1979 г., 25 августа,
Москва.
Почти философский вечер.
Обсуждая с Астом предстоящий визит Виктору, я слегка покривил душой. Встреча была намечена не через несколько дней, а на сегодняшний вечер, на старой «конспиративной даче». Почему дядя Костя попросил придержать эту информацию – можно только гадать.
Беседа, как обычно, состоялась на веранде, за самоваром. И после краткого доклада Виктора о работе «научной» группы (да, конечно, есть сдвиги, одно из направлений представляется особенно перспективным), неожиданно всплыла тема, которую на нашей с альтер эго памяти до сих пор старался обходить. В самом деле: по умолчанию предлагалось считать, что Пришельцами движут сугубо захватнические, агрессивные мотивы. И подвергать эту аксиому сомнению пор не было особой необходимости. Высадили Десант? Высадили. Готовили Вторжение, какое в итоге, и произвели в 2023-м? Ещё как готовили, да и сейчас готовят. Какие же вам ещё нужны доказательства? Агрессоры и есть – злобные, упорные, идущие к своей цели несмотря ни на что…
- Мы всё время забываем, что имеем дело с заведомо нечеловеческой цивилизацией. – говорил Виктор. – И в результате, как заметил один из героев книги, постоянно обряжаем пришельцев в земное полукафтанье. А ведь не исключено, что именно это и есть наша самая серьёзная, системная, так сказать, ошибка!
- Ну-ну, не вы первый поднимаете этот вопрос, Виктор Иннокентьевич. – прогудел генерал. – Разумеется, мы об этом задумывались. Но… как бы это правильно сказать: есть проблемы и поактуальнее, чем мотивация противника. Хотя, конечно, в своё время придётся заняться и этим…
- И это самая большая наша ошибка! – Виктор не собирался сдаваться. Возможно, именно в их мотивах кроется ключ к тому, как их остановить. Давайте попробуем немного порассуждать…
- Отчего же нет? Попробуйте, любопытно будет послушать.
После чая с «изумрудным» крыжовенным вареньем и горячих бубликов с маслом дядя Костя выглядел добродушным и умиротворённым. Однако, обманываться не стоило – матёрый волк внешней разведки попросту неспособен расслабиться, когда речь идёт о делах по-настоящему важных.
- Давайте. - кивнул Виктор. – До сих пор мы исходили из того, что Пришельцы стремятся любой ценой продлить физическое существование каждого из членов своего сообщества. Собственно, сам Путь – извините, я пользуюсь книжной терминологией – выстроен исключительно ради этой единственной цели. Захватывать больше тел, чтобы обеспечить ими своих «бессмертных» покойников – как самоцель муравьиного, в масштабах Галактики, существования. Всё так?
Генерал наклонил голову в знак согласия. Мы с альтер эго молча внимали.
- Но есть ведь и другой вариант. Например: бессмертные сознания, эти самые «Мыслящие» есть не более, чем строительный материал для расширения собственной "ноосферы" цивилизации Пришельцев на другие звёздные системы. Каждое сознание в отдельности особой ценности не представляет, это не более, чем дешёвый расходный материал. Важен, так сказать, объём охвата, способ построения плацдарма для очередного скачка. И чем выше будет совместная "психическая" мощь каждой захваченной таким образом планетной системы, чем больше на ней окажется разумов аборигенов, подчинённых «Мыслящими» Пришельцев - тем проще будет сделать такой скачок.
- Это инструмент. – негромко заметил генерал. - А как насчёт цели? Инстинкт агрессии, завоеваний?
- Только не инстинкт. – Виктор решительно помотал головой. – Как, впрочем, и не экономические движущие силы, как следовало бы из теории Маркса. Я не так уж много успел почерпнуть на эту тему из сознания Десантников, которые пытались «подселяться» в меня, но могу сказать с немалой долей уверенности: максимально широкое распространение своей «ноосферы» является для Пришельцев задачей, скорее, религиозной, нежели утилитарной, практической.
- Религия? – генерал недоверчиво хмыкнул. – У могучей межзвёздной цивилизации? Ох, сомнительно...
- И тем не менее! Вот вы, Константин Петрович, говорите – «могущественная цивилизация». А что мы знаем об их могуществе, кроме того, что они владеют этими самыми «ноосферными инструментами»? Ведь, захватив планету, они не ускоряют на ней технический прогресс, не создают машинную цивилизацию, не строят космические корабли, какую-нибудь термоядерную энергетику, как это описано во второй части книги, а используют только и исключительно достижения аборигенов, какими бы скромными они не были. Это мы точно знаем из допросов захваченных «Десантников. По сути, их интересует только одно – больше кирпичиков-«Мыслящих» в грандиозное здание своего господства в Галактике. Скажу больше – ни один из наших пленников не может сказать ничего внятного о том, откуда взялись эти самые «ноосферные инструменты», кто их изобрёл, как они тиражируются, в конце концов. Да что там – они и говорят о подобных материях примерно так же, как какой-нибудь паладин века эдак двенадцатого говорил бы о кусочке Креста Господня или, скажем, о Туринской Плащанице! Ни капли «рацио», сплошная слепая вера во всемогущество упомянутых артефактов… Так что – нет, мотив такого грандиозного предприятия никак не может быть чисто утилитарным. Здесь нужна по-настоящему великая цель, а это уже религия. Вера, если хотите.
