения острова, он сбежал на флот, спасаясь от беспросветной нищеты. Патрик, подобно многим его землякам, мечтал об Америке и был готов зубами выгрызать у судьбы счастливый билет. Трущобы приучили его драться за жизнь; Патрик научился орудовать ножом раньше, чем освоил искусство письма. И первого же сластолюбца встретил навахой, украденной у старшего плотника. Получивший чувствительные порезы негодяй отступился, но обиды не простил. «Пороховую обезьяну» ждала незавидная участь - в наказание за строптивость, с ним собирались скопом потешиться дружки пострадавшего. Укрыться от насильников на шлюпе было негде; человека менее стойкого это подтолкнуло бы к самоубийству. Но для мальчика из католической семьи и это не было выходом. Патрик мысленно прощался с жизнью - он твердо решил не даваться в руки негодяям и забрать с собой на тот свет хоть одного.
От горькой судьбы неуступчивую «пороховую обезьяну» спасла торпеда, проломившая борт посудины Ее Величества. Патрик O’Лири оказался в числе немногих счастливцев, удержавшихся на обломках. И когда увидел, что на решетку светового люка, на которой он устроился, карабкается из воды Перкинс - тот самый подонок, что возжелал когда-то юного ирландского тела, - нож сам прыгнул в руку. Матросы, спасавшиеся неподалеку на разбитом барказе, наблюдали расправу и сулили Патрику лютую месть. Но не вышло; русский боцман пожалел юного пленника и отделил его от остальных «лайми». Протесты разозленных англичан, требовавших выдачи убийцы, успеха не имели: кулак Перебийвитра (размером с хорошую дыню) с одинаковым успехом внушал страх Божий что папуасам с Маркизовых островов, что подданным королевы Виктории. Так Патрик O’Лири попал на «Алмаз».
Эта история сделалась достоянием не только кают-компании, но и кубриков. Боцман приставил Патрика к делу и теперь нарадоваться не мог на сообразительного мальчугана. Русским людям свойственно сострадание к несправедливо униженным: юный O’Лири сделался всеобщим любимцем, особенно когда выяснилось, что он не питает к англичанам теплых чувств и пошел на флот единственно, чтобы не помереть с голодухи. Матросы наперебой подкармливали его, хотя Петька - так называли «найденыша» - был зачислен на довольствие, а с корабельными порциями не всякий взрослый управится.

Эссен приветственно помахал юному уроженцу Эрина. Патрик в ответ взял под козырек непривычным, нерусским жестом. Брезентовый рукав он при этом он попытался зажать под мышкой, но не преуспел: россыпь хрустальных брызг обдала стоящих рядом матросов, а заодно, прошлась и по Эссену - на этот раз вполне реально, а не в воображении боцмана. Спасаясь от неожиданного душа, прапорщик нырнул за раструб палубного вентилятора; за спиной разносились гневные вопли боцмана и хохот матросов.
- Реймонд Федорыч, поднимайтесь к нам!
Голос принадлежал капитану первого ранга Зарину; каперанг наблюдал за разыгравшейся сценкой, перегнувшись через парусиновый обвес мостика . Достанется теперь Петьке на орехи, подумал Эссен, взбегая по трапу. Любимец-то он любимец, а приборка - дело святое. Командир попеняет боцману: «что ж это у вас, голубчик, за цирк творился сегодня на полубаке»? А тот не преминет донести эту мысль до виновника, причем куда более доходчивым способом».

