А как исламские миссионеры разъясняют запрет на вино и необходимость хитана (обрезания)? Или они в сложной ситуации стали реформаторами? Понятно, что в современности тот же хитан вроде не обязателен для обратившихся в зрелом возрасте, но в те времена разве было то же самое? Ну а с вином и греками - совсем тяжко было бы.
Греческий огонь
Сообщений 131 страница 140 из 175
Поделиться13201-11-2019 10:37:20
Алкаши поднимут бунт
Поделиться13301-11-2019 16:21:26
и необходимость хитана
Хитан не является необходимым, а лишь желаемым. Он не упомянут в Коране и не входит в пять столпов ислама.
Алкаши бунт не поднимут. Кто побежал в ислам, тот побежал добровольно и сознательно. Мусульмане сделали ставку на критских илотов - мноитов. Там все нормально с мотивацией и отказ от вина, это мелочь по сравнению с тем, что им принёс ислам.
А с пропагандой в Афинах и вообще в континентальной Греции будет всякое.
Четвертая Священная война будет совсем не такая, как в РИ. Куда страшнее. И начнется уже скоро.
--------
Навкратис, Египет
Махди оказался прав – Аль-Искандарии в этом мире не было. Аль-Валид рассматривал пустынные берега со странным чувством, будто лицезреет собственную могилу. До последнего на что-то надеялся. Но почему могилу? Ведь Кари Али уверенно сказал – то, что произошло, не киямат, а новое рождение. Сказано было, что Мухаммад, мир ему и благословление Аллаха – последний из пророков. И видать, так тому и быть, раз они оказались в мире, где он ещё не родился. Даже пророк Иса не родился. Но зачем Всевышний направил их сюда?
То было непостижимо для простого топчубаши. Пусть Кари Али толкует и объясняет происходящее, Аль-Валиду же вполне достаточно знать, что не шайтан виновник их удивительных приключений, а значит так предначертано Всевышним.
Кари Али с каждым днём всё более уверен в себе. Абдалла временами подумывал, что шейх мысленно уже зовёт себя по меньшей мере шахидом. Пусть его. Всё это хорошо для истинной веры. Уже немало язычников обратились к прямому пути. Пусть их будет больше, и они заполнят землю раньше, чем родится последний из пророков. Верно, в том и есть промысел Всевышнего.
А предначертание Аль-Валида в другом. Он и сам, без разговора с Улуч Али, это прекрасно понимал. Кому как не уроженцу Мисра и Аль-Искандарии, да ещё и топчубаши исполнить его?
Галера-кадирга и два калите Аль-Валида недолго задержались у берегов Марьюта. Взяли курс на Абу-Кир, где Абдаллу ждал сюрприз. Не обнаружив родного города, он предполагал и тут увидеть пустошь, но ошибся. Здесь стоял город аль-руманийя. Назывался он Каноб.
Встали на якорь. Пополнили запасы. Аль-Валид уже неплохо говорил на диалекте языка аль-руманийя, что в ходу в этом мире. Да и Махди, коего ему дали в помощники, быстро схватывал.
Заправляли всем в Канобе, как выяснилось, вовсе не эллины, а парсы. Здесь находился их самый западный форпост, но воинов они тут держали немного. Лишь для порядка. Абдалла своими девятью пушками мог легко обратить в бегство и большие силы, но пришёл он сюда не за этим. Парсы так парсы. Они зимми[72], всяко лучше презренных многобожников, которых в этой стране, давно забывшей о пророке Мусе, как звёзд на небе. Делу парсы никак не помешали. Пришельцам не слишком удивились. Аль-Валид и Махди, оба любознательные, легко впитывали всё новое. За два месяца узнали многие обычаи аль-руманийя и "пурпурных". Сами и все их люди оделись, как финикийцы.
