Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Крымский реванш


Крымский реванш

Сообщений 11 страница 20 из 135

11

Игорь К. написал(а):

Непонятно. Получается, что это будет не художественный фильм, а снимать будет киностудия МО СССР?

Дело в том, что в СССР начиная ещё с 40-х гг. снимались учебные и познавательные фильмы (в т.ч. и для МО) с привлечением артистов. Например: "Тыл танкового батальона" (1940 год) или "Цена небрежности" (1975 год). Второй пример, наиболее показателен, ибо это полностью игровой короткометражный фильм посвящён вопросам  пожарной безопасности. Этот список можно продолжать и продолжать. Подождите дальнейших выкладок теста и там будет дано исчерпывающее объяснение.

+1

12

Dimitriy написал(а):

Majorvks
Новая вещь хорошо заходит, спасибо.

То ли еще будетой,ой,ой!!! o.O  :playful:

"

Отредактировано Череп (15-11-2020 14:03:27)

+3

13

Череп написал(а):

Дело в том, что в СССР начиная ещё с 40-х гг. снимались учебные и познавательные фильмы (в т.ч. и для МО) с привлечением артистов. Например: "Тыл танкового батальона" (1940 год) или "Цена небрежности" (1975 год). Второй пример, наиболее показателен, ибо это полностью игровой короткометражный фильм посвящён вопросам  пожарной безопасности. Этот список можно продолжать и продолжать. Подождите дальнейших выкладок теста и там будет дано исчерпывающее объяснение.

Документальные и полудокументальные, так или иначе учебные или обучающие, о современности, короткометражные фильмы. Но не полнометражные исторические игровые фильмы. Несколько странное решение. И если действительно именно так решили, то лучше бы в тексте явно отметить, что это будет первый фильм такого масштаба для той киностудии.

Отредактировано Игорь К. (15-11-2020 14:33:26)

+1

14

Игорь К. написал(а):

если действительно именно так решили, то лучше бы в тексте явно отметить, что это будет первый фильм такого масштаба для той киностудии.

Череп написал(а):

Подождите дальнейших выкладок теста и там будет дано исчерпывающее объяснение.

Отредактировано Череп (15-11-2020 15:14:03)

+3

15

Majorvks написал(а):

семьи в Америке держаться на деньгах,в Британии - на традициях, а в Советской Армии - на партийной организации

Тут без мягкого знака. Что делают-" дЕржатся, а не что делать- "держАться" .

Отредактировано Франческа (15-11-2020 18:08:28)

+2

16

Majorvks написал(а):

что «семьи в Америке держаться на деньгах, в Британии - на традициях, а в Советской Армии - на партийной организации», но карьера офицера могла окончиться в буквальном смысле вместе с браком.
   То, что Иван Петрович узнал сегодня, невозможно было предвидеть. С ним связался его однокашник по военно-морскому училищу Александр Фёдорович Карьеров и весьма настойчиво попросил, как можно быстрей подъехать для очень важного разговора.

Одна карьера лишняя :) (Какая - решайте сами. Но глаз дико режет...)

+2

17

П. Макаров написал(а):

Одна карьера лишняя :) (Какая - решайте сами. Но глаз дико режет...)

Исправления может вносить только Дима, но  я думаю, что уберём первую карьеру.

0

18

Продолжаем повествование.

