Продолжаем.
Глава 3
Торговля – это хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров.
Из учебника по обществознанию
Год 2 . Месяц студёный ( декабрь 742 года).
Путь, надо сказать, был неблизкий, хоть и ближе, чем в Белоозеро, но всё же, и к тому же довольно скучный. Повёл наш обоз, как и ожидалось, тиун, он и места эти лучше всех знает, и дорогу до ближайшего города, Изборска. Впрочем как позже оказалось до Ладоги даже ближе , но проводник повёл нас туда куда повёл.День в этих местах зимой короток, так что засветло старались пройти как можно больше. Как я уже говорил, в этих местах что зимой, что летом дорога одна. Река. Рарог в веси остался, на всякий случай. Зимой не только торговцы ездят, набеги тоже случаются.Путь по реке – он для всех открыт.
Вот только транспорт разный. Зимой, понятно, сани, а летом – лодка или корабль. Впрочем, на лодке много не увезёшь, а корабль – это дорого. Не каждому по карману. Правда, карманов у местных нет, зато есть мошна. Это кошель такой. Пристёгивается к поясу, много не унесёшь, конечно, да и украсть могут на раз-два, но ничего лучше тут не придумали.
Дорога хоть и по льду идёт, да лес кругом. Сторожиться надо, волки запросто могут на караван наскочить, в глухозимье они голодные и кидаются на всё, что могут съесть. Вот и едем – белая река, а по берегам лес зелёный стоит. Ёлки да сосны. В сосняке-то все хорошо видно, лес прозрачный почти, зато в ельнике тьма клубится. Такие места тати любят, особенно если река поворот делает.Да и не только тати , всякая нечисть такие места тоже любит. Правда пока в этом мире я нечистиков не наблюдал. Может зимой они спят?А может и вовсе их нет , в нашем мире нечисти на сезон наплевать.Тот же водяной к примеру запросто из-подо льда напакостить может.Хотя магов они боятся , никому не хочется в статую превратиться.
– А что, Леший, долго нам идти до города? – Мне интересно, много ли нам ещё ноги бить, на санях ведь груз, а мы рядом, пешочком поспешаем.
– Да не то чтобы долго, дня три-четыре и на месте будем. Ты, главное, гак к городу подьедем куны приготовь. Мыто платить будем. Въездное там, повозное, да и за торг заплатить нужно.
– А что так много налогов? Один налог на всё удобнее же?
– Удобнее тому, кто платит, а тому, кто собирает, – хмыкнул Лешак -чем больше разных налогов хоть и по мелочи, тем лучше. Глядишь и с свою мошну мытарю что попадёт.
Однако же всё когда-то заканчивается, закончилось наше путешествие. Город стоит в месте, называемом «Словенские ключи», правда, населяют его почему-то почти сплошь кривичи[5]. Стены довольно высокие, сложены из дуба, но то детинец, внутренняя крепость князя Изборска, – а вот посад, населенный рядовыми горожанами, обнесён высоким валом. Ключей там действительно двенадцать и вода вполне вкусная.
Но это всё лирика, а проза жизни состоит в том, что нужно заплатить что-то вроде пошлины на въезд и начинать торговать. За право торговать, кстати, тоже нужно платить, но то не сразу. Впрочем, при желании можно и вперёд заплатить – но тогда могут попросить добавить, ежели товару много и расходится он хорошо. Это я повторяюсь конечно, но в местной жизни это важно. Лагерь мы поставили за городом , платить ещё и за проживание кун не было.Тем более я создал нам неплохой ледяной домик. Силы вбухал немало , а потому пару-тройку дней продержится.Правда с виду жильё наше вышло несколько кривоватым.Зато внутри можно спокойно костёр жечь , дым уйдёт через дырку в крыше.Оная как раз прямиком над костром.
У меня товару было не так чтобы много, и расторговался я довольно быстро.
