Адашев потянул на себя носилки. Лежащий в кузове «Пирс-Эрроу» раненый - изможденный, заросший седоватой щетиной, с длинным, породистым лицом, страдальчески охнул.
- Ты, братец, полегче, не картошку грузишь!
Матросы - босые, в синих робах, бескозырках, с буквами «АЛМАЗЪ" на атласных ленточках - приняли носилки и бегом понесли к стояшему рядом с крейсером «Можайску».
-..и представьте себе, какие-то мерзавцы вломились в госпиталь! - возмущался Штакельберг, стоя в окружении юнкеров четвертого взвода. Они с утра несли охрану пристани Минной стенки в город не попали.
- Требовали спирту, к Сашеньке приставали, батюшке ее, Фаддею Симеоновичу, доктору, по харе, простите дали. Пенсне разбили, скоты!
Фаддей Симеонович, худой, как щепка, несуразно длинноногий господин, слишком легко для ноября одетый - в потертом соломенном канотье и парусиновом дачном пиджачке - сидел на сиденье грузовика. Его пальцы - длинные, узловатые, нервические, пальцы музыканта или хирурга, - сжимали ручку саквояжа. Рядом с доктором пристроилась барышня в бежевом платье и толстой косой, обвивающей прелестную головку. Платье явно находилось в некотором беспорядке. Адашев подошел поближе к юнкерам, исподтишка косясь на барышню.
«Счастливчик, однако, Никол! Экую красавицу себе оторвал...»
-...а тут мы. - продолжал Штакельберг. - Подъезжаем, и видим, как двое этих «пролетариев» зазнобу Никола на крыльцо выволакивают, всю ободранную. Ну, тот люську схватил и как даст над головами длинной! Они девушку отпустили и тикать. Я кричу - «Стой, стрелять буду, а Михеев люську на капот пристроил и как резанет длинной! Всех троих разом положил.
Точно, кивнул Адашев. А мы из госпиталя еще четверых пинками выбили. Мерзавцы разломали шкап с медикаментами и принялись пузырьки откручивать.
- Спиритус вини шукали? - деловито спросил юнкер с обшарпанным казачьим карабином.
-Точно так-с! - хихикнул Штакельберг. А он на самом видном месте стоит - здоровенная такая бутыль, а на ней наклейка, адамова голова и надпись «ЯДЪ». Чтобы, значит, охоту отбить, у кого не надо.
- А вы, граф, ту бутыль часом с собой прихватить не догадались? - осведомился другой юнкер, вооруженный «Винчестером» с рычажным затвором. - Не оставлять же тем мизераблям?
Адашев скромно потупился.
- И что, тех тоже в расход? - спросил другой юнкер. Он стоял, опершись на длинную винтовку Мосина с прикрученным телескопом; трубка была аккуратно замотана куском фланели.
- Да нет, зачем? - пожал плечами Штакельберг. - По зубам вдарили прикладами и погнали к свинячим чертям.
-А я говорю - надо было их тоже... - сумрачно сказал Михеев, до сих пор не принимавший участия в разговоре. - Они, небось, Сашеньку не пожалели бы!
- Как вы можете, так говорить, Николай?
Голос у врача оказался высоким и каким-то надтреснутым. Упомянутое пенсне - и правда, без одного стеклышка, - он зажал пальцами свободной руки и для убедительности взмахивал им.
- Вы так молоды а уже успели привыкнуть к жестокости! Саша, душенька, скажи ему.... Да, Гражданская война с ее ужасами делает из человека чудовище - но надо же как-то этому сопротивляться! У вас вся жизнь впереди, как можно прожить ее в ненависти?
Михеев промолчал, лишь глянул на Фаддея Симеоновича исподлобья.
- Господин врач, а почему вас забыли? - спросил Адашев. - Давеча его превосходительство генерал уверял, что все госпитали отправлены с транспортами.
Доктор поднял глаза на юнкера, и Адашев увидел что они по-детски яркие, голубые.
- я, видите ли, телефонировал в канцелярию начальника порта...да. Целых три раза. Обещали прислать грузовик, солдат. Мы ждали, но никто не приезжал, а телефон перестал отвечать. Может, провод, оборвался? Я послал санитара - был у нас один, из малороссов, Мыкола Парвенюк. Но он так и не вернулся.
- Ясно, сбежал мерзавец. - Адашев сплюнул себе под ноги. - Увидал, небось, как грузятся на последний пароход и решил не тратить время на всякую ерунду и заняться собственным спасением
- Эй, господа, что вы там за дискусьён затеяли? - раздалось с борта крейсера. - Шустрее, Михеев! Летучий глаз показал - красные разъезды уже на Бельбеке!
Летучим глазом юнкера успели прозвать беспилотник «Горизонт», патрулировавший порт и окрестности города.
- Вольно вам, Виктуар, советы давать! - лениво ответил Адашев. - Вы бы лучше там подсуетились, чтобы нам сюда грузовую сетку спустили. - Раненых-то мы уже сдали, осталось все эти сокровища мировой мысли покидать, А на себе по трапу тягать - комплекция не позволяет, тут нужен Поддубный, али господин Моор-Знаменский. Тот, говорят, у себя в цирке рояль на спине носил, с тапером. Ну а мы люди слабосильные...
И он кивнул на кули с книгами, доверху заполнившие кузов второго грузовика.
- А вы чем тут занимались? - крикнул Михеев.
- Да вот, поставили к трапу с винтовкой. - Отозвался юнкер с борта крейсера. - Матросы у них вишь, все шибко занятые. А с утра у пакгаузов несли караул. Третий взвод с добровольцами куда-то на грузовиках мотались. Приехали все в копоти, в саже - говорят, в городе горят продовольственные склады и склады американского Красного Креста. Вроде, мародеры подпалили.
А куда ж патрули смотрели? - удивился Михеев. Разъезжают, понимаешь, на броневиках по городу,а у них под носом какая-то шваль склады жжет!
- Да они туда и не заходили. Не разорваться же? На корабли продовольствие грузить кроме малого запаса не велено, а город - вон какой здоровенный! Охраняли только центр, вокзал, портовые пакгаузы к Минной стенке. Кончено, руки чешутся перестрелять сволочей, но не до того.
- Ничего, - Адашев снова сплюнул на дощатый причал. - Красные придут, умоют их кровью
О чем вы, граф? - удивился Штакельберг. - Они же сами из этих, классово близкие. Ворон ворону глаз не выклюет!
- Эй, господа! - снова донеслось с «Алмаза». Проводите господина врача с дочкой на крейсер. Говорят -каюту для них уже подготовили!
Коля Михеев торопливо встал. Доктор полез с подножки грузовика, прижимая к впалой груди саквояж. Сашенька поддерживала отца под локоть; юноша подскочил, подхватил Фаддея Симеоновича с другой стороны.
Адашев при виде этой сцены хмыкнул - про себя, конечно.
«Ну все, пропал Михеев.. Экая семейная идиллия... А жаль, лихой был юнкер!»
Отредактировано Ромей (07-05-2017 19:10:20)