***
  Сегодня, как раз был «отчётный день». Во время осмотра Василий Афанасьевич вёл привычный диалог с пациентом, совмещая вопросы с шутками и короткими анекдотами, ибо смех, как и иные вибрации, организма позволял получать важную информацию о внутренних процессах, а позитивные эмоции профессор тоже считал своего рода лекарством.
   Во время этого сеанса, Епишев краем глаза косился на открытый журнал, лежавший на письменном столе. Без очков Алексей Алексеевич не мог на расстоянии прочитать ни строчки, но был уверен, что ему знаком этот текст. Одевшись, Епишев всё же подошёл к столу и к своему удивлению узнал последний номер «Морского сборника» со статьёй о генерале Шильдере, которая и привела к созыву сегодняшнего заседания Бюро ГлавПУРа.
-Не знал я, уважаемый Василий Афанасьевич, что Вы интересуетесь генералом Шильдером и его изобретениями. Признаться, мне было бы очень любопытно узнать Ваше мнение.
- А-а-а, вы об этой статье? Материал любопытный, вопрос поставлен правильно, но, честно говоря, я не специалист. Это вчера ко мне из Ленинграда сын нагрянул погостить.  Он - доцент на кафедре в Корабелке (Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт), сейчас работает над докторской. А ещё с нахимовского училища увлёкся историей Крымской войны в целом, и подводного флота 19 века в частности. Это его журнал. Он мне даже признался, что материал собирает - хочет монографию выпустить об эволюции двигательных установок подводных лодок середины 19 - начала 20 веков. А о генерале Шильдере, он всё, что было доступно в библиотеках, перерыл и собрал воедино. Да он и сейчас со своими записями работает, благо, что в отпуске никто не отвлекает.
- Василий Афанасьевич, вы уж меня простите великодушно, - немного стеснительно начал Епишев, - а нельзя ли мне познакомиться с Вашим сыном? Скажу честно - во вторник у нас продолжится заседание Бюро ГлавПУРа как раз по поводу необходимости съёмок фильма о генерале Шильдере и его подводной лодке, и мне было бы очень любопытно, да и просто полезно ознакомиться с мнением вашего сына по этому вопросу.
- Я думаю, что это можно устроить, - ответил Перегудов. - Вы пока посидите здесь, а я организую чай, заодно приглашу сюда Сергея, и мы сможем втроём всё обсудить.
   Прошло совсем немного времени, и профессор вернулся, причём в нарушение всех правил этикета открыв дверь ногой.  Но наличие в руках, облачённых в рукавицы, отблёскивающего медными стенками чуть слышно посвистывающего самовара его полностью реабилитировало. За ним в комнату вошёл среднего роста мужчина лет сорока, который держал в руках большой поднос, основательно нагруженный заварным чайником, чашками, сахарницей, вазочкой с вареньем, бутербродами, сдобой – словом, всем, что нужно для чаепития и неспешной беседы трём взрослым людям, изрядно уставшим за истекшую рабочую неделю.
- Серёжа, давай размещай всё на столике возле камина, - привычно распорядился Василий Афанасьевич
   Кстати, камин в кабинете профессора заслуживал отдельного описания. Как известно, мерцание огоньков, перебегающих по дровам, - это зрелище, которое завораживает и позволяет хотя бы на время забыть о рутине, создавая помимо всего прочего некую  атмосферу уюта. Как тут не припомнить стихи великого Пушкина:
«Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук».
   Человек, сидящий дома и согретый теплом очага, способен по-особому воспринимать слова ближнего, пусть даже порой и несущие тревожные вести. Поэтому именно «беседами у камина» стали называть радиообращения к народу великого президента США Франклина Делано Рузвельта, начинавшиеся словами «дорогие друзья».
    Но проблема состояла в том, что Василий Афанасьевич в конце войны попал в группу специалистов, направленных в Пиллау для изучения захваченных в гавани модернизированных образцов субмарин, обнаруженного там же секретного тренажера по обучению экипажей подводных лодок и весьма нестандартного подбора медикаментов, которыми их должны были обеспечивать во время боевого похода.   Откровенно говоря, высокое начальство планировало откомандировать для выполнения этого ответственного задания лично профессора Николая Васильевича Лазарева, признанного специалиста в сферах токсикологии и фармацевтики. Однако, ввиду того, что сроки были поставлены очень жёсткие, а перед профессором стояла масса неотложных и не менее архиважных задач, было принято компромиссное решение. В Пиллау направили его лучших учеников майоров медицинской службы Михельсона и Перегудова, успевших поучаствовать в исследованиях по применению различных медицинских препаратов для повышения боевой эффективности и выносливости подводников в экстремальных условиях. Тем более, что они находились сравнительно недалеко, на одной из баз советских подводных лодок в Финляндии, которая весьма своевременно для себя заключила перемирие с СССР и даже начала боевые действия против германских войск, позже получившие название «Лапландская война».
