Интересно: оказывается что альтернативная история - это "про попаданцев"
Но вот Джон Картер - попадает на Марс (стопроцентно именно что попадет)
Вот Максим Каммерер попадает на свой обитаемый остров
Вот доктор Ричард ашипка Питер Блад попадает в рабство на Карибы
Или вот Эдмон Дантес попадет в свое попадалово
Робинзон с Гулливером попадают (они там много куда попадают по ходу дела)
А Сирано де Бержерак попадет на Луну
Но в том ли заключается альтернативная история?
Вот "Тримушки Тера" А. Дюма - это уже ближе, ИМХО
Шекспир с его "историческими" сюжетами
"Война миров" Уэллса
"Гиперболоид" Алексея Толстого
"Петр Первый" - Толстого же - тоже вполне себе альтистория: попытка (удачная причем) написать такого Петра, "какого нужно" ("Иван Грозный" Эйзенштена - тоже из той же области, но уже неудачная)
"Патруль Времени" Андерсона - практически весь построен на "альтернативно-историческом" подходе: было так, а могло было быть "вот так". (Сам этот принцип внятно сформулировал - и привел примеры - насколько мне склероз не изменяет - Арнольд Тойнби в своей "Постижении истории": рассмотрение принципиально иного развития исторических событий в силу проявления (или отсутствия) каких-либо факторов)
Ну или вот отечественного разлива роман "Ратоборцы" Алексея Югова - чистейшая, стопроцентная "альтистория": описание того, каким крутющими были древние русские которых завоевали монголы (засада, да: сколько ни описывай как Александр Невский напал на шведов при соотношении один к десяти - и всех победил, конечно - а все равно на поклон к Батыю ездил; оттого все наши писатели "противомонгольщики" ничего достойного и не создали - шизофрения получается)
Вся знаменитая трилогия Валентина Иванова: "Повесть древних лет", "Русь изначальная" и "Русь великая" (Да, в общем, и вся советская "антимонголотатарская" литература; да и "досоветская, в общем, тоже... Да и вообще - вся тема "Монголо-татарского ига" еще ждет своих авторов - там такое можно написать - Шекспир от зависти на том свете удавится. Ну да это не об альтернативе - там уже История Реальная...) - сплошняком "альтернатива". Понятно ли, в чем разница между ней и "попаданством"? (Даже если попаданец (автор) в истории абсолютно безграмотен - ему нужно проявлять "знания" - обдуманный, "научный" подход к историческому планированию: оценивать ситуацию и принимать решения (Это, к слову - принципиально важный момент: тенденция получается - всем хочется читать\писать про "научный подход к планированию жизни" Может действительно получится чего? ). А в классической "альтернативе" этого нет. Там идет показ "всего общества". Как, например, у Измерова с его производными от "Империи..." Там, правда, герой попаданец Но это не более чем литературный прием)
Очень качественный - и наглядный - пример - это "Еслиада" Георгия Гуревича. Там, правда тоже действуют попаданцы Но суть содержания не в них - они там тоже только литературный прием - а в рассмотрении различных исторических альтернатив, что и делает данную вещь интересной (Вообще втиснуть в небольшой рассказ чуть не весь "Патруль Времени" - это надо суметь...)
Рекомендовал бы всем авторам-альтернативщикам-про-попаданцев
Отредактировано П. Макаров (10-12-2017 10:01:04)