Дым на двадцать три румба! - крикнул сигнальщик. Все бинокли, сколько их было на мостике, немедленно развернулись в указанном направлении. Эссену бинокля не досталось, и он сощурился, вглядываясь в горизонт. Там, на фоне тонущего в дымке низкого берега, маячило крохотное черное пятнышко.
- То за корабль, Сергей Борисыч, «Владимир»?
Гость из будущего оторвался от бинокля.
- Либо он, либо «Громоносец», больше некому. Колесный, две трубы, три мачты - таких два построили в Англии по заказу Морского ведомства. Остальные - «Херсонес», «Крым», «Одесса», «Бессарабия» - однотрубные. Пароходофрегаты входят в отряд контр-адмирала Панфилова, но реальная сила там - только «Владимир с «Громоносцем». Сейчас, надо полагать, несут охранение на ближних подступах к Севастополю.
- Да уж куда ближе... - буркнул Зарин. - Штурманец, сколько винтить до Графской пристани?
- Двадцать миль, не больше! – бодро отрапортовал мичман.
- Да, задержал нас «Морской бык». - покачал головой каперанг. - Если бы не он, уже два дня, как были в Севастополе. А тут - нате вам, чуть не в один день с союзничками. Они ведь сегодня должны войти в евпаторийскую бухту?
- Если ничего не изменилось, то завтра. А высадка начнется четырнадцатого; это если французы с турками не задержались. Или не повернули вслед за англичанами.
- Да, голубчик, нехорошо. Нам бы знать все это доподлинно, а вместо этого провозились с буксировкой, такая вот ерундистика. Тыркйся, как слепые котята...
Старший механик, предрекавший непременные поломки в машинах, все-таки накаркал. Правда, жертвой стал не «Алмаз», а турецкий трофей, но легче от этого не стало - два дня авиатендер тащили на буксире за «Заветным» черепашьим трехузловым ходом, пока сводная команда с обоих русских кораблей лихорадочно исправляла поломки. Зарину смерь, как не хотелось подходить к Севастополю инвалидной процессией. Машину привели в чувство всего три часа назад; «Морской бык» дал ход, и теперь отряд экономическим семиузловым ходом приближался к базе Черноморского флота.
- Ничего, Алексей Сергеич, море тихое, вполне можно поднять гидропланы. Надо только спуститься к норду. Вдоль берега можно подальше лететь, миль на сорок. Если что - сядем, приткнемся к песочку, подберете.
- Вот и хорошо. - сказал Зарин. - А пока, господа, надо достойно встретить предков. Сыграйте-ка «большой сбор» и изготовиться к салютации...
Фон Эссен поднял к глазам позаимствованный у старшего офицера бинокль. На фоне близкого берега отчетливо рисовался силуэт корабля. Высоко над кормой трепетало белое пятнышко Андреевского флага.
- Ну вот, мы и добрались, Реймонд Федорович. Как-то теперь дело обернется?
Фон Эссен покосился на Велесова. Представитель потомков, скрестив руки на груди. В ладони он сжимал крошечный, вроде театрального, бинокль в буро-зеленых разводах. Эссен знал, что за скромными размерами - в сложенном виде он легко помещался в нагрудный карман - скрыта небывалая оптическая сила. Линзы, или что там в нем есть, давали двадцатикратное увеличение.
«...какие же у них, должно быть, артиллерийские прицелы...»
- А как бы ни обернулось, Алексей Сергеич, нам все одно. Наше дело: защищать Россию врага, а какой год на календаре - так ли это важно?
Велесов кивнул, и поднял к глазам бинокль. Эссену на миг показалось, что на лице гостя из будущего мелькнула тень то ли замешательства то ли... стыда?

Отредактировано Ромей (24-11-2016 10:16:30)

+3

108

II
Из книги Уильяма Гаррета
«Два года в русском плену».