   Для проживания «товарищам учёным» был выделен небольшой, но хорошо сохранившийся старинный особняк. И хотя, была уже середина мая, погода на Балтике упорно не желала баловать весенним теплом и периодически, особенно к вечеру, в доме приходилось растапливать все имеющиеся печи и очаги. Правда, имелась ещё одна возможность противостоять промозглой сырости. В особняке был, пусть и уступающий по масштабам массандровским, но, всё же довольно обширный винный погреб. На стеллажах, аккуратно рассортированные по сортам, лежали бутылки с вином. Однако, первые же попытки дегустации, естественно исключительно с медицинской точки зрения, были безжалостно пресечены представителем СМЕРШа капитаном Булатовым, который был прикреплён с группой поддержки в качестве няньки и надзирателя к докторам и кандидатам различного разлива. Не помогли даже апелляции к Приказам Народного Комиссара Обороны, разрешающим выдачу до трёхсот грамм вина особо в дни революционных и общественных праздников. Список оных, включающий День пионерии и иные, не менее значительные даты, предусмотрительно составленный майором Михельсоном, просто перекочевал в карман контрразведчика, а дверь погреба мгновенно украсилась дополнительным навесным замком, ключ от которого, естественно только в одном экземпляре хранился у бдительного товарища капитана.  После проведения инструктажа о возможных диверсионных действиях со стороны вервольфов и их обычной практике отравления твёрдых и жидких продуктов питания вино вплоть до получения результатов проверки в лаборатории было объявлено «потенциально опасным». Что, впрочем, не помешало бдительному капитану отобрать по несколько бутылок вина каждого сорта, разумеется, для проведения экспертизы.  Совершенно случайно, эта экспертиза продолжалась вплоть до окончания активной фазы работы комиссии и, лишь за два дня до отбытия к местам постоянной дислокации, в течение которых подписывали итоговые документы, Вячеслав Михайлович торжественно снял замок и объявил вино доступным к употреблению. Вот именно тогда, будущий профессор Перегудов и иже с ним едва не погибли. Принятие вовнутрь нескольких кружек глинтвейна, компонентами которого были вина как минимум пяти наименований, мягкие кресла и тепло от разожжённого камина привело дружескую компанию в состояние лёгкой и приятной сонливости, плавно перетекшей в крепкий сон, который вполне мог стать беспробудным в прямом смысле этого слова. Дымоход, давно требовавший ухода со стороны трубочиста, не справлялся со своей задачей, и  постепенно в помещении стал скапливаться угарный газ. Вот после этого вечера на всю оставшуюся жизнь Василий Афанасьевич сохранил подсознательное недоверие к открытому огню.
   Некоторые из сослуживцев тогда ещё майора, а впоследствии и генерал-майора медицинской службы в кулуарных разговорах, перемывая косточки Перегудову, называли это паранойей или фобией. Вполне понятно, что сплетни, дойдя до его ушей, откровенно говоря, ранили его прямо в сердце. Но, постепенно, Василий Афанасьевич научился извлекать из своих страхов реальную пользу. У него открылось своеобразное чутьё, благодаря которому он несколько раз заставлял вносить изменения в проектную документацию и даже переделывать уже изготовленные устройства для приготовления пищи в сооружениях специального назначения, заказчиками которых были ВМФ, РВСН и Главное управление космических средств (ГУКОС). Педантизм и даже беспощадность профессора стали притчей во языцех, но окончательно заткнул рты желающим позлословить заместитель начальника Центра подготовки космонавтов Алексей Архипович Леонов, который волей провидения оказался в компании немного «уставшей» после банкета профессуры в пиджаках и кителях. И когда кто-то из них рассказал анекдот о пирофобии Перегудова, то нарвался в ответ на простой и доходчивый русский мат, приправленный военными оборотами. Очищенная от эмоциональной окраски тирада свелась к тому, что  «если бы было больше таких мужиков как Перегудов, то, может быть, и Валька Бондаренко не сгорел бы в сурдокамере, а ты тут, мать твою вдоль и поперёк, анекдоты про него травишь!». После этого воспитательного мероприятия, любители потрепать языком предпочитали держать его за зубами, так сказать - «во избежание».
   Правда антагонизм Василия Афанасьевича не распространялся на костёр, разведённый в лесу, или на берегу реки, но всё остальное превратилось в табу. Поэтому в его кабинете размещалась искусно сделанная умелыми руками имитация очага, с решеткой, кочергой и иными атрибутами. В создании этого камина поучаствовал сын профессора и его друг - специалист по театральным декорациям. В результате, вечером при потушенном верхнем освещении создавалась иллюзия настоящего живого огня. Единственно, чего не хватало, так это потрескивания сгорающих дров. Сергей предлагал отцу записать эти звуки на магнитофон, а динамик, вмонтировать в каминную полку, но профессор счёл это излишним, ибо гости, узнав об этих спецэффектах, могли понять эту имитацию превратно.  Ибо со времён незабвенного Лаврентия Павловича он и его друзья опасались технических новинок, особенно установленных на загородных дачах.  И лишь, когда Василий Афанасьевич находился возле камина в одиночестве или с кем-то из близких, в кабинете в углу открыто устанавливался магнитофон "Юпитер-202-стерео" снабжённый катушкой с плёнкой № 18, гарантирующей на протяжении сорока пяти минут наслаждение звуками сгорающих в очаге дров…

