Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Д.М -- Ледяной маг.


Д.М -- Ледяной маг.

Сообщений 651 страница 660 из 1305

651

Книготорговец написал(а):

Боюсь Священной Римской Империи тут не жить....а потому ни гиббелинов ни гвельфов точно не будет.

Все равно что-то там, да будет. Много слабее, меньше территорией…

0

652

Глава 12
Хрёрик Метатель колец, он же Хрёрик Зеландский раздумывал не слишком долго и вышел из-за стен для переговоров. Собственно выхода у него не было, город осадило огромное войско славян и корел, посылать за помощью некуда, поскольку с саксами он воевал, а до земель норгов далеко и те, что пришли на зов его в морское ополчение, либо погибли при Готланде, либо бежали сейчас на родину в надежде, что за осадой Сконе их забудут. Призывать же франков ещё хуже, чем склониться перед славянами. Славянам он, в конце концов, только дань платить будет, а король франков его земли включит в свою державу, как некогда Эттли включал в своё государство все земли, попавшиеся на пути, пока не сгинул на Каталаунских полях. Пришлось выходить на переговоры.
«Со стороны словен и корел переговоры вели Рарог Любшанский и князь Мороз из Чистого. От вильцев и бодричей князь Вышан и от руян надо признать известным всем своим воинственным нравом князь Гринь, впрочем, на Руяне правит скорее верховный жрец Святовита. В результате переговоров Хрёрик признал себя вассалом Рарога Любшанского, также прозываемого Огненным», – сообщал позже саксонский хронист.
«Кроме того, Хрёрик должен был выплатить дань и по первому требованию выставлять войско против саксов и франков», – писал дальше тот же хронист.
Однако же даны и свеи, что тоже подчинились словенам, предпочитали действовать по-своему. Вместо того, чтобы воевать вместе с вильцами и бодричами на суше, они начали попросту грабить страну франков с моря. Да с таким размахом грабить, что земли у моря, что побережье Фризии, например, совершенно опустели. Кто не попал в плен и не был вывезен в Ладогу, бежал вглубь земель имперских. Впрочем, там тоже было неспокойно, потому что продолжалась война с саксами, а ведь ещё вильцы устраивали один поход за другим. Вместе с ними объединённые волей князей-колдунов нападали и бодричи. А потому те, кто захотел спастись, прибежали к моравам и просили убежища у них. Моравы ответили, что у них самих земель немного и приютить не могут никого, однако же, далеко на северо-востоке есть земли, где земель много, а землепашцев мало, и тамошние князья охотно принимают к себе людей. В тех землях нет того гнёта, что установили сеньоры в землях франков, а потому жить там несравненно легче.
По землям Франкского королевства поползли чудесные слухи. Доверяя этим слухам, люди снимались целыми селениями и уходили в поисках лучшей жизни на восток. Что интересно, до корельских лесов и болот добирались в лучшем случае десятая часть. А в королевстве стремительно пустели земли. Относительно конечно, но вскоре сеньоры заметили, что землепашцев у них всё меньше и меньше. Заметили и принялись «исправлять ситуацию». Методы, конечно, были своеобразные, к примеру, землепашцам с некоторых пор запрещалось покидать свои селения без разрешения сеньора. Буде же какой селянин будет пойман на дороге даже и за пол лиги от своего селения, мог быть повешен без длительных разбирательств.
На это люди ответили тем, что стали сговариваться с норманнами и отдавали им последнее, лишь бы те довезли селян до вожделенной земли словен. Даны, свеи, норги и прочие норманны, не будь дураки, быстро смекнули, какое выгодное дело им открылось, и немедленно организовали целые конвои из купеческих судов под своей охраной. Риска почти никакого, а прибыль весьма немалая. Только руяне и пруссы были недовольны, к ним хоть никто не лез – но и в такое прибыльное дело никто не пустил. Так что они принялись грабить Англию и Ирландию и сбывать награбленное в Ладоге. Особенно там рады были олову, так что руяне захватили оловянные рудники и вывозили оттуда к словенам его подчистую. На острове не оставалось олова ни фунта. Впрочем, добирались они и до Испании, где их почему-то называли норманнами и даже придумали специальную молитву, – «Господи! Спаси нас от ярости норманнской!». В Испании их интересовала исключительно медь. Там, где они не могли её захватить, руяне её покупали. Естественно, в таких обстоятельствах цена на медь немедленно взлетела вверх. Впрочем, на бронзу тоже, потому что с Оловянных островов оное олово больше не привозили.
