Глава 16
Соревнование «брони и снаряда»!
Дальше саамов идти бесполезно. Разведчики наши ходили, лес там кончается и начинается что-то вроде степи, но на северный лад. Тундра называется. Там кочует народ лопарей или как их нурманны называют – лапландцы[61]. У тех кроме их оленей брать нечего, а по их тундре гоняться за ними – гиблое дело. Захотят торговать, сами своих оленей пригонят. Больше с них всё равно брать нечего. Разве что рыбу, так у нас и своей полно.
В итоге решили привлечь к походу на хазар лютичей, бодричей, да и свеев напрячь. По правилам сюзерен может призвать вассала на службу на сорок дней, а поскольку поход намечается дальний, то четырех десятков дней может не хватить и тогда придётся или платить им или нанимать из расчёта доли в добыче. В принципе, заплатить можем и товарами, а продадут свеи их и сами. Награбленное же они как-то продавали? А тут будет честно заработанное. Но сто дней отслужат, никуда не денутся.
С лютичами и бодричами та же история. Князь их мне союзник, помогал я ему не мало, теперь он мне поможет. Ну а руянцы сами прибегут, как только почуют, что запахло большим грабежом. Пираты, они пираты и есть.
Однако же, сбор войск – дело не одного дня, пока гонцы доберутся до тех, кому должны доставить послания, пока дождутся решения, да пока те войска соберутся у себя и выдвинутся в место общего сбора – пройдёт немало времени. Всё это время мы занимались сбором припасов, что могут пригодиться в походе. Всё, начиная от провианта до банальных инструментов для устройства лагеря. Вот, например такой простой предмет как лопата, но до того, как Ра начал выплавлять сталь в совершенно безумных для местных количествах, они тут были полностью деревянными, иногда разве что железную кромку на режущей части делали. Теперь же совершенно расточительным образом по мнению некоторых местных ревнителей традиций у лопаты деревянная только рукоять. Зато копать такой не в пример удобней и легче. Понятно, что для кого-то может показаться, что такой инструмент никто покупать не будет, потому что по местным меркам это дорого. Но ведь цены «для своих» значительно ниже цен для чужих. А кто свой и кто чужой, определяем только мы с Рарогом. Соответственно и цены для тех и других тоже мы устанавливаем, всё же без Рароговых печей выплавка стали невозможна и потому все ремесленники вынуждены прислушаться к нашим пожеланиям. Во всяком случае, те, что имеют дело с металлом.
Вот, к примеру, решили наши бронники скопировать доспех ромейский, что называется лорика сегментата[62], случайно попавшийся в трофеях, что достались мне после войны с саксами. Откуда он у самих саксов взялся – неизвестно, но вещь показалась мне интересной, и я решил показать броню Рарогу.
Показал, но вот не ожидал того полёта фантазии, что развился у моего приятеля и его розмыслов. То-то они в Любшанской крепости засели, превратили её в самый натуральный полигон, на котором они свои придумки отрабатывают.
Так вот в итоге у копии доспеха, мною отданного, появились рукава из стальных сегментированных пластин, ничуть, кстати, не ограничивающие подвижность рук, сильно изменилась форма наплечников, а вес даже снизился! Плюс появилась своеобразная «юбка» из стальных полос. Теперь из чисто пехотного, пригодного к делу только в паре с большим щитом, доспех стал универсальным, и пользоваться им стало возможно с относительно лёгким круглым кавалерийским щитом. А то и можно стало обходиться вовсе без щита. Броня довольно удобная и подвижность в нём вполне удовлетворительная. В комплекте с также модернизированным шлемом получилась очень удобная и надёжная защита. Решили наши дружины укомплектовать именно этими доспехами, всё равно основа нашего войска это пехота и даже местами пехота морская. Как тут называют этот вид войск – рать корабельная. Что ещё хорошо в этой броне, так это то, что застёгивается и расстёгивается она спереди, посредством специальных крючков. Так что в случае нужды её можно быстро надеть и быстро сбросить. В море это часто важно.
Ох, чую я, будут у нас нурманны их выпрашивать продать по минимальной цене. А может доспехами им и заплатим за поход. Но цену задерём всё же повыше.