«Вторая неделя нашего несчастливого плавания. Двенадцать дней минуло со дня гибели «Фьюриеса»; Четыре раза солнце сменило на небосклоне Луну после разгрома, учиненного британской эскадре. Сегодня, прогуливаясь на полубаке (русские позволяют нам это развлечение во всякое время, лишь иногда требуя, чтобы мы спустились в каюты), я увидел на горизонте неровную полоску земли. Это, несомненно, Крым, куда влекло нас чувство долга и полученные приказы; но близость суши вызывала у меня лишь тоскливое ожидание новых несчастий. Нас, несомненно, везут в неволю, и среди моих спутников сделались обычными пересуды об ужасных сибирских рудниках, где обреченные гнить заживо узники выкапывают из недр земли свинец и ртуть.
Доктор Фибих очень с нами сблизился и проводит много времени в обществе офицеров Ее Величества. Его рассказы вызывают недоумение - этот джентльмен нападает на своего монарха так, как это не снилось иным лондонским или парижским изданиям! Например, он упорно именует царя Nikolay Palkin, что, без сомнения, свидетельствует о чрезвычайной популярности телесных наказаний в России. Да, подобные меры весьма полезны и даже необходимы, когда речь идет о воспитании в простонародье духа покорности и почтения перед власть предержащими. Недаром сказано в Послании к Евреям: «Конечно, всякое наказание не радует, а огорчает, но только на время, а потом те, кого оно исправило, пожнут плоды мирной и праведной жизни».
Ведь и в нашем флоте (бесспорно, наилучшем и самом разумно устроенном) дисциплина поддерживается именно таким способом, и мало кто из матросов избежал объятий с чугунной подружкой*. Но мысль о том, что плети, розги и тому подобные средства могут быть применены к благородным пленникам - офицерам и просвещенным джентльменам, - повергает нас в трепет и справедливое негодование.

#* В Королевском Флоте матроса, подвергаемого порке, привязывали к чугунному кнехту.

И, если наиболее свободно и смело мыслящие сыны России (а к таковым несомненно, можно отнести и доктора Фибиха), даже спустя полвека будут разделять негодование тиранией в своей отчизне, то трижды права лондонская «Таймс»: «Хорошо было бы вернуть Россию к обработке внутренних земель, загнать московитов вглубь лесов и степей». И это тем более справедливо, ведь этот варварский режим вот-вот получит высочайшие достижения инженерной науки, не русскими сделанных (наш друг в подробностях поведал о пришельцах из грядущего столетия), но могущих быть употребленными ради насаждения по всему миру столь же отвратительной тирании!
Я поспешил поделиться этой мыслью с товарищами по несчастью и рад был найти у них понимание. Обсудив сказанное, мы сошлись, что следовало бы, по законам, как Божеским, так и человеческим, вернуть все, заимствованное из грядущих столетий в истинное лоно цивилизации, на Британские острова. И - о радость! - наш дорогой друг доктор Фибих выказал горячее этому сочувствие.
Русский доктор особенно много времени проводит с Блэкстормом. Но, к моему огорчению, эти джентльмены говорят обычно по-русски; кода же я попенял мистеру Блэксторму на это обстоятельство, он объяснил, что делает это, стремясь улучшить свой русский язык. Это удовлетворило меня совершенно, ведь офицеры русского фрегата обращаются к нам исключительно на английском, но беседы с ними не затягиваются и касаются, по преимуществу, бытовых обстоятельств. Доктор Фибих остается нашим единственным окном во внешний мир.

Наше утреннее бдение на полубаке прервал русский мичман. Он сообщил, что корабли приближаются к Севастополю, и не позже чем через...»

+2

109

III
Шхуна «Клитемнэстра»
11 сентября 1854 г.

- Османы...- прошептал дядя Спиро. Он сразу сгорбился; глаза, совсем недавно искрившиеся хитринками, запали, потускнели. - Вапора - ходит, до Одессы никого не пускает. Теперь амба: эти досматривать не будут, ограбят. Кого не зарежут - за борт покидают...
"Вапорой", на свой манер, греки именовали пароход.
- А это разве не военный корабль? Сам говоришь, дядя Спиро, из эскадры Ахмет-паши. Вот и флаг….
- Военный, ′дакси!* Так и что с того? Они и в мирное время с нашим братом не больно-то возились, а уж сейчас... нет, нэарэ, не знаешь ты османов. Это такое зверье...
- Тебе виднее. - покладисто согласился капитан. - Ты тогда вот что, дядя Спиро. Как турок подойдет - паруса сбрасывай и ложись в дрейф. А люди твои пусть все, кроме одного матроса, ныкаются под палубой.

#* Эндакси (произносится ′дакси) - «понятно», «конечно», «а как же!»»