Арабы, не будь дураки, узнали, зачем и куда требуется столько этих металлов, и повезли медь напрямую в Чистое. Минуя и руян, и нурманнов.
Ну а нам, после тяжелой битвы и не менее тяжёлых переговоров, пришлось пройтись ещё вдоль побережья Свеаланда и Даннмарка, а так же Зеландии и Норвегии. В Норвегии, правда, каждый фюльке пришлось приводить к покорности отдельно. Воевать в этих землях можно было бесконечно, поэтому с местными конунгами и бондами сговорились полюбовно. Они не лезут с походами в земли славян, а мы оставляем их в покое.
После долгого, сопряженного с потерями и, честно сказать, крайне утомительного похода, настало время возвращаться домой. Да, для нас Чистое и Ладога теперь дом. Любшанская крепость тоже, но там чаще Рарог обретается, мне Чистое как-то больше по душе. Хороший город у нас получился. Две реки и ров, их соединяющий. Река Полисть, могучий Волхов и Смородина, которой наш ров обозвали. Оно, конечно, до Изборска, к примеру, далеко, до увеличивающегося Новгорода тоже не близко, да ещё и вверх по течению. А до Ладоги примерно так же, как ни крути, середина земель словенских, дальше другие племена славянские живут, они сами по себе, и если вельцы и бодричи на Западе нам ныне союзники и мы-то уж постараемся, чтобы тот союз не развалился, иначе нурманны опять по нашим землям начнут безобразничать. Зря что ли нас народ князьями выбирал? Рарога в его разлюбезной Любше, а меня в Чистом. Однако же всё равно драться будем вместе, потому что по отдельности нас, будь мы трижды маги, с потерями, возможно огромными, но уничтожат. Вместе – никогда.
Да и ответственность за людей, нам поверивших и доверившихся, заставила нас за прошедшие годы повзрослеть. Нет больше тех двух раздолбаев, что попали в эти земли. Есть теперь два князя, за свой народ ответственных.
***
Путь был далёк и нелёгок, но домой мы вернулись. Вернулись с победой и богатой добычей. Не все, что уходили с нами в поход, пришли обратно, битвы были долгими и жестокими, враг силён и яростен, но мы всё же победили.
По случаю возвращения между Ладогой и Любшей закатили грандиозный пир для всех жителей двух крепостей. Выкатили и бочки медов стоялых, что были закопаны в землю задолго до того, как мы сюда попали, пожалуй, лет за сто до того, были и меды варёные, что не требовали столько времени для приготовления, и даже знаменитое моё «зимнее пиво», которое впервые попробовали пришедшие с нами дружинники из числа руян и пруссов.
Тут же на огромных кострах жарились целиком кабаны и косули, утки и дичь боровая десятками жарилась рядом. Хлеба на столах лежали чуть не горами, ну и прочей снеди множество. Праздник удался на славу! Веселились так, что народ и уснул тут же вповалку, однако на следующий день с новыми силами взялись за празднование, и так три дня.
На четвёртый день кто нуждался – похмелился, и взялись за дела, за время праздников накопившиеся.
Оказалось, за время нашего отсутствия купцы навезли немалое количество меди, олово тоже присутствовало и потому Рарогу пришлось браться за плавку. Благо, печь у Любши есть, Людота ныне в Чистом выплавкой стали командует и изготовлением из неё всякого нужного. Ныне появилась ещё в Чистом розмысловая изба для придумывания всякого нового, что в хозяйстве и в бою пригодиться может.
А из той бронзы, что Рарог плавит, златокузнецы такое навострились творить, что впору удивляться.
Селяне тоже вокруг уже совсем не те, что были ещё несколько лет назад. Урожаи уже другие и кроме полбы сеют зерно, что купцы привезли откуда-то с юга. Сытые и весёлые. Всё больше новых людей прибывает, но Леший у нас не дремлет, как и ученики его, они дурных людей, кажется, нюхом чуют. Даже Велимудр, кажется, к нам подобрел и уже не так сурово смотрит как вначале. Впрочем, волхвы всё равно в городах мелькают. Иногда подходят к новым людям… и те люди пропадают, как не было.