Для лютичей тоже есть эксклюзив. Шлемы в виде волчьих голов, пусть враги их ещё больше боятся. А для руян приготовили вместо каменного, что сейчас в главном храме стоит, бронзовое изваяние Святовида. Глядишь, посговорчивее станут. У них всё равно всем жрецы всем рулят. Волхвы конечно недовольны, их хоть и путают часто со жрецами, но на самом деле разница между волхвами и жрецами немалая.
Жрецы – это проводники воли богов. Насколько они эту волю понимают. Хотя иногда мне кажется, что жрецы скорее придумывают эту самую волю.
А вот волхвы – это скорее учёные и даже где-то маги. Правда магия их не имеет ничего общего со стихиями. Они больше мастера слова и заткнуть волхва, не убив его, – это подвиг эпический и тут такого не помнят. Кстати, именно поэтому ещё волхвы занимаются у нас отловом разнообразных лазутчиков.
Между прочим, вполне успешно. Лазутчики и шпионы в последнее время стали проблемой, засылают их к нам большей частью из Ромейской империи, но не так давно попался один засланный папской курией. Чую, допрыгается папа, специально пошлю нурманнов Рим грабить. Пусть заодно и Ватикан от лишних ценностей избавят. Да и ромеям хорошо бы как-нибудь напакостить. Надоели, честное слово. Всё им наша сталь покоя не даёт, если нравится – так покупайте хоть в слитках, хоть в полосах. Так ведь нет, всё норовят секрет украсть. Это они ещё не понимают, что весь секрет по большому счёту в Рароге заключается. Когда поймут, боюсь, попытаются самого его украсть. Ра парень горячий, соберёт войско и пойдёт с ромеями воевать, а нам ещё рано. Не потянем мы войны с ними, пока во всяком случае.
Розмыслы наши хитроумные уже такого напридумывали, что остаётся только диву даваться. Вот та же сталь полосами, это не моё и не Рарогова придумка. Это местные розмыслы придумали. Один увидел как-то, как по горячему ещё бруску стали бронзовый вал проехался, ну, упустили ребята, бывает. Так вместо бруска получилась полоса. Дальше в процессе экспериментов вал стал стальным и даже не один, брусок теперь между валами протаскивают, причём зазор в каждой последующей паре всё меньше и меньше. В итоге получаются почти готовые части сегментарного доспеха. Дальше только обработать их, приклепать к пластинам соединяющие их кожаные ремни и подогнать всё под размер. Впрочем, процесс изготовления доспеха я в точности не знаю. Так, видел кое-что и всё.
Вообще в процессе изготовления одной новинки часто получаются ещё несколько. Одно тянет за собой другое. Вот потому наше княжество, вернее два княжества в крепком союзе между собой, и сильнее становится день ото дня. Ну и люди к нам приходят, чем дальше – тем больше. Из такой дали добираются – это же уму непостижимо. Чистый-город уже разросся так, что, пожалуй, пора копать новый ров и ставить новые стены. Причём, пожалуй, площадью побольше, «на вырост» так сказать. Всё равно количество населения всё время увеличивается. Ну и нашу фирменную шуточку с горячей водой во рву, теперь уже новом, не худо бы повторить. А что? Народу нравится и удобно. Кстати, земля возле рва самая дорогая и соответственно живёт там вся городская верхушка. А это практически всё первоначальное население Чистого и уже никто не помнит, как называлась весь до нашего прихода.
Даже летосчисление у местных теперь от «пришествия магов» считается. И ведь бесполезно отговаривать, хотя немного смущает такое почитание. Впрочем, особо гордиться некогда, дел невпроворот. Недавно вот освоил производство домашних ледников. То есть не погребов со льдом, нет. Теперь это стальной ящик с полками, на который изнутри наложено заклинание холода. Чтобы ящик не разморозился, заклинание поддерживает артефакт. Понятно, артефакт тоже разряжается. Вот теперь приходится где-то раз в полгода их заряжать. Правда, такая штука есть далеко не у всех, больно уж дорого. Но у некоторых граждан города есть. Естественно, остальные им страшно завидуют… и обходятся старыми добрыми ледниками.
Рарог кроме доспехов, которые, кстати, не его идея, всё-таки доделал печку, из-за которой сюда попал, вот ведь упёртый. Нормально получилось и существенно дешевле, чем у меня ледники. Их теперь мало того, что хозяйки покупают, вернее конечно не они, а их мужья, но и те же нурманны на корабли берут. Всяко безопаснее, чем те жаровни, которыми они раньше пользовались!
