Глава 12
Хрёрик Метатель колец[83], он же Хрёрик Зеландский раздумывал не слишком долго и вышел из-за стен для переговоров. Собственно выхода у него не было, город осадило огромное войско славян и корел, посылать за помощью некуда, поскольку с саксами он воевал, а до земель норгов далеко и те, что пришли на зов его в морское ополчение, либо погибли при Готланде[84], либо бежали сейчас на родину в надежде, что за осадой Сконе их забудут. Призывать же франков ещё хуже, чем склониться перед славянами. Славянам он, в конце концов, только дань платить будет, а король франков его земли включит в свою державу, как некогда Эттли[85] включал в своё государство все земли, попавшиеся на пути, пока не сгинул на Каталаунских полях[86]. Пришлось выходить на переговоры.
«Со стороны словен и корел переговоры вели Рарог Любшанский и князь Мороз из Чистого. От вильцев[87] и бодричей князь Вышан[88] и от руян надо признать известным всем своим воинственным нравом князь Гринь[89], впрочем, на Руяне правит скорее верховный жрец Святовита[90]. В результате переговоров Хрёрик признал себя вассалом Рарога Любшанского, также прозываемого Огненным», – сообщал позже саксонский хронист.
«Кроме того, Хрёрик должен был выплатить дань и по первому требованию выставлять войско против саксов и франков», – писал дальше тот же хронист.
Однако же даны и свеи, что тоже подчинились словенам, предпочитали действовать по-своему. Вместо того, чтобы воевать вместе с вильцами и бодричами на суше, они начали попросту грабить страну франков с моря. Да с таким размахом грабить, что земли у моря, что побережье Фризии[91], например, совершенно опустели. Кто не попал в плен и не был вывезен в Ладогу, бежал вглубь земель имперских. Впрочем, там тоже было неспокойно, потому что продолжалась война с саксами, а ведь ещё вильцы устраивали один поход за другим. Вместе с ними объединённые волей князей-колдунов нападали и бодричи. А потому те, кто захотел спастись, прибежали к моравам[92] и просили убежища у них. Моравы ответили, что у них самих земель немного и приютить не могут никого, однако же, далеко на северо-востоке есть земли, где земель много, а землепашцев мало, и тамошние князья охотно принимают к себе людей. В тех землях нет того гнёта, что установили сеньоры в землях франков, а потому жить там несравненно легче.
По землям Франкского королевства поползли чудесные слухи. Доверяя этим слухам, люди снимались целыми селениями и уходили в поисках лучшей жизни на восток. Что интересно, до корельских лесов и болот добирались в лучшем случае десятая часть. А в королевстве стремительно пустели земли. Относительно конечно, но вскоре сеньоры заметили, что землепашцев у них всё меньше и меньше. Заметили и принялись «исправлять ситуацию». Методы, конечно, были своеобразные, к примеру, землепашцам с некоторых пор запрещалось покидать свои селения без разрешения сеньора. Буде же какой селянин будет пойман на дороге даже и за пол лиги от своего селения, мог быть повешен без длительных разбирательств.
На это люди ответили тем, что стали сговариваться с норманнами и отдавали им последнее, лишь бы те довезли селян до вожделенной земли словен. Даны, свеи, норги и прочие норманны, не будь дураки, быстро смекнули, какое выгодное дело им открылось, и немедленно организовали целые конвои из купеческих судов под своей охраной. Риска почти никакого, а прибыль весьма немалая. Только руяне и пруссы были недовольны, к ним хоть никто не лез – но и в такое прибыльное дело никто не пустил. Так что они принялись грабить Англию и Ирландию и сбывать награбленное в Ладоге. Особенно там рады были олову, так что руяне захватили оловянные рудники и вывозили оттуда к словенам его подчистую. На острове не оставалось олова ни фунта. Впрочем, добирались они и до Испании, где их почему-то называли норманнами и даже придумали специальную молитву, – «Господи! Спаси нас от ярости норманнской!». В Испании их интересовала исключительно медь. Там, где они не могли её захватить, руяне её покупали. Естественно, в таких обстоятельствах цена на медь немедленно взлетела вверх. Впрочем, на бронзу тоже, потому что с Оловянных островов олово больше не привозили.