Волхвы вообще фигуры загадочные, кто они на самом деле – никто не знает. То ли колдуны, то ли жрецы, а может и то, и другое, и что-то ещё. Секреты свои не раскрывают, зато чужие – так и норовят. Однако наши выведывать себе дороже, а потому к нам уже не подкатывают.
И вот тут-то, посреди всей этой суматохи, встретил я девушку. Высокая, стройная, русая коса длиннющая. Косой взмахнула, васильковыми глазищами полыхнула, и всё. Пропал маг.
Оказалась она дочерью князя Изборского, что приехал в Чистое договариваться о союзе. Князь Словен, мужчина представительный и высокий, закованный в нашей работы доспех и с мечом на поясе, что говорит о его достатке. Зачем он взял с собой на переговоры дочь, мне вовсе непонятно. Хотя, судя по слухам, наследника мужского пола у него нет, сплошь девки – а эта старшая. Пора учить княжеством управлять, брат-то его в Новгороде сидит и Изборск принимать не собирается, а прочие братья погибли, вот и приходится девку готовить к княжению. Кстати, женщины, управляющие государством, тут не новость. Для словен это вполне нормально. Выяснилось, что зовут девушку Забава, девушка характером непроста и пойдёт только за того, кто ей сам понравится, но официально представить её гостеприимному хозяину князь может. А там уж как девица решит.
Оказалась Забава девицей бойкой да умной, в Чистом было ей интересно всё, и вопросы сыпались как из прохудившегося мешка. Что, да как, да почему? А нельзя ли у них в Изборске такое же устроить? И стены с башнями такими же поставить? На что отвечал я по порядку и объяснял, что и для чего.
– А устроить в Изборске всё это нельзя от того, что вся сила Чистого в том, что видишь, княжна.
Да и стены построить… можно, но только если отец твой купит потребное количество кирпича, и то долго выйдет. У нас крепость не один год строилась, много труда и серебра ушло.
– А ежели пойдёшь за меня замуж водимой женой, помогу отцу твоему по-родственному. Чужому нельзя, а своему отчего бы не помочь?
– Правда? Я подумаю о том, да с батюшкой посоветуюсь.
Вот так в браке князьям. Никакой романтики, сплошной расчёт и Забава туда же. Правда, то, что сам я ей понравился, никак этому расчёту не мешает.
Советовались и раздумывали они достаточно долго. Уже и о союзе договорились и клятвами скрепили, и отъехал князь с дочерью к себе в Изборск. В общем, прошло где-то с полгода, прежде чем решили. В один прекрасный день в Чистое прибыл гонец с приглашением для меня приехать в Изборск. А я что? Я не против. Собрался, взял дружину с собой приличествующую и дары приличные, и отправился.
«От Чистого до Изборска что зимой, что летом не близко, но в дороге не скучно. Одни только волоки чего стоят. Вышли-то мы на корабле, ну не бросать же его, если прямо по реке до Изборска не дойти?
Вот и мы воспользовались тем же путём, что и все, с волоками. Так что часть пути пришлось преодолеть на своих двоих, в седле я держусь нормально, но идти из-за коней целым караваном как-то неправильно на мой взгляд. А потому вместе с дружиной уместились мы всего в два корабля, на каждом по шестьдесят человек и груз. Ничего, летом вполне неплохо так передвигаться, вот если невесту добуду – придётся ещё пару кораблей добавлять. Людей-то у неё, может, будет не так, чтобы много, но грузов, думаю, хватит. Ну да не стоит делить шкуру неубитого медведя, может, ещё воротимся несолоно хлебавши.
Дружина в сто с лишним человек у меня, понятно, не вся, только ближний круг. А что вы хотите? Приходится ведь не только о Чистом заботиться, но и за Ладогой присматривать и за нурманнами, чтобы не попытались пойти по кривой дорожке и снова не попытались нас воевать.
Впрочем, нурманнам явно не до того, они увлеклись грабежом франков и с вожделением поглядывают на местный Вечный Город – Рим. Правда, его за последние триста лет несколько раз завоёвывали и грабили, так что что там грабить, я искренне не понимаю. Другое дело – столица ромеев Константинополь или по-другому – Византий. Вот там да, много чего добыть можно. Вот только у ромеев в этом мире, как я понимаю, самая большая армия, самая дисциплинированная и вокруг города такие стены, что без архимага не взять.»
Таким размышлениям я предавался, сидя в чём-то вроде шатра на корабле. Дорога уже подходит к концу, и скоро мы увидим Изборск, а я – свою желанную.