Отредактировано Majorvks (06-12-2020 17:26:08)

+18

19

***
Глава 4.

  Перегудов-младший разместил содержимое подноса вокруг самовара, установленного профессором с завидной точностью в середине стола.
- А теперь, Алексей Алексеевич, - хозяин дома начал церемонию знакомства, - позвольте представить вам моего сына Сергея.
  Епишев встал и, протягивая руку, произнёс:
-Очень приятно познакомиться, молодой человек. Алексей Алексеевич, сосед и товарищ вашего батюшки.
   Сергей ответил на рукопожатие. Епишев почувствовал силу его руки и характерные мозоли, а также понял, что её хозяин привык иметь дело с ручкой гири и инструментами, гораздо чаще, нежели чем с мелом и доской в аудитории.  На лице было написано чувство искреннего уважения, но судя по мелькнувшим в глубине его глаз искоркам веселья, он мгновенно узнал своего визави и мысленно закончил за него слова представления: «… генерал армии, начальник ГлавПУР, член ЦК КПСС и прочая, прочая, прочая…». Пока все, подчиняясь категорическому указанию профессора, показавшему личный пример, мыли руки в небольшом умывальнике в углу кабинета, Епишев и Сергей имели возможность составить первое представление друг о друге. 
   Многолетняя военная служба, особенно на высоких должностях, вырабатывает определённый стереотип оценки человека, а армейский фольклор в стиле «умом ты можешь не блистать, но сапогом сверкать обязан» и иные аналогичные идиомы - не досужие выдумки юмористов. Именно поэтому, Епишев присмотрелся прежде всего к «одёжке», оставив оценку ума напоследок. Семидесятые годы подходили к своему концу, и отношение к джинсам в СССР постепенно перестало быть категорически отрицательным. Этот факт, даже нашёл своеобразное отражение в кинокомедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», когда инженер пенсионного возраста в блистательном исполнении Евстигнеева, идя на ограбление, облачается именно в эту разновидность брюк. Но, начальник Главпура продолжал сохранять определённое предубеждение к поклонникам ковбойских штанов, гордо выставляющим на показ этикетки с американским флагом на заднем кармане. Сергей был одет в джинсы явно индийского производства и, судя по всему, для него это была просто удобная домашняя одежда, не требующая постоянной глажки и не боящиеся стирки. Дополняла его наряд рубашка-батник, отлично смотревшаяся на спортивной и подтянутой фигуре Перегудова-младшего. Волосы были подстрижены коротко, практически по-военному.
   В общем, всё это не совсем совпадало со сложившимся стереотипом о внешнем облике доцента из гражданского института. Епишев, который обладал не только колоссальным жизненным опытом, но и практикой работы в государственной безопасности, мог поклясться, что знакомство Сергея с воинской службой явно не ограничилась учёбой в Нахимовском училище и офицерский мундир ему знаком не по книгам или фильмам.  Проверить свои мысли он решил потом, после ритуала чаепития, который занял довольно много времени. Гость и хозяева выпили по паре чашек индийского чая (слон на этикетке, естественно держал хобот поднятым вверх) весьма почтенного объёма, стаканы профессор принципиально не признавал ввиду незначительной ёмкости, и съели по четыре бутерброда с сыром, подобранным по аббревиатуре «СССР» (Советский, Степной, Сливочный, Российский). «Московская» колбаса также не вызвала возражений у присутствующих…
   Когда пустые чашки заняли своё место на столе, Василий Афанасьевич окинул присутствующих взглядом и, понимая, что можно и нужно сделать паузу, произнёс немного изменённую фразу из отечественного мультфильма:
- Ну вот, поели, теперь можно и поговорить! Надеюсь, никто не возражает? Нет? Отлично. Алексей Алексеевич, может быть, вы и начнёте?
   Епишев согласно кивнул и задал несколько неожиданный вопрос:
- Сергей, вы в каком звании уволились? Капитана третьего ранга успели получить?
          Иногда, начальник ГлавПУРа в разговоре с заинтересовавшим его человеком начинал с нестандартного вопроса, желая проверить собственные предположения, а заодно оценить реакцию собеседника, дабы правильно выстроить дальнейший диалог. Этим искусством Епишев владел виртуозно. И удивляться было нечему. Люди, сумевшие подняться до значительных постов в очень непростое, а подчас жестокое время 30-50-х годов двадцатого века, априори не могли не быть талантливыми руководителями и исполнителями, показавшими высочайшую полезность, ибо в противном случае срабатывали рычаги «естественного отбора», порой куда более эффективные, чем те, о которых рассуждал мистер Чарльз Дарвин…
   В данной ситуации, Сергей показал себя более чем достойно. Бросил взгляд на отца, вполне резонно предполагая, что такие подробности биографии Епишев мог узнать, скорее всего, от него, но увидев удивлённое пожимание плечами, кивнул, отдавая дань уважения проницательности собеседника, и ответил:
- Капитан-лейтенантом с должности командира БЧ-3 на эсминце «Влиятельный», попал под сокращение при Хруще…ёве.  А если быть абсолютно точным, то пришлось своё место уступить другому офицеру. Ему до пенсии не хватало всего двух лет, фронтовик, большая семья и, как это говорят, - «академиев не заканчивал».  А мне возраст позволял начать жизнь по новой. Да и связь с флотом не потерял, работая в «Корабелке». По-прежнему специализируюсь на подводных лодках, разве что на службе отвечал за борьбу с ними, а на гражданке – скорее, наоборот, за их живучесть и зубастость.
   Как бы не была мала пауза, которую невольно сделал Сергей, называя фамилию уже покойного экс-генсека, Епишев её заметил и понял, что тот явно хотел произнести прозвище, которым народ, наряду с Хряком и Кукурузником наградил Никиту Сергеевича, но попытался это замаскировать. Что ни на йоту не умалило той симпатии, которую он начал испытывать к Перегудову-младшему. В конце концов «реформы» Хрущёва сломали сотни, если не тысячи офицерских жизней. Сергею ещё повезло, а вот другим - нет.  И тут, в памяти начальника ГлавПУРа всплыли строчки из стихотворного фельетона «Гиревик» некоего поэта Олейника, напечатанного в газете «Правда» не без ведома и одобрения, а скорее всего, по указке непримиримого борца со сталинизмом Никиты Сергеевича, в котором отставной офицер был представлен общественности, как закоренелый тунеядец и бездельник:
«Он не дед,
Он – кавалер.
Наш сосед – пенсионер,
Сорок два соседу скоро…
Плечи, грудь как у боксера…
Поразмялся, в дом вошел.
Мать зовет: «Сынок, за стол!
Здесь горчица, тут вот перчик!
Кушай, мой пенсионерчик!» …
Тишь прибрежья, гладь реки,
Да в шеренгу поплавки.
Здесь песочек, там вон травка,
Отслужил свое – отставка!»
   Епишев хорошо помнил, как к этому оскорблению отнесся офицерский корпус - по рукам ходили многочисленные машинописные копии отповеди:
Не сатирик вы, затейник,
Дорогой Степан Олейник.
Взяли факты, извратили,
Фельетончик сочинили.
Я вполне авторитетно
Заявляю вам тактично,
От однополчан и лично -
Это просто НЕПРИЛИЧНО!
   Но, пора была переходить к делу, и Алексей Алексеевич, взяв с разрешения профессора «Морской сборник», нашёл нужную страницу и положил журнал перед Сергеем.
- Судя по карандашным отметкам ( почти на каждой строчке можно было заметить восклицательные и вопросительные знаки, подчёркивания и еще какие-то значки), вы основательно проработали эту статью. Я уже говорил Василию Афанасьевичу, что вопросы, поднятые в ней, стали предметом обсуждения не только на уровне ГлавПУРа, но и выше. Поэтому, перед принятием ответственного решения, мне хотелось бы узнать ваше мнение, тем более, что в данной ситуации его можно считать авторитетным и беспристрастным.
- Ну, что же, Алексей Алексеевич, если вы настаиваете, то я попробую. Предложение авторов статьи о необходимости организации съёмок фильма, повествующего о жизни и подвигах генерала Шильдера, считаю очень правильным и своевременным. Но при этом желательно, чтобы сценарий фильма несколько отличался от тех, по которому были сняты короткометражные учебные и документальные фильмы киностудии Министерства Обороны.  Нет, нет, Алексей Алексеевич, - Сергей поднял вверх обе руки, увидев выражение удивления и лёгкого раздражения на лице собеседника, - я не имел в виду их качество. Фильмы сняты безукоризненно, они очень познавательны, но при этом они рассчитаны на достаточно специфическую аудиторию, как правило - это личный состав Вооруженных Сил СССР, а зачастую ленты имеют ещё и гриф, ограничивающий возможность широкого проката. А ведь есть весьма позитивный, но забытый, или не до конца изученный опыт в этой области. Например, ещё до начала Великой Отечественной войны на студии «Лентехфильм» был снят учебный фильм «Тыл танкового батальона». Я знаком с некоторыми родителями студентов, которых обучаю в «Корабелке». Двое из них закончили в разное время, разные танковые училища. И они единодушно хвалили его, говоря, что он по своей монументальности может дать сто очков вперёд иной батальной кинодраме, тем более, что в нём снимались и настоящие артисты. Да, с точки зрения техники и вооружения он безнадёжно устарел, но сама концепция ведь по-прежнему актуальна. Или  возьмём более современный пример. Несколько лет назад вышел в прокат художественный короткометражный фильм с противопожарной тематикой - «Цена небрежности». И в нём снимались настоящие кинозвёзды, я назову только два имени - Фрунзик Мкртчян и Алексей Смирнов. То есть в первом случае снимались в основном настоящие танкисты, и этот фильм практически идеален как учебный, а во втором были задействованы только профессиональные актёры и он относится к категории игрового кино.  А что, если объединить оба подхода? Я думаю, что военнослужащие без сомнения смогут обеспечить не только массовые сцены, но и сняться в эпизодах и даже в ролях второго плана. Но участие в фильме профессиональных артистов позволило бы сделать его более зрелищным. Кроме того, реальная биография генерала Шильдера, а точнее некоторые её факты, дают возможность сценаристу для достаточно вольной импровизации, которая позволит повысить зрелищность будущего фильма и значительно расширить зрительскую аудиторию.