Но ведь всё это хозяйство нужно заряжать, раз в полгода конечно, но всё же сил эта зарядка немало отнимает. Зато и резерв раскачивается, причём так, что за всю нашу предыдущую жизнь на родине не получилось. Вот поэтому приходится мириться со всей кутерьмой с заряжанием артефактов. В принципе, стоило бы подумать о самозаряжающихся артефактах, но такие можно давать разве что самым надёжным людям. Тому же Людоте, например, или Ворону. Но вот даже тестю что-то подобное я дать не рискну. Мало ли что ему в голову взбредёт. Словен, кстати, тоже в поход на хазар собирается, прямо семейное предприятие. Хорошо хоть Забава никуда не собирается, ей и так забот хватает. Хозяйство большое и, несмотря на наличие помощников, крутиться ей приходится с утра до вечера. Это пока ещё детей нет, не успели завести. А семьи тут большие, пятью-семью сорванцами тут никого не удивишь, ну так и то раньше выживало меньше половины, а сейчас поскольку жить стало лучше, жить стало веселей – выживают почти все. Оттого детворы на улицах столько, что иной раз и проехать страшно, а вдруг какого мелкого конь стопчет? Вот и хожу больше пешком, да и привычней так, и больше увидишь. А приглядывать в городе за всем надо.
Кстати, ещё оттого, что народу много стало, конфликты разгораются, бывает, на пустом месте. К нам бывает и изгои забредают, а этих ребят не просто так община выбрасывает. Изгнание по нынешним временам кара страшная, одному выжить сложно, а в лесу или на болоте почти невозможно. Вот и сбиваются такие бродяги в группы-банды. У нас им разгуляться не дают, тут городовая стража есть, а Чистое хоть город по местным меркам уже довольно большой, но всё равно все всех знают. Так что изгоя мигом определят и из города выкинут. Зато если такая банда выйдет на какое дальнее огнище, то покуражиться могут здорово. Правда, теперь на весках сидят немалыми родами и потому отпор тоже дать могут. Ну так, мужики там могутные, иной и медведя некрупного заломать может. А что вы хотели? Попробуй пни после пала выкорчевать, вот сила-то и появляется. Есть тут такой Лют-огнищанин, так тот как-то быка ударом в лоб убил. На спор, конечно, бочку мёда ставленого выиграл. Правда, за быка всё равно пришлось заплатить, зверь купеческий был.
Но и веселиться у нас умеют, особенно сталевары любят погулять. Ну так, работа у них тяжёлая и всё больше с огнём, а потому иногда надо и расслабляться. Вот и выходят зимой на льду размяться. Стенка на стенку кулаки почесать. Но опять же стараются бить так, чтобы синяки были, а кровь не показалась. За кровь виру немалую платить придётся. Вот и ходят после такого веселья, рожи синие, глаза подбитые, но переломов и крови нет. Пар спустят вот так, и опять к своим печам любимым. Кто с огнём привык работать – эту работу ни за что не оставит. У них каждая плавка как праздник. Стоят у печей мокрые, в передниках из горного льна и таких же рукавицах, температуру металла на глаз определяют, по цвету. Но оттого у мастеров часто глазные болезни приключаются, и это понятно, попробуй на солнце без защиты глаз посмотреть. Враз ослепнешь. Хорошо хоть розмыслы давно уже придумали специальные стёклышки в оправе, назвали это дело «очки», защита очей значит. Очки закопчённые, и потому через них на расплавленный металл смотреть можно.
Тоже, кстати, секрет Чистого. Ромеи так и не поняли, как их делать, а ведь казалось бы всё просто. Да и стекло у нас не то, что у всех остальных, такое делать и в Византии не умеют. Вот и шлют шпионов. Ну а мы тех свеям продаём. Роль раба незавидна тому, кто вчера ещё был очень небедным господином.
Впрочем, не только сталью те розмыслы занимаются. Вот травницам-знахаркам нашим помогли. Теперь они сами травы не особо собирают. Времени на это нет. Собирают большей частью пацаны да девчонки, их в травах специально разбираться учат. Да собирают не просто так, всё в куче. Нет. Каждая травка в свой мешочек и своей руной подписана. Да ещё каждая травка в своё время собирается.