0

653

Шинрай написал(а):

Итальянский могут и не знать, а вот крепостные стены в своем мире видеть вполне могли. Может, у них даже кус по ним краткий был, как для боевых магов.. Вот и получилось похоже.

Этот вариант уже не актуален.Всё в варианте начала 13 главы.

0

654

Теперь то же, но со всеми сносками:

Глава 12
Хрёрик Метатель колец[83], он же Хрёрик Зеландский раздумывал не слишком долго и вышел из-за стен для переговоров. Собственно выхода у него не было, город осадило огромное войско славян и корел, посылать за помощью некуда, поскольку с саксами он воевал, а до земель норгов далеко и те, что пришли на зов его в морское ополчение, либо погибли при Готланде[84], либо бежали сейчас на родину в надежде, что за осадой Сконе их забудут. Призывать же франков ещё хуже, чем склониться перед славянами. Славянам он, в конце концов, только дань платить будет, а король франков его земли включит в свою державу, как некогда Эттли[85] включал в своё государство все земли, попавшиеся на пути, пока не сгинул на Каталаунских полях[86]. Пришлось выходить на переговоры.
«Со стороны словен и корел переговоры вели Рарог Любшанский и князь Мороз из Чистого. От вильцев[87] и бодричей князь Вышан[88] и от руян надо признать известным всем своим воинственным нравом князь Гринь, впрочем, на Руяне правит скорее верховный жрец Святовита[89]. В результате переговоров Хрёрик признал себя вассалом Рарога Любшанского, также прозываемого Огненным», – сообщал позже саксонский хронист.
«Кроме того, Хрёрик должен был выплатить дань и по первому требованию выставлять войско против саксов и франков», – писал дальше тот же хронист.
Однако же даны и свеи, что тоже подчинились словенам, предпочитали действовать по-своему. Вместо того, чтобы воевать вместе с вильцами и бодричами на суше, они начали попросту грабить страну франков с моря. Да с таким размахом грабить, что земли у моря, что побережье Фризии[90], например, совершенно опустели. Кто не попал в плен и не был вывезен в Ладогу, бежал вглубь земель имперских. Впрочем, там тоже было неспокойно, потому что продолжалась война с саксами, а ведь ещё вильцы устраивали один поход за другим. Вместе с ними объединённые волей князей-колдунов нападали и бодричи. А потому те, кто захотел спастись, прибежали к моравам[91] и просили убежища у них. Моравы ответили, что у них самих земель немного и приютить не могут никого, однако же, далеко на северо-востоке есть земли, где земель много, а землепашцев мало, и тамошние князья охотно принимают к себе людей. В тех землях нет того гнёта, что установили сеньоры в землях франков, а потому жить там несравненно легче.
По землям Франкского королевства поползли чудесные слухи. Доверяя этим слухам, люди снимались целыми селениями и уходили в поисках лучшей жизни на восток. Что интересно, до корельских лесов и болот добирались в лучшем случае десятая часть. А в королевстве стремительно пустели земли. Относительно конечно, но вскоре сеньоры заметили, что землепашцев у них всё меньше и меньше. Заметили и принялись «исправлять ситуацию». Методы, конечно, были своеобразные, к примеру, землепашцам с некоторых пор запрещалось покидать свои селения без разрешения сеньора. Буде же какой селянин будет пойман на дороге даже и за пол лиги[92] от своего селения, мог быть повешен без длительных разбирательств.
На это люди ответили тем, что стали сговариваться с норманнами и отдавали им последнее, лишь бы те довезли селян до вожделенной земли словен. Даны, свеи, норги и прочие норманны, не будь дураки, быстро смекнули, какое выгодное дело им открылось, и немедленно организовали целые конвои из купеческих судов под своей охраной. Риска почти никакого, а прибыль весьма немалая. Только руяне и пруссы были недовольны, к ним хоть никто не лез – но и в такое прибыльное дело никто не пустил. Так что они принялись грабить Англию и Ирландию и сбывать награбленное в Ладоге. Особенно там рады были олову, так что руяне захватили оловянные рудники и вывозили оттуда к словенам его подчистую. На острове не оставалось олова ни фунта. Впрочем, добирались они и до Испании, где их почему-то называли норманнами и даже придумали специальную молитву, – «Господи! Спаси нас от ярости норманнской!». В Испании их интересовала исключительно медь. Там, где они не могли её захватить, руяне её покупали. Естественно, в таких обстоятельствах цена на медь немедленно взлетела вверх. Впрочем, на бронзу тоже, потому что с Оловянных островов оное олово больше не привозили.