– Эй, хозяин! А что шкуры волчьи у тебя какие-то, будто мыши их грызли? Давай куплю по векше за штуку. Будет у тебя хоть на что в корчме выпить!
– Ну, пойди, пройдись, попробуй купить на торгу такую волчью шкуру за куну, а я посмотрю. Ты, главное, целым оставайся.
– Останусь, не переживай!
– Зато челюсть своротят, как есть будешь?
– Ничего, на то арбуи есть, так поправят – лучше прежнего жевать будет!
– Дак ведь новые зубы не вырастут?! Чем жевать-то?
– Не вырастут, так, глядишь, новый вставят. Арбуи многое умеют!
Претендент отходит, но не далеко, через какое-то время возвращается, но тут подходит другой желающий и начинается торг.
Торговаться мне ещё на родине научиться пришлось, у нас торговцы не лучше, чем везде, и если цену не сбить – они заломят такую, что без штанов останешься. Ещё и другим расскажут про простофилю, что торговаться не умеет.
– Да где это видано, за траченную шкуру гривну кун! Богов побойся, ладно, давай уж по ногате.
– Да ты размер тех волков видел? Там каждый медведя задрать может! Хорошо, пятнадцать кун!
– Неет! Пятнадцать кун они никак не стоят, по куне дам.
– Да за такую цену мне проще в Белоозеро свезти их. Там-то точно по гривне купят.
– Боги с тобой! Давай уж по десять кун хоть сойдёмся?
– По десять ещё куда ни шло. По рукам!
Гривны тоже разные. Гривна кун – это гривна мехами, ценится меньше, а вот гривна серебра – это куда дороже. Серебро тут в цене, потому как в этих землях его не добывают, а приезжие купцы норовят всё за него продать. Мехами куда как дороже выходит.
Единственной проблемой стали те самые свеи, в Изборске их почему-то называли «нурманны»[6] и покупать особо не стремились.Надо сказать что в Ладоге например те же нурманны сидят , за своих могут и обидеться. Хотя цена была стандартная на пленников – пять гривен кун. Но не отпускать же, в конце концов, продал я их одному важному господину со смуглым лицом. Тот сказал, что если будут нурманны своевольничать – он их в евнухи продаст. Не знаю, что такое «евнухи», но звучит устрашающе. Свеи, кстати, как услышали это, как-то подозрительно присмирели. Впрочем, охрана у господина была внушающей почтение. Если бы не видел сам, что это люди, – со спины принял бы за некрупных орков. Впрочем, других рас кроме людей в этом мире нет. Но в охрану господина этого я верю. Впрочем, с нурманнами зевать не стоит, зевнёшь, и в лучшем случае сбегут. А ведь могут и зарезать под шумок. В евнухи они явно не хотят.
Взял их иноземец, что характерно, по четыре гривны. Правда, заплатил серебром.
Прикупив тут немного изделий из железа (оно тут дрянное, ну да Рарог переделает), отправился я вместе с жителями нашей веси в обратный путь. Расторговались они чуть ли не быстрее чем я.Ну да у них пленников не было.Всё же найти весь без проводника для меня – гиблое дело, а бросать приятеля и свежекупленный терем не хотелось.
Год 2 . Месяц просинец ( январь 743 года).
Заскочили по пути в богатую деревню, называвшуюся Псков[7] или Плесков… как-то так. Ничего особо интересного там не было, впрочем, закупиться едой в дорогу тоже нужно было. После Плескова ещё с неделю пути, и мы дома. Кругалей конечно дали — так ведь Лешему во Плесков зачем-то надо было.А без него я разве что портануться могу хоть прямо в дом.Но только сам , без товара и обоза.На грузовой портал сил и умения не хватает.
Заезжаю во двор – а там скандал.
