Глава 1
«Раздолбайство – неизлечимо!»
Крик души одного врача, имевшего много пациентов из студентов
Идти пришлось не слишком долго, то-то аборигены прибежали быстренько, как только полыхнуло. Оказалось, что их деревня шагах в ста за этим самым поворотом находится, и почему мы не рассмотрели дымки от очагов – я до сих пор понять не могу. Наверное, тоже местная магия. Однако же проблема общения вставала в полный рост. Вот бы где менталист бы не пропал!
Пришлось вспоминать всё, что нам давали на лекциях по ментальной магии в разделе «владение иностранными языками», в принципе при использовании некоторых техник ограниченное знание незнакомого языка можно было получить, примерно на уровне «моя твоя понимай», и пришло время эти техники применить. Проблема коммуникации усугублялась ещё тем, что аборигены были на нас за что-то сердиты – а мы не могли понять, за что.
Ну, саму технику познания языка описывать смысла нет, кто её знает и умеет – тому не надо, а кто не знает и не умеет – тому тем более. В любом случае язык мы оба изучили в ускоренном режиме, не сказать, что ощущения приятные, – зато всю красоту и богатство местной ругани и поэтичность сравнений я познал на себе буквально через пять минут после изучения языка.
Как только мы начали понимать, что нам аборигены пытаются втолковать – захотелось побиться головой об стену. Это ж надо же, что два мага-недоучки натворить успели за самое кратчайшее время пребывания в этой местности!
Во-первых, я, оказывается, чуть не уничтожил единственную местную дорогу до соседнего селения. У них реки зимой в дороги превращаются! И тут я со своей магией…
Во-вторых, Ра едва не полностью спалил священную дубраву! Хорошо хоть местные, сами себя они называют словене[1], что это означает, я не очень понял – люди не очень агрессивные – морду нам поправить захотел только местный вождь – но, поняв нашу силу, передумал. Правда исправить то, что натворили, нам всё равно придётся. Однако в магии природы я вообще-то совсем не соображаю, Ра так тем более. Он вообще больше по разрушениям и взрывам, а я что-то построить разве что зимой могу. Ледяные дома нас строить учили, но этот раздел мы ещё только начали осваивать и потому у меня эти домики какие-то кривоватые выходят. Но жить некоторое время можно, правда экспериментальным путём выяснилось – как только хоть немного начинает пригревать – любое моё творение норовит растаять, и поддерживать хоть сколько-нибудь долго я свои постройки не могу. Особенно когда сплю… а поспать я люблю.
– Вот здоров ты дрыхнуть, Мор, всё селение уже давно на ногах, а ты спишь, как будто так и надо, – бурчал Рарог на следующий день. А то, что пока мы шли, я выложился на полную, особенно на болоте, да и на реке тоже немало сил положил — ему как-то невдомёк. Да он и не думал. Впрочем наверное, огневики вообще думать не умеют. А ведь при этом нас, ледяных, обзывают замороженными!
– А то, что я силы восстанавливал, ты не подумал? У тебя твой автоподогрев столько не отнимает, сколько нужно, чтобы ледяную дорожку морозить. Да если бы один день! Да и на реке я тоже немало сдуру вбухал. Ты лучше скажи, вектор для портала вычислил?
– Да какой там! Мы, похоже, вообще в другом мире, и координат для межмирового портала у нас нет… даже если бы мы умели такой строить.
– Хм, за двоих говорить не надо. Мне как-то показывали принцип построения таких порталов. Правда, я половину из того забыл. Как-то не нужно было. Я вообще по другим мирам шляться не собирался. Меня так-то учиться на артефактора определили, боевиков в клане и так хватает. Тем более по сравнению с дедушкой, например, разве что твой дед мощью сравниться может.
– Да это понятно. Но вот пока надо бы с местными договориться, чтоб приютили. Найдут нас явно не скоро, там такой бабах вышел, что быстро даже деды наши не разберутся, – проворчал успокаивающийся огневик.