Арабы, не будь дураки, узнали, зачем и куда требуется столько этих металлов, и повезли медь напрямую в Чистое. Минуя и руян, и нурманнов.
Ну а нам, после тяжелой битвы и не менее тяжёлых переговоров, пришлось пройтись ещё вдоль побережья Свеаланда и Даннмарка, а так же Зеландии[93] и Норвегии. В Норвегии, правда, каждый фюльке[94] пришлось приводить к покорности отдельно. Воевать в этих землях можно было бесконечно, поэтому с местными конунгами и бондами сговорились полюбовно. Они не лезут с походами в земли славян, а мы оставляем их в покое.
После долгого, сопряженного с потерями и, честно сказать, крайне утомительного похода, настало время возвращаться домой. Да, для нас Чистое и Ладога теперь дом. Любшанская крепость тоже, но там чаще Рарог обретается, мне Чистое как-то больше по душе. Хороший город у нас получился. Две реки и ров, их соединяющий. Река Полисть[95], могучий Волхов[96] и Смородина, которой наш ров обозвали. Оно, конечно, до Изборска, к примеру, далеко, до увеличивающегося Новгорода тоже не близко, да ещё и вверх по течению. А до Ладоги примерно так же, как ни крути, середина земель словенских, дальше другие племена славянские живут, они сами по себе, и если вельцы и бодричи на Западе нам ныне союзники и мы-то уж постараемся, чтобы тот союз не развалился, иначе нурманны опять по нашим землям начнут безобразничать. Зря что ли нас народ князьями выбирал? Рарога в его разлюбезной Любше, а меня в Чистом. Однако же всё равно драться будем вместе, потому что по отдельности нас, будь мы трижды маги, с потерями, возможно огромными, но уничтожат. Вместе – никогда.
Да и ответственность за людей, нам поверивших и доверившихся, заставила нас за прошедшие годы повзрослеть. Нет больше тех двух раздолбаев, что попали в эти земли. Есть теперь два князя, за свой народ ответственных.
***
Путь был далёк и нелёгок, но домой мы вернулись. Вернулись с победой и богатой добычей. Не все, что уходили с нами в поход, пришли обратно, битвы были долгими и жестокими, враг силён и яростен, но мы всё же победили.
По случаю возвращения между Ладогой и Любшей закатили грандиозный пир для всех жителей двух крепостей. Выкатили и бочки медов стоялых, что были закопаны в землю задолго до того, как мы сюда попали, пожалуй, лет за сто до того, были и меды варёные, что не требовали столько времени для приготовления, и даже знаменитое моё «зимнее пиво», которое впервые попробовали пришедшие с нами дружинники из числа руян и пруссов.
Тут же на огромных кострах жарились целиком кабаны и косули, утки и дичь боровая[97] десятками жарилась рядом. Хлеба на столах лежали чуть не горами, ну и прочей снеди множество. Праздник удался на славу! Веселились так, что народ и уснул тут же вповалку, однако на следующий день с новыми силами взялись за празднование, и так три дня.
На четвёртый день кто нуждался – похмелился, и взялись за дела, за время праздников накопившиеся.
Оказалось, за время нашего отсутствия купцы навезли немалое количество меди, олово тоже присутствовало и потому Рарогу пришлось браться за плавку. Благо, печь у Любши есть, Людота ныне в Чистом выплавкой стали командует и изготовлением из неё всякого нужного. Ныне появилась ещё в Чистом розмысловая изба для придумывания всякого нового, что в хозяйстве и в бою пригодиться может.
А из той бронзы, что Рарог плавит, златокузнецы такое навострились творить, что впору удивляться.
Селяне тоже вокруг уже совсем не те, что были ещё несколько лет назад. Урожаи уже другие и кроме полбы сеют зерно, что купцы привезли откуда-то с юга. Сытые и весёлые. Всё больше новых людей прибывает, но Леший у нас не дремлет, как и ученики его, они дурных людей, кажется, нюхом чуют. Даже Велимудр, кажется, к нам подобрел и уже не так сурово смотрит как вначале. Впрочем, волхвы всё равно в городах мелькают. Иногда подходят к новым людям… и те люди пропадают, как не было.