– Отдай мои куны, колдун! Твой проклятый амулет мне чуть жену не спалил вместе с домом! Меня водимая жена теперь поедом ест за ту скалку, что твой амулет прямо у неё в руках сжёг! – А вот это серьезно, водимая жена, она права имеет, особенно если её интересы подкреплены приданным и авторитетом того рода, из которого она пришла.
– Вот ещё! Деян, да ты бы дома боевой амулет не надевал бы – так и не было бы ничего! Так что сам себе виноват! – Рарог вопил не менее громко, чем недовольный амулетом мужик, спор разгорелся не на шутку, вот-вот и до рукопашной дойдёт.А Рарог побольше того мужичка раза в два почти, если кулаком махнёт – потом виру за кровь платить. Пришлось охлаждать обоих, а потом вести в терем стучащего зубами приятеля. Мужика я погнал со двора. Пусть на завтра приходит. Разберёмся.
Оказалось водимая жена за покупку амулета хотела Деяна скалкой прласкать.прямо по голове.А тот этот самый амулет как раз надел.Заклинание щитовое и жену покупателю не спалило. Зато инструмент агрессии дотла. Тепер незадачливый покупатель хочет вернуть покупку обратно , а Рарог куны возвращать не собирается. Амулет же работает? Работает.А то что его опять заряжать надо – так нечего боевой амулет дома надевать.Подумаешь жена пару раз по чему придётся скалкой звезданула.Всё равно у Деяна в голове сплошная кость.Мозгов совсем нету.
Вот поорать в веси любят, всё развлечение. С ними, развлечениями, тут напряг, деревня же. Вот соберутся на праздник – повеселятся, выпьют так, что потом на опохмел не останется, и на этом всё. А праздники не слишком часто.
Правда, тут и драки за развлечение сходят, а дерутся даже родовичи, правда не всерьёз, а так, до синяков и шишек. Тут кровь пролить – это серьёзное преступление. Вира немалая полагается.
Ну а кто этому мужику лекарь, такие артефакты на себе дома таскать? Его в поход надо брать, а дома прятать так, чтобы баба не добралась, а то в женских ручках самые безобидные предметы боги знают, во что превращались, а тут боевой защитный амулет.
Кстати, а кто надоумил Рарога артефакторикой заняться? У него же лучше всего взрывы и разрушения получаются. Он же боевик, а артефакты у него всегда кривоватые выходили и на разрушение заточенные. И почему в таком случае весь всё ещё целая стоит? От приятелевых поделок половина поселения минимум должна была сгореть.
Оказалось, что он увидел мои отложенные заготовки щитовых амулетов и приспособил их под свои щитовые плетения. К счастью, неудачник, сразу же надевший амулет, нашелся только один, остальные мудро решили припрятать их до поры, пока не припрёт.
Глядя на ухмыляющуюся веснусчатую курносую физиономию приятеля, стало как-то тревожно.Его щитовые плетения – это нечто совершенно не безобидное….А от атакующих лучше сразу в нору какую прятаться.
Пришлось срочно делать щитовые ледовые амулеты, а то вдруг ещё какому гению придёт в голову испробовать боевой артефакт в веси. Я Рарога знаю – наверняка он энергии вбухал в каждый как в осадный амулет, а замкнуть контур не додумался, и потому магия из его амулетов довольно быстро выветривается. Греются они потихоньку, но не настолько сильно, чтобы что-то поджечь. Так что через недельку-другую это будут просто бесполезные кусочки металла. Правда, зарядка амулета тоже денег стоит, а своих поделок рыжий продал не так чтобы мало.
А вот привезённое мною железо все пошло в передел. Металл-то дрянной, но при приложении к нему некоторых усилий превратится в прекрасную сталь. Металлургию мой приятель вроде неплохо изучил. Как для третьекурсника. Ну не архимаги мы. Сил-то хватает, даже при условии, что магополе тут примерно вполовину от родного нам, но вот контроля и знаний не хватает. Знаний так и лет через сто хватать не будет. Потому у кузнеца домница и прогорела сразу что, сил Ра влил в пламя от души, а на какую температуру та домница рассчитана, не подумал. Крицу спекать – это вам не сталь плавить. Ну да там посмотрим.
