Аннотация
Карибы семнадцатого века. Пираты, галеоны с золотом, крокодилы, пальмы... И неведомо как угодивший в те лихие времена лейтенант-ракетчик.
Пролог
Если человек очень хочет спать, заставить его проснуться непросто. Еще тяжелее не дать уснуть снова. Рецептов не так много - холодная вода, крепкий чай, регулярные пинки начальства. Сегодня я узнал еще один – сидеть в кабине «Урала»[Советский полноприводный грузовик, на базе которого изготавливалось множество специальных автомобилей военного и гражданского назначения.], идущего по лесной дороге, построенной стройбатом[Жаргонное обозначение военных строителей. Те самые страшные войска, которым даже оружия не выдают.]. Головы доблестных рыцарей лома и лопаты при строительстве были заняты чем угодно, только не гладкостью покрытия. Старожилы говорили, что при сдаче позиционного района[Местность, где размещены боевые позиции. Применительно к ракетным войскам – ракетные шахты, командные пункты, вспомогательные объекты.] дороги уже не блистали качеством. С тех пор прошло немало лет и проехало немало тяжеленных агрегатов, плиты частью поломались, частью перекосились. Починкой никто толком не занимался. У несчастной роты обеспечения, что в ответе за любое строительство и ремонт на всей территории размером с Люксембург, банально не хватало рук. Разве что особо выдающиеся ямы засыпали. Одна радость – техника у нас как раз на такие дороги и рассчитана. Как говорится: по Москве - на "Москвиче", по Уралу – на «Урале».
Закончился затяжной подъем, и прапорщик Тищенко переключился на другую передачу. Мотор заработал потише.
- Тащ лейтенант, просыпайтесь! Сейчас с горушки спустимся, а там уже и развилка, налево пятая, направо шестая.
- Спасибо, Семёныч! Я здесь и не был ни разу.
По правде говоря, я много где не был. Проще перечислить, где был. Полгода назад, пообщавшись со мной пару минут, прежний командир дивизии сразу отправил свежеиспеченного лейтенанта-«пиджака»[«Пиджак» – насмешливое прозвище молодых лейтенантов, призванных в армию после окончания гражданского ВУЗа с военной кафедрой. По сравнению с кадровыми офицерами, закончившими военное училище, «пиджаки», как правило, хуже подготовлены по чисто военным дисциплинам, но лучше разбираются в технике.] в ТРБ[Техническая Ракетная База – одно из подразделений ракетной дивизии, занимающееся обслуживанием материальной части.]. За что ему большое человеческое спасибо. И, действительно, из меня офицер – как из говна пуля. Зато с железками ковыряться люблю. Вот и сидел себе тихонечко в мастерской за стендами, проводил всякие регламенты с ремонтами. За все время только два раза ездил на таком же «Урале» помогать старшим товарищам снимать и устанавливать таблетку АПБ[Агрегатно-Приборный Блок – отсек ракеты, в котором установлены приборы системы управления. Часто совмещается с агрегатами системы разведения.] на стоящей в шахте ракете[Баллистические ракеты шахтного базирования – конструкции довольно габаритные и тяжелые. Поэтому их перевозят незаправленными и частично разобранными. При установке в шахту ракету собирают и заправляют компонентами топлива.]. Но это было в полусотне километров отсюда, в другом полку.
«Урал» перевалил верхушку холма. Дорога спускалась вниз и разделялась на две – к пятой и к шестой шахтам. Внизу, у развилки, выстроился длинный ряд грузовиков и прицепов.
- Ого, что там за зверинец?
Прапорщик чуть слышно, но отчетливо матюгнулся.
- А вы не слышали, тащ? На пятой плановый регламент[Периодическое обслуживание, на время которого ракета снимается с боевого дежурства.], а сегодня утром шестая выдала отказ[Ракета стоит на дежурстве в частично включенном состоянии и регулярно проводит самодиагностику. При обнаружении проблем сообщает об этом на командный пункт, после чего ракета считается небоеспособной.]. Понижение боеготовности[Применительно к частям РВСН – снижение количества ракет, готовых к немедленному старту. ЧП вселенского масштаба, за такое в СССР летели звёзды с плеч и рушились карьеры офицеров.], должны понимать. На моей памяти такое только раз было, целый месяц потом на ушах стояли. А у нас еще и новый комдив, только в должность вступил. Ему это как нож острый. Вот и приказал проводить работы одновременно. И регламент завершать, и отказ искать. Максимально быстро.
Офигеть у нас прапорщики осведомленные! С другой стороны, Семёныч здесь служит с момента формирования дивизии, всех знает. Меня же просто утром посыльный разбудил и передал приказ командира группы немедленно грузить подготовленный АПБ и выдвигаться. Ничего не объясняя.
- Быстрее все равно не получится. Там же технологические карты, строгая последовательность операций. Да и по технике безопасности не положено совмещать.
- А никто и не совмещает. Приказано все агрегаты подогнать максимально близко, чтобы интервалы между операциями сократить. У нас в гараже всех водил выгнали, даже пацанов зелёных.
- А зачем это столпотворение здесь, на развилке?
- Дальше узкая дорога, на обочине не встать. И на БСП[Боевая Стартовая Позиция. Для ракетных комплексов шахтного базирования – сама шахта и непосредственно примыкающая к ней территория], как вы сами говорили, лишние агрегаты не нужны. Техника безопасности.