- Не бывать тому! - вскинулся грек. - Не хотим, чтобы нас, как крыс, из щелей вытаскивали! У нас тоже ружья и ножи найдутся, турки за наши жизни дорого заплатят, не будь я Спиридон Капитанаки! А старого Капитанаки...
- ...всякий знает, от Трапезунда до Анапы. - привычно закончил Белых. - Помню я, помню, дядя Спиро. Только, ежели твои парни хотят сегодня ночью девок потискать - ты им внуши, пусть как начнется, падают на палубу и лежат смирно. И чтоб ни один отморозок не вздумал на турка прыгать! А то знаю я вас...
Офицер кивнул на греков, столпившихся возле мачты «Клитемнэстры». Вид у них был весьма решительный. Из-за спин взрослых выглядывает юный племянник судовладельца. В руках у мальчугана - зловещего вида тесак. «С камбуза стащил. - решил Белых. - Или как там у них, по-черноморски, называется этот курятник - куховарня? Не дай бог, полезут дорого продавать свои шкуры, разбирайся потом, кто есть кто...»
- Я, дядя Спиро, говорю без второго слова: хотите жить - по моему сигналу падайте ничком и молитесь. Сделаете - останетесь живы. Все, мне некогда.
Боевые пловцы деловито распределились указанным по местам. Двое улеглись вплотную к фальшборту; еще один укрылся на корме, а четвертый, главстаршина-контрактник с позывным «Вий» - невысокий, сухопарый, лучший пулеметчик в группе, - устраивался в вороньем гнезде. Капитан взвесил в ладонях фиберглассовый тубус. Термобарическая БЧ сверхкомпактного «Бура» не уступает реактивному огнемету «Шмель», но это на самый крайний случай - профессиональная гордость требовала взять «вапору» без шума и пыли, желательно - в работоспособном состоянии.
Белых окинул взглядом будущий театр военных действий. Крышка люка, которую он наметил в качестве исходной позиции, стоит вертикально: капитан заблаговременно подпер ее каким-то дрючком и привалил с наружной стороны мешком с ветошью и бухтой толстого каната. Баррикада получилась, вроде, надежная, но проверять что-то не тянет. На корме другое укрытие: четыре составленных вместе бочонка с сухарями; на них, под куском парусины, растопырился на треноге «Корд». Мичману Артеньеву, позывной «Карел», до смертоубойной машинки всего два прыжка.
Хорошо, если дядя Спиро окажется прав, и турки в самом деле не станут стрелять и постараются взять приз в целости. Глубоко сидящая, груженая шхуна - лакомый кусок; капитан турецкого парохода наверняка уже подсчитывает барыши. Да, кстати...
- Дядя Спиро, а как зовется этот дредноут?
- Вапора-то османская? - отозвался грек. - Да откуда ж мне знать, нэарэ? А только не наш он, не черноморский. Может, с Мраморного моря, а может вообще из эскадры египетского бея - слышал, он с турецким флотом пришел.
- Не знаешь, ну и пес с ним! - не стал настаивать Белых. - Успеется еще, выясним. Ну что, пора?
Грек кивнул и потянул за румпель-тали. Нос «Клитемнэстры» покатился к ветру, стаксель захлопал, заполоскал. Матрос, опасливо озираясь на подкатывающийся с на-ветра турецкий пароход, принялся споро собирать парус.
Белых выглянул из-за крышки. Неприятельское судно подошло уже совсем близко - видно, как шлепают по воде плицы колес, как летят из-под них брызги. С полубака вдруг выметнулось ватное облачко, по волнам перед носом шхуны мячиком заскакало ядро. Контрабандист скривился, будто от зубной боли.
- Не боись, дядя Спиро, все путем. - подбодрил старика офицер. - Ты вот что лучше скажи: катер хорошо закрепили, не унесет его?
Белых не рискнул подставлять незаменимый «Саб Скиммер» под шальные пули. Моторку пришвартовали к подбойному борту, и дядя Спиро для верности посадил туда племянника. Капитан отобрал у мальца тесак и посулил самолично оборвать уши, если тот покинет пост.
- Да что с ним сделается? - прошипел грек. - Сам крепил, никуда не денется!
Вот и славно. - прошептал капитан. - А теперь ныряй в люк, дядя Спиро, и молись...
Щелчок-пауза-два щелчка.
- Я - Снарк, я - Снарк, готовность...
Три щелчка - Вий на месте. Два-два - Змей. Три-один - Гринго. Два-один - Карел.
Вот и все. Комитет по организации встречи в сборе. Барыня лягли и просять...
«Клитемнэстра» вздрогнула всем корпусом - турецкий пароход ударил шхуну в борт.
"...неаккуратно паркуешься, брателла. Придется ответить."