- Постойте, Сергей, не торопитесь. Меня Василий Афанасьевич предупредил, что вы с юности увлечены историей подводного плавания и в некотором роде это ваш конёк. Но хотелось бы услышать конкретные факты, на основании которых вы предлагаете построить сценарий и было бы очень полезно, если вы позже представите их и виде тезисов, - Епишев чуточку улыбнулся и, весьма точно подражая интонациям товарища Саахова, закончил. - В письменном виде, в трёх экземплярах.
   Присутствующие дружно рассмеялись, а Сергей, ободрённый явно положительной реакцией начальника ГлавПУРа, вооружившись несколькими листами бумаги и  карандашом, продолжил разговор, попутно делая некоторые отметки, помогавшие выстроить логическую цепочку рассуждений.
- На первый взгляд, биография Карла Андреевича Шильдера достаточно хорошо изучена и представлена в литературе. Возьмём, к примеру, последнее издание Большой Советской Энциклопедии, том 29-й. В нём жизни и трудам генерала посвящено несколько десятков строчек, из которых следует, что это был талантливый инженер и мужественный офицер, начавший свой ратный путь под Аустерлицем и умерший в результате тяжелейшего ранения уже в ходе Крымской войны в 1854 году. Указаны его основные изобретения, начиная от быстровозводимых подвесных и понтонных мостов и заканчивая системами для запуска ракет под землёй, из-под воды, а также постройку боевого корабля, являющегося предтечей эскадренных миноносцев. Достойная жизнь и славная смерть генерала, практически по описанию Лермонтова
«Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его - сражён булатом,
Он спит в земле сырой».
   Но, при этом мало что известно о тех тайнах, интригах и я даже сказал бы современным языком о борьбе разведок, которые окружали Карла Андреевича.
- А вы не преувеличиваете, Серёжа? - Переходя на уменьшительно-ласкательный вариант имени, Епишев одновременно демонстрировал симпатию к собеседнику и некоторую толику сомнения. -  Послушать вас, так выходит, что Жюль Верн вполне мог бы   в качестве прототипа капитана Немо взять не индийского принца, а именно генерала Шильдера, или кого-то из его окружения?
- Вполне мог, - совершенно серьёзно ответил Сергей, - если бы знал некоторые подробности,   или, что скорее всего, если бы ему это позволили сделать. Я попытаюсь обосновать. В уже упомянутой статье из БСЭ приведены ссылки всего лишь на два источника, а именно «Жизнь и служба генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера» Мазюкевича, изданная ещё в 1876 году, и «Исторический очерк подземной минной войны» Яковлева, вышедший за три года до начала Великой Отечественной войны. Наибольший интерес с точки зрения с точки зрения интересующего вопроса представляет первый из них, так как второй освещает в основном деятельность генерала на сухопутном театре военных действий. Согласитесь, не слишком обширный список, не так ли? - Дождавшись утвердительного кивка Епишева, Сергей продолжил. - Лично я, впервые узнал о первом в мире подводном ракетоносце ещё нахимовцем, когда в библиотеке мне попалась книга Зигмунда Перли, и запомнил вот эти строчки «Еще в 1834 году русский изобретатель Шильдер построил и успешно испытал на Ладожском озере подводную лодку, вооруженную миной и ракетными снарядами». И вот с этого момента, я и начал свои поиски. По вполне понятным причинам, их активность возросла после ухода в запас… Но продолжим разговор по малоизвестным фактам из биографии генерала. В 1950 году вышла книга, автором которой является офицер-подводник капитан первого ранга Быховский. Она называется «Мастера потаённых судов». В ней автор приводит данные о присвоении технических разработок Шильдера уроженцем Баварии инженером Вильгельмом Бауэром, цитируя при этом академика Якоби, которого связывали с генералом годы совместной работы и настоящей дружбы. Может возникнуть вопрос - насколько академик беспристрастен в такой резкой оценке и, возможно, он зря обвиняет германского инженера? Отвечаю - обвинение абсолютно обоснованное и талант герра Бауэра состоял лишь в подхалимаже перед вельможами и чиновниками, а также в редкостном умении воровать чужие разработки. В 1865 году на испытаниях  его подводной лодки «Морской чёрт» он объявил своим изобретением метод очистки воздуха путём впуска внутрь корпуса забортной воды, которая, по его мнению, «отдавала часть растворённого в ней кислорода».  Понятно, что  ни о какой очистке не было и речи, происходило определённое освежение внутренней атмосферы. Но это было реализовано генералом Шильдером более чем за тридцать лет до этого!
   Единственное, в чём Бауэр оказался новатором, так это в организации концерта под водой. Шестого сентября 1856 года, в день коронации императора Александра II, Бауэр разместил в подводной лодке кроме экипажа ещё четырёх флотских музыкантов и погрузился под воду. Как только начался орудийный салют, музыканты и экипаж начали петь гимн «Боже, Царя храни», звуки оркестра разносились далеко по воде, приводя в удивление гуляющих по Кронштадтской набережной…