Волхвы вообще фигуры загадочные, кто они на самом деле – никто не знает. То ли колдуны, то ли жрецы, а может и то, и другое, и что-то ещё. Секреты свои не раскрывают, зато чужие – так и норовят. Однако наши выведывать себе дороже, а потому к нам уже не подкатывают.
И вот тут-то, посреди всей этой суматохи, встретил я девушку. Высокая, стройная, русая коса длиннющая. Косой взмахнула, васильковыми глазищами полыхнула, и всё. Пропал маг.
Оказалась она дочерью князя Изборского, что приехал в Чистое договариваться о союзе. Князь Словен, мужчина представительный и высокий, закованный в нашей работы доспех и с мечом на поясе, что говорит о его достатке. Зачем он взял с собой на переговоры дочь, мне вовсе непонятно. Хотя, судя по слухам, наследника мужского пола у него нет, сплошь девки – а эта старшая. Пора учить княжеством управлять, брат-то его в Новгороде сидит и Изборск принимать не собирается, а прочие братья погибли, вот и приходится девку готовить к княжению. Кстати, женщины, управляющие государством, тут не новость. Для словен это вполне нормально. Выяснилось, что зовут девушку Забава, девушка характером непроста и пойдёт только за того, кто ей сам понравится, но официально представить её гостеприимному хозяину князь может. А там уж как девица решит.
Оказалась Забава девицей бойкой да умной, в Чистом было ей интересно всё, и вопросы сыпались как из прохудившегося мешка. Что, да как, да почему? А нельзя ли у них в Изборске такое же устроить? И стены с башнями такими же поставить? На что отвечал я по порядку и объяснял, что и для чего.
– А устроить в Изборске всё это нельзя от того, что вся сила Чистого в том, что видишь, княжна.
Да и стены построить… можно, но только если отец твой купит потребное количество кирпича, и то долго выйдет. У нас крепость не один год строилась, много труда и серебра ушло.
– А ежели пойдёшь за меня замуж водимой женой, помогу отцу твоему по-родственному. Чужому нельзя, а своему отчего бы не помочь?
– Правда? Я подумаю о том, да с батюшкой посоветуюсь.
Вот так в браке князьям. Никакой романтики, сплошной расчёт и Забава туда же. Правда, то, что сам я ей понравился, никак этому расчёту не мешает.
Советовались и раздумывали они достаточно долго. Уже и о союзе договорились и клятвами скрепили, и отъехал князь с дочерью к себе в Изборск. В общем, прошло где-то с полгода, прежде чем решили. В один прекрасный день в Чистое прибыл гонец с приглашением для меня приехать в Изборск. А я что? Я не против. Собрался, взял дружину с собой приличествующую и дары приличные, и отправился.
«От Чистого до Изборска что зимой, что летом не близко, но в дороге не скучно. Одни только волоки чего стоят. Вышли-то мы на корабле, ну не бросать же его, если прямо по реке до Изборска не дойти?
Вот и мы воспользовались тем же путём, что и все, с волоками. Так что часть пути пришлось преодолеть на своих двоих, в седле я держусь нормально, но идти из-за коней целым караваном как-то неправильно на мой взгляд. А потому вместе с дружиной уместились мы всего в два корабля, на каждом по шестьдесят человек и груз. Ничего, летом вполне неплохо так передвигаться, вот если невесту добуду – придётся ещё пару кораблей добавлять. Людей-то у неё, может, будет не так, чтобы много, но грузов, думаю, хватит. Ну да не стоит делить шкуру неубитого медведя, может, ещё воротимся несолоно хлебавши.
Дружина в сто с лишним человек у меня, понятно, не вся, только ближний круг. А что вы хотите? Приходится ведь не только о Чистом заботиться, но и за Ладогой присматривать и за нурманнами, чтобы не попытались пойти по кривой дорожке и снова не попытались нас воевать.
Впрочем, нурманнам явно не до того, они увлеклись грабежом франков и с вожделением поглядывают на местный Вечный Город – Рим. Правда, его за последние триста лет несколько раз завоёвывали и грабили, так что что там грабить, я искренне не понимаю.[98] Другое дело – столица ромеев Константинополь или по-другому – Византий[99]. Вот там да, много чего добыть можно. Вот только у ромеев в этом мире, как я понимаю, самая большая армия, самая дисциплинированная и вокруг города такие стены, что без архимага не взять.»
Таким размышлениям я предавался, сидя в чём-то вроде шатра на корабле. Дорога уже подходит к концу, и скоро мы увидим Изборск, а я – свою желанную.