Зверя добывать теперь от Чистого приходится далеко ездить, распугали зверьё шумом и грохотом от города. Так на то у сталеплавильных речей теперь ещё и молоты стоят здоровенные, от водяного колеса работающие. Тоже розмыслы придумали. Зато теперь некоторые детали одним ударом молота по шаблону делаются максимально одинаковые.
Так вот и живём и к походу готовимся. Дружина, кстати, вместе с городом разрослась, в ней теперь народу как в ином городке. К походу будут все в одинаковых доспехах, вот хазарам подарочек будет. Они к такому не привычны. Вон даже у ромеев, и то войско не совсем в одинаковой защите ходит. Разве что щиты у пехоты одинаковые. Но с тем хазары сталкивались. А тут и броня, и шлемы, и оружие одинаковы. А лица за личиной не разглядеть, вот и кажется, что это один человек в тысяче фигур в доспехах. Страшно! Ну да пусть боятся. Кроме доспехов добрых у нас ещё и самострелы делают, огнищанам очень полюбились. Отбиться от залётной банды изгоев можно, и на зверя годится. Из лука скорострельнее, зато самострел сильнее бьёт. Иной и кольчугу пробивает. Однако стальной доспех не возьмет, хотя удар и с ног сбить может, и синяк оставит знатный.
Ну да наши розмыслы ещё чего придумают. Вот такое соревнование.61 – Лопари, лапландцы – малочисленный финно-угорский народ, проживающий на севере Снандинавии. Скандинавы называли их lappar или lapper, русские – «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей».
62 – Лорика сегментата – пластинчатые доспехи, появившиеся в конце Римской республики и широко использовавшиеся в эпоху Империи. Доспехи состояли из железных полос, изнутри попарно скрепленных на груди и спине кожаными ремнями, образуя таким образом обруч, охватывающий торс солдата. Плечи, а также верхняя часть груди и спины защищались дополнительными пластинами. Нагрудные и спинные пластины крепились к основным либо крючками, либо ремнями и пряжками, располагавшимися на спине внутри доспехов, а на груди – снаружи. Левая и правая нагрудные пластины также соединялись между собой.
Д. М-- Ледяной маг. Свиток 2.
Сообщений 421 страница 430 из 494
Поделиться42105-03-2021 19:46:12
Поделиться42205-03-2021 20:10:17
Кстати. Горд? Или город?
Поделиться42305-03-2021 20:19:41
Кстати. Горд? Или город?
Горд и борг - примерно одно и тоже. Подозреваю что скандинавы и прочие германцы переняли название у славян, но произносить стали по-своему. Как к примеру город Зверин переделали в Шверин. При этом думаю борг - это уже чисто германское ( в том числе и скандинавское).
Поделиться42405-03-2021 20:21:09
Слегка подредактировал собственный текст. И, пожалуй, в конец 12 главы это.
Отредактировано Шинрай (Сегодня 19:23:19)
Год от пришествия магов 14.
Поделиться42505-03-2021 20:27:04
Такое дело. Набивать объем ссылками, конечно, можно, но уж больно раздражает. Может, дать часть справочного материала приложением отдельно? По тем же народам.
Думаю пойдёт. Как приложение в конце первой ( и последующих) книг.
Думаю парралельно начну вторую. Как раз с визита родни..... Сейчас думаю кто из родни появится.
Потому что если явится дедушка Род - словене могут решить что настал конец света.
Поделиться42605-03-2021 20:35:04
Год от пришествия магов 14.
Ага, поправил.
Думаю пойдёт. Как приложение в конце первой ( и последующих) книг.
Перекидаю. Табличкой приложение сделаю, или списком, это уж как удобнее.
Поделиться42705-03-2021 21:27:32
Ага, поправил.
Перекидаю. Табличкой приложение сделаю, или списком, это уж как удобнее.
Лучше списком. У нас в перспективе издание в бумаге. Только объём догнать до 14 а. л
Поэтому к моменту издания желательно вторую книгу хотя бы до половины. То есть где то примерно 7 а. л написать.
Поделиться42805-03-2021 21:32:46
В общем я тут подумал и решил что придёт дядя Свар и тётя Мара. Соответственно дядя Рарога и тётя Морэза. Они устроят похохотать всем, включая племянников. Кощея пока не рискну впускать... Больно злобный.