- А ставить вплотную два разных «кузнечика»[Заправщики компонентов ракетного топлива, прозванные так за весёленькую салатовую окраску и характерную изломанную форму] – нормально? Там же один с окислителем, другой с топливом! Рядом!
- Пока они оба целые – волноваться не о чем[На современных боевых жидкостных ракетах в качестве горючего обычно используется несимметричный диметилгидразин (он же НДМГ, он же гептил). В качестве окислителя – азотный тетраксид (он же АТ, он же амил). Оба этих вещества крайне ядовиты. При смешивании самовоспламеняются с выделением большого количества тепла и ядовитого оранжевого дыма].
Незнакомый майор вылез из УАЗика с антеннами и жестом приказал нам остановиться.
- Третья группа? Пока встаньте вон там, по команде выдвинетесь на БСП!
И пошел к следующей машине.
Прапорщик вылез на подножку, осмотрелся.
- Тащ лейтенант, если не затруднит…Возьмите топорик, рубаните то деревце! Сильно мешает.
Можно было бы, наверно, возмутиться, что прапорщик командует целым лейтенантом. Но зачем? Одно дело делаем. Мой командир группы наверняка сам сел бы за руль, отправив водителя на лесозаготовку, а у меня так руки и не дошли научиться водить. Так что по умениям и труды.
Взял топор и невольно залюбовался. Не инструмент, а произведение искусства, от режущей кромки до кончика топорища.
- Семёныч, а где такую красоту продают?
- А вам зачем, тащ?
Вроде бы и действительно незачем. Городской я житель. Был бы дед жив – хороший подарок получился бы. Но увы.
- Извечная мужская любовь к хорошему инструменту. Это ж не топор, это произведение искусства!
Прапорщик улыбнулся.
- Тащ лейтенант, вы все-таки деревцем займитесь, а то стоим здесь враскоряку…
Я спрыгнул с подножки и занялся уничтожением зеленых насаждений. Прапорщик тем временем подал «Урал» вперед, дождался моей отмашки и задним ходом ловко втиснул грузовик на указанное майором место. Вылез из кабины и достал сигареты.
- Если топориком интересуетесь, могу и вам сделать. Правда, быстро не обещаю. И, извините, не бесплатно.
- Так ты их сам делаешь? Мастер, уважаю!
Сказать по правде, я почти не удивился. Тищенко и сам был аккуратист, и машина выглядела ухоженной. Явно у мужика из правильного места руки растут.
- Вам какой именно топорик нужен? Могу сделать плотницкий, типа этого. Могу поменьше, походный вариант, на рыбалку или на охоту ходить. Или, если нужно, кухонный, с бойком для отбивки мяса. Всякие хитрые варианты тоже делаю, но там уже чертеж требуется, что конкретно хотите.
Точно, я похожий топорик видел раньше, когда один лейтенант из нашей группы проставлялся за третьи звёздочки. Видимо, как раз походно-шашлычный.
- Это же явно ковка? Тоже сам?
- Ну да. Я ж до армии на кузнеца учился. Если бы на сверхсрочную не остался… Так что балуюсь иногда. Начальство не против, временами тоже заказами озадачивает. Что ж он делает, урод!?
Я обернулся и посмотрел на дорогу. С холма спускался очередной ядовито-зеленый «кузнечик». Всё логично, для заправки одной ракеты нужно тридцать тонн гептила и шестьдесят амила, поэтому заправщиков окислителя два. Вот только не слишком ли быстро летит с горы эта бандура?
Прапорщику происходящее тоже не понравилось.
- Передачу! Пониженную![Здесь знатоки могли бы возразить, что у таскавшего «кузнечики» МАЗа-тягача трансмиссия гидромеханическая. Это, безусловно, так, вот только она гидромеханическая с ручным переключением. Не АКПП ни разу. Больше на типтроник похоже.]
Сомнительно, чтобы водитель мог слышать его крики, но не участвовать в процессе Тищенко не мог.
- Вчера на этом тягаче тормоза перебирали, могли сегодня в спешке забыть проверить. А за рулем пацан молодой. Передачу!
Чем дальше, тем меньше верилось в благополучный исход этого спуска. «Кузнечик» летел вниз, прямиком в скопление грузовиков на обочине. Из кабин выскакивали люди и разбегались кто куда.
- Семёныч, а ведь он не остановится. Хоть одна бочка, но треснет. А противогазов у нас нет. Побежали, а?
Прапорщик не отвечал, уставившись на несущийся заправщик.
Я сунул мешавший топор сзади за ремень, вцепился Тищенке в плечо, развернул его лицом к себе.
- Мы все равно помочь не сможем, а так хоть живы останемся. ПРАПОРЩИК, ЗА МНОЙ, БЕГОМ, МАРШ!
Но было уже поздно. Мы успели пробежать метров двадцать, когда ёлки впереди осветились желтым. В спину упруго толкнуло, и все вокруг затянулось клубящейся оранжевой пеленой. Сразу обожгло глаза. Сколько мог, задерживал дыхание, но… Лёгкие вспыхнули нестерпимым жаром. Следующий вдох я сделать уже не смог.
Отредактировано RedSun (06-11-2020 09:30:09)