83 – Хрёрик Метатель колец – легендарный король VII века из рода Скьёльдунгов, правивший Зеландией и Данией. Является дедом полулегендарного принца Амлета, прототипа главного героя пьесы Шекспира «Гамлет».
84 – Готланд – остров у берегов Швеции в Балтийском море. В эпоху викингов и позднее являлся торговым центром региона. Наши герои спровоцировали морской бой именно у острова со вполне логичным объяснением желания пограбить богатых купцов. Вместе с близлежащими небольшими островками составляет историческую провинцию Готланд.
85 – Эттель или Этцель, более известный как Аттила – правитель гуннов в 434–453 годах, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги.
86 – Битва на Каталаунских полях – состоявшееся после 15 июня 451 года сражение в Галлии, в котором войска Западной Римской империи под началом полководца Аэция в союзе с армией Тулузского королевства вестготов временно остановили нашествие коалиции племён гуннов и германцев под началом Аттилы на Галлию. Сражение стало крупнейшим и одним из последних в истории Западной Римской империи перед её распадом. Хотя исход битвы был неясен, Аттила был вынужден удалиться из Галлии.
87 – Вильцы – они же лютичи.
88 – Вышан – верховный князь Ободритского союза племён (747?–795). Первый из князей ободритов, упоминаемый в современных ему исторических источниках.
89 – Святовит – бог войны и победы у части западных славян. Бог плодородия согласно «Mater Verborum», и противостоящий Чернобогу. Бог богов храма при Арконе.
90 – Фризия – наименование ряда территорий на побережье Северного моря, основным населением которых является (или исторически являлся) народ фризов, по которому и названы данные регионы.
91 – Моравы – западнославянский народ, в основном проживающий в Моравии (юго-восток Чешской республики). Этноним, вероятно, произошёл от реки Моравы.
92 – Лига – общее название ряда исторических единиц измерения расстояния. Заимствованная римлянами у галлов, лига была определена первыми в 1500 стандартных двойных шагов и равнялась примерно 2,3 км. С этим расстоянием из-за запрета крестьяне не могли отходить от своих селений более километра.
93 – Зеландия – самый крупный остров Балтийского моря, третий после Гренландии и Диско остров, принадлежащий Дании.
94 – Фюльке – название областей или провинций в Норвегии.
95 – Полисть – река в Новгородском и Чудовском районе Новгородской области. Длина – 49 км. Берёт начало в болоте, в 5 км к юго-западу от деревни Мясной Бор. В деревне Волхов Мост слева впадает в Волхов.
96 – Волхов – большая река на северо-западе Европейской части России, в Новгородской и Ленинградской областях. Единственная река, вытекающая из озера Ильмень. Волхов протекает по Приильменской низменности, впадает в Ладожское озеро. Длина реки – 224 км.
97 – Дичь боровая – к ее списку охотники обычно относят глухаря, рябчика, тетерева, белую и тундровую куропаток, иногда вальдшнепа.
98 – И зря. Хотя к описываемому времени Рим пришел в упадок, взять там еще есть что. Факт в том, что на момент событий книги город уже стал религиозным центром христианства и вскоре образует Папское государство.
99 – Византия, Восточная Римская империя, самоназвание Держава Ромеев — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие раздела Римской империи на западную и восточную части после смерти императора Феодосия I. Чуть больше, чем через 80 лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию единственной исторической, культурной и цивилизационной частью, оставшейся от Древнего Рима и просуществовавшей на протяжении почти тысячелетия истории Поздней Античности и Средневековья. Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира V—XII веков.