У Каноба в море впадал самый западный рукав Эн-Ниля. Корабли вошли в него и двинулись вверх по течению. В городе Аль-Валид нанял проводника из эллинов. Своей памяти после увиденного он уже остерегался доверять. Не прогадал. Очень быстро заметил, что русло сильно завернуло к западу. Этак и Даманхур здесь на реке. Так и оказалось. На широте Даманхура обнаружился крупный город. Проводник назвал его Гермополем. Здесь тоже жило полно эллинов.
Поселения язычников-мисри попадались по обоим берегам во множестве, но не слишком крупные. Проводник сказал, что самые крупные города расположены восточнее, на больших рукавах Дельты.
К вечеру пятого дня после отплытия из Каноба корабли достигли города, в котором Аль-Валид предположил Ком-Ги’ейф, в покинутом мире от реки далёкий. Здесь у аль-руманийя стояла самая крупная в Стране Реки колония. Навкратис. Она и являлась целью Аль-Валида, как они порешили с Улуч Али. По-хорошему следовало пройти ещё дальше на юг до Ком-Абу-Билло, но там, как им рассказали, уже было сложно встретить эллина для помощи. Действовать в одиночку в совершенно чужой стране слишком рискованно. Это Миср-то чужая для Абдаллы страна? Будто какой-то страшный сон…
В порту причалили благополучно. Здесь тоже распоряжался чиновник-парс, но он сам чувствовал себя довольно неуютно в окружении даже не мисри, а всё тех же вездесущих эллинов. Однако уживались мирно. Как рассказал проводник, когда парсы три года назад в очередной раз завоевали Страну Реки, сражения отгремели далеко на востоке, а сюда война не докатилась. Просто сменилось начальство, собирающее налоги и всё.
Аль-Валид приехал в Миср не с пустыми руками. Привёз для торговли критский ладан, который здесь не рос и пользовался спросом. Первый день прошёл в торговых хлопотах. Аль-Валид и Махди прогуливались по здешнему базару, осматривались, приценивались к товарам.
В рядах торговцев шерстью Аль-Джабир услышал речь, показавшуюся ему знакомой. Двое купцов беседовали на языке, в котором Махди узнал некоторые слова. Одеты купцы были примерно так же, как и мусульмане.
– Слышишь, почтенный, – потянул Махди топчубаши за рукав, – вроде бы на арамейском говорят.
– Ты его знаешь? – удивился Аль-Валид.
– Совсем чуть-чуть. Больше книги читал, чем разговаривать довелось. Это, наверное, иудеи.
– Может быть фойникес, – последнее слово Аль-Валид произнёс по-эллински.
– Может. Надо бы выяснить. Те многобожники, а иудеи – зимми.
Что с зимми дела иметь гораздо лучше Абдалле объяснять не потребовалось, он и сам это прекрасно знал.
Познакомились. Опознавший арамейский Махди говорить связно на нём не мог, потому обратились на эллинском. Слово за слово завязалась беседа, в которой Аль-Джабир осторожно упомянул пророков Мусу и Ибрахима. Купцы закивали. Как же, наши благословенные отцы, да, Моше и Авраам.
Врач и пушкарь переглянулись.
"Иудеи".
Старшего из купцов звали Иуда Бен-Элиазар. В Навкратисе он жил последние двадцать лет, всем был тут хорошо известен, связями оброс, со всеми ладил, даже с персами. Настоящая находка. Правда ладаном совсем не интересовался, но несмотря на это проявил гостеприимство. А как иначе, это сейчас тебе ладан не надо, а кто знает, какая нужда в будущем возникнет?
Ему-то топчубаши на второй день знакомства и задал вопрос, ради которого мусульман занесло в такую даль.
– Скажи, почтеннейший Бен-Элиазар, известно ли тебе о местности, что лежит в двух днях пути к юго-западу? Я слышал, там много соляных озёр.
– Есть такая, – важно ответил Иуда.
– Слышал я, будто бы там добывают некую соль нитрон, – подался вперёд Аль-Валид.
– И я о том слышал, – согласно кивнул Иуда.
– Имею я к оному нитрону некоторый интерес, – с нотками безразличия в голосе заявил Абдалла, пережёвывая жареного гуся, которым угощал гостей купец.