- Предлагаете считать Пришельцев эдакими межзвёздными крестоносцами? - генерал задумчиво позвенел ложечкой в чашке с чаем. - Ну хорошо, предположим… но для нас-то какой из этого вывод? Практический, так сказать?
- Очень простой. Вы, Константин Петрович, когда-нибудь слышали о религиях, которые не порождали бы секты, ереси, раскол наконец?
- Хм… пожалуй, что нет. – теперь генерал смотрел на собеседника с нескрываемым интересом. – так вы полагаете…
- «Десантник-Инсургент», отправивший нашего друга в прошлое и есть типичный «еретик». – с торжеством произнёс Виктор. – И только этим можно объяснить его стремление нарушить планы соотечественников. Согласитесь, в философии бездумно плодящегося муравейника для подпольных протестов места нет – размножайся и плодись, вот тебе и вся сверхзадача. Но стоит лишь предположить, что Пришельцами движут религиозные мотивы – и всё становится на свои места. Например: в недрах такой «теократии» возникло течение, полагающее благом ограничить бесконтрольное распространение их цивилизации по Галактике. Не буду сейчас фантазировать почему именно, да и неважно это… Важно другое: эти «еретики», углядев возможность нанести «крестоносцам» поражение, ухватились за неё и используют в своих целях. Например, чтобы обвинить действующих правителей в нерасторопности и занять их место. И в этом случае, согласитесь, наш взгляд на происходящее требует кардинального пересмотра!
Я слушал, и в голове у меня неотвязно вертелась песенка, которую сочинять лет через эдак тридцать фанаты одной весьма популярной настольной игры:
«Агония мира, народов крики, крах великих идей,
Печатает шаг легион безликих, давно погибших людей.
Напрасны надежды живущих в мире, что смогут нас удержать,
Стократно погибнув под стягом Мессира, на смерть уже наплевать.
И мы, покинув сосновые ящики,
Гибель мирам несём,
И нашему мёртвому барабанщику
По барабану всё!..»
Меня передёрнуло. Вдоль спины словно пробежали сотни крошечных ядовитых мурашей. Межзвёздный крестовый поход мертвецов - жуть какая! Нет, даже не мертвецов – «немёртвых», «неупокоенных», самой натуральной нежити, undead-ов, как их называют по-английски… Картина Вторжения впервые предстала передо мной в таком чудовищном свете. Неужели Виктор прав, и сбываются самые чёрные, самые мрачные видения писателей-фантастов?
- Лихо закручено… - генерал покачал головой. Он явно был доволен. - Что ж, Виктор Иннокентьевич, считайте, что сумели меня заинтриговать. Попрошу изложить всё вышесказанное в виде короткого доклада, и сделать это, не откладывая. К среде управитесь?
Виктор, чуть помедлив, кивнул.
- Вот и хорошо. - генерал посмотрел на часы. – О, уже половина одиннадцатого, засиделись мы что-то, пора… Женя, тебя довезти до дома или переночуешь здесь?
- Переночую, дядь Костя. – отозвался я. – Хотел бы с Виктором ещё поговорить, есть несколько вопросов…
Вот и ладно. – он поднялся, со стуком отодвинув стул. - Кармен утром тебя отвезёт. И не вздумайте засиживаться до утра, знаю я вас, энтузиастов!
Я проводил дядю Костю до калитки, постоял, глядя вслед рубиновым огонькам его «Волги». А ведь выходит, что Виктор действительно подтвердил кое-какие мои мысли насчёт неуловимого «шефа» Десантников.
Впрочем – торопиться пока некуда. Вот сформулирую мысли поотчётливее – тогда…
Конечно, межзвёздный крестовый поход неупокоенных Пришельцев это серьёзно. Серьёзнее некуда. И все же, звучал где-то на краю сознания добродушный басок Ильи Муромца из старого анекдота про генерала Хань Ляня с его пятимиллионным войском:
«…да вашу ж китайскую мать! Где ж мы вас хоронить то будем?!..»
Дверь на веранде скрипнула.
- Мне попросить Кармен разжечь ещё самовар, или расходимся баиньки? – крикнул Виктор.
- Не стоит, сам как-нибудь справлюсь.– отвечаю. - А чай нам сейчас точно не помешает, и чтобы покрепче. У меня к вам ещё тысяча вопросов. Вот, к примеру: что вы думаете, о таком, скажем, вопросе?..
Отредактировано Ромей (17-01-2021 16:32:16)