Перезалила.
К середине дня он пожалел о двух вещах: первая – что он не подумал о съестном, а вторая – что объем работ явно больше, чем они втроем могут потянуть. Основной жилой комнатой они выбрали кабинет – там не было разбитых окон. Тем более, что из них хорошо просматривался как подъезд к дому, так и внутренний двор.
Они выползли из дома грязные, уставшие и голодные. Но это было обычное состояние солдата в походе, так что они просто развалились на траве, отдыхая.
- Пожрать бы! – Высказал общую мысль Гаст.
- Хочешь, можешь в город сходить, - расслабленно предложил Рисманд.
- Да ну его, город! – Отмахнулся Гаст, - Километров пятнадцать в одну сторону! Я до вечера не дойду.
- А в деревню чо не сходить? – Перехватив вальяжный тон капитана, спросил Миндас.
- В какую деревню? – Рисманд и Гаст одновременно заинтересованно сели на траве.
- Так в ту, что у реки. Если смотреть с краю площадки, вон оттуда, - он показал на край холма на котором стояла усадьба, - там деревня видна.
- Наверное, это Видное, - пошутил капитан. – А вот Проезднýю я по дороге сюда не видел.
- Так дорога дальше идет. Может она с той стороны, - кивнул Миндас в сторону, противоположную городу.
- Ну, тогда я… мать моя… Женщина. ‒ Не докончив фразы, вдруг охнул Гаст, глядя куда-то за спины мужчин.
Миндас обернулся, а Рисманду, чтобы посмотреть назад пришлось перекатиться на живот.
- Действительно, женщина… - удивленно подтвердил Миндас.
Девушка стояла возле деревьев и тоже удивленно рассматривала трех мужиков, валяющихся на траве и кучу мусора возле дома.
- Иди сюда, милочка! – Позвал Миндас. – Иди, иди, не бойся, не тронем.
Но та продолжала стоять, опасаясь подходить. На ней было льняное серое платье и завязанный под косой, как у неженатых девок, бледно-синий потрепанный платок. Стройная фигурка с небольшими приятными глазу окружностями. Удлиненное лицо можно было бы назвать миловидным, если бы не тяжелая выдвинутая вперед челюсть с большим ртом, портящим всю красоту.
- Не бойся! – Повторил еще раз Миндас и встал. Всё-таки разговаривать с женщиной лёжа некрасиво. – Это твои огороды там?
Она кивнула, но не подошла опять.
- Тогда давай знакомится, я Миндас. Это Гаст. А это, - он показал на лежащего Рисманда, который не удосужился даже сесть, а только перевернулся на бок и приподнялся на локте, - Хозяин этой усадьбы, капитан Рисманд. А ты?
Женщина ойкнула, приложив руки ко рту. До нее дошло, что у бесхозной усадьбы появились владельцы и теперь её огородики могут запросто уничтожить, а её еще и наказать за самоуправство. Но как бы не было страшно, пришлось подходить и кланяться:
- Здравствуйте, господин помещик!
- Тебя как зовут? – вступил в разговор Гаст.
- Фахна я. Простите, что задний двор перекопала. Я уберу всё! Простите!
- Да не спеши, не спеши, - махнул рукой Рисманд. – Ответь, что там за деревня внизу.
- Так Видное это. – Подтвердила та догадки капитана.
- А Проезднóе где?
- Там! – Она махнула в ту сторону, куда раньше показывал Миндас. – Только не ПроездОе, а ПроЕздное.
- А ты откуда, с Видного или с ПроЕздного?
- Я… - она сжалась, испугавшись неизвестно чего, - я… ниоткуда.
- То есть как? А семья, родители? – удивился Гаст.
- Подожди… - перебил того Миндас. – Я, кажется, понял. Старшая дочь? Так?
Она судорожно закивала головой и понурилась.
- И что с того, что она старшая дочь? – непонятливо спросил Гаст уже Миндаса.
Тот вздохнул и сказал:
- Понимаешь, по фаранийским обычаям, если старшая дочь не может до двадцати пяти выйти замуж, то она должна покинуть родной дом, чтобы младшие сестры могли выйти. Если старшая – незамужняя, то и младших замуж не могут позвать – обычай такой. Чтобы младшие поперек старших не уходили. А тут… ты сам видишь… вряд ли её кто замуж позовет. Вот, чтобы у сестер был шанс она и ушла.
- Дурацкие у вас обычаи. – Обиделся за девушку Гаст. – Ну и что, что рожа лошадиная. Другое же всё на месте!
Странные обычаи у этих фаранийцев. Это надо, чтобы девушку выгнали из дома только потому, что она некрасива! В Гэссэнде такая женщина просто оставалась при стариках дома. Ну не взяли замуж, чего теперь? Иногда и обычным не везет. Особенно когда мужиков на всех не хватает. Привычные для него вещи, здесь казались неприемлемыми из-за каких-то старых традиций, жестокий и непонятных.
- А живешь ты где? Тоже тут? – Продолжил допрос Миндас.
- Да, - Не стала скрывать девушка, - Я комнатку маленькую, самую последнюю из служебных заняла. Пожалуйста, не гневайтесь! Я уйду!
- Уйдет она! – Миндасу такое было неприятно. Выгнать девушку у которой в жизни и так всё не слава Богу, это каким поддонком надо быть. Раньше, он бы этого даже не понял, но послужив в Гэссэнде, он увидел, что можно жить и по-другому, осознал. – Капитан!
- Что, капитан? Нам лишние руки не помешают. – Пожал плечом тот и обратился уже к Фахне, - Ты готовить умеешь?
- А как же! Готовить, убирать, стирать, шить – я барин всё умею! - Поняв, что её не выгоняют, затараторила та. – За скотиной смотреть могу. Что скажете, то и сделаю!
- О! Домработница нашлась! – обрадовался Гаст.
- Ага! – согласился Рисманд. – Не надо теперь объявления давать. Ну, что, Фахна, первый приказ по поместью – бери кто тебе приглянулся и обеспечь нас едой. Сможешь?
Фахна посмотрела на Гаста, на Миндаса и осторожно показала на последнего пальцем.
- Отлично! Миндас, сходишь с ней в село, купишь съестного. Деньги дам. И еще, скажешь старосте, что усадьба уже не пустует и пусть завтра придет сюда.
- Так точно, капитан! Разрешите выполнять!
- Разрешаю! Девочку не обижай! – То ли в шутку, то ли в серьез приказал Рисманд, но Миндас сделал обиженное выражение лица – за кого он его принимает!
- Гаст, помоги встать! – приказал капитан, когда рядовой с новопринятой служанкой удалились по дороге вниз к селу. – Нам еще работать и работать.
- Может, вы отдохнете? – Гаст выразительно посмотрел на ногу капитана, намекая на вчерашнюю слабость. Это разозлило Рисманда и он встал резче, чем надо было. В результате нога действительно выстрелила болью.
- Гаст, когда мне понадобится твоя жалость, я тебя в письменном виде попрошу! В трех экземплярах, чтобы было чем слёзки вытереть! Понял?
- Так точно!
- За работу! – Рисманд повернулся и, хромая, направился к дому. Им еще гостиную убрать надо, чтобы было где ужинать.
Отредактировано Ника (15-03-2018 20:20:55)