– Желаешь купить? – прищурился Бен-Элиазар, которого тон собеседника не обманул, – и много ли?
– Много, – ответил топчубаши.
----------
[72] Зимми – "Люди Писания". Изначально христиане и иудеи, но потом из рационалистических соображений в их число мусульмане включили и зороастрийцев.
Поделиться13402-11-2019 00:03:11
Там все нормально с мотивацией и отказ от вина, это мелочь по сравнению с тем, что им принёс ислам.
Так а что им принес ислам? Необходимость совершать намаз 5 раз в сутки? Но это скорее в минус. А в плюс? Принятие ислама вовсе не означает автоматического освобождения рабов. Тем более что рабовладельческое общество к такому просто не готово, экономика впадёт в штопор. Ну а про вино, в тексте агитация уже в Афинах, а не на Крите. Свободные афиняне (тот же Мелентий) плюнут на все традиции и добровольно откажутся от вина? Вот это было бы весьма странно... Зачем им такое? В реале, греки, несмотря на завоевание османами, не перешли в ислам и не отказались от винопития.
Я не оспариваю мнение автора, но, ПМСМ, было бы лучше как-то конкретизировать преимущества ислама, вызывающие его успех в том обществе.
Поделиться13502-11-2019 07:39:34
В реале, греки, несмотря на завоевание османами, не перешли в ислам и не отказались от винопития.
В реальной истории экономика и халифата и Османской империи нуждалась в налогах с немусульман (т.н. джизья). AFAIK. Так что в мусульмане принимали неохотно.
Что касается вина - как раз античные греки пили его не в чистом виде, а разбавляя водой. Пить же "по-скифски" (неразбавленное вино) у них было варварством и признаком морального падения. Мусульмане-попаданцы могут это использовать. Дескать, пить вино Аллах запрещает, а подкрашивать воду вином - в Коране об этом не сказано.
И ещё:
– Слышал я, будто бы там добывают некую соль нитрон, – подался вперёд Аль-Валид.
Как зануда и любитель химии предвкушаю разочарование аль Валида, когда он обнаружит, что в тех озёрах добывают натрон - соду. Селитра в озёрах не бывает - нитраты в воде с удовольствием усваиваются флорой и микрофлорой (фитопланктоном). Самородная селитра бывает там, где сочетаются богатая органикой почва, щелочная реакция почвенных вод, сухой климат, благодаря которому на поверхности образуются высолы, и много других факторов.
Отредактировано Зануда (02-11-2019 10:25:22)
Поделиться13602-11-2019 22:13:24
Так а что им принес ислам?
Ну я же написал. Свободу он им принёс. Свободу, равенство и братство. Кари Али обращает в ислам мноитов - это критские аналоги илотов. Критские дорийцы, родственники спартанцев сделали с коренным населением то же, что и сами спартанцы в Лаконии.
Поэтому у мусульман такие бурные успехи на Крите.
Тем более что рабовладельческое общество к такому просто не готово, экономика впадёт в штопор.
А почему об этом должен переживать шейх Кари Али? Он не историк и не экономист.
Принятие ислама вовсе не означает автоматического освобождения рабов.
Вы путаете ислам в реальности с исламом в фантастическом произведении в фантастических обстоятельствах.
Что мешает Улуч Али освобождать рабов? Ему нужны люди, ресурсы, территории. Он все это получает, освобождая рабов.
В тех же Афинах тридцатью годами позже Деметрий Фалерский проводил перепись населения. Насчитали 21 тысячу граждан (мужчин), 10 тысяч метеков и 400 тысяч рабов.
Даже если Улуч Али совершил ошибку, то почему я не могу об этом написать?
Вот не первый раз встречаю общую проблему читателей АИ (да и не только). Они почему-то ожидают от героя исключительно логичных и рациональных действий.
в тексте агитация уже в Афинах, а не на Крите. Свободные афиняне (тот же Мелентий) плюнут на все традиции и добровольно откажутся от вина? Вот это было бы весьма странно... Зачем им такое?