Отредактировано Majorvks (06-12-2020 17:39:43)

+20

20

***
  А теперь об иностранных шпионах. Занимаясь вопросами усиления обороны Кронштадта с помощью подводных мин, в июле 1837 года генерал Шильдер был вынужден обратиться к Военному министру с рапортом о невозможности проведения необходимых работ на Александровском литейном заводе и целесообразности перенести их в порт и Адмиралтейство Кронштадта.  Причина состояла в том, что практически все механики на этом предприятии были британцами, и они могли получить доступ к секретной на тот момент «подводной оснастке лодок». Директор Инженерного департамента и Военно-ученый комитет получили специальное указание от министра, чтобы «проекты генерала Шильдера сохранялись в тайне и никаких сведений о них не было бы сообщено иностранцам». Тем не менее, пристальное, если не сказать – назойливое внимание со стороны лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к дипломатическому корпусу Британии и Франции, принимало угрожающий характер.   А учитывая, что Английский клуб был весьма популярен среди русской знати и быть членом Английского клуба значило принадлежать, так сказать, к «сливкам общества», то проблем с агентурой платной и «работающей по убеждениям» у просвещённой Европы не было.
   Понимая всё это, генерал Шильдер   был вынужден обратиться лично к императору Николаю 1 с достаточно кардинальным предложением - после окончания испытаний созданных им подводных лодок распространить информацию о полной непригодности их к боевому применению, а затем открыто затопить оба судна, чтобы дезинформировать иностранных наблюдателей и скрыть важнейшие детали изобретения от тех, кто хотел бы ими воспользоваться для усиления боевой мощи иностранной державы. Не исключался вариант и демонстрации охлаждения отношения Николая Павловича к самому генералу.
   В этот момент, Епишев который был увлечён рассказом и слушал Сергея очень внимательно, опять задал вопрос:
- Сергей, вы не оговорились? Вы сказали лодки, значит ли это что было построено несколько субмарин?
-  Трудно ответить однозначно, Алексей Алексеевич. К сожалению, как я уже говорил, сохранилось поразительно мало документальных свидетельств о изобретениях Шильдера. И здесь нам придётся оперировать логическими построениями и косвенными фактами. Из анализа изученных мною почти сотни книг, изданных до 1917 года, и примерно стольких же публикаций уже советского периода, можно сделать несколько предположений.
   Наиболее часто цитируемый историками - это уже упомянутый мною биографический очерк «Жизнь и служба генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера», составленный военным инженером полковником Мазюкевичем. Когда проходили испытания подводной лодки-ракетоносца автор был ещё ребёнком и, естественно, не мог быть очевидцем этих событий, а к моменту смерти генерала ему было всего лишь двадцать пять лет. Но, тем не менее, в 1876 году выходит его книга, содержащая подробное описание подводной лодки, примерные чертежи, список экипажа и программу испытаний.
   Встаёт вопрос - а откуда у него появилась эта информация? По некоторым данным сын Шильдера в семидесятых годах XIX века мог только узнать о ней кое-что со слов некоего старшего унтер-офицера морской артиллерии Патрика, который в 1837 году был откомандирован в распоряжение генерала и на протяжении двенадцати лет был в числе его ближайших помощников, а также найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной, подчёркиваю – первоначальной!!!! лодки помещен в книге Мазюкевича.
   Остальные заслуживающие внимания источники в той или иной редакции повторяют одну и ту же фразу. «В 1834 или 1835 году была построена по чертежам генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера какая-то подводная лодка, сведения о которой не известны, или не сохранились. Результаты испытаний не публиковались». Единственно, в чём единодушно совпадали вердикты авторов, труды которых вышли в свет с разницей практически в пятьдесят лет, это в том, что «результаты испытаний весьма неудачные».
- А какие собственно книги вы имеете в виду? - Заинтересовано спросил Епишев.
   Начав это разговор, он считал, что достаточно неплохо информирован по данному вопросу, ибо его подчинённые уже подготовили что-то среднее между докладной запиской и рефератом. Но слушая Сергея, человека не только прекрасно образованного, но и без сомнения увлечённого, начальник ГлавПУРа ощущал себя студентом, который находится на лекции умудрённого жизнью академика, хотя по возрасту тот и годился ему в сыновья.
- Ну, если в порядке хронологии и самые основные, то это, прежде всего, «Некоторые сведения о домогательствах разрешения задачи подводного плавания» за авторством генерал-майора Константинова 1857 года издания. Более поздние труды – книги Дебу «Подводное плавание» и Голова «Подводное судоходство. История развития и современное состояние», напечатанная в 1905 году. И, наконец, труд одного из первых подводников военно-морского флота России Ризнича «О подводном плавании» от 1908 года. Если потребуется, то этот список можно расширить. Добавлю лишь парадоксальный факт, в 1928 году были изданы лекции профессора А. И. Сидорова «Подводные лодки их история, устройство и действие в общедоступном изложении». Весьма толковая и хорошо иллюстрированная книга, в ней красочно описаны достижения Бауэра и его подводная лодка, а о генерале Шильдере нет ни слова. В общем, учитывая вышесказанное, я могу предположить, что было построено два образца субмарин, по двум отличающимся проектам, разработанным Карлом Андреевичем Шильдером. Назовём их для удобства проект «Х» и проект «У». Подводная лодка проекта «Х» и её изображение вошли во все известные нам книги. На ней отрабатывались отдельные конструктивные элементы и решения, но это был тупиковый вариант, предназначенный, в том числе и для дезинформации вероятного противника. А субмарина проекта «У» была гораздо более совершенной, обладающей максимальной, насколько могли позволить технологии, обтекаемостью. Возможно, в перспективе предполагалось установка даже электродвигателя. Если привести аналогию, то, скорее всего, это могла быть предтеча подводных лодок Джевецкого, серия которых в количестве пятидесяти единиц была построена в 1880 году. В конце XIX века   они были уже анахронизмом, но попади они в Крымскую компанию, могли бы достичь неплохих результатов. Скорее всего, испытания этого варианта субмарины проходили в полной секретности, какую только могло обеспечить ведомство графа Бенкендорфа. И, кстати, проводить их могли не на Балтике, а на Черном море.
