1979 г., 3 ноября
Канал Москва-Волга
Беззаботная ночь.
Бархатистое, с чарующими нотками порока и страсти контральто плыло над ночными водами. Ноябрь в этом году выдался не слишком холодный и довольно сухой, и Ритуля пела на открытой палубе, под аккомпанемент, стоявшего под козырьком рояля - белого, старомодного, под стать самому судну.
«В далекой, знойной Аргентине,
Где небо южное так сине,
Где женщина, как на картине,
Там Джо влюбился в Кло...»
Ритуля увлеклась репертуаром кабаре начала 20-го века сравнительно недавно. Её голос и манера идеально подходили для песен в стиле "Лилового негра», "Ваши пальцы пахнут ладаном», "Негра из Занзибара", "Черного Тома" в исполнении Вертинского и Изы Кремер. А сегодняшний репертуар она подбирала по просьбе Галины - имея в виду подготовить «ребяточек» к погружению в творчество Есенина, которое и предстояло нам в ближайшие три дня. Кстати, именно Иза Кремер сочинила текст этого танго, знакомого многим по «Золотому телёнку». Помните, наверное: «Остап танцевал классическое провинциальное танго, которое исполняли в театрах миниатюр двадцать лет тому назад, когда бухгалтер Берлага носил свой первый костюм , Скумбриевич служил в канцелярии градоначальника…»
Как раз эту песню исполняла сейчас Ритуля под аккомпанемент теплоходного тапёра – и собравшаяся на палубе публика слушала её, затаив дыхание.
«…Лишь зажигался свет вечерний,
Она плясала ним в таверне
Для пьяной и разгульной черни
Дразнящее танго…»
- Для полного счастья колёс только не хватает. - сказал я стоящей рядом Катюшке Клейман. – А то как было бы хорошо…
Ноябрьский ветерок над рекой был студёным, и она пригрелась под полой Астова бушлата, благо, тот выше её на полторы головы. Маленькая она, наша Катюшка, чисто воробышек - и такая же трогательная и беззащитная…
- Каких ещё колёс? – удивился Серёга. – Мы ж на корабле, откуда тут колёса?
- Гребных, как у парохода из «Жестокого роман… - начал было я, но вовремя прикусил язык. Знаменитый фильм будет снят только через пять лет. Асту что, он привык к таким моим оговоркам, а вот Катюшку смущать незачем.
«В ночных шикарных ресторанах,
На низких бархатных диванах,
С шампанским в узеньких стаканах,
Проводит ночи Кло.
Поют о страсти нежно скрипки, -
И Кло сгибая стан свой гибкий,
И рассыпая всем улыбки -
Идет плясать танго…»
Ох, боюсь, не рестораны и уж точно, не танго ожидают нас в «далёкой знойной Аргентине». А вот пароход как раз предполагается. Точнее, дизель-электроход «Михаил Сомов», на котором нам и предстоит отправиться в Южное полушарие. Это хитрая комбинация, придуманная генералом: мы оформляем бумаги для поездки в Канаду, на театральный фестиваль вместе со «сценическими фехтовальщиками», получаем на руки билеты – и в последний момент, уже в Шереметьево, нас тормозят на таможне, придравшись к какой-то ошибке в документах. Группа улетает без нас, а мы с Серёгой садимся на другой рейс и отбываем в Питер – аккурат к прощальному гудку «Михаила Сомова», на борту которого отправляется в Антарктиду персонал очередной Антарктической экспедиции и грузы для полярных станций.
«Но вот навстречу вышел кто-то стройный...
Он Кло спокойно руку подает,
Партнера Джо из Аргентины знойной
Она в танцоре этом узнает...
Трепещет Кло и плачет вместе с скрипкой...
В тревоге замер шумный зал
И вот конец... Джо с дьявольской улыбкой
Вонзает в Кло кинжал…»
На мой вопрос – «зачем понадобилось городить такой огород?» - генерал, поначалу ответил привычным «приказы не обсуждают», но потом всё же снизошёл до объяснений.
Оказывается, один из Десантников, сведения о которых содержались в архивных записях «наблюдателей», занимает весьма высокий пост в ЦРУ. За ним установили наблюдение, но «объект» оказался крайне осторожным. Он избегал покидать не то что Штаты, но даже и территорию Лэнгли. Чего никак не скажешь о двух его доверенных сотрудниках – эти в настоящий момент находятся в СССР – один работает в американском торгпредстве, другой состоит третьим советник атташе по культуре. «Они у нас под надёжным колпаком, - объяснял генерал, - и, в принципе, могут быть высланы в любой момент. Но боюсь, время упущено. Не забывай, что мы получили возможность работать сколько-нибудь масштабно всего три месяца назад - а эти парни сидят в Москве не меньше полугода. В любом случае, резидентура Десантников в США и Южной Америке не добита и продолжает действовать. Так что мы просто обязаны предположить, что они попытаются отследить и твои перемещения…»
На мой вопрос – «откуда им может быть известно о моём «переносе», ведь Десантники-наблюдатели так не успели поделиться ни с кем своими данными? – дядя Костя только скривился.
- Что за идиотский вопрос? Откуда-откуда… от верблюда! Раз такая вероятность есть – мы должны принимать её во внимание. Или ты готов сработать «на авось» и поставить под удар судьбу всей операции?
И ведь не поспоришь - только очень уж многое в этой истории приходится делать «на авось…»
Я поёжился и поплотнее запахнулся в куртку. Ветерок разогнал облачка над головой, и теперь небо было сплошь усеяно бледными осенними звёздами – не чета небу Южного полушария с его сверкающими драгоценностями: Канопус, блеском уступающая только Сириусу, Архенар в созвездии Эридана, Корабль Арго и, конечно, Южный крест». Я закинул голову, представляя себе эту дивную россыпь на чёрном бархате, Ритулино контральто всё разносилось над стылой ноябрьской водой:
"В далекой знойной Аргентине,
Где небо южное так сине,
Где женщины как на картине,
Про Джо и Кло поют.
Там знают огненные страсти,
Там все покорно этой власти,
Там часто по дороге к счастью,
Любовь и смерть идут..."
Отредактировано Ромей (30-01-2021 02:57:49)