Арабы, не будь дураки, узнали, зачем и куда требуется столько этих металлов, и повезли медь напрямую в Чистое. Минуя и руян, и нурманнов.
Ну а нам, после тяжелой битвы и не менее тяжёлых переговоров, пришлось пройтись ещё вдоль побережья Свеаланда и Даннмарка, а так же Зеландии[93] и Норвегии. В Норвегии, правда, каждый фюльке[94] пришлось приводить к покорности отдельно. Воевать в этих землях можно было бесконечно, поэтому с местными конунгами и бондами сговорились полюбовно. Они не лезут с походами в земли славян, а мы оставляем их в покое.
После долгого, сопряженного с потерями и, честно сказать, крайне утомительного похода, настало время возвращаться домой. Да, для нас Чистое и Ладога теперь дом. Любшанская крепость тоже, но там чаще Рарог обретается, мне Чистое как-то больше по душе. Хороший город у нас получился. Две реки и ров, их соединяющий. Река Полисть[95], могучий Волхов[96] и Смородина, которой наш ров обозвали. Оно, конечно, до Изборска, к примеру, далеко, до увеличивающегося Новгорода тоже не близко, да ещё и вверх по течению. А до Ладоги примерно так же, как ни крути, середина земель словенских, дальше другие племена славянские живут, они сами по себе, и если вельцы и бодричи на Западе нам ныне союзники и мы-то уж постараемся, чтобы тот союз не развалился, иначе нурманны опять по нашим землям начнут безобразничать. Зря что ли нас народ князьями выбирал? Рарога в его разлюбезной Любше, а меня в Чистом. Однако же всё равно драться будем вместе, потому что по отдельности нас, будь мы трижды маги, с потерями, возможно огромными, но уничтожат. Вместе – никогда.
Да и ответственность за людей, нам поверивших и доверившихся, заставила нас за прошедшие годы повзрослеть. Нет больше тех двух раздолбаев, что попали в эти земли. Есть теперь два князя, за свой народ ответственных.
***
Путь был далёк и нелёгок, но домой мы вернулись. Вернулись с победой и богатой добычей. Не все, что уходили с нами в поход, пришли обратно, битвы были долгими и жестокими, враг силён и яростен, но мы всё же победили.
По случаю возвращения между Ладогой и Любшей закатили грандиозный пир для всех жителей двух крепостей. Выкатили и бочки медов стоялых, что были закопаны в землю задолго до того, как мы сюда попали, пожалуй, лет за сто до того, были и меды варёные, что не требовали столько времени для приготовления, и даже знаменитое моё «зимнее пиво», которое впервые попробовали пришедшие с нами дружинники из числа руян и пруссов.
Тут же на огромных кострах жарились целиком кабаны и косули, утки и дичь боровая[97] десятками жарилась рядом. Хлеба на столах лежали чуть не горами, ну и прочей снеди множество. Праздник удался на славу! Веселились так, что народ и уснул тут же вповалку, однако на следующий день с новыми силами взялись за празднование, и так три дня.
На четвёртый день кто нуждался – похмелился, и взялись за дела, за время праздников накопившиеся.
Оказалось, за время нашего отсутствия купцы навезли немалое количество меди, олово тоже присутствовало и потому Рарогу пришлось браться за плавку. Благо, печь у Любши есть, Людота ныне в Чистом выплавкой стали командует и изготовлением из неё всякого нужного. Ныне появилась ещё в Чистом розмысловая изба для придумывания всякого нового, что в хозяйстве и в бою пригодиться может.
А из той бронзы, что Рарог плавит, златокузнецы такое навострились творить, что впору удивляться.