Я упомянул про толпы завербованных в Афинах? Нет, я упомянул только про толпу зевак, слушающих. А завербовали одного Мелентия. При этом я в силу своих скромных способностей потратил кучу слов на обоснуй, почему Мелентий завербовался.
На СИ мне тут подсказывают, что афинянские законы в IV века до н.э. крайне отрицательно относились к иностранным культам. Народ интересовался, вожди народа особо любопытных сурово наказывали.
Вот перепост своего комментария на СИ сделаю:
Активная законодательная защита отеческой религии характерна для ситуации, когда оная к кризисе. В IV веке до н.э. оная в кризисе. Уже до похода Александра активно лезут восточные и фракийские культы. Ситуация аналогична той, которая будет иметь место в I веке н.э. в Риме. Даже круче, тут еще и целых две Священный войны было. Целые полисы спокойно совершают святотатства, а их еще и побить за это удаётся с колоссальным трудом. Толпы прагматичных наёмников за бабло плюют на богов. Опять же софистов развелось немерянно. Киренаики, так вообще атеисты. Это же в тексте уже есть. Поэтому да, отеческую религию надо защищать суровыми методами.
Но ведь реакция афинского общества на мусульманских проповедников ещё не была показана. К чему забегать вперёд?
Кстати, по поводу привлекательности ислама. Во время откуда пришли попаданцы для арабов характерно османофильство.
"Туркофильство в арабском мире, как и в Европе, было основано на непомерной идеализации османских порядков. В грядущем приходе османов народ видел отрицание всех зол и пороков, присущих арабскому восточнофеодальному обществу. В противовес собственным правителям османы представали как поборники правды и справедливости, как защитники шариата, которым Аллах дарует победу. Взятие Константинополя в 1453 г. и дальнейшие успехи турок объяснялись не иначе как божественным промыслом.
Миф о народолюбии турок, беспощадно боровшихся против князей, дворян и других угнетателей, сопровождался безудержной идеализацией османского общества и государства. Как подчеркивает Д.Н.Егоров, идеализировалось все: быт, нравы, обычаи, законы, весь политический строй. Держава Османов рисовалась как некая «справедливая и счастливая страна», где, «по всеобщему убеждению, нет социальной розни».
Народные массы едва ли не большинства феодальных государств Европы, особенно крестьянство, жаждали прихода турок и связывали с ними свои надежды на избавление от власти феодалов. «Многие требуют, — писал М.Лютер (1483—1546), — прихода турок и их управления». «Слышу я, — отмечал он в другом месте, — что есть в немецких землях люди, желающие прихода и владычества турок, которые хотят лучше быть под турком, чем под императором и князьями» (цит. по [12, с. 6]). Желание «быть под турком» было распространено также среди православного населения Речи Посполитой, особенно на Украине, да и в целом ряде стран Средиземноморья.
Не менее важным элементом туркофильской мифологии XVI века была легенда об османской веротерпимости. На самом деле это была всего лишь попытка использовать в своих интересах антифеодальные и антикатолические движения Европы.
После пятого Латеранского собора (1512—1517) турки-османы выступили в роли активных покровителей Реформации. В своих посланиях (намэ-и хумаюн) к «лютеранским беям
Фландрии и других испанских вилайетов» османские султаны осуждали католицизм, «отвергаемый как исламом, так и лютеранством», и призывали вождей нидерландских гёзов координировать свои действия с морисками Испании и со всеми теми, кто борется против «папы и его мазхаба»"
"Османское завоевание арабских стран", Иванов Н.А.
Как зануда и любитель химии предвкушаю разочарование аль Валида
Вот прямо с самого начала ждал такого комментария.
Ну что я могу сказать...
Сейчас эта местность называется Вади-Натрун и там более десяти озёр, богатых содой.
Сода - натрон или натрум.
Селитра - нитрон или нитрум.
Оба слова происходят от древнеегипетского ntr.