В общем, с вождём мы договорились. Суть договора такая: мы всячески помогаем жителям веси (это местный термин, как по мне деревня и деревня), а жители позволяют нам жить у них и даже может нам дом построят. Правда, дома в их представлении очень своеобразные, вот представьте себе большую яму, в которой установлен деревянный сруб – там находится печь, эта печь собственно отапливает весь дом, поверх этого сруба настелен пол, поверх которого стоит ещё одно помещение, в котором печи уже нет, но вдоль стены тянется глиняный дымоход, который собственно и обогревает это помещение. Выше этого чердак и крыша. Вход в верхнее помещение производится через крыльцо (это такой навес на столбах) и крытую лестницу, лестница ведёт в сени, и дальше вы проходите собственно в жилое помещение – там располагаются «горницы», называются они так, потому что находятся наверху; примерно на втором этаже. Всё вместе называется «терем». Впрочем, терем может быть только у самых зажиточных жителей, у прочих жилище – это та самая полуземлянка, что у богатых занимает самые нижние помещения, и комната там только одна, впрочем, сени есть и там – но это просто холодное, неотапливаемое помещение, всё предназначение которого – это не пропускать холодный ветер собственно в хату. Иногда сени ещё называют притвор, потому что они притворяют вход в жилое помещение от непогоды.
На терем у нас обоих пока что нет средств, а попытаться заставить силой… боюсь, мы тогда недолго проживём. Лучше уж заработать у этих «словен» некоторый авторитет и уж тогда можно позаботиться об улучшении жилищных условий. Впрочем, после ночёвки в зимнем лесу и полуземлянка дворцом покажется.
Помогать, кстати, пришлось почти сразу. Дня через два к селению вышли какие-то хмыри с оружием. Наши новые знакомые их появление как-то прохлопали, но непрошеные гости наскочили на вышедшего размяться Ра и сходу попытались нашпиговать стрелами. Стрелки, однако. Стрелы до огневика не долетели, но разозлиться приятель успел. А потому долго гонял нападавших, изредка придавая им ускорения искрами по пятой точке.
Оказалось, это из-за соседнего озера наведались на предмет где что плохо лежит люди племени «корела»[2], у них такие развлечения со словенами обоюдные и уже давно. Впрочем, иногда и торгуют друг с другом и даже роднятся иногда. Но набеги всегда зимой, вернее, в конце зимы, когда свои запасы подъели уже, а насчёт поесть в лесу и на озере особо не разгуляешься. Летом же можно и не дойти до желанной цели, болота кругом, да и на медведя (довольно крупный и очень опасный зверь) можно нарваться. Не зря же местные, все вместе, называют медведя «хозяин». Мы в погоне, слава всем богам, сразу на такого не нарвались, зимой они спят – впрочем, Рарог со своей привычкой к взрывам мог и разбудить. Тогда был бы один выход – убить зверя, невзирая ни на что, шатун опасен для всех. Кстати, вполне возможно один такой по лесу шляется, тот, которого мы из болота вытащили, он, правда, людей теперь как огня, наверное, бояться будет. После того, как мы сначала по болоту шли как посуху, а тот медведь, за нами идучи, провалился, ну а после Ра его из болота катапультировал.
Бегали мы за нападающими не слишком долго и вот, догнали. Ну как догнали, они добежали до своей деревни и закрыли ворота частокола. Вот только против огненного мага, пусть и недоучившегося, это совсем не помогает. Первый же файербол вынес ворота и заодно поджёг ближайший дом, правда тушить пришлось мне, потому что сжигать деревню корел в планах у нас не было.
В итоге на горящий дом рухнул небольшой такой сугроб и пожар потух, ну а то, что строение придётся потом откапывать, – это небольшие издержки. Не нам же такой работой заниматься, пусть вон эти самые весь свою сами разгребают. На мой взгляд, у них вообще брать нечего, в самом деле, не горшки же глиняные волочь или улов рыбы, когда её в реке плавает немеряно? Наказали безобразников и ладно, ну пушнины у них немного отняли. Так ведь сами виноваты, незачем магам под горячую руку попадаться и тем более стрелами в них швыряться.
В общем, вернулись мы в словенскую весь и стали думать: как бы нам эту веску укрепить так, чтобы потом, выйдя по нужде, стрелу неожиданно не схлопотать. Зимой-то ладно – сугробы у частокола намёл, Ра сверху их маленько подтопил, а я снова заморозил – любой враг будет кататься с этих горок до посинения. Лёд, он, знаете ли, скользкий. А через ворота долбиться – там Рарог подойдёт и пусть те, кто долбится, прячутся. Особенно если его разбудили не вовремя. У приятеля моего в таком случае нездоровое чувство юмора просыпается, может и пошутить.