   А далее всё прошло по сценарию, согласованному с Императором Николаем 1. Испытания объявлены неудачными, субмарина проекта «Х» на некоторое время передана генералу Шильдеру «для испытаний в частном порядке», а затем затоплена, естественно после снятия оборудования. Подводная лодка проекта «У» также уничтожена, но не столь открыто. Вся документация тщательно скрыта, дабы быть востребованной в случае возникновения реальной угрозы войны.
- А не слишком ли фантастично подобное предположение? – засомневался Епишев, - всё-таки первая половина XIX века.
- Алексей Алексеевич, я могу привести аналогичный пример как раз примерно их этого же периода, - ответил Сергей, -  Ещё в 1822 году французский артиллерист генерал Пексан писал - «Необходимы короткие пушки большого калибра, стреляющие с больших дистанций по деревянному флоту разрывными снарядами с большим разрывным зарядом. Необходима железная броня для бортов военных судов против бомб». Что касается первого предложения, то достаточно быстро многие флоты взяли на вооружение бомбические орудия. Именно они помогли адмиралу Нахимову разгромить турецкую эскадру в Синопском сражении, а вот с бронёй всё обстояло не так просто. Есть мнение, высказываемое рядом специалистов, что причиной сложностей стало то, что во Франции по приказу морского министра адмирала Мако были проведены соответствующие испытания, которые показали высокую эффективность брони при её соответствующей толщине. После чего полученные результаты были мгновенно засекречены, дабы в случае войны с Англией внезапно забронировать французские корабли и получить перевес над более многочисленным флотом Британии. Сами же англичане провели аналогичные опыты лишь в 1849–1851 годах и поскольку толщина двухслойной брони из 6,4-мм железных листов была явно недостаточно, чтобы противостоять обстрелу ядрами и бомбами из 163-мм пушек, был сделан ошибочный вывод в стиле «Лучше получить аккуратное пулевое ранение, чем рваные и часто неизлечимые раны, которые причиняют осколки, вырванные из железных бортов». И лишь неуязвимость которую продемонстрировали французские броненосные батареи «Лавэ», «Тоннант» и «Девастасьон» при сражении под Кинбурном 17 октября 1855 года, вынудив русское береговое укрепление к капитуляции, открыло эпоху броненосных кораблей.
   Но возвращаемся к генералу Шильдеру. Далее началась цепочка непредсказуемых и роковых случайностей. Тяжёлое ранение генерала при осаде Силистрии в июне 1854 года, которое привело в итоге к смерти. А уже менее чем через год скончался и сам Император Николай 1, причём до сих пор нет чёткого ответа из-за чего это произошло. Официальная версия – воспаление легких. Хотя, сразу же после смерти Николая 1 появились слухи об самоубийстве, вызванном стыдом от поражения русских войск в Крыму. Якобы царь приказал лейб-медику Мандту дать ему порцию яда. Кстати, именно её озвучил Валентин Пикуль в недавно вышедшем историческом романе «Битва железных канцлеров». Были версии и о том, что прямо, или косвенно к этой смерти причастна Британия. Но так, или иначе смерть генерала Шильдера и Николая 1 привели к срыву плана по строительству подводных лодок.
- … Сергей, надеюсь, вы не предлагаете включить все эти факты в сценарий фильма? - Спросил Епишев после некоторого раздумья.
- Конечно нет, Алексей Алексеевич. Я всего лишь предлагаю разбить фильм на две серии или фрагмента. Первый будет базироваться на традиционной версии о подводной лодке генерала. Снимать его целесообразно в Ленинграде и Кронштадте. Для этого можно изготовить макет подводной лодки в соответствии с рисунками из книги Мазюкевича. А вот вторая часть фильма  может быть построена на основании гипотезы о наличии второго образца подводной лодки и совместить в себе элементы научно-фантастического игрового кино и научно-популярного фильма. Тем более, в советском кинематографе уже были такие прецеденты. Я могу назвать советский научно-фантастический фильм 1957 года. «Дорога к звёздам». В фильме приводится описание теории Циолковского, в популярном виде описываются законы баллистики, наглядно показываются принципы космических полётов. За четыре года до старта Гагарина в форме игрового кино показан первый в мире полёт человека в космос, а также первый перелёт человека на Луну.
   И, Алексей Алексеевич, позвольте сделать ещё одно, последнее предложение. У нас в стране есть уникальная воинская часть - 11-й отдельный кавалерийский полк, который в народе называют ещё «полком при Мосфильме». Первым фильмом, в котором снялись кавалеристы, была знаменитая киноэпопея «Война и мир» 1967 года. Вот если бы у нас появились ещё и несколько кораблей, пусть и небольших, которые могли сочетать функции учебных и при этом принимать участие в съемках фильмов на военно-историческую тематику…
   Но тут вмешался профессор Перегудов. Василий Афанасьевич, глянув на часы, громко хлопнул ладонью о крышку стола и, картинно насупившись, нарочито сердито объявил:
- Так, Серёжа, – хватит! Вы беседуете уже больше часа, и конца этому не предвидится. А Алексей Алексеевич, между прочим, и так сильно устал за неделю. И, кроме того, он ещё и мой пациент, а посему – на сегодня всё, отдыхать. Можем, если на это будет коллегиальное согласие, встретится здесь же, но завтра. Возражения, даже если они и есть, не принимаются!
   Все рассмеялись и встали. Епишев пообещал, что завтра обязательно придёт, но, уходя, успел сказать на прощание:
- Сергей Васильевич, вы капитан-лейтенант запаса. Как вы смотрите на то, чтобы совместить положенные для вас военные сборы и работу в группе обеспечения от Министерства Обороны по съемкам фильма, вначале в Ленинграде, а затем и в Крыму?..

Отредактировано Majorvks (06-12-2020 17:38:15)

+21


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Крымский реванш