+1

655

Книготорговец написал(а):

Этот вариант уже не актуален.Всё в варианте начала 13 главы.

Да вижу, прочитал уже.

0

656

Глава 13
За прошедшие годы Изборск изменился не сильно, да и с чего бы ему меняться? Стены те же, с войной никто не приходил, ключи всё так же бьют и озеро на месте. Ну, разве что на Торге поменялся ассортимент товаров, и то не сильно. У ковалей да оружейников с бронниками теперь работа их из стали нашей, так купцы из Изборска специально с Рарогом договаривались покупать сталь в полосах да слитках. Так что изделия их на изделия из Чистого не похожи. А вот у кожевенников да прочего мастерового люда работы поприбавилось, но и достатка тоже. Недавно начали появляться люди из королевства франков, пока немного, но чем дальше - тем больше. Правда, среди словен они как-то быстро сами словенами становятся, перенимают язык и обычаи. Так оно и понятно, как можно жить среди людей, не понимая, что они от тебя хотят? Этак и до беды недалеко. Правда, князь Словен новичков только приветствовал, и его можно понять, ведь главное богатство княжества - это люди. Что толку от богатых лесов и рек, если некому извлечь из них богатства? Вырубить лес под пашню, привезти в город брёвна, наловить в реке рыбы, а в лесу добыть зверя да дичи боровой.
Нет уж! Пусть лучше людей будет побольше. Да и в случае чего ополчение многочисленное выручит. Ныне вот, беря пример с Чистого, стали ещё мужиков из ополчения учить обращаться с оружием да держать строй. Оно иногда выручает, а что могут те мужики супротив князя умение своё повернуть, так ежели дельный князь, то не повернут, а ежели бездельный – так такой вовсе не надобен ни городу, ни мужикам окружающим.
А то прибежит какой огнищанин с жалобой, что его тати пограбили, а князь и вовсе не знает, что в таком случае делать. Кому такой нужен? Вот и учат мужичков. Да и на добрый доспех да оружие ни у какого мужика никаких средств сроду не было и не будет. Вот добрый топор, да щит может хороший, да шапка кожаная, вот и вся справа воинская. Ну, может ещё пара сулиц, копьё и лук не самый лучший. Лук–то хороший не одну куну серебра стоит, а где их взять? Тут бы прожить так, чтобы по весне не голодать, кору зайцу подобно глодая. Впрочем, последние годы, слава богам, жизнь сытная пошла. Вот как появились те колдуны в Чистом, и стало постепенно всё меняться. А ещё говорят князь-колдун Мороз к дочке князевой свататься приехал. Дело хорошее, глядишь и в Изборске как в Чистом люди заживут. Там-то сказывают, все богато живут. Бают, чуть не у каждого мужика вместо сохи плуг какой-то, что землю чуть ли не сам режет, да говорят, не расчищают они палы каждые три-четыре года, а имеют три поля, одно пашут под полбу да жито, на другом овощи выращивают, а третье отдыхает, и каждый год они те поля местами между собой меняют. Зато и родят у них те поля не в пример тутошним, а оттого мужик круглый год сыт да доволен. Князь-то себе куны другим способом добывает, дани да уроки такие, что и сказать-то неудобно, сколь малы.
- Дак малы, потому что им нурманны дани платят, прошлым летом, сказывают, ходил князь Мороз в их землю походом, да многих побил, да грады их повоевал и на всех на них дань тяжкую наложил, оттого нет у него нужды своих как липку обдирать. Зато, говорят, в Чистом домницы стоят громадные, что уклад варят, да работают те домницы день и ночь, и оттого уклад у них, как у остальных - сыродутное железо, дёшев. Но вот иноземным купцам продают тот уклад куда дороже, чем своим, — с важностью рассуждал огнищанин, привезший свой немудрёный товар на продажу.
Да того товару воз да маленько, а вот разговоров на весь день.
- Так они и нашим не так как своим продают. Может, перебраться в Чистое? Там, глядишь, жизнь-то полегше будет, — отвечал ему могучего сложения коваль.
- Так переедешь ты, да пока обживёшься, да пока приноровишься, порядки-то там вовсе говорят не такие, как здесь, а князь Мороз возьмёт и на княжне нашей Забаве женится! Вот и станет тут как там, и переезжать не надо, — с чисто селянской хитринкой в глазах подначил огнищанин.

+1

657

У меня ещё немного есть ,но лучше я завтра допишу главу до конца и выложу.

0

658

Книготорговец написал(а):

У меня ещё немного есть ,но лучше я завтра допишу главу до конца и выложу.

Хорошо. После того, как допишете - я общий файл скину.

0

659

Шинрай написал(а):

Хорошо. После того, как допишете - я общий файл скину.

Но допишу наверное только к вечеру.Впрочем посмотрим.

0

660

Книготорговец написал(а):

достаточно похожей картинки не нашел.

Кастельвеккио: замок Скалигеров в Вероне -
добротный краснокирпичный Кремль, с мостиком...))

https://okvoyage.ru/images/2019/02/verona/verona8/verona_castel_vecchio.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/13579/t12799.jpg

Отредактировано Drronn (02-02-2020 17:57:44)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Д.М -- Ледяной маг.