Мои щитовые, кстати, хоть и тщательно законтурены, но всё равно тоже медленно выдыхаются. Потому я на них цену и снизил, потом всё равно зарядкой доберу.
Печь кузнецу в любом случае новую придётся делать, более жаростойкую. Нам сталь нужна, а не сыродутное железо. Из такого железа даже меч больше на лом похож, ни заточить нормально, ни врага в доспехах долбануть. Вернее, долбануть-то можно, только потом эту дуру выпрямлять придётся.
Да и сами доспехи тоже нужно бы делать. Да ещё для амулетов ни сталь, ни железо не годятся. Так что нужна нам бронза или, в крайнем случае, медь, да камни особые. Для огненных плетений красные, а для ледяных синие, голубые и зелёные.
Притом, когда я думал написать памятку по обращению с амулетами, чтобы не дергали каждый раз, а Рарог захотел сделать чертеж домницы, отдать его кузнецу на изучение, мы обнаружили, что писать по местному не умеем. И никто не умеет, письменности у словен нет. Зато нашими рунами заинтересовался тиун, прозвав их «чертами» да «резами» почти как у свеев. Сказал, что такого даже у волхвов нет, но очень удобно.
Научиться писать захотел не только тиун, но и кузнец Людота, ученицы травницы бабки Беляны – Лана и Хорошава, ну и еще несколько человек. А что , мы научили их гражданскому варианту письма. Руны, которые используем мы, маги, в себе мистическое значение несут, абы кому ими лучше не пользоваться. Пришлось, правда, немного подсобить им магией в обучении.
Эпопея с постройкой домницы затянулась надолго. А всё потому, что когда Рарог увидел, как кузнец её строит и, главное, из чего-моментально вышел из себя и долго орал. Это надо же было, додуматься домницу из известняка складывать. Он ужаснулся и решил, что сперва надо наделать кирпичей, мы-то хоть и маги, но из ничего что-то сделать не можем. Во-первых, материал для превращения всё равно нужен, а во-вторых, это не наша специализация. Стихийники мы. Вернее я-то хоть и артефактор, но специализация с четвёртого курса начинается, а мы с третьего сюда загремели.
Потому пошли длинным путём. Для начала долго искали подходящую глину, как вы понимаете, зимой её искать затруднительно, ждали весны. Правда, весной хоть и всё видно – зато вокруг всё затоплено. Ждали, пока просохнет. Вот когда просохло – начали искать.
И ведь нашли! Верстах в десяти от веси нашли овраг, в котором можно было ту глину копать, не особо напрягаясь. Потом, правда, пришлось односельчанам отдать за перевозку той глины до места будущей кирпичной мастерской с десяток амулетов, причём разных, ледяных и огненных.
Потом была долгая возня с формовкой кирпичей и их обжигом, и только после этого приступили к возведению новой печи. Я в этом деле не разбираюсь, а потому участия не принимал, но крики от места стройки доносились аж до нашего терема. Я и не знал, что можно так глотку драть и не охрипнуть. Ругались там все.
Ругался Рарог, что более криворуких строителей он в жизни не видел.
Ругался кузнец, что вообще-то такую постройку не только он – вообще никто в округе никогда не возводил. Мужики – те, что подрядись помогать на постройке печи, орали, что такого вообще никто никогда не делал, а потому обвинять их в криворукости очень даже обидно.
Впрочем, несмотря на все крики, постройка худо-бедно двигалась, и к новой осени новую же печь таки построили. Заодно построили печи и в добром десятке домов и кроме того начали строить новую стену вместо старого частокола.