Отредактировано Книготорговец (05-03-2021 21:33:58)
Поделиться42905-03-2021 21:33:25
Вот примерно так:
Приложение 1. Племена и союзы племен, народности, национально-религиозные группы
Авары – кочевой народ центрально-азиатского происхождения, переселившийся в VI веке в Центральную Европу и создавший там государство Аварский каганат (VI–IX вв.).
Аланы – ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н.э. – времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
Англы – древнегерманское племя, населявшее в начале нашей эры северо-восточное побережье Германии и центральную часть полуострова Ютландия. В эпоху великого переселения народов, начиная с III века и наиболее интенсивно – в середине V века (440 г. н.э.), англы вместе с соседними германскими племенами саксов, ютов и фризов переселялись в Британию, населённую в то время преимущественно христианизированными Римом кельтскими племенами.
Берберы – общее название принявших ислам в VII веке коренных жителей Северной Африки от западных границ Египта (Оазис Сива) на востоке до Атлантического океана на западе и от реки Нигер на юге до Средиземного моря на севере. Говорят на берберо-ливийских языках афразийской макросемьи. Большинство верующих – мусульмане-сунниты.
Бодричи – одно из племён полабских славян, которые с VI века расселились к востоку от нижней Эльбы между заливом Висмара и озером Шверинер-Зе. Предположительно, происходит из Нижней Силезии.
Болгары – тюркские племена, принадлежащие к группе западно-тюркских племён. Населяли с IV века степи Северного Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа и мигрировали во 2-й половине VII века частично в Подунавье, а позднее — в Среднее Поволжье и ряд других регионов.
Венгры, они же мадьяры. Кочевой (позже оседлый) народ финно-угорской группы. В ходе переселения остановился и осел на территории современной Венгрии.
Гебры – исповедующая зороастризм древнейшая этноконфессиональная группа в Иране, наряду с парсами одно из двух последних в мире сообществ, сохранивших эту религию.
Готы – древнегерманский союз племён. С II века н.э. до VIII века н.э. играл значительную роль в истории Европы. Это было объединение германских племён, вероятно, скандинавского происхождения, говоривших на восточногерманском готском языке. В первые века нашей эры они начали путь от Скандинавского полуострова и постепенно расселились к Северному Причерноморью и реке Дунай, достигнув аванпостов Римской империи. В IV веке среди готов распространилось христианство.
Даны – предки современных датчан, древнегерманское племя, населявшее территорию нынешних Швеции, Норвегии и Дании.
Кипчаки, огузы – средневековый тюркский народ, состоявший из 24-х основных племён и живший до XI века в степях Центральной Азии и Монголии.
Корела – древнее прибалтийско-финское племя, жившее в средневековье главным образом на Карельском перешейке и в Северном Приладожье.
Кривичи – союз восточно-славянских племён, который в VIII–X веках сложился в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Занимались земледелием, скотоводством, ремеслом.
Курши – западнобалтская народность, жившая в V-XVI веках на юго-восточном побережье Балтийского моря, на территории Курземе и сегодняшней западной Латвии, а также на крайнем севере Калининградской области (в древней Скаловии), и давшая название Курляндии.
Лангобарды – древнегерманское племя. После покорения северной Италии, лангобарды начали продвижение на юг и расселились почти по всему Апеннинскому полуострову.
Лапландцы, лопари – малочисленный финно-угорский народ, проживающий на севере Снандинавии. Скандинавы называли их lappar или lapper, русские – «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей».
Латгалы – восточно-балтское племя, населявшее восток современной Латвии. Занимало центральное положение по отношению к другим народам, расселившись в нижнем течении р. Западная Двина, ассимилировав местное прибалтийско-финское население (ливы, эсты). Латгалы населяли восточную часть современной Латвии по правому берегу Даугавы. На западе граничили с ливами, на юге – с селами (селонами) и земгалами, на востоке – с кривичами, на севере – с эстонцами.
Ливы (ливвики) – один из трёх крупных субэтносов (помимо собственно карел) в составе карельского этноса. Существенно отличается по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах) от собственно карел. Ливвики в большинстве своем проживают в Олонецкой Карелии, в восточном и северном Приладожье.
