Начало двадцать третьей главы.
Глава 23.
Дэйд Морэз , князь Чистоградский.Боевой маг.
Поход немалого по численности войска – совсем не тоже самое что поход небольшого отряда и хоть распоряжения об обеспечении было отдано заранее , однако же накладки случаются всегда. Маршрут проложил ещё Рарог со своим проводником-купцом , но там где пройдёт небольшой отряд крупному войску пройти гораздо труднее. Хотя бы потому что оное войско иной раз воспринимают за вторжение и всячески сопротивляются. Не всегда помогает даже заранее отправленное посольство с дарами и разъяснениями. Особенно это касается степняков. Вручение подарков они воспринимают как слабость и пытаются наложить на проходящих дань , что в нашем случае является глупостью безусловно , тем более что хазары присоединились к нам в этом походе а огузы попытались напасть хотя находятся от хазар в вассальной зависимости. Ну да боги им судья…в своём загробном мире , уцелело нападавших совсем немного и как ханы будут объяснятся с каганом меня совсем не интересует. А войско моё немного размявшись тронулось дальше. Привалы каждый день вечером , всё же двигаться по незнакомой местности ночью , это занятие для совсем скорбных умом самоубийц , несмотря на то что двигаемся мы по рекам. Однако же часть войска у нас нынче конная и идёт по берегу , а степь только кажется что ровная. К тому же берег тоже отнюдь не одинаковый. Ноги лошадям переломать не хочет никто , хотя огузы нам предоставили некоторое количество запасных коней ,но не сказать чтобы много. Всё же в сшибке конных с пехотой страдают в первую очередь кони , наша же конница подошла как раз тогда когда всадников–огузов азартно отстреливали. Лучников в нашем войске было как бы не больше чем нападавших ,однако сообразить это степняки не успели. Так что конины для войска стало куда больше чем коней для всадников.
Вообще вопрос пропитания войска на марше – это отдельная и весьма печальная история , обратно идти придётся другой дорогой ,да и жить здесь местным после нашего относительно мирного прохождения будет не очень хорошо. Правда в этих местах живут в основном кочевники ,так что те что не нападали просто откочуют куда подальше и вернутся через год-другой. В этом году на пути нашего следования есть точно будет нечего. Разве что рыба в реке не переведётся , а вот живность что уцелела , разбежалась далеко.
А тут ещё степняки решили видимо отомстить за погибших сородичей и начали всячески вредить. Степь поджечь весной сложно , воду в реке отравить ,ну в маленькой речушке можно а вот в большой вроде той по которой мы сейчас идём—задача нетривиальная. Кочевникам смекалки не хватило ,зато чтобы подскакивать на выстрел и запустить стрелу-другую они додумались. В итоге мне это надоело и было решено устроить облаву. Примерно такую же как на облавной охоте. А что? Людей много , если пройти частым бреднем то глядишь и выловим пакостников. Вот и развернулись. Конечно в знакомой степи местные кочевники от нас уйдут , но не все и достаточно далеко чтобы войско прошло. А если найдём стойбище—то думаю жалеть огузов никто не будет. С ними можно только по их же рецепту , иначе не понимают. Так и прошли несколько вёрст. Оказалось что стойбище вовсе недалеко и довольно крупное. Ясное дело , мужское население попыталось отвлечь врагов ,то есть нас на себя ,чтобы дать прочим шанс уйти куда подальше. Не вышло. Стойбище сожгли и всех вырезали , казалось бы жестоко? Не спорю ,жестоко. Однако сами кочевники по той же схеме действуют и когда приходят на земли осёдлых так же. С одним отличием ;часть людей оставляют в живых чтобы угнать в рабство. Так что для словен кочевник – это злобный враг и людолов. Потому и не оставили никого в живых что выросшие дети кочевников опять придут на Русь грабить , жечь , убивать и угонять в рабство. В понимании осёдлых -благое дело сделали. Ну да не всю степь зачистили ,а бывало и такое. Правда всегда приходили новые кочевники и бывало так что новые были хуже прошлых.Ну и начиналось всё сначала. Вечное противостояние Пахаря и Кочевника. Для вторых злобные враги и убийцы как раз мы.