Обычно на тех, над кем он шутит, потом смотреть больно. Огневик же, тормоза напрочь отсутствуют. Ага… ему растопить снежный сугроб, на котором стоит противник, раз плюнуть, а то, что сугроб образовался как раз над ямой и снег быстро так перешел в состояние кипятка – это ничего страшного. Ну, подумаешь, искупался зимой в горяченькой водичке. Не спалил же живьём.
И вообще Ра не злопамятный, он просто злой. Бывает временами. И память плохая. Отомстит, забудет, а потом опять отомстит. Но как отомстит – так сразу добреет. Впрочем, все маги такие, вы не подумайте чего. Нашего юмора потом все окрестности боялись.
Вот уговорили словен вокруг веси ров выкопать, причём соединённый с рекой. Но это позже , уже летом.Так вода в нём всегда кипящая была, не то чтобы совсем кипяток, нет, но горяченькая. А откуда, вы думаете, легенды о Калиновом мосте? Это как раз через наш ров мостик. Упадёшь в кипяток – не обрадуешься. Лет через пять после того, как мы там поселились – все окрестные племена о том мостике узнали. Уж больно много народу там искупаться попробовало. А обогреться после купания, даже если не ошпарился, негде. И вокруг зима стоит. Представили? Вот. А некоторым на своей шкуре довелось попробовать.
Частокол у нас снежными сугробами присыпан и сверху корка ледяная. Даже если ров преодолеешь – по льду всё равно в него же и съедешь, ну и опять начинай всё сначала. Правда это только зимой действует.
Летом немного по-другому всё. Но всё равно наш ров рекой Смородиной прозвали. Правда, откуда бабу – Ягу придумали, это я не знаю. Не было у нас такой. Вот на Лешего – это наш местный староста похож. Все леса в округе лучше, чем свой огород, знает и любого там закружить-заплутать и в болото завести может.
Насчёт медведя, одного такого пришлось той же, первой зимой прибить. Вышел я по лесу вокруг веси пройтись-размяться, а тут эта зверюга из-за дерева вывернула с рёвом. Вот я с испугу ледяным копьём его и приголубил. Ну а медведь возьми и помри. Я словен из веси позвал – те его скоренько разделали, мне шкура досталась и ожерелье из клыков и когтей. Ну а всё остальное жители веси быстро оприходовали. От зверя только несколько косточек и осталось. Остальное, что не съели – то на хозяйственные нужды пустили.
Бабы в нашей веси практичные, они сразу Смородину для постирушек приспособили. А что? Водичка всегда горячая, это вам не в холодной воде брызгаться, отстирывается не в пример лучше, да и баньки наши мужички тоже на берегу рва ставить стали. Всё меньше воды греть надо. Практичность и экономия прежде всего.
Мы в такой баньке попарились – не понравилось. Пришлось переделывать по-своему. Так наш вариант так понравился местным, что потом такие же вся весь захотела. Ну а нам не сидеть же без дела? В этом мире бездельники не выживают, вот и спроворили всем, кто попросил. В нашей баньке меня, да и Ра, подозреваю, тоже, местные девки поймали и… они тут какие-то совсем раскрепощённые. У нас в клане вопросы женитьбы родители решают. Тут, в принципе, тоже, однако если девка с пришлым переспит, особенно если этот пришлый рослый да сильный и явно не простых кровей — то даже поощряется. Тем более если она от такого здоровяка понесёт. Практичный тут народ.
Кстати, оказалось, что меха тут вместо денег. Ну и соответствие, самая мелкая монетка – белка, средняя – куница, она же куна. Вместо крупных денег нашейное украшение из серебра или золота – гривна. Надо сказать, что гривна потому так и называется, что на загривок (шею) вешается. А что – удобно. Надо тебе расплатиться, а денег нет и мехов тоже, тогда снимаешь с шеи гривну и отрубаешь от неё сколько надо. Вот этот отрезок называется рубль.
Так вот, поскольку корелы пошли по мех, а оказались стрижены – то на нашу долю мехов нам поставили терем. Это мы вместе с Рарогом так решили.Но до лета пришлось жить у местного старшего , должность его тиун называется.
1 – Словене – восточнославянское племя, проживавшее во 2-й пол. I тыс. н.э. в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
2 – Корела – древнее прибалтийско-финское племя, жившее в средневековье главным образом на Карельском перешейке и в Северном Приладожье.