Людики – один из трёх крупных субэтносов (помимо собственно карел) в составе карельского этноса. Существенно отличается по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах) от собственно карел. Людики в большинстве своём проживают в Прионежской Карелии, на северном и восточном побережье Онежского озера.
Лютичи – экзоэтноним полабского союза племён, живших между Одером и Эльбой. Самоназванием этого племенного союза было вильцы или велеты, в немецких источниках часто упоминаются как венеды или венды.
Ляхи – общее название западнославянских племён – полян (поляков), лютичей, мазовшан и поморян.
Моравы – западнославянский народ, в основном проживающий в Моравии (юго-восток Чешской республики). Этноним, вероятно, произошёл от реки Моравы.
Нигри – экзоэтноним морлахов, ныне практически исчезнувших этнографических групп восточно-романского происхождения, занимавших горные регионы на западе Балканского полуострова.
Норги (норвеги) – предки современных норвежцев, древнегерманское племя, населявшее территорию нынешней Норвегии.
Печенеги – древний тюркоязычный народ, сформировавшийся, вероятно, в 7-8 веках в бассейне реки Сырдарья и в Приаралье. Скорее всего, изначально печенеги являлись частью огузов.
Пикты – конфедерация кельтоязычных народов, живших на северо-востоке современной Шотландии во времена позднего Железного века Британии и Раннего Средневековья.
Поляне – название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев – столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества.
Пруссы – группа племён, населявшая в IX/X–XVIII веках южное побережье Балтийского моря между нижним течением рр. Висла и Неман (территорию Калининградской области России, южной части Клайпедского уезда Литвы, а также Варминско-Мазурского воеводства Польши). Общепринято считать пруссов принадлежащими к группе балтских племён, либо конкретно к западнобалтским народам.
Руяне или ругии – древнегерманское (по некоторым представлением, которые разделяют авторы, – славянское) племя эпохи Великого переселения народов.
Саамы – малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы, предки современных финнов.
Саксы – древнегерманское племя, разделившееся в III–V веках на две части: одни пошли на юг – в Германию, а другие – на запад. На острове Британия, совместно с англами и ютами, саксы участвовали в формировании английского этноса.
Свеи – они же шведы. Древнегерманское племя, жившее на территории нынешней Швеции. Термин также использовался как собирательное название населения древней Швеции.
Скотты – группа кельтских племён. По-видимому, переселились с континента в Ирландию не ранее 400 года до нашей эры. В результате слияния с более древним доиндоевропейским населением Ирландии и другими этническими элементами образовали древнеирландскую народность. Часть скоттов, переселившись на территорию современной Шотландии (вероятно, около 500 г. н.э.), создала государство Дал Риаду, первоначально имевшее территорию как в Шотландии, так и в Ирландии.
Словене – восточнославянское племя, проживавшее во 2-й пол. I тыс. н.э. в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
Угры – обобщающее этническое имя, присвоенное родственным по языку народам – манси, хантам и венграм (мадьярам). Угорские языки и родственные им финно-пермские языки относятся к уральской языковой семье.
Франки – союз древнегерманских племён. Салические франки стали основой для голландской, но в первую очередь для фламандской наций, в то время как ассимилированная галлами и римлянами и потерявшая свой язык их часть вошла в состав французской и особенно валлонской наций. Рипуарские франки, сохранившие свой язык, составили основу населения Франконии и других немецких земель, в меньшей степени Нидерландов.
Фризы – одно из древнегерманских племён, проживавшее на территории современных Нидерландов и Германии, территория их расселения называлась Фризия.
Хазары – тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия.
Эсты – прибалтийско-финское население Ливонии. В древнерусских источниках эстам может соответствовать экзоэтноним «чудь».
Поделиться43005-03-2021 21:36:00
Вот примерно так:
Отлично. Значит убираем в конце глав сноски - зато в конце приделываем приложения. Сколько выйдет.
Похожие темы
Д.М -- Ледяной маг. | Лауреаты Конкурса Соискателей | 18-04-2024 |
Новый человек в Шахризаре | Конкурс соискателей | 06-11-2024 |
Без объявления войны | Произведения Сергея Кима | 22-12-2011 |
Адъютант 3 В гостях у тёмных эльфов. | Конкурс соискателей | 04-07-2022 |
Турнир | Архив Конкурса соискателей | 10-07-2010 |