+2

110

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

I
Из дневника Велесова С.Б.
«Не могу передать, что я почувствовал, когда опознал в корабле, появившемся на фоне крымского берега, знаменитый пароходофрегат. Вот они, те, кому мы собираемся помочь; ради чего заработала хронофизическая магия Проекта «Крым-18-54». Низкий, сильно вытянутый корпус; белые горбы колесных кожухов; две тонкие трубы, исходящие дымом, мачты, способные нести парусное вооружение барка. Командир - Константин Иванович Бутаков. С мая 1850-го года - капитан-лейтенант; в активе - блестящий бой с турецким пароходофрегатом «Перваз-Бахри», чуть ли не первая в мировой истории схватка паровых судов. В 1838-м году награжден орденом с надписью «За храбрость», за высадку десанта на берег Абхазии; воевал с горцами, знает Черное море, как свои пять пальцев. Прошел его из конца в конец и на парусных шхунах, и на Лазаревском флагмане «Силистрия», в должности флаг-офицера, и на новом пароходе, который сам же и привел из Англии. «Владимир» - одна из двух по-настоящему современных единиц Черноморского Флота; самого Бутакова в будущем ждут адмиральские орлы, должность в Государственном совете и слава одного из создателей тактики броненосного флота.
Но это все потом. А может и что-то другое, ведь история этого Черноморского флота уже не повторит известные нам события. А сейчас «Владимир» замер в трех кабельтовых от «Алмаза», и все глаза, сколько их есть на кораблях, обращены на пароходофрегат. Отгремели залпы салюта; с ростров «Алмаза» скользит на воду моторный катер. Изящная, красного дерева, капитанская гичка, взятая на «Фьюриесе» наряднее, но Зарин хочет сразу обозначить наше техническое превосходство - на катере стоит газолиновый мотор, здесь такого еще не видели.
С гидрокрейсера подают парадный трап, фалрепные вытянулись у лееров, капитан первого ранга, облаченный в парадный мундир, торжественно спускается в катер. Формально, это Бутакову следует отправиться на «Алмаз» - Зарин и чином старше, и командует не одним кораблем, а целым отрядом. Но мы здесь гости, к тому же - незваные; не время считаться визитами.
В кармане зашипела рация. Я шепотом выругался - нарушает торжественность момента! - и потянул плоскую коробочку из кармана, выкручивая звук на минимум.
Ничего. Шорох фоновых помех, а потом, ясно, четко - четыре щелчка. Пауза, и еще два. Потом снова четыре, и после короткой паузы еще два.
И снова.
Я сразу понял, что это не помехи - так подают сигнал заранее обговоренным кодом. Но я-то ни с кем не договаривался! Одна их двух оставшихся раций здесь, на Алмазе, у Эссена - вон он, спускается вслед за капитаном первого ранга в катер. Вторая - на авиатендере, но с чего, скажите на милость, мичману Энгельмейеру развлекаться подобным образом?
Катер фыркнул сизой газолиновой гарью и отвалил от борта. Я проводил его взглядом и слегка подкрутил верньер.
Четыре-два. Четыре-два. Сорок два.
СОРОК ДВА?!
Ну, я и тормоз...
Щелчок тангентой - передача.
Четыре-два. Четыре-два. И снова, в ответ - четыре-два.
Главный ответ на Самый Главный Вопрос Вселенной. Привет тебе, Дуглас Адамс, писатель-фантаст. И тебе, Дрон, привет!
Черт подери, как же я рад, что ты тоже здесь...»

Отредактировано Ромей (24-11-2016 10:20:03)

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » "Крымская война. "Проект К-18-54-8". Третья бумажка."