У античных авторов нитрон упоминается нередко, но как показывал Партингтон, мнения учёных на этот счёт разделились пополам. Многие считают это вещество содой, поскольку античные источники не описывают свойств, характерных для селитры.
Натрон начинает упоминаться в византийское время и вот тогда уже можно не сомневаться, о чём идёт речь.
Приведу несколько больших цитат.
"Затем мы вознесли молитву Богу. При самом окончании ее один из нашей братии почувствовал припадок мучившей его перемежающейся лихорадки и стал просить человека Божия об исцелении.
– Ты просишь об избавлении тебя от того, что тебе необходимо, – возразил святой. – Тела очищаются от струпов селитрой и другими подобными врачествами, а души – болезнями и другими очистительными наказаниями..."
"Перейдем наконец к той местности, которая считается славнее всех египетских монастырей – именно к горе Нитрийской. Она отстоит от Александрии на расстоянии сорока миль и называется по имени близлежащего селения, где добывается селитра."
"В верхнем своем течении Нил струится в узкой долине между двумя параллельными цепями гор, которые расходятся врозь в среднем Египте, близ Мемфиса. Справа аравийская горная цепь направляется к Чермному морю и Суэцкому перешейку. Левая разветвляется на две большие цепи, из которых одна направляется к озеру Мареотис на юг от Александрии, а другая, называемая Ливийской, скрывается в песчаных равнинах Сахары. Эти горные цепи вместе с прибрежными нильскими холмами образуют две широкие долины. Западная представляет совершенно пустынную песчаную местность без всякой растительности. Арабы называют ее Сухой рекой, может быть, потому, что здесь в глубокой древности протекал один из рукавов Нила. Восточная долина имеет почву, пропитанную селитрой, и несколько соляных озер. Горная площадь в 165 верст разделяет эти долины. Трудно вообразить себе что-либо мертвеннее и печальнее этого пустынного царства... Здесь-то, в этих долинах и обитали иноки нитрийские и скитские.
Тремя дорогами можно было проникнуть сюда из Александрии. Нелегко было сделать выбор между ними, так как каждая представляла почти непреодолимые трудности для путника. Первая шла чрез озеро Мареотис, по долине, пропитанной солончаками и селитрой – она вела прямо по горе, бывшей средоточием нитрийского иночества. Здесь на пути приходилось проходить глубокие и едва проходимые овраги. Озеро Мареотис грозило бурями и кораблекрушением. Вторая дорога направлялась между берегом Средиземного моря и озером, затем круто поворачивала к югу. Приходилось идти по раскаленным пескам и горным возвышенностям, отделявшим Нитрийскую долину от "Сухой реки". На этом пути нельзя было встретить ни малейшей растительности, ни капли воды... Третьей дорогой служил Нил до Мемфиса или до Арсиноэ. Отсюда уже по суше направлялись во "Святой град". Здесь встречались лужи, образовавшиеся после наводнений и кишившие вредными гадами.
Обыкновенно путники избирали первый путь, как наиболее краткий. Они благодарили Бога, если им удавалось благополучно переплыть бурное озеро. Но главные трудности были еще впереди: густой соляной туман, стоявший над долиной по ночам, твердел с восходом солнца. Влага испарялась. На земле появлялись осадки в виде изморози. Вся земля покрывалась острыми селитряными иглами, как щетиной. Остроконечные кристаллы кололи копыта лошадей и рвали обувь. Из глубоких солончаков подымались вредные испарения, в них можно было утонуть или задохнуться. Путники выбивались из сил, превозмогая трудности, но – уже виднелась вдали святая гора и можно было различить уже и храм на вершине горы, и пятьдесят обителей по ее скатам и у подошвы, и старинное селение – Нитрию. Это и был "град Господень" или "город святых". Все пятьдесят обителей подчинялись одинаковым правилам и состояли под управлением одного аввы или игумена. Высший надзор принадлежал епископу малого Гермополя. Посад Нитрия населен был булочниками, пирожниками, мясниками, виноторговцами, кормившимися главным образом от путников, прибывавших сюда из дальних стран и нуждавшихся в необходимом отдыхе."
https://omolenko.com/zhitiya/rufin.htm
"Жизнь пустынных отцов", Руфин, пресвитер Аквилейский
"То место называют Нитриею, потому что в этом пограничном селении собирают селитру. Там находилось не малое число любомудрствователей; ибо было до пятидесяти смежных один с другим монастырей, частию общежительных, частию келейных."