С плавкой тоже не всё просто. Местное железо в принципе можно переплавить и получить сталь, для этого нужна большая температура и некоторые добавки. Температуру у нас запросто обеспечивал Рарог, огненный маг всё же. У него печь, кстати, превратилась в один большой артефакт, а вот с добавками не слишком всё хорошо… но Рарог вывернулся.
Итогом трудов нашего огненного стало некоторое количество стальных топоров и мечей. Кстати, в дальнейшем пришлось добывать железную руду на ближайшем болоте, а вот за медью и оловом пришлось ещё не раз ездить в Изборск. Нас там уже знали, а потому некоторое количество нужных минералов всегда нас дожидалось.
***
Интерлюдия. Кузнец
Людота с детства был человеком, живо интересующимся всем новым и не прекращающим удивляться, как человеческие действия чудесным образом могут менять окружающий мир и суть вещей в нем. Он и кузнецом-то стал только потому, что хотел делать что-нибудь новое сам – и удивить этим еще кого-то. А ведь ковали – люди уважаемые, но… всегда есть это «но» – селятся они поодаль от соседей. И из-за суеверий – кузнецов всегда считали людьми, знающимися с мистическими силами, а то порой и вовсе кем-то из числа нечисти. И из-за того, что огневое дело опасное, особенно для деревянных домов.
Но Людота сомневаться не стал, напросился в ученики к старому ковалю вески Вакуле. Потянулись тяжелые, и чего греха таить, опасные дни. Кузнечное дело – оно само непростое, а ведь Людоте приходилось самому для себя и Вакулы искать болотную руду – с постоянным риском нарваться на зверя, какого татя или просто утонуть в болоте. Один раз после такого похода он свалился в горячке и не умер лишь чудом.
Но выучился. Когда Вакула умер – занял его место. Тем не менее, это было не так здорово, как Людота мог бы подумать. Не слишком повезло ему с местом рождения – во глубине словенских земель реализовать такие стремления было сложно, для этого стоило кузнецу родиться где-нибудь в Ромейской империи или в расцветающем арабском халифате – там у него точно был бы шанс стать известным инженером, ученым или мыслителем. Но перебраться даже в Изборск Людота не хотел – прикипел душой он к родным краям.
Все изменилось, когда в будущем Чистом-городе появились маги. Сначала этого никто не понял, к стыду своему – и Людота.
Когда Рарог усилил огонь в домнице – кузнец попросил его из интереса, что может случиться, – та просто развалилась, ну так известняк прогорает, если жар слишком сильный. Но Рарог не расстроился, а загорелся желанием сделать новую, такую, которая была у него на родине. Людота хоть и ворчал, но принимал живое участие в строительстве, при этом постоянно доставая Рарога, зачем да почему делается то или иное. Тот, впрочем, не раздражался регулярным вопросам, а кажется даже радовался, правда, большую часть – ту, что касалась магии – кузнец так и не понял, хоть и знался с нечистью по мнению всех жителей вески. Достроить новую домницу это не помешало.
А потом… потом Людота увидел, как течет расплавленный металл. И с неким благоговением осознал, что это не просто железо – то самое, с которым столько возни. Они получили уклад! Самый настоящий, такой , что раньше только у князя в Изборске можно было увидеть.
И кузнец, у которого заканчивался уже четвертый десяток лет, а здесь это возраст почтенный , не глубокий старик-но и не молодой людин , вновь загорелся далеким огнем своей юности.
5 – Кривичи – союз восточно-славянских племён, который в VIII–X веках сложился в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Занимались земледелием, скотоводством, ремеслом.
6 – Нурманны (норманны) – термин, использовавшийся по отношению к скандинавам, опустошавшим с VIII по XI век морскими разбойничьими набегами государства Западной Европы. Многие историки отождествляют с нурманнами варягов.
7 – Псков впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 903 годом. Однако авторы решили, что и ранее на месте города существовало поселение. На момент событий книги это просто рядовая деревня.
Отредактировано Книготорговец (12-01-2021 18:30:33)