Селяне тоже вокруг уже совсем не те, что были ещё несколько лет назад. Урожаи уже другие и кроме полбы сеют зерно, что купцы привезли откуда-то с юга. Сытые и весёлые. Всё больше новых людей прибывает, но Леший у нас не дремлет, как и ученики его, они дурных людей, кажется, нюхом чуют. Даже Велимудр, кажется, к нам подобрел и уже не так сурово смотрит как вначале. Впрочем, волхвы всё равно в городах мелькают. Иногда подходят к новым людям… и те люди пропадают, как не было.
Волхвы вообще фигуры загадочные, кто они на самом деле – никто не знает. То ли колдуны, то ли жрецы, а может и то, и другое, и что-то ещё. Секреты свои не раскрывают, зато чужие – так и норовят. Однако наши выведывать себе дороже, а потому к нам уже не подкатывают.
И вот тут-то, посреди всей этой суматохи, встретил я девушку. Высокая, стройная, русая коса длиннющая. Косой взмахнула, васильковыми глазищами полыхнула и всё. Пропал маг. Оказалась она дочерью князя Изборского, что приехал в Чистое договариваться о союзе.83 – Хрёрик Метатель колец – легендарный король VII века из рода Скьёльдунгов, правивший Зеландией и Данией. Является дедом полулегендарного принца Амлета, прототипа главного героя пьесы Шекспира «Гамлет».
84 – Готланд – остров у берегов Швеции в Балтийском море. В эпоху викингов и позднее являлся торговым центром региона. Наши герои спровоцировали морской бой именно у острова со вполне логичным объяснением желания пограбить богатых купцов. Вместе с близлежащими небольшими островками составляет историческую провинцию Готланд.
85 – Эттель или Этцель, более известный как Аттила – правитель гуннов в 434–453 годах, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги.
86 – Битва на Каталаунских полях – состоявшееся после 15 июня 451 года сражение в Галлии, в котором войска Западной Римской империи под началом полководца Аэция в союзе с армией Тулузского королевства вестготов временно остановили нашествие коалиции племён гуннов и германцев под началом Аттилы на Галлию. Сражение стало крупнейшим и одним из последних в истории Западной Римской империи перед её распадом. Хотя исход битвы был неясен, Аттила был вынужден удалиться из Галлии.
87 – Вильцы – они же лютичи.
88 – Вышан – верховный князь Ободритского союза племён (747?–795). Первый из князей ободритов, упоминаемый в современных ему исторических источниках.
89 – Гринь – воможное имя руянского князя в описываемое время.
90 – Святовит – бог войны и победы у части западных славян. Бог плодородия согласно «Mater Verborum», и противостоящий Чернобогу. Бог богов храма при Арконе.
91 – Фризия – наименование ряда территорий на побережье Северного моря, основным населением которых является (или исторически являлся) народ фризов, по которому и названы данные регионы.
92 – Моравы – западнославянский народ, в основном проживающий в Моравии (юго-восток Чешской республики). Этноним, вероятно, произошёл от реки Моравы.
93 – Зеландия – самый крупный остров Балтийского моря, третий после Гренландии и Диско остров, принадлежащий Дании.
94 – Фюльке – название областей или провинций в Норвегии.
95 – Полисть – река в Новгородском и Чудовском районе Новгородской области. Длина – 49 км. Берёт начало в болоте, в 5 км к юго-западу от деревни Мясной Бор. В деревне Волхов Мост слева впадает в Волхов.
96 – Волхов – большая река на северо-западе Европейской части России, в Новгородской и Ленинградской областях. Единственная река, вытекающая из озера Ильмень. Волхов протекает по Приильменской низменности, впадает в Ладожское озеро. Длина реки – 224 км.
97 – Дичь боровая – к ее списку охотники обычно относят глухаря, рябчика, тетерева, белую и тундровую куропаток, иногда вальдшнепа.
Так, расстановку сносок я закончил сегодня, но еще перепроверю с утра, прежде чем на почту отправлять.