"Церковная история", VI, 31, Ермий Созомен
"Макарий Великий (или Египетский) был уроженцем Александрии, сыном купца, торговавшего селитрой. Отец послал сына за селитрой в пустыню Нитрию, но Макарий увидел там место, пригодное для молитвы и духовного подвижничества. И он ушел из дома, поселился в безводной, каменистой местности, чем положил начало монашеству в Нитрийской пустыне. За духовным руководством Макарий отправился к Антонию Великому, провел у него некоторое время и затем вновь пришел в Нитрию. Монахи селились отдельными келлиями, удаленными друг друга. Проводили в них 5 дней в неделю, а в субботу собирались вместе, чтобы совершить всенощное бдение и литургию. Вскоре и пустыню стали называть пустыня Келлий. Впоследствии она получила еще одно название - Скитская - потому что постепенно в ней появилось множество скитов, где монахи селились по несколько человек в одной ограде. Учениками Великих преподобных IV века явились Великие старцы V в.: Сисой, Пимен, Памва, Паисий, Арсений."
http://ricolor.org/rz/afrika/egipet/mp/1/
Георгий Коробьин. Святые места Вселенского Православия
Использование селитры в качестве удобрения:
"Соседняя нам страна была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, едва собирали его вдвое против посеянного, ибо червь, зарождаясь в колосе, повреждал всю жатву. Земледельцы, оглашенные нами и сделавшиеся христианами, просили нас помолиться о жатве. Я сказал им: “Если вы имеете веру в Бога, то и этот пустынный песок будет приносить вам плод”. Они немедленно набрали в пазуху вот этого песка, по которому мы ходим, и принесли к нам, прося нашего благословения. Когда я помолился, чтобы было по вере их, они посеяли его на полях вместе с хлебом, и вдруг земля их стала плодоноснее всякой земли в Египте. Таким образом, привыкши это делать, они ежегодно приходят к нам с прежнею просьбою»."
"Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов", епископ Палладий Еленопольский
Есть ещё конспирологическая теория, что Наполеон в Египте захватил Вади-Натрун именно из-за селитры и сопровождавший его Клод Луи Бертолле занимался добычей селитры для нужд армии.
Насчёт разочарования Аль-Валида - оно будет, поскольку Иуда ему притащит именно соду. Но Аль-Валид местный и знает, что селитряная земля там тоже есть.
В любом случае я не собираюсь делать на основе этого пороховую революцию. Ее совершит Федька, Михайлов сын Ломов, подьячий пушечного стола Разрядного приказа. С обычными селитряницами. Займёт это несколько лет.
Селира, о которой идёт речь - кальциевая. Она сильно гигроскопична и для пороха не очень (хотя возможна). Нужна калиевая. Для этого нужен поташ. С ним тоже всё очень непросто, но об этом в следующий раз.
Поделиться13703-11-2019 10:20:58
А почему об этом должен переживать шейх Кари Али? Он не историк и не экономист.
Да не в его переживаниях дело. Социальные преобразования стукнут по экономике, а развал экономики Крита скажется на бытие всех критян довольно быстро. Ну допустим будут мноиты сами на себя работать, но все ли захотят работать? Не побегут - кто в города, кто просто в поиске лучшего участка? Кстати, сколько месяцев понадобится на то, чтобы распространить, довести до всех в деревнях и убедить в преимуществах перехода в новую веру? Кто займётся, где агитаторы, убеждённые и со знанием языка?
А кто при новой власти сельхозпродукцию будет вывозить хотя бы в города, ну и т.п.? Социальные преобразования не произойдут моментально, а вот развал (местные локальные войнушки, бандиты на дорогах и прочие прелести, при отсутствии у захватчиков серьёзного оккупационного войска) может наступить как раз моментально.
Кстати, по мноитам в IV веке до н.э. не всё просто и однозначно. На острове много и вольноотпущенников и вообще прочих категорий населения, им что до освобождения? http://annales.info/greece/small/krit_rab.htm
И ещё, в целом, Крит не спелая груша, чтобы моментально упасть к ногам немногочисленных захватчиков после штурма одного порта (такое впечатление по тексту). И пороха не так много с собой, и войска какие-то есть у их противников, и война далеко не сводится к захвату портов, остров далеко не микроскопический ведь. ПМСМ.
Отредактировано Игорь К. (03-11-2019 11:03:57)
Поделиться13803-11-2019 10:43:01
Насчёт разочарования Аль-Валида - оно будет, поскольку Иуда ему притащит именно соду. Но Аль-Валид местный и знает, что селитряная земля там тоже есть.
Спасибо за разъяснения. И - восхищаюсь тем, сколько материала вы перелопатили для своей книги. В описанных условиях (то ли старица, то ли низменность, заливаемая во время разлива) образование селитряных высолов на поверхности почвы вполне возможно.
Да не в его переживаниях дело. Только вот развал экономики Крита скажется на бытие всех критян довольно быстро. Ну будут мноиты сами на себя работать, а кто их продукцию будет вывозить хотя бы в города и т.п.? Социальные преобразования не произойдут моментально, а вот развал (местные локальные войнушки, бандиты на дорогах и прочие прелести, при отсутствии у захватчиков серьёзного оккупационного войска) может наступить как раз моментально.
А вот это сильно зависит от многих факторов. После норманнского завоевания жизнь в Англии не развалилась. А вот в Индии развалилась. В общем, чем больше делает центральная власть для общества, тем заметнее её смена. В феодальном хозяйстве Тёмных Веков смена сеньора вполне могла пройти незаметно для вилланов. Просто приехавший собирать дань отряд в других коттах. В "гидравлических деспотиях" Востока падение государства означало скорые и неизбежные прорывы плотин и дамб, которые перестали чинить, заиливание каналов, которые перестали расчищать, падение урожайности полей и катасрофический голод. Что будет на Крите, точнее, что будет написано про Крит уважаемым автором - предсказать не берусь.
UPD: помнится, на Готланде в эпоху битвы при Висби между городом и сельской местностью шла вялотекущая гражданская война, что было одной из причин сокрушительного поражения горожан - они остались один на один с налётчиками. В общем, в истории можно накопать много примеров такой изоляции города от села.
Так что если мноиты достаточно самоорганизованы, а торговцы и администраторы из горожан согласятся работать на новых властителей, то экономике не с чего будет рушиться. Наоборот - хинтерленд у портов успешных пиратов процветал благодаря постоянному платежеспособному спросу....
Отредактировано Зануда (03-11-2019 10:48:40)
Поделиться13903-11-2019 10:52:25
После норманнского завоевания жизнь в Англии не развалилась.
Норманны не меняли социально-экономический уклад общества
Поделиться14003-11-2019 15:09:16
Они почему-то ожидают от героя исключительно логичных и рациональных действий.
Потому что хотят хэпиэнд и постоянную череду побед над врагом. Вот и идет череда "командирских башенок и АК47" или "построение колхозов и промышленных гигантов" по воле монарха. Попаданец без "флешки" или "википедии в голове" вапще не встречается.
Похожие темы
Голем из будущего, книга третья | Произведения Александра Баренберга | 15-07-2014 |
Самохин В.Г. "Спекулянт"2 | Архив Конкурса соискателей | 10-07-2010 |
Ермак 8. Интервенция. | Лауреаты Конкурса Соискателей | 21-10-2022 |
Наследник 2 | Произведения Андрея Величко | 05-10-2013 |
Что, где, когда - 8 | История | 16-05-2013 |